Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т-> 117 3 page





1800—1801 2.290
1850—51 2.362 515 1.200 5.423
1900—1907 4.758 4.113 2.763 2.049 2.049 1.771 1.939 18.942153

Лондон

Нью-Йорк

Париж

Берлин

Чикаго

Вена

Петроград

Всего

Эти цифры показывают, что население непрерывно совершает перегруппировку в смысле прилива и отлива из определенных местностей. Особенно силен прилив в большие города, плотность и число населения коих от этого растет с колоссальной быстротой. Чем они больше, тем в общем сильнее их «притягательная сила». (Неда­ром один американский социолог формулировал социа­льный закон тяготения, гласящий: притягательная сила городов прямо пропорциональна массе и обратно про­порциональна квадрату расстояния.

Это явление чревато многими следствиями, очерчи­вать которые я здесь не могу154. Одними из них являются:

153 Levasseur. La repart, de la race humaine, 57. Подробные цифры см.
в ст.: Бюхера и Майра (сб. Большие города), у Вебера. Рост городов
в 19 стол. СПб., 1903; в Annuaire des grandes villes; Meuriot. De la
mesure des agglomération urbaines. BuI. stat., XIX, I, 157—161; Бюхер.
Возникнов. нар. хоз., II, 117 и ел.; О колебаниях плотности населения
различны«территорий см.: Levasseur et Bodio. Statistique de la
superficie et de la population des contrées de la Terre. BuI. stat., XII, II,
1 —110; Annuaire stat., 1916, 4 и ел.

154 Кое-что, но не все и не главное дают в этом отношении ук. ст.
Зиммеля, Петермана, Шефера и др. в сб. Большие города. См. также:
Maunier. L'origine et la fonction econom. des villes. 1910; Draghicesco:
L'idéal...


ускорение темпа социальной эволюции, интенсификация психической жизни; с одной стороны, нивелировка и пе­ремешивание индивидов, с другой — их индивидуализа­ция; с одной стороны—уравнение, с другой—усиление неравенства и т. д. Ограничимся этим в характеристике территориальных перегруппировок.

Объемно-правовые перегруппировки

Даже краткое, но всестороннее рассмотрение объем­но-правовых перегруппировок, в основных их формах, здесь немыслимо. Потому я ограничу свою задачу и очер­чу только одну из типичных форм перегруппировок этого рода. Я разумею перегруппировки коллективов управля­емых и управляющих, или властвующих и подвластных. Полученные выводы, с соответственными изменениями, будут применимы и к другим видам объемно-правовых расслоений населения.

Как выше было указано, всякое сколько-нибудь чис­ленное, длительно сосуществующее население — агрегат организованный распадается, говоря упрощенно, на два слоя: управляющих с их агентами и подвластных. Первые представляют обычно привилегированных, вторые обде­ленных. Форма агрегата и здесь похожа на пирамиду, верхушка или верхние слои которой заняты управля­ющим меньшинством, нижние, широкие слои—управля­емым большинством. Это применимо и к государству, и к церкви, и к партии, и к профессиональным, языковым и др. организованным коллективам. Для краткости в дальнейшем я буду иметь дело только с государствен­ными коллективами; но все, сказанное о них, mutatis mutandis применимо и к другим, негосударственным группам/

Даны ли здесь перегруппировки? Детализируя вопрос, спросим себя: 1) дана ли здесь циркуляция индивидов из слоя управляемых в слой управляющих, из низших ран­гов властителей в высшие (восходящий ток) и обратно, «падение» властителей в подвластные или в низшие эта­жи правительственной иерархии (нисходящий ток)? 2) Ес­ли да, то как варьирует во времени и в пространстве кривая интенсивности такой циркуляции? 3) Чем вызыва­ется последняя? 4) Как колеблются относительные объ­емы каждой из этих основных групп? 5) Наконец, унич­тожается ли расслоение на правящих и управляемых, есть ли в этом отношении какая-либо постоянная тенденция,


иными словами, исчезает ли пирамидообразная форма объемно-правового расслоения по существу?

Таковы вопросы, которых я кратко коснусь в даль­нейшем. Обратимся к первому из них. История любого населения и собственное наблюдение каждого из нас го­ворит о том, что циркуляция индивидов из слоя управля­емых в слой управляющих и обратно — факт несомнен­ный. Правящая аристократия, будет ли ею император и его потомки, патрициат или дворянство, министры и влиятельные депутаты, бояре и княжие мужи, не вечна. Многие властители в течение своей жизни с верхушки пирамиды попадают в ее нижние слои; потомки бывших властителей после нескольких поколений оказываются в рядах управляемых. И обратно—многие обитатели нижних этажей пирамиды инфильтрируют в верхние эта­жи, иногда на самые высокие места (Марий и Сулла, Кромвель, Робеспьер и Ленин, Бирон и Наполеон, Спе­ранский и Витте, большинство родоначальников импера­торских и королевских домов и т. д.). Словом, факт такой циркуляции несомненен. Интенсивность ее варьирует в пространстве и во времени. В ряде агрегатов, напр., в кастовом или узко сословном населении, эта циркуля­ция очень слаба. Здесь один слой отделен от других столь крепкими барьерами, что пройти сквозь них, особенно снизу наверх, удается очень немногим «верблюдам». Ро­дившийся в высших слоях обычно остается там, потомки управляемых, низших каст или сословий обречены быть внизу. Правящая аристократия здесь замкнута и наслед­ственна. Дети судры, раба или холопа обречены быть судрами и холопами. В других обществах, напр., в демо­кратических, эти перепонки, разделяющие слои правящих и управляемых, более тонки и проницаемы.

Гогенцоллернская!ермания, монархическая Россия, Франция и Англия, Япония и С.А.С. Штаты являются примерами стран с различной интенсивностью циркуля­ции снизу вверх, и обратно.

Варьирует эта циркуляция и во времени. В истории одного и того же населения имеются периоды, когда она очень слаба, и периоды, когда она принимает форму быстрого и бурного потока, производящего массовые перемещения. Последние периоды носят название рево­люции. Любая из них с этой точки зрения представляет не что иное, как массовое перемещение обитателей верх­них этажей на нижние, и обратно. Наблюдается обратная пропорциональность остроты таких конвульсивно-рево-


люционных взрывов со степенью затрудненности цир­куляции или закрытости правящей группы. Чем более циркуляция затруднена, чем более закрыты правящие слои и чем эта закрытость продолжается дольше, тем неизбежнее конвульсивные перемещения — революции, тем они будут острее и кровавее155. Такой вывод следует из простых соображений.

Всякий социальный агрегат может сохранять состоя­ние равновесия, т. е. присущую ему структуру, только тогда, когда в нем имеется соответствие между функци­ями и выполняющими их людьми. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Функ­ции властвования требуют соответственных качеств от их представителей. (Эти качества изменчивы в зависимости от условий, в которых живет агрегат; напр., в обществе, постоянно воюющем, наверху должны быть люди со способностями военного вождя, организатора, стратега, беспощадные и жестокие; примеры: Марий, Сулла, Це­зарь, Наполеон и др.; люди с мирными инстинктами, гуманные, сердобольные в правители таких агрегатов негодны; если по инерции они и остаются, то они только царствуют, а не управляют; в агрегате мирном—дело

155 M. Kolabinska в своей монографии наглядно показала, что во Фран­ции с конца 17 и в 18 в. эта циркуляция была ослаблена и затруднена множеством барьеров, которыми правящие пытались остановить инфильтрацию низших в слой высших. В этот период в низах нако­пились в ненормальном обилии элементы «высшие», в верхах—эле­менты негодные для властвования. В итоге такого нарушения равно­весия неизбежен был взрыв, который и совершился в виде француз­ской революции. См.: Kolabinska. La circulation des élites en France. 1912. Периоды с 1610 по 1715 и с 1715 г. до французской революции. Сказанное объясняет острый характер нашей революции и револю­ции стран кастовых и сословных. У нас эта циркуляция во все периоды истории была очень слаба. Правящие слои старались за­мкнуться. Если нормальная инфильтрация снизу рверх и имела место,— она носила ничтожные размеры. Отсюда неизбежность кон­вульсивных перемещений. Примерами их могут служить: эпоха оп­ричнины, означавшей не что иное, как массовое перемещение выро­дившихся потомков боярства и княжат сверху вниз и замещение высших слоев выходцами из разнообразных более низших пластов. Это прекрасно выражено в челобитной Грозного Симеону Бекбула-товичу о разрешении ему «людишок перебрать, бояр, и дворян, и де­тей боярских, иных бы еси освободил отослать, и... пожаловал изо всяких людей выбирать и принимать».

Вслед за опричниной громадные перемещения совершились в пе­риод смуты, приведшие»к установлению новой аристократии. В пре­делах высших слоев циркуляция была облегчена уничтожением мест­ничества, зато в низших слоях, закрытых от верхних, неизбежны


обстоит наоборот). Функции подчинения—тоже. Люди, как мы видели, неравны. Одни по своим свойствам при­годны быть вождями, другие — управляемыми. Равнове­сие агрегата будет идеальным, если все индивиды будут распределены сообразно их свойствам. Но этого, к сожа­лению, почти никогда не бывает. Если предки власти­телей и подчиненных занимали свои места «по праву», т. е. имели ряд свойств, выдвинувших их на вершины или на низы пирамиды, то их потомки сплошь и рядом этого «права» не имеют. Не имеют потому, что от родителей сплошь и рядом рождаются дети, не похожие на них по своим свойствам. От «природных господ» весьма часто рождаются «прирожденные рабы», лишенные всяких спо­собностей властвования, и обратно, от родителей — «ра­бов за совесть»—рождаются часто «прирожденные вла­стители», место которым наверху. Если нормальная цир­куляция ничтожна, то «рабы по природе» копятся в верхних слоях, «господа по природе»—в низших. Су­ществующие барьеры мешают их перемещению. Равнове­сие общества нарушается. От такой несообразности весь агрегат начинает страдать; механизм общественной жиз­ни расстраивается. «Головастики» из низших слоев стре­мятся вверх, «гниль» верхних слоев остается там. В ре-

были конвульсии, направленные на уничтожение препон, мешавших инфильтрации низших в высшие. Восстание Стеньки Разина — след­ствие такой закрытости и пример конвульсивной попытки перемеще­ния. При Петре совершился новый значительный приток «свежей крови» в ряды властителей. «Табель о рангах» ослабила препоны, мешавшие циркуляции. Но после Петра новых громадных сдвигов почти не было. Восстание Пугачева окончилось неудачей. У власти оставалось в течение двухсот лет «благородное дворянство». Ин­фильтрация снизу вверх была ничтожной. Правящие вырождались, в управляемых копились элементы, место которым было в ряду правящих. Революция 1905 г. была первым взрывом, позволившим многим членам торгово-промышленного класса и среднего сословия инфильтрировать в слой управляющих. Революция 1917 г. была вторым взрывом, окончательно очистившим правящие слои от «гни­ли» и посадившим на место ее «головастиков» низших слоев. Такие «перебои» в странах с ничтожной циркуляцией неизбежны. Иное мы видим, например, в Англии и в С. А. Штатах. Не только Англия 19 и 20 в., но и Англия кромвелевского периода не была страной с закрытым правящим классом. «Если человек среднего класса выда­вался своим умом, своей работой, или отношением родства, если он вел образ жизни джентльмена, ничто не мешало ему быть принятым в состав правящего класса, так как здесь не было юридических барь­еров между классами. Таким образом, аристократия Англии, будучи исключительной, в то же время не была закрытой»,— так харак­теризует Острогорский старую Англию. Ostrogorski. Цит. раб., 4.


зультате рано или поздно наступает острый взрыв и про­исходит насильственное переселение. Иногда этот взрыв ведет к смертной агонии всего агрегата, гибнущего в про­цессе взаимной борьбы; чаще же всего, после периода кровавых спазм, сопровождаемого обычно разгромом и уничтожением бывшей аристократии, на ее месте посе­ляются «головастики», водворяется новая аристократия, вплоть до нового взрыва, который сметает ее или ее потомков так же, как и сметенных ею предшественников. Так дело обстоит в агрегатах с ничтожной циркуляцией. В агрегатах же, где последняя относительно интенсивна, где нет непроницаемых барьеров, такого накопления «не­подходящих жильцов» в разных этажах быть не может. ЗДесь значительная часть из них инфильтрирует в соот­ветственные слои. От этого равновесие агрегата менее нарушается. Сотрясения происходят и здесь, ибо пока что нет общества, где такая циркуляция была бы абсолютно свободной, но эти сотрясения не имеют тех кровавых и острых форм, как в первом случае156. Такова связь острых революций с интенсивностью циркуляции.

Констатировав ее существование и варьирование, спросим себя: каковы же ее причины? Таких причин мно­го. Из них я укажу только две вечные причины, меша­ющие всякой аристократии быть вечной и неизбежно вызывающие циркуляцию. Одна из них уже очерчена: это несходство детей с их родителями, влекущее за собой появление и рост в каждом слое гетерогенных ему эле­ментов. Вторая, это быстрое вымирание, падение плодо­витости и вырождение аристократии. Чем замкнутее по­следняя, тем эти процессы вымирания и падения рожда­емости, по-видимому, совершаются интенсивнее. Какими причинами они вызываются — не будем здесь касаться. Но факт, по-видимому v таков. Без притока «свежей кро­ви» аристократия обречена на бесплодие и исчезновение. Приведу несколько цифровых данных. Число спартиатов во времена Ликурга было около 9.000, в 480 г. их было 8.000, в 420 г.—6.000, в 371 г.— 2000, во времена Аристо­теля—1.000, в 230 г.— 700, из которых только 100 могло

156 См. подробности этого процесса и их математическую формулиров­ку в цитированных работах: Колабинской, Sensini, Pareto, Лапужа; См. также: Fahlbeck. La décadance et la chute des peuples. BuI. stat., XV, II, 367—389; Его же. La noblesse de Suéde. Ibid., т. XII, I, 169—181; Его же. Les classes sociales. Ibid., XVIII, I; Furlan. La circulation des élites. Rev. soc., 1911, 385—95, 850—860.


принимать участие за коммунальным столом. В Афинах, после Херонейской битвы, пришлось сразу возвести в ранг эвпатридов 20.000 метеков и рабов. В Риме, чтобы иметь в позднейшие эпохи 300 сенаторов, пришлось воз­вести в их звание 177 плебеев, за отсутствием надлежаще­го числа патрициев157.

Вслед за патрициями угасли и роды нобилей, всад­ников и римских правящих семейств. Ко времени Клав­дия угасли не только древние патрицианские роды, но даже те, которые возвысились при Цезаре и Августе158.

То же видим и позже. По свидетельству Бюхера выда­ющиеся роды средних веков редко переступали второй век своего существования159. Продолжительность аристокра­тических семейств Франции не превышала 300 лет в сред­нем. В Англии из 500 семейств древней знати сейчас нет почти ни одного, который восходил бы в прямой линии до 15 века160. Почти все современные наследственные пэры, носящие древние фамилии, возведены были в это достоин­ство и пожалованы фамилиями гораздо позже. Так, из 394 семей пэров в 1837 г., 272 были возведены в это достоин­ство с 1760 г. С 1611 г. угасло 753 баронских семейства161.

К тому же ведут и более детальные исследования. В Аугсбурге из 51 семьи сенаторов в 1368 г., к 1538 г. осталось только 8. В Нюрберге в 1390 г. 118 семей состав­ляли патрициат; в течение ста лет 63 из них угасло162. В Берне в 1717 г. заседало в Совете 381 семейство, к 1787 г. 148 из них угасло163. Фальбек произвел особенно тщательное исследование шведской аристократии. Итоги ее таковы: из 1219 фамилий шведской знати 946 (77,6%) угасли в течение О—100 лет, 251 семейство — в течение 101—200 лет, 21 семейство — в течение 201—300 лет; лишь одна семья пережила 300 лет. Из 1547 фамилий не менее 1298 (84%) исчезли на 3-м поколении, только 2 до­стигли 9-го поколения, и ни одна не перешла его164.

157 Bougie. La démocratie, 81.

158 Волътманн. Op. cit., 279.

159 Бюхер. Возникнов. Нар. Хоз., II, 149.

160 Bougie. Там же, 81.

161 Doubleday. The true Law of Population. 1853, 35.

162 Bougie. Там же, 82.

163 Furlan. La circulation des élites, 850—860.

164 Fahlbeck. La noblesse de Suéde, 173. См. др. данные у Sensini, Вольт-
мана, Бугле, Фальбека, Gini.
I fattori demografici. Passim. И у нас, ко
времени Фед. Алекс., боярство почти все вымерло. См.: Платонов.
Лекции, 437.


Wacher исследовал среднюю продолжительность жизни ряда королевских домов. Его вывод гласит: «королевские расы по продолжительности жизни своих членов ниже рас народных»165.

Наряду с быстрым вымиранием правящие слои об­речены на бесплодие. В династии Капетингов из 118 браков между родственниками 41 были бесплодны. В ди­настии Веттинов из 28 браков 7 бесплодных, 1—cl ре­бенком, в Виттельсбахской династии из 29 браков — 9 бесплодных и 3 по 1 ребенку166.

Исследование Fahlbeck'a говорит, что вымирание шведского дворянства объясняется прогрессивным ро­стом бесплодия (% бесплодных браков с каждым поколе­нием растет, в первом поколении напр., их % равняется 13,72, во втором—63,68), прогрессирующим падением плодовитости, ростом смертности, и характерным ро­стом женского потомства в последующих поколениях,

Отсылаю читателя за дальнейшими данными к цити: рованным работам. Раз дело обстоит так, то в силу одной этой причины, помимо всяких других, верхние правящие слои обречены с ходом времени на опустение, если они абсолютно закрыты. Постепенно угасая, они должны были бы оставить вершину пирамиды незаселен­ной, т. е. оставить социальный агрегат без власти. Этого не бывает: «было бы болото, а черти найдутся». Под давлением социальной необходимости пустующие места угасающих властителей заполняются элементами низших слоев, сначала обычно более близких к правящим, а за­тем, когда резервуар пригодных для властвования лиц из этих слоев исчерпан, происходит рекрутирование правя­щих лиц из еще более низших пластов. Если рекрутирова­ние удачно, т. е. если эти слои снабжают достаточное число лиц, обладающих требуемыми от хорошего пра­вителя свойствами, и если последние воспитаны в ду­хе старой культуры, объемно-правовая архитектоника группы в общем и целом имеет шансы на сохранение. Если резервуар пригодных лиц исчерпан или отбор со­вершается неудачно, или они слишком гетерогенны по своему поведению, нравам, обычаям и т. д., дело обычно кончается распадением всего агрегата, полным

165 Wacher. La longévité dans les familles. BuI. stat., IX, II, 62.

166 Волыпман. Там же, 110.

167 См. цифры и таблицы у Fahlbeck'a. Там же, 169—181. См. богатый
материал у Gini. Там же.


развалом его структуры 168 и созданием на его месте новых групп.

Таковы вкратце условия, делающие циркуляцию из слоя в слой необходимой во всех странах и во все времена. Сколько-нибудь длительно существующих агрегатов, где такой циркуляции не было бы, мы не знаем, как не знаем и таких «обществ», где она была бы абсолютно свобод­ной, где верхние слои сознательно или бессознательно не ставили бы препятствий для инфильтрации элементов сни­зу или сами, добровольно, спускались бы вниз, предостав­ляя свои места любителям. Всюду циркуляция происхо­дит, и нигде она не вполне свободна; но ее быстрота и ин­тенсивность варьируют в пространстве и времени. Есть ли в этом варьировании постоянная односторонняя тенден­ция, не будем здесь обсуждать. Следует только указать, что мнение многих лиц, напр. Фальбека, о постепенном ускорении темпа такой циркуляции и о постепенном росте ее свободы и интенсивности требуют весьма и весьма серьезных оговорок169. И в прошлом, и теперь были и есть агрегаты и с интенсивно-свободной и со слабой (затруд­ненной) циркуляцией. Тенденция, быть может, и есть, но она слабо выражена и далеко не прямолинейна.

Теперь в двух словах (увы! нет места и бумаги для более полной характеристики) коснемся объемно-право­вых перегруппировок, состоящих в колебании объемов правящих и управляемых групп. Такие колебания имеют место. Иногда различные слои управляющих (напр., сей­час в РСФСР) значительно разбухают, иногда они сужают­ся. Но никогда эти колебания не бывают очень значитель-


ными; тем более они не приводят к положению «семерых капралов и одного рядового», не ставят пирамиду вверх ногами. Такое состояние означает просто состояние анар­хии и отсутствие объемно-правовой организации обще­ства. Если в эпохи революций такие состояния и бывают, то это не значит, что управляет большинство меньшин­ством, а значит только, что нет никакой власти или власт­вует кто над кем может. Это проявляется в «борьбе всех против всех». Кончается анархия, наступает «порядок», и пирамида воскресает с ее традиционным правящим мень­шинством и управляемой, эксплуатируемой массой. В этом отношении пирамидообразная форма объемно-пра­вового расслоения была и остается. Вариации объема пра­вящих и управляемых групп не изменяют ее существа.

Спросим себя, наконец, уничтожается ли с ходом ис­тории расслоение на правящих и управляемых? Ответ гласит: оно было и оно есть. Будет ли? Вероятно в от­носительно близком будущем оно не исчезнет. Мыслимо, что в будущем циркуляция из одних слоев в другие будет более интенсивной и быстрой; возможно, что более мяг­кими и менее беззастенчивыми будут формы эксплуата­ции правителями управляемых. Допустимо, что первые принуждены будут сильнее считаться с интересами по­следних и не так бесстыдно жонглировать «волею наро­да». Все это допустимо и возможно, хотя и не может быть неоспоримо доказано. Полное же исчезновение это­го расслоения—маловероятно. Если оно и может мыс­литься, то как предельная величина, с которой перемен­ная может сравниться только в бесконечности. Не будем


 


168 Интересную картину в этом отношении дает история Рима. Здесь
с падением и уменьшением патрициата правительственный класс
стал пополняться выходцами из плебеев. В дальнейшем этот резер­
вуар также был исчерпан, и «правители» стали вербоваться из выхо­
дцев Галлии, Испании, Азии и варваров. Когда и этот источник не
стал давать достаточно пригодных лиц, Рим распался и развалился.
См.: Sensini. Op. cit., 603 и ел. «Вольноотпущенники и варвары,
продвигаясь к богатству и к высоким должностям, не имели ни
желания, ни способностей сохранить высокую классическую культу­
ру с ее наукой и искусством. Таким образом угасла одна из самых
блестящих цивилизаций, когда-либо виденных миром». Fahlbeck. La
décadance... des peuples, 370. См. также: Jordan. Op. cit.

169 Левассер'прав, возражая на этот счет Фальбеку и приводя в свою
пользу исторический документ 17 в., рисующий весьма интенсивной
циркуляцию этого времени. В ряде довольно примитивных государ­
ственных групп смена вождей, царей и князьков — явление тоже
довольно частое. Подробно в «Генет. социологии». См. возражения
Левассера. BuI. stat, XVIII, I, 123—124.


170 Наивные люди могут, в виде возражения, указать на монархию, как на пример группы с единоличным правителем и на народоправства с «властвованием народа, для блага народа и чрез посредство наро­да» и сказать: «в первой группе объем властвующих ничтожен, во второй—он составляет большинство». Наивность такого возраже­ния ясна. Никакой деспот не правит единолично; он только орудие, лидер, символ той правящей клики, которая в виде верхних слоев — военных, церковных, торговых, индустриальных и др. групп—стоит за ним и интересы которой он представляет. С другой стороны, ни в каком «народоправстве» большинство народа не управляло и не управляет; правящая аристократия в лице президента, министров, депутатов, «выборных» комиссаров, начальников и всяких лидеров и здесь составляла и составляет столь же малочисленную группу, как и в деспотиях. Большинство тут и там управляется. Разница лишь в том, что деспоты правят несуществующей «Божиею милостью», «народные избранники»—несоблюдаемою и неизвестною «волею народа». См. правильн. замечания Bentley, Цит. раб., гл. XII, 298— 320; Sensini. Цит. раб., 604—605.


 



18 П. А. Сорокин, том 2



гадать о том, что случится через миллионы лет. До­стоверно одно, что в той или иной форме на ближайшие столетия это расслоение останется, как останутся (хотя бы и в более мягкой форме) командование меньшинства над большинством (конечно «волею большинства!») и со­путствующие ему явления. Это неприятно. Но... не во власти исследователя законы необходимости171. Все по­пытки уничтожить его не достигали своей цели. Все рево­люции только переменяли роли молота и наковальни. Ни одной их них, в том числе и нашей, не удавалось унич­тожить это расслоение. Мало надежды, чтобы оно исчез­ло и в будущем.

Религиозные перегруппировки

Религия человека—социальный костюм, который мо­жно снять и переменить. Если бы этот костюм был чисто идеологическим, то такие верования менялись бы очень часто, ибо верования вообще изменчивы. Но в религии суть дела не в верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в чувственно-эмоциональных переживаниях веры человека.

В последних—коренное ядро религии. Верования, до­гма— это только вуаль, «идеологическое оправдание» и выражение чувств-эмоций человека. Не важно, чтобы они были логичны,— важно, чтобы вера была горячей. «Логика мало заботит веру (как комплекс чувственно-эмоциональных состояний), последняя в суждениях, яс­ных по тенденции и смутных по форме, извлекаемых ею из себя самой, ищет только удовлетворения»,— правиль­но говорит Guignebert. He важно, если догма будет про­тиворечива. «Живая вера (в силу нелогической природы человека) мало смущается трудностями такого рода». Она примет какую угодно нелепость, если последняя соответствует ее аппетитам172. Чувства-эмоции человека или, говоря словами Sumner'a, нравы, формируются под влиянием социальной среды, теснейшим образом с нею связаны, и пока последняя остается в общем одинаковой,

171 Подробно об этом в «Соц. генетике».

172 Guignebert. L'évolution des dogmes. Paris, 1910, 143 и ел. См.: Pareto.
Цит. раб., т. I и II. Passim. См. также: Джемс. Многообразие религи­
озного опыта. Изд. Шиповник; W. Sumner. Religion and the mores.
Am. j. soc., v. 15, 577—595; Ellwood. The social function of religion. am.
ж. соц., т. 19, 289 и ел.; Лебон. Психология социализма. Passim.


одинаковыми остаются и они. А раз так, то малоподвиж­ными будут и догмы—верования, идеологические формы религии,— ибо «нравы», основной уклад социаль­ной жизни, меняются медленно173. Этим объясняется сра­внительная медленность религиозных перегруппировок: индивиды остаются «абонентами» определенной церкви до тех пор, пока она в своих нравах коренным образом не начинает противоречить их чувственно-эмоциональ­ному состоянию и аппетитам. Противоречие догмы и ор­тодоксии «логике» не важно; оно играет ничтожную роль. Обращаясь к данным религиозных перегруппировок, мы видим, что кроме эпох острой религиозной борьбы, нормальная циркуляция индивидов из религии в религию сравнительно слаба. Основные религиозные группы, осо­бенно крупные, имеют устойчивые объемы. Религия ин­дивида «оказывается результатом не специального реше­ния лица (как, напр., брак), но лишь последствием пре­дыдущего... исторического развития. Она просто наследуется в данной социальной среде» (сын католика становится католиком, православного — православным и т. д.). Сознательные переходы из религии в другую имеют ничтожное значение. (Кроме эпох религиозных движений)174. Отсюда понятна устойчивость процентного отношения числа абонентов различных религий. Вари­ации здесь очень малы175.

173 См. прекр. книгу Sumner'a. Folkways: a Study of the Social. Importance
of Usages, Manners, Mores and Morals. Boston, 1907.

174 Майр. Цит. раб., т. II, 148—149.

175 Приведу для иллюстрации пару таблиц. На 100 жителей!ермании
приходилось на долю

1885 г.
1890 г.
1880 г.

в 1871 г.

       
       
0,2 0,17 0,27 0,29
1,25 1,24 1,2 1,15
1,03 0,07 0,02 0,03

Евангел. вероисп.

Катол.

Друг, христ.

Иудеев

Лиц неизв. рел.

Date: 2015-09-19; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию