Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава первая. '* T. е. в состояние, в котором находилась биология до создания немецким физиологом Теодором Шванном (1810—1882) в конце 30-х гг





'* T. е. в состояние, в котором находилась биология до создания немецким физиологом Теодором Шванном (1810—1882) в конце 30-х гг. XIX в. клеточной теории.

2* В трактовке тотема и тотемической группы П. А. Сорокин, по-видимому, следует за своим учителем M. M. Ковалевским, согласно которому, тотемизм—это «признание того или другого растения, жи­вотного или неодушевленного предмета не только патроном, но и ро­доначальником того или другого деления или подразделения племени...


* Составитель В. В. Сапов.




Все лица, объединенные культом этого дерева или этого растения и животного, считаются близкими по крови...» (Ковалевский M. M. Социология. СПб., 1910. T. II. С. 269).

3* Букв.: коллектив-идея и коллектив-вещь, т. е. идеальный (вооб­ражаемый) и реальный коллектив (нем.).

4* Об отношении Сорокина к «нормативно-телеологическим прин­ципам» см. его статью «Нормативная ли наука этика и может ли она ею быть»//Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1990. M., 1990. С. 327—348.

5* Олюторы—малочисленная народность Камчатки, прожива­ющая на территории нынешнего Корякского национального округа.

6* Великое существо (Grand Être) — объект культа позитивной ре­лигии, разработанной О. Контом; совокупное человечество, в состав которого посмертно (через 7 лет после смерти) включаются лишь наиболее достойные с той или другой степенью апофеоза.

7* Сорокин имеет в виду следующее высказывание Б. Паскаля: «Последовательная смена людей есть один человек, пребывающий веч­но». Эти слова находятся в малоизвестном сочинении Паскаля — «Предисловии к рассуждениям о пустоте» (Oeuvres de В. Pascal. P., 1923. Vol. II. P. 127—145); возможный источник, из которого почерпнул эту паскалевскую мысль Сорокин,— «Философические письма» П. Я. Ча­адаева, где она дважды цитируется (См.: Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч. и избр. письма. M., 1991. T. 1. С. 380—381, 416; об источнике цитаты— там же. С. 704).

8* При прочих равных условиях (лат.).

9* Почему именно «румынскими»? А не французскими, английс­кими или американскими? Иллюстративный материал такого рода не имеет, конечно, никакого теоретического значения. Тем не менее, чита­телю «Системы социологии» полезно иметь в виду, что П. А. Сорокин предпочитал использовать в качестве примеров и иллюстраций матери­ал либо автобиографический, либо остро актуальный. Недаром H. А. Гредескул в статье «Прошлое и будущее (По поводу университет­ского дня)» писал, что «Система социологии», «как колчан стрелами, наполнена политическими колючками и намеками» (Красная газета. 1922. 26 февраля).

В данном случае Сорокин, возможно, вспомнил обстоятельства своего первого ареста в январе 1918 г. Он был арестован вместе с Ар­гуновым и помещен в 63-ью камеру Трубецкого бастиона Петропавлов­ской крепости. На стене камеры они увидели нарисованные карандашом фигуры двух мужчин и надпись: «Здесь сидели румынский посол и ат­таше румынского посольства» (Sorokin P.A. A Long Journey. New Haven, Conn., 1963. P. 142).

10* Вероятно, имеется в виду «Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви» от 8/21 июля 1919 г.

11 * Племя аборигенов Австралии, которое исследовали этнографы Л. Файсон и А. В. Хауитт, авторы книги «Kamilaroi and Kurnai» (Melbourne, 1880).

п* Послужной список, букв.: «бег жизни» (лат.).

13 * Некоторые разнородные группы < Verbindungstypen > могут об­рести свою,окончательную социологическую форму только внутри пространственной области, которую они полностью собой заполняют, не оставляя места ни для какого второго экземпляра. Другие < груп­пы > в любом количестве—с точки зрения социологии их количество безразлично — могут занимать одну и ту же территорию; поскольку они не имеют внутренней пространственной связи, между ними не может быть и территориальных конфликтов (нем.).


м* Здесь: партийное собрание, руководство, партаппарат (англ.).

15*!орстки людей достаточно для того, чтобы создать мощную организацию, охватывающую тысячи избирателей (фр.).

16* Способы силового воздействия, подкуп, те или иные обещания, а также и другие доводы (англ.).

"* См.: Авторханов А. Происхождение партократии. T. 1—2. Frankfurt/Main: Посев, 1973. «...Истоки сталинизма,— пишет Авторха-H0B5надо искать, во-1-х, в тоталитарной „философии власти" Ленина в виде учения о „диктатуре пролетариата", как „новом типе" государст­ва; ВО-2-Х, в тиранической системе организации этой диктатуры, кото­рую, по словам Ленина, может осуществлять непосредственно не сам „пролетариат", а только его „авангард" — аппарат ЦК большевиков (система, которую я назвал... „партократией"); в-3-х, в криминальном происхождении сталинского крыла большевизма (знаменитая кавказ­ская „боевая дружина" «эксов»...); и наконец, в-4-х, в криминальном образе мышления самого Сталина» (Указ. соч. T. 1. С. 38—39).

18* Конкретный вопрос (лат.).

19* Нравится это или не нравится некоторым ученым, дело обстоит так, что человеческое общество не гомогенно—не однородно, индиви­ды различаются по своим физическим, моральным и интеллектуальным свойствам (шпал.).

20* Поскольку в действительности между людьми существуют раз­личия, они <люди> неизбежно образуют разные группы, имеющие определенный вид занятий и особые интересы, между которыми столь же неизбежно возникает противоборство (итал.).

21* Никогда не основываются на каком-нибудь элементарном при­знаке, но всегда лишь на таких признаках, которые имеют «состав­ляющие» (итал.).

22* Не соответствуют ни одной из тех группировок, которые об­наруживаем в конкретных случаях (итал.).

Date: 2015-09-19; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию