Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ортодоксальный марксизм и российско-американская резиновая социология
<...> Всякий беспристрастный исследователь, осведомленный в марксистской литературе, знаком со следующими простейшими положениями: A. Ортодоксальный марксизм связан с именами Кар B. Борьба человека с природой является основным C. «Общественная жизнь по самой своей природе D. В силу самой же внутренней необходимости обще E. Таким образом, ортодоксальный марксизм надо Печатается с сокращениями.— Прим. ред. 614 Наше поколение является свидетелем событий, изменяющих все «лицо мира», свои вековые «устои» общественной жизни. Спросим теперь: что сделала за эти знаменательные четыре года российская общественная наука? Оказалась ли она на высоте новых требований времени? Об ортодоксальном марксизме мы говорить не будем: его представителям в эти бурные годы было не до «чистой теории». Что же сделала за это время официальная социология? Перед нами лежат два ее главных творения. Первое носит название: «К. M. Тахтарев. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии». Заголовок второго гласит: «Проф. П. А. Сорокин. Система социологии. T. 1. Социальная аналитика. T. 2. Социальная аналитика» (обещано восемь томов; почему не восемнадцать и не двадцать восемь?). Было бы, конечно, совершенно тщетным предприятием пытаться в краткой статье исчерпать все глубокомыслие этого многообъемного профессорского творчества. Однако вполне позволительно поставить вопрос: может ли оно дать миру что-либо новое по сравнению с изложенными выше достижениями марксистской ортодоксии? 1. Что такое исторический материализм с точки зрения наших «профессоров социологии»? Это прежде всего «монистическая теория экономического фактора» (Наука, р. 13). Выражение довольно нескладное, но смысл его ясен: «экономизм во всяком случае есть самая основная черта марксистского мировоззрения» (ib. p. 100). Подобно социальным дарвинистам, марксисты будто бы «весьма склонны отрицать существование более широкой, действительно общественной, а не классовой солидарности» (р. 149). С точки зрения нашего профессора, марксисты, по-видимому, предполагают, что и в социалистическом, бесклассовом обществе будет место только для классовой солидарности... Само собой разумеется, профессорский Маркс не ограничивается и этим: он будто бы никогда «не говорил о взаимодействии явлений общественной жизни» (sie!! ib. p. 335); «понятие взаимодействия, как это хотя и мимоходом, но вполне правильно отмечал Г. В. Плеханов, вовсе не свойственно марксизму» (sie! ib.). Другими словами, узкий экономизм Маркса считает творческой силой только экономию; все прочее—ее буквальные «отражения»... К этим оракульским изречениям автора «Науки» можно прибавить исчерпывающее и высокоторжественное заявление автора «Системы». «Разрыв с философствованием» означает и разрыв с несчастной идеей «монизма»—«незаконным детищем незаконного брака социологии с философией» (это — о марксизме! — И. Б.). «Не так давно еще, особенно в русской публицистике, считалась особенно почетной кличка «мониста». И обратно, название «плюралиста» означало нечто ругательное и низкопробное» (следует ссылка на Плеханова). Автор с большой охотой уступает «монизм» всем, кому не лень наклеить на себя эту этикетку. Он твердо убежден, что «монизм»—результат догматического философствования (Система, 1.1, p. XI). Мы намеренно привели в подлиннике все эти вещания наших прокуроров от социологии. Для каждого беспристрастного читателя должно стать ясно, что вся их критическая мудрость заключается в отождествлении марксизма научного с вульгарным экономизмом. Оба профессора социологии не только не имеют никакого сколько-нибудь наукообразного понятия о марксизме—они не имеют о нем вообще никакого представления. Нет никакой необходимости приводить выписки из Маркса, Энгельса и других основоположников исторического материализма; только совершенный невежда в литературе марксизма может иметь дерзость повторять вслед на немецкими буржуазными фельетонистами, будто хоть один его влиятельный представитель когда-либо отрицал пресловутое «взаимодействие». В заключение отметим, что первый из упомянутых профессоров состоит членом Научного Общества марксистов. <...> Выслушаем теперь следующее заявление: «...Таковы, в основных чертах, главные отделы социологии и основные задачи каждого из них. Нужно ли говорить, что эти задачи необъятны и трудности, встающие на пути их достижения, бесконечны. Вместо неопределенной науки «общих фраз» перед нами вырисовывается грандиозная дисциплина. Вместо дилетантского «социологизирования» и обычая открывать все тайны общественной жизни волшебным ключом какого-либо «фактора», приправленного неизменным «Сезам, откройся»,—-перед нами рисуется тернистая дорога кропотливого исследователя, требующая гениальных способностей, бесконечных сил, терпения и воли для того, чтобы успешно продвигаться по ней...» Что это?—спросит с недоумением читатель. Широковещательное самопревознесение блаженной памяти Евгения Дюринга, вознамерившегося произвести «переворот во всех науках»? Нет, автор этих слов—Pitirim Sorokin, Professor of Sociology in the University of Petrograd, как это значится на титульных листах «Системы». Несмотря на чрезвычайное развитие своей духовной промышленности, Германия имела только одного Дюринга; юная российская промышленность сразу предложила миру двух великих фабрикантов социологии. Это тем более отрадно, что расцвет их духовной производительности совпал с катастрофическим падением всех прочих видов нашей отечественной промышленности... <...> 4. Предоставим теперь слово автору «Системы», столь беспристрастному в своей самооценке. «В первом томе «Социальной аналитики» был дан анализ структуры простейшего социального явления. Приняв за элементарную форму социального явления факт взаимодействия двух или большего числа индивидов, мы разложили его на элементы; рассмотрели основные свойства этих элементов—индивидов, их акты и проводники; очертили основные виды взаимодействий, и в итоге—совершенно последовательно (sic!)—пришли к выводу, что всякая совокупность взаимодействующих индивидов представляет коллективное единство или реальную совокупность»... Понятие глубоко содержательное, всеисчерпывающее определение! Во всяком случае, оно одинаково применимо и к стаду баранов, и к тем «честным правительствам», которые, по меланхолическому заявлению автора, в виде исключения бывают иногда в истории («чтобы обнаружить свою импотентность»— «Система», II, р. 192, п. 3). Перед нами чрезвычайно известный «социологический» метод: простейшим элементом общества объявляется «взаимодействие двух индивидов», и полученные путем такого «анализа» представления распространяются на все общество в целом. Как справедливо указывает Маркс (Ein. zur Kr.2 in.; Кар. passim), робинзонады —излюбленный метод вульгарной политической экономии (в данном случае вульгарной социологии): сложные предметные (конкретные) научные понятия подменяются плоскими и бессодержательными отвлеченными понятиями мышления донаучного. Основной вопрос социологии гласит: что такое человеческое общество? В чем заключаются его своеобразные отличия от обществ животных? Эти своеобразия должны быть установлены так, чтобы они могли послужить исходной точкой для понимания законов развития человеческого общества в его целом. Вместо этого нам предлагается следующее общее место: «Если один Робинзон не может составить общества, то Робинзон с Пятницей такое общество составить могут» (I, р. 79). Взаимодействие двух или более индивидов объявляется «моделью социальных явлений» (ib., p. 81). Всякий, кому случалось внимательно прочитать «Анти-Дюринг» Энгельса, тотчас же назовет имя героя, которому принадлежит высокая честь обоснования общественной науки с помощью робинзонад. Познавательная ценность последних не возбуждает сомнений: они были прекрасно известны знаменитому чеховскому учителю словесности, на смертном одре повторявшему то, что всем известно. «Лошади кушают сено и овес». «Волга впадает в Каспийское море»... «Понижение температуры в одном месте может заставить людей стремиться к такому пункту, где эта температура была бы более благоприятной для человеческого организма. Сходное явление видим в мире животных, например, тараканов. Теплая температура заставляет их скопляться на кухне, около плиты, печки и т. п. (какая точность анализа!— И. Б.). Падение температуры заставляет их разбегаться и менять холодное место на теплое» и т. д. в том же духе (I, р. 250 sqq.). «Звуки—символы, в виде слов, соединяют людей между собою... Любая фраза, любое слово похоже на электрический ток, возникающий между людьми, дающий им возможность влиять друг на друга и обусловливать взаимное поведение. Их эффекты бывают временами поразительны». «Слово может убить человека... Когда мы слышим ряд звуков-символов: „Мне грустно", „Я ненавижу Х-а", „Спенсер был великим мыслителем", „К оружию, пролетарий!", „Долой!", „Да здравствует", „Вперед", „Пли" и т. д., мы тем самым воспринимаем ряд раздражений, доходящих до нас в виде звука и передающих нам идеи, настроения и воления других лиц... Звуковыми же проводниками... пользуемся мы для передачи наших настроений... Пример: „И скучно, и грустно, и некому руку подать", „Безумных лет угасшее веселье мне тяжело как смутное похмелье", „Здравствуй, племя молодое, незнакомое". Когда кому-либо грустно, он может передать свое настроение „песней без слов"; может, напр., подойти к роялю и играть „Осеннюю песню" Чайковского или „Лунную сонату" Бетховена. Его акты состоят в определенных ударах по клавишам рояля, удары приводят в колебание воздушные волны»... (ib., p. 127). Два увесистых JOMa на три четверти заполнены подобной учено-обывательской болтовней. Но за исключением случайных сопоставлений с тараканами и сходными существами, мы так и не узнаем от автора, чем же отличается человеческое общество как целое от общества животных. Энциклопедические познания автора (ссылающегося не только на Бергсона и самого себя, но и «Литературные приложения к Ниве», оперу «Смейся, паяц» и даже на заборы с советскими афишами) совершенно заслонили от него главнейший вопрос социологии. Впрочем, он обещает нам еще шесть томов... <...> 6. «...Население современного города... Здесь элементарных группировок — множество. Комбинации их — богатство. Кумулироваться (т. е. соединяться в сложные группы) при такой „смеси народов, лиц, племен, наречий, состояний" они могут на сотни ладов. В итоге—все население распадается на десятки и сотни... единств. Если взять население Петрограда, то какое несчетное множество... групп оно дает: по государственной принадлежности тут есть русские, французы, немцы, англичане, американцы, китайцы, японцы, бразильцы, испанцы и т. д. По языковой группировке здесь живут бок-о-бок: якуты, зыряне, поляки, украинцы, англо-говорящие, франко-говорящие, испанско-говорящие, киргизско-говорящие лица» (и просто болтающие!)... «По партийной группировке: монархисты, анархисты, коммунисты, кадеты, прогрессисты, меньшевики, эсеры и т. п. Профессий сотни» (профессора социологии в том числе)... «Легко понять, насколько сложен и дифференцирован такой социальный агрегат. Одно перечисление его элементарных и кумулятивных (простых и сложных) расслоений заняло бы десятки страниц»... Вывод: «Все теории, пытающиеся объяснить социальные события столкновением и взаимоотношениями каких-либо одних социальных групп, будут ли ими классы (марксизм) или национальности,— все подобные монистические теории явно и несомненно ошибочны (курсив автора). Они однобоки. Они близоруки. Они поверхностны» (Ни дать ни взять—фельетон из блаженной памяти «Русского слова»! — И. Б.}. «Их представление о структуре населения (общества) соответствует алхимическому периоду химии. Доказывать этот тезис, после всего вышесказанного, нет надобности: вся развиваемая здесь теория служит сплошным его доказательством. Пора со всеми подобными „простыми" теориями расстаться. Для неприхотливого ума они хороший пункт отдыха и оправдание своей лености»... Великолепное изложение в высоком фельетонном стиле сразу выдает нам нового Евгения Дюринга, автора «Системы» (II, pp. 308 sqq.). Мы нарочно привели почти полностью эту бесподобную страницу. Начав с провозглашения социологии общим местом, «Система», разумеется, кончила тем, чем кончают все предприятия подобного рода: отрицанием предметных социологических и исторических законов. Или пустопорожние общие понятия, сближающие людей с тараканами, или бескрылый эмпиризм, подменяющий науку о человеческом обществе статистикой петроградского населения. «Таков конечный пункт нашего анализа» (ib., р. 310). Остается только отметить, что наш Евгений Дюринг напрасно думает, будто требование всестороннего учета всех своеобразий «населения» обязано своим появлением его социологическим усилиям: это требование выдвинуто впервые, если не ошибаюсь, Карлом Марксом в его «Введении в политическую экономию» (1857 года!!лава «Метод политической экономии»). Отсюда не ново и отрицание социологических общих законов во имя эмпирических своеобразий: в этом состоит вся мудрость так называемого «идиографического» направления в современной истории культуры... Не будем распространяться о том, что ортодоксальный марксизм всегда был по ту сторону обеих односторонностей: для него общие («отвлеченные») законы социологии всегда были неотделимы от своеобразных («конкретных») законов истории; читатель и без этого по достоинству оценит старое открытие Дюринга, сближающее марксизм с социальной алхимией и теориями «лености»... 7. Мы далеки от мысли отрицать всякое значение за Первый из них («Наука об общественной жизни») представляет собой весьма вялый, скучный и несамостоятельный, но, действительно, кропотливый и не бесполезный библиографический обзор так называемой современной социологии. Что до второго («Система»), то он являет собою весьма своеобразный и доселе неведомый российской литературе образчик многотомного фельетона, недурно описывающего ту анархию, которая царит в современной социологической мысли. 8. Наконец, в общем и целом оба творения являются капиталистической промышленности. «Для такой политически слабо организованной страны, как Россия, вполне достаточно и 240000 человек (коммунистов), вооруженных и хорошо организованных,— для того, чтобы господствовать над миллионами неорганизованных и дезорганизованных людей, еще не способных стать настоящими гражданами» (Наука, р. 207). Глубокий сдвиг современной всероссийской действительности находит у наших профессоров социологии и совершенно недвусмысленную оценку, особливо при сопоставлении с граждански сознательной «единой, великой морской Британской Республикой». Последняя «сохраняет только некоторые внешние формы монархии и империи» (ib., p. 138); между тем, нынешняя Советская Россия — «простая копия древних военных деспотий» (Система, II, р. 133 прим.). «Писатели, ученые, поэты — чиновники государства. Критику заменяет донос. Оценку—решение комиссара печати... Его деятельность тождественна с деятельностью Магницкого» (ib., II, р. 326 п.). Заниматься всем этим реакционным вздором нет необходимости. Для его сопоставления с истиной достаточно сослаться на то, что на последней книге имеется пометка: «2-я Гос. Тип., Красная, 1». Не лишне отметить разве лишь одно обстоятельство: оба научных исследования местами переходят в злостный памфлет против коммунистической партии. «Критическая работа» самоновейшей социологии нечувствительно переплетается с крохоборством обывателя, с наслаждением подбирающего шипящие легенды о пьяных комиссарах. Правда, «Наука об общественной жизни» не идет в этом отношении так далеко, как «Система», но обе они одинаково показывают, что марксистской социологии российско-американская резиновая социология может противопоставить только одно — недомыслие обывателя. Книга и революция. Ежемесячный критика-библиографический журнал. 1922. № 4(16). С. 18—22. Date: 2015-09-19; view: 585; Нарушение авторских прав |