Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная группировка и проблема личности и общества
Произведенный анализ социальной группировки дает основание для решения другой проблемы, одно время весьма интересовавшей социологов. Это проблема «личности» 12 Отсюда следует бесплодность споров между сторонниками т. н. «социального и индивидуалистического» методов изучения социальных явлений. Первые пытаются индивида объяснить через группу (напр., Гумплович, Дюркгейм, особенно Bentley, y нас Солнцев и др.) и групповыми же отношениями объяснить социальные процессы, вторые, напротив, группу и общественные явления пытаются объяснить через индивида и его свойства (напр., Палант, Тард и др.). Пустой и совершенно нелепый спор. «Групповики» похожи на человека, который из-за леса не видит деревьев и хочет объяснить лес без изучения свойств этих деревьев, «индивидуалисты» похожи на человека «из-за деревьев не видящего леса» как особого единства взаимодействующих деревьев, отличного от их простой суммы (см. т. I, о социолог, реализме и номинализме). Первые хотят изучать только «второй этаж» или, применительно к биологии, только многоклеточные организмы, вторые только «первый этаж» или одноклеточные организмы. Таких биологов нет. Но социологов того и другого рода, горячо спорящих друг с другом, сколько угодно. Пора бы сдать в музей чепухи такие споры, вызывающие досаду за близорукость спорщиков и бесплодную трату энергии. Индивид (socius) и группа—две стороны одного и того же явления. Нельзя их разъединить. Приходится их изучать и выражать в взаимных терминах, как коррелятивные явления. Так мы и поступали. Это значит, что «антиномия» социального и индивидуального метода ложно поставлена. Антиномисты, ломающие копья, дают свидетельство не правильности одного метода или ложности другого, а собственной близорукости. См.: Bentley. Op. cit., гл. XXII; Гумплович. Основы социологии и Rassenkampf, 39—40;
19' и «общества». Мы не будем здесь касаться всех вопросов, связанных с этой проблемой, а возьмем лишь одну ее сторону, а именно: противопоставление личности и общества. И сторонники индивидуализма, и сторонники общественности сходны в одном: в противопоставлении личности как единицы «обществу» как определенной реальности, стоящей вне или против индивида. Те и другие исходят из одной предпосылки: возможности такой ситуации, где одна личность противостоит всему обществу, где интересы личности как личности противостоят интересам всего общества. Различие «индивидуалистов» и «общественников» лишь в том, что они разно решают этот вопрос: одни, индивидуалисты, настаивают на примате принципа личности и ее интересов над интересами общества, другие, «общественники», дают ответ противоположный13. Спрашивается, насколько допустима такая постановка вопроса? Может ли быть и бывает ли фактически так, что одна личность, как некая изолированная единица, противостоит всему обществу? Может ли случиться, что по всем линиям взаимоотношений одна личность оказывается антагонизирующей со всеми остальными индивидами, образующими «общество»? Короче говоря, возможно ли самое противопоставление личности и общества, из которого исходят обычно и «индивидуалисты» и «общественники»? Я думаю, что такая постановка вопроса научно недопустима: она ошибочна по своему существу. Она ошибочна, во-первых, потому, что предполагает возможность существования абсолютно изолированного индивида, bo- Дюркгейм. Метод социологии, passim., и «Самоубийство», предисловие; Солнцев. Op. cit., 2; Palant. Les antinomies entre l'ind. et la société; Draghicesco. Op. cit. 13 См. изложение вопроса: Н. И. Кареев. Введение в изучение социологии. 1907, гл. XIII; А. Мишель. Идея государства. M., 1909, 525 по 802 и passim; Спенсер. Личность против государства; Палант. Очерк социологии, гл. V; Его же. Les antinomies entre l'individu et la société. Paris, 1913. Одна из глав этой книги в моем переводе напечатана в «Новых идеях в социологии». Сб. № 2. См. работы: Михайловского. Что такое прогресс, Борьба за индивидуальность, Патологическая магия и др.; Лаврова. Истор. письма: Задачи понимания истории, Важнейшие моменты в истории мысли. См. также работы Тарда, Ницше и др. Из коллективистов см. работы: Дюркгейма, de Роберти и особенно книгу Драгическо. Du rôle de l'individu dans le déterminisme social, одна из глав которой в моем переводе напечатана в «Нов. идеях в социологии», сб. № 2; Bentley. Цит. раб. и др. вторых, потому, что противопоставляет две персонифицированные фикции, реально не существующие, в-третьих, потому, что допускает совершенно невероятную социальную группировку. Остановимся подробнее на каждом из этих положений: 1) Что значит противопоставление личности и обще 2) Теперь обратимся к первому случаю, когда индивид цепь силлогизмов, показывающих невозможность противопоставления индивида обществу при этой предпосылке. 3) Рядом с этими соображениями выступают другие, приводящие к тому же выводу. Если индивид противопоставляется группе,—это означает, что индивид абсолютно изолирован, что он одинок и не является членом какого-либо другого общества. Это допущение невозможно, ибо изолированный индивид—фикция; наука такого индивида не знает. Если же индивид не абсолютно одинок, если он является членом какого-либо коллектива, абонентом какой-либо другой группы, это значит противопоставляется не индивид обществу, а одно общество другому, члены одного коллективного единства членам другого. Это значит, что и в этом случае нельзя говорить об антагонизме или солидарности личности и общества, а можно говорить об антагонизме и солидарности «абонентов» одной системы взаимодействия с абонентами другой. Таким образом, при всех предпосылках противопоставление личности обществу приводит к абсурду. К тому же выводу мы придем, если рассмотрим вопрос с точки зрения социальной группировки. Возьмем конкретные примеры: Христа и «общество», его распявшее, преступника и «общество», посылающее его на эшафот. Христос был распят, Сократ — отравлен, Дантон— казнен, что значат эти факты? Означают ли они конфликт «личности» и «общества»? Служат ли они доказательством возможности такого случая, по всем линиям группировки, где одна личность (именно одна) оказывается во всех отношениях противостоящей и враждебной всем остальным индивидам, образующим «общество»? Ничего подобного. В этих случаях мы имеем не столкновение и антагонизм одной личности и общества, а столкновение и антагонизм одних личностей с другими личностями, или одной группировки с другой. Христос был не один и не один боролся с своими противниками. Рядом с ним и вместе с ним были его ученики, последователи, родные, близкие, которым он не противостоял, а напротив, с которыми он был солидарен и которые были солидарны с ним... Дело не обстояло так, что на одном полюсе стоял одиноко Христос, а против него, на другом полюсе стояло все враждебное общество. Дело обстояло проще и менее метафизично: на одной стороне был Христос и его сторонники (одна группа), на другой—его против- ники (другая группа). Иначе говоря, в данном случае была «антиномия» одних личностей с другими, одной группы с другой, а не воображаемая антиномия одного индивида и всего общества. То же самое применимо к «антиномии» Сократа и его последователей, с одной стороны, и группы, приговорившей Сократа к смерти,—с другой; к антиномии Дантона и его партии и партии Робеспьера, к конфликту Анахар-зиса Клоотца и якобинцев. Короче, то же применимо к любому конфликту «личности» и «общества». Нигде мы не наблюдаем картины, чтобы одна личность боролась с обществом, т. е. со всеми взаимодействующими с ней индивидами; а всюду видим борьбу одних личностей с другими или одной группировки с другой. В одном отношении личность может быть в конфликте с рядом других личностей; но зато в этом же отношении, а тем более в других отношениях, она окажется солидарной с другими лицами... Самый заядлый преступник, приговариваемый государством к смерти, имеет лиц, с ним солидарных,— таковы его сотоварищи по разбойничьей шайке, его семья, любовница, наконец, просто одобряющие его действия индивиды. Лютер противостоял против католического коллектива, но зато поддерживался всеми протестантами, своими последователями. Желябов антагонизировал с правящей в России группой, зато одобрялся и был солидарным со всеми народовольцами и с многими другими индивидами. Иван Iyс или Савонарола противостояли папе и враждебным им группам, зато поддерживались и одобрялись — первый гуситами, второй — партией «плакс» и ближайшими учениками. Словом, какой бы случай «антиномии личности и общества» мы ни взяли, всюду мы находим не антиномию личности и общества, а антиномию одних лиц с другими или одной группы с другой... В том или ином отношении один индивид может оказаться в антагонизме с другими индивидами: напр., религиозные, политические взгляды одного лица могут оказаться антагонистическими с взглядами ряда других лиц. Но допустить, чтобы один индивид оказался противостоящим всем остальным индивидам и по всем линиям группировки (по семейным, расовым, профессиональным, возрастным и т. д.), это значит допустить невероятное (по крайней мере для нашего времени) предположение. А проблема «личности» и «общества» требует такого допущения. Противополагать личность обществу — это значит противопоставлять индивида всем остальным индивидам и во всех направлениях. Вне этой предпосылки мы не имеем конфликта «личности» и «общества», а имеем конфликт одних лиц с другими, меньшинства с большинством, одной группы с другой. Такое допущение, как мы видели, невероятно, а потому его невероятность означает невозможность конфликта одной личности и всего общества. Сложность общественной группировки делает невозможным такое допущение. Одно лицо по семейным отношениям может противостоять членам семьи, зато по тем же семейным и по Другим отношениям оно оказывается солидарным с рядом других индивидов (напр., с новой семьей или с партийными сотоварищами). Государственный преступник противостоит правящей группе, но зато солидарен со всеми униженными и оскорбленными. Из этих кратких положений становится ясным, что проблема «личности» и «общества» неверно поставлена. А раз она неверно поставлена, естественно, неверными получились и все решения этой ошибочно поставленной проблемы... Можно говорить о конфликте одних лиц с другими, одной группы с другой, о конфликте разных душ в одном индивиде, но говорить об антиномии личности и общества, по меньшей мере, неточно. Пора этот вопрос в такой постановке изъять из области социологии |4. 14 Я здесь очертил лишь одну сторону проблемы личности и общества. Эта проблема обычно связывается еще с рядом других вопросов: 1) о взаимоотношении индивидуальной и общественной эволюции, 2) суть ли индивид функция общества или общество—функция индивида, 3) благо индивида или благо общества должно служить критерием прогресса и оценки исторических процессов и т. д. Здесь" я этих вопросов не касаюсь. Они будут рассмотрены частью в «Соц. Механике», частью в «Соц. политике». Замечу лишь мимоходом, что множество неразрешимых антиномий здесь вызвано основной ошибкой—указанной ошибочной постановкой самой проблемы личности и общества, во-первых, во-вторых, метафизическим конструированием реальности общества, рассмотренного в гл. о со-циол. реализме и номинализме. Date: 2015-09-19; view: 348; Нарушение авторских прав |