Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ги­по­сти­му­ля­ци­он­ные ме­то­ды





К ги­по­сти­му­ля­ци­он­ным ме­то­дам мож­но от­не­сти ог­ром­ное по­ле пси­хо­тех­ник, в ко­то­рых ИСС раз­ной глу­би­ны вы­зы­ва­ет­ся или мо­но­то­ни­ей, или час­тич­ной сен­сор­ной де­при­ва­ци­ей.

С пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния, про­цесс вхо­да в ИСС при по­мо­щи ги­по­сти­му­ля­ци­он­ных ме­то­дов пред­став­ля­ет со­бой про­цесс от­клю­че­ния сен­сор­ных сис­тем и внут­рен­ней ре­чи, яв­ляю­щих­ся ис­точ­ни­ка­ми шу­ма от­но­си­тель­но объ­ек­та фо­ку­си­ров­ки соз­на­ния.

В ка­че­ст­ве объ­ек­та со­сре­до­то­че­ния мо­гут вы­сту­пать как внут­рен­ние, так и внеш­ние объ­ек­ты.

В ка­че­ст­ве внут­рен­не­го объ­ек­та мо­жет вы­сту­пать ка­кая-ли­бо мыш­ца или груп­па мышц, ко­то­рые мы хо­тим рас­сла­бить, или об­раз (при на­прав­лен­ных ви­зуа­ли­за­ци­ях), или сим­вол (ме­ди­та­ция на ча­кры), или знак (раз­мыш­ле­ние над коа­ном). При со­сре­до­то­че­нии на те­лес­ное ощу­ще­ние долж­ны быть от­клю­че­ны зре­ние, слух, так­тиль­ные, обо­ня­тель­ные и вку­со­вые ре­цеп­то­ры, а все вни­ма­ние скон­цен­три­ро­ва­но на ки­не­сте­ти­че­ской сис­те­ме. В ос­таль­ных слу­ча­ях соз­на­ние долж­но быть от­клю­че­но и от ки­не­сте­ти­че­ской сис­те­мы, а скон­цен­три­ро­ва­но на объ­ек­те со­сре­до­то­че­ния ме­ди­та­ции. Внут­рен­няя речь долж­на быть ос­та­нов­ле­на в обо­их слу­ча­ях.

Что ка­са­ет­ся внеш­них объ­ек­тов, в ка­че­ст­ве них мо­гут вы­сту­пать как внеш­ние при­род­ные (лу­на, де­ре­во, цве­ток, по­ток во­ды и др.), так и раз­лич­ные ис­кус­ст­вен­ные объ­ек­ты (ян­тры, ман­да­лы, изо­бра­же­ния бо­гов и др.)

Мо­но­тон­ное пе­ние (мантр, мо­литв, про­из­но­ше­ние раз­лич­ных дру­гих зву­ко­во­форм, не имею­щих смы­сло­вой на­груз­ки), рит­мич­ные тан­цы (имею­щие ха­рак­тер ри­ту­аль­ных дви­га­тель­ных пат­тер­нов) яв­ля­ют­ся наи­бо­лее древ­ни­ми спо­со­ба­ми из­ме­не­ния соз­на­ния,

Они мо­гут так­же вклю­чать дли­тель­ную изо­ля­цию от об­ще­ст­ва, сен­сор­ную изо­ля­цию, пост, ли­ше­ние сна. Эти прие­мы из­ме­не­ния соз­на­ния сыг­ра­ли важ­ную роль в об­ря­до­вой и ду­хов­ной ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва.

Ин­дук­ция ИСС при по­мо­щи ги­по­сти­му­ля­ци­он­ных ме­то­дов бы­ла не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ша­ма­низ­ма, ри­туа­лов пе­ре­хо­да и дру­гих це­ре­мо­ний ар­хаи­че­ских куль­тур. Они пред­став­ля­ли со­бой и клю­че­вой эле­мент древ­них мис­те­рий смер­ти и воз­ро­ж­де­ния, ко­то­рые про­во­ди­лись в раз­ных кон­цах све­та и осо­бен­но про­цве­та­ли в Сре­ди­зем­но­мо­рье.

Столь же важ­ную роль ги­по­сти­му­ля­ци­он­ные ме­то­ды сыг­ра­ли в мис­ти­че­ских вет­вях ве­ли­ких ми­ро­вых ре­ли­гий. Эти эзо­те­ри­че­ские тра­ди­ции раз­ра­бо­та­ли спе­ци­фи­че­ские ме­то­ды ин­ду­ци­ро­ва­ния ИСС при по­мо­щи мо­но­то­нии и сен­сор­ной де­при­ва­ции. Сю­да от­но­сят­ся раз­лич­ные фор­мы йо­ги, буд­дий­ская ме­ди­та­ция и со­сре­до­то­че­ние, мно­го­го­ло­сое мо­но­тон­ное пе­ние, кру­же­ние дер­ви­шей, хри­сти­ан­ский иси­хазм, или «Ии­су­со­ва мо­лит­ва», и мно­гие дру­гие ме­то­ды.

