Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кто обустроит Россию в условиях депопуляции
Перед российским народом стоит непростая задача: к 2020 г., согласно проекту «Концепции социально-экономического развития России до 2020 года», страна должна войти в пятерку ведущих экономических держав мира, при этом ВВП должен вырасти в 2,5 раза. В то же время, по последним прогнозам Росстата, численность населения сократится к этому времени на 4 млн. человек, а численность населения в трудоспособном возрасте – почти на 13 млн. человек, с нынешних 90 млн. до 77. Самый простой расчет показывает, что каждый россиянин должен производить своим трудом примерно втрое больше ВВП, чем сейчас. Понятно, всё не так просто, но то, что производительность труда в России должна расти стремительными темпами, очевидно. Если нынешние 100 россиян трудоспособного возраста «содержат» 56 человек нетрудоспособного возраста, то к 2020 г. в условиях ожидаемого роста рождаемости и продолжающегося старения населения на них придется уже 79 нетрудоспособных. Причем чем успешнее будет проводиться политика роста рождаемости и снижения смертности, тем быстрее будет расти нагрузка на трудоспособных. Рост рождаемости поставит большее число женщин перед выбором между домом и работой, и этот выбор будет непростым. С одной стороны, растущее благосостояние семей, возможно, расширение государственной поддержки семей с детьми позволит части из них совсем уйти с рынка труда, занимаясь воспитанием детей, либо - сократить время, проводимое за работой. С другой стороны, если женщина продолжает активно трудиться, возникает необходимость в расширении сервисов для семей с детьми – от привычных детских садов до нянь и гувернанток. Причем чем выше благосостояние общества, тем больше будут расти требования к качеству «детских» услуг. На этом наши трудоресурсные «недостатки» не заканчиваются. В трудоспособном населении существенно уменьшится доля молодых - 15-29 лет. С одной стороны, этот возраст - еще не пик трудовой активности, многие в это время продолжают образование и не так активны на рынке труда. С другой стороны, именно в этом возрасте работники наиболее способны к внедрению инноваций, наиболее пространственно и социально мобильны. Российская рабочая сила в 2020 г. будет чрезвычайно дорогой, что сделает неконкурентоспособным размещение в стране трудоемких производств. Это поставит крест на проводимой в стране политике по привлечению зарубежных инвестиций в трудоемкие отрасли, такие, как автомобилестроение, развитию строительства, туризма. С жестким дефицитом кадров уже сталкивается проводимая политика по возрождению отечественного авиа- и судостроения. В последнее время нередки случаи, когда под полученный крупный заказ попросту нельзя найти кадры для выполнения работы на необходимом уровне. В какой-то мере смягчить ситуацию позволит привлечение в страну мигрантов, главным образом временных трудовых. Конечно, в долгосрочной перспективе было бы лучше привлекать иммигрантов на постоянной основе, предварительно их отбирая, как это делают такие страны, как Канада, Австралия, по отдельным программам – Германия и США. Но Россия пока не может составить реальной конкуренции этим странам в силу более низкой миграционной привлекательности. Единственно, где у России более выгодные позиции – на постсоветском пространстве. При этом надо четко понимать, что не только отдельные ниши на рынке труда, как это происходит сейчас, но и целые отрасли экономики будут зависеть от труда мигрантов. Значит, нам нужна будет реальная политика адаптации и интеграции мигрантов, и общество и власти должны быть готовы к этому. Причем сложность этой проблемы будет только нарастать. Ведь социокультурная составляющая входящего миграционного потока будет меняться: в 1990-е гг. в Россию ехали именно те, кого сейчас принято называть «соотечественники», и даже они сталкивались с массой проблем при обустройстве и вхождении в принимающий социум. Еще одна важная проблема: российское социальное и экономическое пространство крайне неоднородно. Причем нет сигналов к тому, что эта неоднородность сократится в будущем. Москва и города-миллионники и их агломерации движутся по пути постиндустриального развития, поднимаются региональные столицы, некоторые города демонстрируют впечатляющие успехи в плане роста уровня и, реже, качества жизни. Крупные города, как магниты, влекут к себе людей из сел и бывших монопрофильных индустриальных центров. В массовом порядке их покидает молодежь, наиболее социально-активные люди. В условиях депопуляции это ведет к быстрому старению населения глубинки, а впоследствии – к переформатированию всего социально-экономического ландшафта страны. Что же делать – пытаться остановить, повернуть вспять этот процесс? Даже при желании сделать этого не удастся. Напротив, необходимо содействовать людям в стремлении улучшить свою жизнь посредством миграции, в более полной реализации своего человеческого потенциала. Для этого надо снимать барьеры на пути внутренней миграции. Сейчас самый серьезный барьер – недоступность жилья в крупных городах. Заработная плата, которую получает работник средней квалификации, представитель массовой профессии, востребованной на рынке труда, не позволяет ему арендовать или приобрести жилье в крупном городе. Как показали интервью с мигрантами и работодателями, проблема жилья является на сегодняшний день наиболее сложной для внутрироссийских трудовых мигрантов. Активизация внутренней миграции не позволит решить проблему обеспечения российской экономики рабочей силой, но поможет более рационально использовать уже имеющийся человеческий ресурс. Наконец, крупнейшие города, десятилетиями обеспечивающие свои потребности в рабочих руках за счет миграции, без этой подпитки столкнутся с очень сложными проблемами. Национальные проекты, реализуемые в последние годы в России, уже получившие название «демографического мегапроекта» - дело, несомненно, нужное, так как они позволяют вкладывать дополнительные деньги в российское здравоохранение и расширяют меры социальной поддержки для семей с детьми. Но к долгосрочной смене тенденций динамики численности населения они не приведут, к сожалению. Рост числа рождений, наблюдаемый в настоящее время, может позитивно сказаться на трудоресурсном потенциале страны все равно не раньше, чем к концу 2020-х гг. Так что входить в число ведущих экономических держав мира мы вынуждены будем, опираясь на уже рожденных россиян или … на помощь мигрантов. Как бы мы ни относились к последним. Источник: Н. Зубаревич, Н. Мкртчян. «Российское экспертное обозрение». 2008. № 1. Каким будет кадровый дефицит? В течение 90-х - начале 2000-х годов российские регионы конкурировали друг с другом в привлечении на территорию крупных инвесторов, а 2010-е - 2020-е годы, скорее всего, ознаменуются жесткой конкуренцией регионов и муниципалитетов Российской Федерации за трудовые ресурсы. При этом речь будет идти не только о недостатке профессионалов, а о физическом отсутствии рабочих рук любой квалификации. Предприятия и регионы окажутся перед выбором: либо резко повышать производительность труда, привлекать мигрантов, либо вообще отказаться от амбициозных инвестиционных проектов. Риски «кадрового дефицита», мало учитываемые в современных бизнес-проектах, приведут к их существенному удорожанию. Было проведено комплексное исследование инвестиционных планов российского бизнеса. Информационной базой предлагаемого исследования стала совокупность более чем 1400 проектов суммарной стоимостью более 560 млрд. долларов. При отборе проектов использовались данные из открытых источников (сайты компаний, отраслевые печатные и электронные издания, сайты регионов, сайты основных новостных агентств). В базу вошли только крупные проекты, с объемом инвестиций не менее 100 млн. долларов, запланированные к реализации на территории России в 2008-2020 годы. Реализация инвестиционных проектов, как правило, приводит к улучшению социальной среды региона: появляются новые рабочие места, развивается социальная инфраструктура, повышается средний уровень доходов населения. В то же время в современной России подобная реализация находится под угрозой срыва из-за текущего состояния социальной среды регионов: наличия и качества трудовых ресурсов, уровня безработицы, сложившихся миграционных потоков, наличия площадок для строительства нового жилья, качества социального обслуживания. В ходе реализации только крупных инвестиционных проектов к 2020 году будет создано 3,2 млн. новых рабочих мест (преимущественно, в индустриальном и инфраструктурном секторе). Сопоставимыми темпами будут создаваться рабочие места за счет реализации мелких и средних проектов (преимущественно, в секторе услуг). Таким образом, общее число рабочих мест, которые возникнут к 2020 году в экономике России, составит около 7 млн. На первом этапе темпы создания новых рабочих мест за счет крупных инвестиционных проектов будут максимальны (до 500 тыс. человек в год), и уже к 2011 году большая часть этих новых рабочих мест должна быть создана. В этот же период, согласно официальным прогнозам, страна будет терять более 1 млн. жителей трудоспособного возраста в год. Date: 2015-09-19; view: 373; Нарушение авторских прав |