Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция за человеческие ресурсы





Понимание того, что качественные человеческие ресурсы – основа будущего развития страны, растет постепенно. По всем прогнозам демографические ресурсы будут сокращаться. На среднесрочную перспективу только в 6-7% регионов России сохранится естественный прирост населения. Меры по стимулированию рождаемости не способны решить проблему депопуляции, поскольку ее масштабы крайне велики: более 70% населения страны живет в регионах со значительной естественной убылью. Демографические процессы инерционны, поэтому естественная убыль будет и дальше «сжимать» обжитое пространство, особенно быстро – в постаревших регионах Европейской России и Северо-Запада, за исключением двух столичных агломераций.

Возможности использования миграционных ресурсов ограничены, чистый миграционный приток в Россию сократился в пять раз по сравнению с 1990-ми годами. Изменились и направления миграций. В 1990-х гг. основной приток мигрантов получили южные и западные регионы России, но в 2000-х гг. в них сохранились только небольшие зоны притока. В стране восстановился центро-периферийный вектор миграций, типичный для предыдущих десятилетий: население покидает периферийные и менее развитые регионы и концентрируется в крупнейших агломерациях. Возврат к долговременному тренду ХХ в. означает, что современные направления миграций устойчивы и сохранятся на перспективу. Миграционный отток из северных и восточных регионов стабилизировался на более низком уровне и теперь зависит от баланса спроса и предложения на локальных рынках труда. Если экономика восточных районов будет расти быстрее и появятся привлекательные рабочие места, то миграционный отток сократится еще больше. Но не стоит надеяться на существенный приток мигрантов в восточные регионы, даже при стимулирующей политике государства. Оказавшись дефицитным ресурсом, население будет выбирать более привлекательные для жизни места.

Очевидно, что без стимулирования миграций из других государств невозможно решить проблему растущего дефицита трудовых ресурсов. И здесь многое будет зависеть от проводимой государством политики. Но даже успешная политика привлечения мигрантов не способна компенсировать потери населения в областях Центра и Северо-Запада с самой сильной естественной убылью. К тому же низкоквалифицированные мигранты не могут существенно улучшить качество населения. Провозглашаемая политика переселения соотечественников из СНГ в восточные регионы не сможет компенсировать оттока квалифицированного местного населения из-за дефицита рабочих мест с высокой оплатой труда.

Но проблема не только в количестве, депопуляция резко усиливает значимость качества населения – его мобильности, модернизации образа жизни, трудовых мотиваций, роста образования и улучшения здоровья. В России завершается переход к массовому высшему образованию, с середины 1990-х гг. усиливается его регионализация, и, казалось бы, можно ожидать смягчения региональных различий в уровне образования и квалификации рабочей силы. Однако доля занятого городского населения, имеющего высшее образование, пока еще различается по регионам более чем вдвое. Преимущества двух столиц в своих федеральных округах отражают степень отставания качества населения регионов вокруг крупнейших

агломераций страны. Понижен уровень образования занятых на Урале, что будет тормозом модернизации его промышленных городов. Аналогичные проблемы имеют большинство регионов Приволжского федерального округа. Потребуется смена поколений, чтобы региональные различия сократились, а это очень большой срок для развития страны.

На рынках труда регионов с более молодой возрастной структурой и, как правило, более высокой безработицей произошла сепарация: востребована наиболее образованная часть трудоспособных, поэтому уровень образования занятого населения максимален, а низкоквалифицированные остаются «за бортом». Это означает, что при ожидаемом росте числа новых рабочих мест выявится низкая квалификация и слабая адаптивность многочисленной незанятой молодежи. Кроме того, высокая доля занятых с высшим образованием не всегда означает адекватное улучшение качества рабочей силы, основной причиной чего стал ускоренный переход к сверхмассовому и низкокачественному высшему образованию.

Большое значение важнейший индикатор здоровья и модернизации образа жизни населения – ожидаемая продолжительность жизни. В наиболее развитых регионах долголетие на 4-6 лет выше среднего по стране и растет. Улучшение обусловлено более высокими доходами населения, лучшим финансированием системы здравоохранения, и, самое главное, изменением образа жизни населения под влиянием жесткой конкуренции на рынке труда за высокооплачиваемые рабочие места. Растущая региональная поляризация качества населения особенно видна при сравнении границы показателей ожидаемой продолжительности жизни для 5% лучших и 5% худших регионов.


Принято считать, что корень проблем качества населения – в низких доходах, с ростом доходов повысится и качество населения. В долгосрочном периоде такая взаимосвязь существует, но нельзя забывать о роли социокультурной среды, крайне важной для России, многие города которой плохо приспособлены для полноценной жизни. Рост доходов без модернизации образа жизни может снижать качество населения. Например, проблема СПИДа и наркомании (как основного канала его распространения) наиболее сильна в богатых регионах и городах, особенно в ресурсодобывающих без развитой социальной среды. Это проблема «потерянного» поколения – молодежи из небедных семей, но без развитых потребностей и мотиваций. В таких семьях высокие доходы не направляются на развитие человеческого капитала.

Человеческие ресурсы можно оценить с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанного Программой развития ООН. Это интегральный показатель, состоящий из трех компонентов: дохода (валового регионального продукта на душу населения), долголетия (ожидаемой продолжительности жизни при рождении) и уровня образования, измеряемого грамотностью взрослых и охватом образованием детей и молодежи. Около 15% населения страны живет в субъектах России с показателем индекса, соответствующим уровню развитых стран. Лидеры практически не меняются, это крупнейшие агломерации и ведущие экспортно-ресурсные регионы. В них и будут, в первую очередь, концентрироваться человеческие ресурсы. Гиперцентрализация продолжится, человеческие ресурсы всей страны будут и дальше концентрироваться. Ситуацию может изменить только радикальное улучшение уровня и качества жизни в других городах-миллионниках.







Date: 2015-09-19; view: 518; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию