Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т-> 117 4 page
Майр. Там же. 152. Во Франции на 10.000 жит. приходилось в
1861 г. 1866 г. Католиков 9.763 9.768 Протест. 214 223 Иудеев 21 23 Друг, неизв. рел. 2 6 18* Иной вывод получится, если взять столетия и тысячелетия. На протяжении их религиозные перегруппировки в виде колебания объема религиозных групп весьма значительны: одни религиозные коллективы исчезают, другие появляются. Причем, эти процессы совершаются, подобно государственным перегруппировкам, скачками, резкими колебаниями. Столетиями религиозное расслоение может оставаться почти неизменным. Затем вдруг наступает эпоха кризисов; начинается интенсивное религиозное брожение; индивиды массами начинают перекочевывать из одной религии в другую; одни религиозные группы худеют, иногда исчезают совершенно; другие — появляются и растут с изумительной быстротой (примером таких эпох могут служить первые века распространения христианства, ислама, эпоха реформации или современная эпоха распространения религии социализма и т. д.). Чрез несколько десятков лет вся картина религиозного строения населения оказывается радикально измененной. Затем снова наступает эпоха «затишья», продолжающаяся иногда десятки и сотни лет, впредь до нового периода движений. Циркуляция индивидов происходит и в такие периоды, но она относительно ничтожна176. Такова схематическая кривая религиозных перегруппировок. Чем вызывается смена периодов религиозных движений и застоев—не будем здесь касаться. Из вышесказанного ясно, что она стоит в связи с изменением всего социального уклада населения, меняющего его mores, аппетиты, стремления и чувства-эмоции. Она служит следствием и симптомом этого изменения, с одной стороны, Левассер. La demog. franc., 30. Уменьшение протестантов в 1872 г. вызвано отделением Эльзас-Лотарингии. См. друг, цифры для Европы в Annuaire stat, 1916, 152—157. Для Америки см.: Giddings. The Soc. mark System. am. ж. соц., т. 15, 735—6; Сое. Notes on the recent census of relig. bodies. Там же, 806 и ел. Из всех этих данных следует весьма ничтожная вариабельность относительного объема религиозных групп. 176 Представление о ней дает «микроскопический» анализ перегруппировок мелких религиозн. групп. Так, напр., статистическое обследование С.A.C. Штатов в 1906 г. вскрыло следующие изменения в релит, группировке за 16 лет, с 1890 по 1906 г. За этот период времени из 32 коммуникативных релит, групп исчезло 10. Число их членов уменьшилось с 4.049 до 2.272. Появилось новых 29 религиозн. групп. Равным образом рост крупных религиозных коллективов (катол. и протест.) шел не вполне одинаково. См.: Сое. Notes on the recent census of relig. bodies. am. ж. соц., т. 15, 806—7. с другой—новая вера, раз появившись, сама оказывает известное воздействие на это изменение177. Коснемся теперь в двух словах вопроса о будущем религиозного расслоения. Исчезнет ли оно? — Едва ли. Это могло бы быть тогда, когда все люди стали бы членами одной религии. Это маловероятно. История говорит не об уменьшении числа религиозных групп, а напротив, о его увеличении. Религиозная гетерогенность людей не уменьшилась, а скорее возросла. Могло бы религиозное расслоение исчезнуть и в том случае, если бы человек становился все более и более логическим и рационалистическим, т. е. считал бы истинным только то, что проверено опытом, наблюдением и др. методами точной науки. Нет сомнения, что знания (как положения объективно-правильные и проверенные, в отличие от верований, как положений объективно-неверных или непроверенных, частным видом которых служат религиозные верования), растут. Там, где появляются знания, они рано или поздно вытесняют верования и становятся общеобязательными. (Таковы, напр., теоремы точных наук; социальные же «науки», в отличие от естественных,— история, экономика, право, психология, социология и т. д. представляют в огромной своей части не знания, а верования, преподносимые в «наукообразной» форме178.) Но верования, изгнанные из одной сферы, подобно чертям, бегущим от ладана, водворяются в другой. В итоге область их не уменьшается и человек не становится более логичным. Меняются только формы верований. Огромная часть умственного багажа современного человечества, не исключая и ученых, состоит не из знаний, а верований, субъективно принимаемых за знания. Мы удивляемся абсурдности верований «первобытного человека». Будущие поколения будут во многом удивляться нелепости наших верований. Хотя знания и растут, но так как 177 См. ряд правильных соображений на этот счет в цит. раб. 178 «Современные социальные науки,— правильно говорит Парето,—не область явлений, куда могут перекочевывать верования, бесконечна, то нужно бесконечное время, чтобы уничтожить их абсолютно179. Живучесть верований следует и из теснейшей их связи с аппетитами, с чувствами-эмоциями человека. Если «идеология», «догма», «верования» соответствуют и консонируют с ними, то верования будут приняты, привьются и распространятся, будь они нелепыми из нелепых. Успех христианства или ислама, или религии «демократизма», «социализма», «монархизма» etc., объясняется не тем, что соответственные идеологии «истинны» или «ложны», а тем, что они соответствовали и соответствуют инстинктам и чувствам — эмоциональным вожделениям их адептов180. Отсюда их успех и легкая прививаемость в соответственных группах. Так как трудно допустить, чтобы положение всех индивидов в системе социальных координат или в социальном простран- 179 Частичным подтверждением сказанному служит ничтожный процент Annuaire stat. 1916, 152—157; Майр. Statistik und Gesellschaftslehre. Ill, 92—95. Та же статистика говорит, что число их за последнее десятилетие не возросло. См. там же. Ценз 1906 г. в С.А.С. Шт. показал, что число лиц, принадлежащих к религ. группам, в 1906 г. по сравнению с 1890 г. не упало, а возросло и не только абсолютно, но и относительно, по сравнению с ростом населения. «Число членов религ. групп возросло значительно сильнее, чем население». Последнее увеличилось на 34%, число членов религиозн. организаций на 60%. Сое. Цит. ст., 806. Вот и доказывай после этого рост «атеизма» и «разума». Добавлю еще, что мировоззрения большинства «атеистов», приверженцев «религии разума» etc., не причисляющих себя ни к какой религии, как и «религии разума» Робеспьера, в огромной части состоят не из знаний, а из верований, часто столь же нелепых, с точки зрения опыта и логики, как и верования наивного анимиста. О том же говорят и современные факты. Наши апостолы «религии разума» — коммунисты—экспериментально, путем вскрытия мощей etc., доказывают лживость православия. В качестве следствия получается распространение легенд о чертенке, родившемся от коммунистки, установление очередей (в Вологде), для его созерцания и т. п. неожиданные эффекты. См.: П. Правда, 1920 г., 9 июля, ст. о Чертях. 180 Такие положения, быть может, покажутся парадоксальными, но они стве стало одинаковым в будущем, то различными будут их аппетиты, вожделения и чувства-эмоции. А раз последние будут несходными, различными будут и их верования, в том числе и религиозные верования. Вот почему не приходится надеяться на исчезновение религиозного расслоения и в будущем, по крайней мере, в ближайшие столетия. Более вероятно ослабление антагонизма, вызываемого различием верований. Но и оно может быть подвергнуто сомнению. Различие верований «коммуниста» и «монархиста» теперь, как в прошлом различие верований католика и еретика, вызывает самый острый антагонизм и заставляет разноверующих без угрызений совести отправлять друг друга на тот свет ad majorem gloriam коммунизма или монархизма. Формы верований изменились, суть их осталась той же. Вот почему даже надежды на ослабление антагонизмов, вызываемых различием верований, далеко не бесспорны. По крайней мере, наблюдаемые сейчас факты говорят о том, что вековая проповедь терпимости чужих мнений и уважения чужих верований не мешала и не мешает тому, чтобы противника отправлять на тот свет, если не под звон колоколов инквизиции, то под аккомпанемент ружейных залпов. Невеселые это corsi и ricorsi. Ho неоспоримые181. Приходится их констатировать. Приходится считаться с ними при конструировании всяких приятных и окрыляющих «исторических тенденций». Тысячу раз они превращались из «несомненных законов» в пустую иллюзию. Чтобы не впасть лишний раз в ошибку, приходится быть осторожным и воздерживаться от выдачи патентов за будущее182. 1912, гл. IV: La critique sociologique et la logique sociale; Лебона. Цит. раб. 181 «Приемы социальных фанатиков совсем не новы,—правильно гово 182 Подробно об этом в «1Ьнет. социологии». Партийные перегруппировки Не требует доказательств существование партийных перегруппировок и в смысле циркуляции индивидов из партии в партию, и в смысле вариации объемов партийных групп, и в смысле уничтожения одних партий и появления новых. Партии наиболее близки к группам открытым. Вход и выход из них нормально свободны. Немудрено, поэтому, что индивиды интенсивно циркулируют от партии к партии и довольно часто меняют свой партийный костюм. В отличие от многих из предыдущих группировок, напоминающих постоянные квартиры, поселившись в которых индивиды живут подолгу, пожизненно, иногда в течение ряда поколений, партийные группы напоминают гостиницы; двери их открыты для желающих; население сегодня вваливается в одну из них, побывши там год-два, оно переезжает в другую. Сегодня в фаворе гостиница либералов, завтра—консерваторов. Одни входят, другие выходят. Словом, нормальная междупартийная циркуляция индивидов (вплоть до самых основателей партии. Пример — Чемберлен) совершается интенсивно. В некоторые же эпохи она принимает исключительно широкие размеры. Неизбежным следствием такого явления служит резкое колебание объема — числа членов — партийных групп. Они в весьма короткий промежуток времени то разбухают, то худеют, лопаются. Избиратели и индивиды то валом валят в данную партию, то массами выходят из числа ее абонентов. Сегодня одна партия пожинает лавры, чрез год-два-пять она «проваливается»; «это качание», это «сегодня ты, а завтра я», в той или иной мере наблюдается во всех странах с развитой партийной жизнью. В Англии, напр., с 1880 по 1885 г. торжествуют либералы и одерживают блестящую победу на выборах, в 1886 г. они терпят решительное поражение и разбухает партия консерваторов. В 1892 г. снова побеждают либералы, в 1895 г.— консерваторы, в 1906 г. опять торжествуют либералы. Такая же смена происходит и в С. А. С. Штатах между партиями республиканцев и демократов. Иногда в течение одного года происходит эта «чехарда» партий. Пример—Россия 1917 г., где в первые месяцы революции сначала торжествовали эсеры, чрез два, три месяца победителями оказались большевики. Отсюда видно, что колебание объема пар- тийных групп совершается быстро и в широких размерах. Иногда оно принимает столь широкие размеры, что ведет к полному исчезновению одной или ряда существующих партий и к появлению новых, до того не существовавших. Со времени 1905 г. в России исчезли: «партия мирного обновления», «демократических реформ», «торгово-промышленная» и др. С другой стороны, появились партии: «народных социалистов», «единства», «трудовиков» и т. д. Более крупным примером того же рода служит появление и быстрый рост Labour Party в Англии. Из сказанного следует, что линии партийного расслоения весьма подвижны, сеть их легко меняется, по крайней мере, в отношении некрупных партий. Всякое сколько-нибудь значительное социальное событие отражается на этой сети и вызывает в ней те или иные изменения. Исчезнет ли и исчезает ли партийное расслоение? Пока мы этого не видим. Наблюдается обратный процесс: все большая и большая дифференциация партий. В классических странах двух основных партий, в Англии и Америке, за последние десятилетия наблюдается появление третьей крупной партии. Рядом с этим существующие партии распадаются (как у нас партии социал-демократов и эсеров) на различные ветви, вместе с этим растут всевозможные лиги, союзы и ассоциации, вызываемые к жизни задачами достижения отдельных целей. Намеча-ется тенденция превращения партий с длиннейшими программами (omnibus), дающими решение всех вопросов, в временные ассоциации с одним, двумя конкретными пунктами и т. д. Словом, нет никаких признаков исчезновения партийного расслоения. Не может оно быть и потому, что мнения и политическая идеология людей не становятся более и более гомогенными, а скорей наоборот^— более гетерогенными. Другой вопрос — ослабление «военного положения» партий и остроты междупартийных антагонизмов. Эти явления вероятны, но и они не бесспорны. Остальные элементарные перегруппировки Что касается остальных группировок идеологического, чувственно-эмоционального, волевого и смешанного характера (научных, наукообразных, художественных, моральных, филантропических и т. д.), то все три формы перегруппировок (циркуляция индивидов из ассоциации в ассоциацию, колебание их объемов, исчезновение одних и появление новых) имеют здесь место. Общая черта, свойственная большинству таких групп, та, что перегруппировки здесь совершаются сравнительно легко и быстро. Являясь в большинстве случаев группировками открытыми или близкими к открытым, они допускают интенсивную циркуляцию индивидов из группы в группу и в силу этого быстро варьируют в объеме; будучи ассоциациями немногочисленными, они подвержены быстрому исчезновению и обратно—способны легко рождаться. Карта расслоений такого рода постоянно меняется. Она находится в процессе непрерывной вариации и непрерывной дифференциации. С ходом истории число таких трещин растет, ибо увеличивается число подобных групп. Строение населения усложняется. Оно, подобно огромной ледяной глыбе во время ледохода, раскалывается на большее и большее число «обществ», «союзов», «ассоциаций», «компаний», «клубов», «товариществ» и т. д., быстро сменяющих друг друга, раздувающихся иногда с быстротой мыльного пузыря и с его же быстротой исчезающих; идеологические волны «позитивизма» сменяются волной «мистицизма», «футуризма» — «натуризмом», коллективизма—индивидуализмом, и т. д. Одна мода вытесняет другую, чтобы уступить место третьей. Одно увлечение—другим, одни ассоциации — иными. Исключением отсюда являются чисто научные (а не наукоподобные) группировки. Они преемственны. Они не исчезают быстро, а, раз возникнув, существуют упорно, увеличивая свой багаж, продолжая работу предшественников над возведением великого храма знаний. Основное их содержание не подчинено моде..Оно «вечно». Только исключительно неблагоприятные условия, ведущие за собой физическое исчезновение членов таких групп, физическую невозможность собирания знаний и их передачи из поколения в поколение, вызывает уменьшение объема таких групп и их полное исчезновение. Но, исчезнув, они вновь возрождаются и, достигнув прежнего уровня, продолжают.когда-то начатую работу. (Причина их живучести—невозможность существования группы без знаний, необходимых прежде всего для сохранения самой жизни и добывания средств существования.) Ограничимся этими общими штрихами в характеристике перегруппировок всех групп данного типа. Циркуляция élites Выше было определено понятие élites. Их число не одинаково в различных агрегатах населения. Неодинакова и интенсивность их циркуляции. Строение одних агрегатов может быть благоприятным для циркуляции élites: лица с исключительными способностями в таких обществах сравнительно легко могут достигать тех мест и функций, которые соответствуют их исключительным способностям. В других агрегатах дело обстоит иначе: здесь все строение столь закостенело, так много барьеров между разными группами и столь они непроницаемые, что большая часть élites гибнет в борьбе с этими препятствиями и пропадает даром или же принуждена проявлять свои способности в изуродованных формах. Примером первого общества может служить население С. А. Соед. Штатов. Примером второго— кастовый режим или дореформенная Россия. В первом — барьеры немногочисленны и проницаемы. Значительная часть лиц с исключительными способностями здесь может развернуть свои силы и проявить свои способности. Непреодолимых барьеров нет. Весь уклад жизни таков, что побуждает индивида перепробовать себя на поприще разных форм деятельности, чтобы «познать самого себя», с одной стороны, с другой— раз определенные способности выявились, уклад не ставит непреодолимых препятствий для проявления своих талантов и достижения соответственных постов. Подтверждением сказанного служат факты частой перемены индивидами своих профессий; переход от профессии рабочего к профессии продавца газет, от последнего к писательству, к фермерству, к общественной деятельности и т. д. 3 О том же говорят имена В. Франклина, Эдисона, Карнеджи и многих крупнейших государственных деятелей, ученых, изобретателей, миллиардеров, писателей, и т. д., из «низов» поднимавшихся на верхи и делавшихся «великими». Там их приходится считать сотнями и тысячами. В России же все строение населения было таково, что большинство élites гибло или тратило свои силы в изуродованных формах деятельности. Ломоносовы у нас насчитываются единицами. Чаадаевы, которые могли бы быть «в Риме Брутом, в Афинах — Периклесом, в России царской См. об этом: Мюнстерберг. Американцы, т. II, 205 и ел. гибли офицерами гусарскими»12*, Шевченки погибали в крепостной неволе, бесспорные стратеги и воины делались «Ваньками-Каинами», несомненные правители государства гибли на каторге и в тюрьмах, либо вырождались в душной атмосфере эмиграции, бесспорные мыслители теряли свои силы в борьбе с нуждой и голодом и отцветали, не успев расцвесть, либо разменивались на мелочи и ограбляли себя и т. д. Без преувеличения можно определить Россию, как страну бесплодной гибели élites. Слова Герцена о Бакунине применимы к России вообще: «Поклонники целесообразности, милые фаталисты рационализма, все еще дивятся премудрому à propos, с которым являются таланты и деятели, как только на них есть потребность, забывая, сколько зародышей мрет, глохнет, не видавши света, сколько способностей, готовностей вянут, потому что их не нужно»184. Мы были страной отбора шиворот-навыворот, страной удушения élites и мобилизации посредственности почти во всех сферах деятельности185. Эти примеры говорят о том, что интенсивность циркуляции élites, зависящая от числа их и характера строения общества, колеблется от страны к стране и варьирует во времени. В одной и той же группе она колеблется от периода к периоду. Так, исследование Колабинской относительно Франции показывает, что в период с 1715 г. до 1789 г., циркуляция élites — государственных правителей— была менее интенсивной в силу искусственных препятствий, созданных в конце 17 в.186 Легко понять социальное значение характера и интенсивности циркуляции élites. Агрегаты, строение которых не ставит непреодолимых препятствий для циркуляции élites, где большинство лиц с соответственными талантами могут попасть на надлежащие места, находятся в бесконечно лучшем положении по сравнению с агрегатами, обладающими тем же количеством élites, но богатыми барьерами и шлагбаумами, препятствующими циркуляции. В первых élites не гибнут бесплодно. Попав на надлежащие места, они развивают максимум творческой энергии в своей деятельности. Изобретения и усовершен- 184 Герцен. Сочинения, III, 489. *5 См. механизм этого отбора в цит. работах Лапужа и Аммана, причем, однако, пессимизм одного и апология другого требуют существенных поправок. 186 Kolabinska. Op. cit. ствования, творчество и прогресс здесь будут идти семимильными шагами. Все общество от этого выигрывает. Равновесие его будет подвижно, эластично, но устойчиво. Оно похоже на хорошо налаженную машину, работающую без трения и перебоев. Во-вторых, весь темп жизни ненормален. Сталкиваясь с непреодолимыми барьерами, большинство élites гибнет в борьбе с ними. Гении и таланты пропадают даром. Как норма, здесь «пирожники тачают сапоги», и обратно. Воцаряется мертвечина, застой, формализм. Творчество останавливается. Лучший вид энергии бесплодно исчезает. Люди оказываются не на своих местах. Все общество в итоге проигрывает. Вместе с этим его равновесие, несмотря на застой, не будет устойчивым. Élites, не попадая на соответственные места, будут проявлять свои способности в изуродованных формах. «Прирожденные Наполеоны» станут отъявленными и гениальными преступниками, государственные гении — заговорщиками и подпольными деятелями, великие изобретатели — неудачными пьяницами, бездарности—дирижерами государства, промышленности, торговли, религии, науки, искусства и т. п. «Пар» недовольства и оппозиции будет копиться всюду. Неизбежным следствием его будут периодические кровавые конвульсии и взрывы. Все общество будет похоже на скверную машину, где колеса и винты не подогнаны, трение — огромно, перебои—периодичны. Когда-то Рузвельт сказал, что в идеальном обществе всем людям можно найти соответственное место; все способности, вплоть до кровожадных аппетитов преступника, можно утилизировать с пользой для общества, предоставив для их удовлетворения надлежащие общеполезные функции. Такого общества мы еще не знаем. Но существующие общества находятся на весьма различном расстоянии от этого идеала: одни к нему ближе, другие — дальше. Увеличивается ли с ходом истории интенсивность циркуляции élites, не будем решать здесь. Скажем кратко, что слабая тенденция такого увеличения есть, но опять-таки она проявляется не прямолинейно, а имеет извилистую форму, с поворотами назад и с отклонениями в сторону. Одни барьеры падают, зато вырастают другие, иногда не менее непреодолимые. Напр., у нас со времени революции ряд барьеров пал, зато вырос ряд новых. В данное время таким барьером служит партийность. Как в прошлом бедность, непринадлежность к благородному дво- рянству и «революционные убеждения» были препятствием для циркуляции élites из бедных и революционных индивидов к высшим государственным, экономическим, церковным, научным и др. «постам», так и теперь некоммунистический образ мыслей является таким же барьером, мешающим некоммунистам свободно циркулировать и исполнять функции, соответствующие их талантам. Как в прошлом это вело к насаждению ничтожных посредственностей всюду: в управлении, в науке, в искусстве, в экономической деятельности и т. д., так и теперь указанный барьер ведет к культивированию коммунистической бездарности во всех сферах жизни, начиная с функций управления и кончая... коммунистическими «поэтами и учеными», дипломатами и реформаторами экономической жизни. Весьма серьезное опасение внушает далее и попытка централизованного регулирования форм деятельности каждого индивида сверху. Я говорю не о трудовых повинностях, в массовом размере заставляющих «пирожников быть сапожниками», бессильных физически лиц выполнять функции битюга, а битюгов — функции 1ая, Канта, Цицерона и Шиллера, а о т. н. «трудовой армии». Если каждый индивид далеко не всегда может «найти себя самого» сразу, то тем паче никакие гении не могут целесообразно распределить миллионы людей сообразно их талантам. Такая система по существу представляет противоречие с принципом «каждому по его способностям» и может вести к массовому превращению сапожников в пирожников и обратно. Если бы государственная власть ограничилась только удалением барьеров, искусственно мешающих élites достигать те места, для которых они предназначены,— такая политика была бы превосходной. Но поскольку она пытается сама централизованно регулировать и определять деятельность всех индивидов,— дело меняется. Никакой правитель, даже самый гениальный, не может правильно определить для миллионов людей соответствующие их способностям функции. В силу одного этого обстоятельства (не говоря уже о массе других причин) такая система, согласно сказанному выше, может дать только минусы. Конечно, мотовски расходуя человеческую жизнь, жертвуя тысячами и десятками тысяч людей, на костях их можно кой-что построить (строили же помещики великолепные дворцы и имения на костях крепостных, красуются же до сих пор великолепные здания сената, адмиралтейства и дворцов в Петрограде, вырос же он по манове- \ник> руки Петра), но стоимость таких построек будет в десятки раз дороже, чем при системе автономного самоопределения личностей и автономной их циркуляции,—с одной стороны; с другой — продуктивность такой системы будет в десятки раз меньше второй; с третьей—равновесие такого агрегата будет равновесием бомбы, способной взорваться от первого толчка. Заключение Таковы формы и виды перегруппировок в области элементарного расслоения населения. Сейчас я должен был бы перейти хотя бы к столь же краткому очерку перегруппировок в сфере кумулятивного расслоения. Но... принужден совершенно не затрагивать этого вопроса. В силу простой, но весьма уважительной причины: нет бумаги и П-й том тогда был бы оборван на полуслове. Приходится ограничиться сказанным: я предпочитаю выпустить этот отдел, чем выпустить П-ой том оборванным. В будущем издании, если ему суждено появиться, это и ряд других «зияний» будут заполнены. (Извиняюсь за эту необычную вставку.) В общем и целом и в области кумулятивного расслоения мы нашли бы те же формы перегруппировок, плюс: своеобразные формы их образования и расслоения. Эти последние особенно любопытны и важны. В них лежит центральный пункт кумулятивных перегруппировок. Но в двух словах характеристика их невозможна, поэтому оставляю эту проблему незатронутой совершенно. Сказанное приводит нас к следующим выводам: 1) Строение социального агрегата представляет равновесие не неподвижное и закостенелое, а подвижное. 2) Эта подвижность проявляется: а) в циркуляции индивидов из одной группы в другую, Ь) в колебании объема гомогенных групп, с) в исчезновении (в ряде случаев) одних групп и в появлении на их месте других, гомогенных первым. 3) Во всех этих отношениях подвижность неодинакова в разных группировках одного и того же агрегата и варьирует во времени и пространстве. 4) Сообразно с этим эластичность и упругость различных социальных агрегатов неодинаковы: одни более эластичны, другие—менее. 5) В агрегатах более закостенелых задержанные токи циркуляции сильнее нарушают подвижное равновесие агрегата, поэтому процессы восстановления последнего (перегруппировки) здесь совершаются нерегулярно, конвульсивно, спазматически, кровавым путем; в агрегатах более эластичных эти процессы совершаются в менее острых формах. 6) Подвижное равновесие социального агрегата не означает коренное изменение его основного скелета. Беглый обзор данных показал, что основные линии элементарного расслоения не исчезают и не заменяются другими; варьирование происходит, так сказать, в пределах одного и того же расслоения между отдельными его группами, но не ведет к полному исчезновению очерченных основных линий элементарного расслоения. Меняются, образно говоря, мускулы и костюм социального агрегата, но его скелет остается прежним. Перегруппировки исчерпываются перегруппировками 1 и 2-го типа, мало затрагивая перегруппировки 3-го типа. Колебание амплитуды последних ограничено. 7) Вот почему все социальные реформы и революции изменяли не столько скелет социального тела, сколько его «одежды», мускулы и состав индивидов-клеток, заполняющих тот или иной «этаж» социального агрегата. Выведенный из равновесия последний или погибает или, совершив перегруппировки I и II рода, стремится снова вернуться к бывшему состоянию. Это означает, что ни о каком подлинном равенстве индивидов в бывших и существующих агрегатах пока не может быть и речи. Таких агрегатов—сколько-нибудь обширных—мы не знаем. Равенство остается мифом, пока что неосуществленным в истории. Обратные утверждения правительственных публицистов всех мастей, подчас весьма рьяно доказывающих осуществление равенства их правительствами, представляют сознательное, а чаще всего бессознательное оправдание их собственного привилегированного положения и только. Для того, чтобы подлинное равенство было возможно, нужно уничтожение всех очерченных линий элементарного и кумулятивного расслоения, т. е. исчезновение полиморфизма индивидов. Вне этого — всякое декларируемое равенство будет пустословием, сознательной или бессознательной ложью, простым «втиранием очков» со стороны привилегированных обделенным или оправданием домогательств на привилегии. 8) Совершается ли в истории указываемое исчезновение трещин социального расслоения,— не' будем здесь касаться. Констатируем просто, что мы пока очень далеки от такого состояния. В «Социальной Механике» и в «Социальной!енетике» я подробно остановлюсь на затронутых в этой главе вопросах и дам их решение по существу. !лава шестая Date: 2015-09-19; view: 281; Нарушение авторских прав |