Са­мым по­пу­ляр­ным из ла­бо­ра­тор­ных ме­то­дов вы­зо­ва ИСС ста­ла сен­сор­ная изо­ля­ция – при­ем, ос­но­ван­ный на ли­ше­нии че­ло­ве­ка сен­сор­ных сти­му­лов, в той или иной сте­пе­ни. Дру­гим из­вест­ным ме­то­дом яв­ля­ет­ся био­ло­ги­че­ская об­рат­ная связь, по­зво­ляю­щая ис­поль­зо­вать ин­фор­ма­цию об из­ме­не­ни­ях элек­три­че­ских моз­го­вых волн в ка­че­ст­ве сиг­на­ла, на­прав­ляю­ще­го к осо­бым со­стоя­ни­ям соз­на­ния

Бо­лее ин­тел­лек­туа­ли­зи­ро­ван­ным ги­по­сти­му­ля­ци­он­ным спо­со­бом вхо­ж­де­ния в ИСС яв­ля­ет­ся ме­ди­та­ция. Мож­но до­ба­вить, что мо­лит­вы, ко­то­рые во мно­гих со­вре­мен­ных ре­ли­ги­ях за­ни­ма­ют цен­траль­ное ме­сто в ри­ту­аль­ном про­стран­ст­ве, яв­ля­ют­ся осо­бой фор­мой ме­ди­та­ций. Мо­лит­вы со­став­ля­ли не­из­мен­ную при­над­леж­ность вся­ко­го ре­ли­ги­оз­но­го куль­та и иг­ра­ли весь­ма важ­ную роль при всех вы­даю­щих­ся со­бы­ти­ях ча­ст­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни у древ­них ин­ду­сов, гре­ков и рим­лян. Ме­ди­та­ция в вось­ме­рич­ном пу­ти йо­ги – это, в рас­ши­рен­ном по­ни­ма­нии, со­во­куп­ность трех по­след­них сту­пе­ней: дха­ра­ны, дхья­ны, са­мад­хи – и, в уз­ком смыс­ле, пред­по­след­няя сту­пень – дхья­на. Пре­ды­ду­щие три сту­пе­ни: аса­на, пра­ная­ма, прать­я­ха­ра – счи­та­ют­ся под­го­то­ви­тель­ны­ми и рас­смат­ри­ва­ют­ся как вход в ме­ди­та­цию.

Ме­ди­та­ция как ги­по­сти­му­ля­ци­он­ная прак­ти­ка – это слит­ный про­цесс при­ме­не­ния тех­ник, изу­чае­мых на всех сту­пе­нях пу­ти, вклю­чаю­щий вход в ме­ди­та­тив­ное со­зер­ца­тель­ное со­стоя­ние и соб­ст­вен­но ме­ди­та­цию, то есть дли­тель­ное под­дер­жа­ние кон­цен­три­ро­ван­но­го вни­ма­ния на объ­ек­те ме­ди­та­ции внеш­не­го или внут­рен­не­го со­дер­жа­ния.

Ино­гда ме­ди­та­ция пред­став­ля­ет со­бой син­тез мо­но­то­нии и де­при­ва­ции (на­при­мер, ко­ле­но­пре­клон­ная в иси­хаз­ме или му­ла­тан­тра в пра­вой тан­тре).

Сле­дую­щим спо­со­бом вхо­ж­де­ния в ИСС, ко­то­рый был из­вес­тен с очень дав­них вре­мен, яв­ля­ет­ся го­ло­да­ние или де­при­ва­ция пи­щи. Как из­вест­но, поч­ти все ос­но­ва­те­ли ми­ро­вых ре­ли­гий про­шли этот спо­соб ас­ке­зы. Ии­сус Хри­стос по­стил­ся поч­ти 40 дней, поч­ти столь­ко же про­дол­жал­ся пост Буд­ды Шакь­я­му­ни. Свя­тость мно­гих про­ро­ков и чу­до­твор­цев ис­пы­ты­ва­лась по­стом или в пус­ты­не, или в го­рах, или в ле­сах. Аме­ри­кан­ские ин­дей­цы со­вер­ша­ли в та­ком со­стоя­нии ви­зио­нер­ские по­ис­ки.

Сре­ди ис­ску­ст­вен­ных ги­по­сти­му­ля­ци­он­ных ме­то­дов очень из­вес­тен гип­ноз, вре­мен­ное из­ме­нен­ное со­стоя­ние соз­на­ния, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся су­же­ни­ем его объ­е­ма и рез­кой фо­ку­си­ров­кой на со­дер­жа­ние вну­ше­ния, что свя­за­но с из­ме­не­ни­ем функ­ций ин­ди­ви­ду­аль­но­го кон­тро­ля и са­мо­соз­на­ния. Гип­ноз вы­зы­ва­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся в тех же ус­ло­ви­ях и по тем же за­ко­нам, что и нор­маль­ный сон, но ин­дук­то­ром ИСС при гип­но­зе все­гда яв­ля­ет­ся мо­но­тон­ная сти­му­ля­ция (го­лос, звук мет­ро­но­ма, блеск мо­ло­точ­ка и др.).

Важ­но под­черк­нуть, что эпи­зо­ды из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния раз­лич­ной глу­би­ны и про­дол­жи­тель­но­сти мо­гут воз­ни­кать и спон­тан­но, ко­гда ин­дук­то­ра­ми вы­сту­па­ют сре­до­вые фак­то­ры, ес­те­ст­вен­ная ги­по- и ги­пер­сти­му­ля­ция. Они мо­гут воз­ни­кать и про­тив во­ли са­мо­го че­ло­ве­ка. Мис­ти­че­ские и ду­хов­ные со­стоя­ния, ко­то­рые пе­ре­жи­ва­ют­ся при этом людь­ми, час­то сла­бо встраи­ва­ют­ся в кон­текст про­фа­ни­че­ско­го мыш­ле­ния и ми­ро­по­ни­ма­ния. В та­ких си­туа­ци­ях мы ви­дим функ­цию пси­хо­ло­га как ду­хов­но­го на­став­ни­ка и про­фес­сои­наль­но­го ги­да, ко­то­рый мо­жет эф­фек­тив­но ин­тег­ри­ро­вать опыт та­ко­го ро­да в обы­ден­ную жизнь и мо­дель ми­ра кли­ен­та.

 

Date: 2015-09-19; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию