Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика проведения семинарских занятий
Семинарские занятия - один из наиболее действенных видов обучения. Семинар - вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения решаются задачи познавательного и воспитательного характера. В учебно-воспитательном процессе семинарские занятия по психологии выполняют многообразные задачи: •стимулируют регулярное изучение программного материала, •закрепляют знания, полученные при прослушивании лекций и •обогащают знаниями благодаря выступлениям товарищей и •способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения: • прививают навыки устного выступления по теоретическим • создают широкие возможности для осознания и использования • предоставляют возможность преподавателю систематически Методика проведения семинаров по психологии имеет много общего с методикой подготовки и проведения семинарских занятий по другим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Это обусловлено общими целями и закономерностями учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем проведение семинара по психологии имеет свою специфику. Она определяется прежде всего самой сущностью психологии как науки о законах порождения, функционирования и развития психики человека. Семинары предполагают формирование у студентов навыков психологического анализа, теоретического и фактического осмысления различных аспектов объективной реальности. Отсюда основная цель психологического семинара заключается не столько в обогащении памяти, сколько в развитии способности самостоятельного творческого мышления, в овладении методами теоретической и практической деятельности. Семинар - своеобразный коллективный труд, при котором студенты и преподаватель объединяются в один общий процесс его подготовки и проведения. Для обучаемых главная задача состоит в том, чтобы усвоить содержание учебного материала темы, которая выносится на обсуждение, подготовиться к выступлению и дискуссии. Преподаватель помимо собственной подготовки к семинару должен оказать действенную методическую помощь обучаемым. Личная подготовка преподавателя к семинарскому занятию начинается с составления рабочего плана проведения семинара. В нем преподаватель разрабатывает модель предстоящего занятия с учетом пожеланий, высказанных на предметно-методической комиссии. Степень детализации занятия зависит от опыта и методического мастерства педагога. Как правило, в плане находят свое отражение следующие вопросы: цель занятия, тезисы вступительного слова, основные вопросы семинара с указанием литературы, краткое изложение содержания основных вопросов (если необходимо), тема доклада (сообщения) и литература для его подготовки, перечень дополнительных проблемных вопросов, задачи и упражнения, перечень используемых графических средств (схем) и ТСО, фамилии обучаемых, которых необходимо привлечь к обсуждению вопросов, а также тезисы заключительного слова. Методическое руководство подготовкой студентов к семинару включает в себя: 1)определение содержания самостоятельной работы; 2)проведение консультаций; 3)осуществление контроля подготовки студентов к занятию и 3)методическую помощь докладчику. Особое место в подготовке семинара занимает консультационная работа преподавателя. Как свидетельствует опыт, консультации могут быть двух видов - групповые и индивидуальные. На групповой консультации преподаватель обычно называет тему предстоящего семинарского занятия, вопросы и порядок их обсуждения; дает краткий обзор источников и раскрывает их значение для наиболее полного рассмотрения соответствующих теоретических проблем. При этом он обращает внимание на наиболее сложные вопросы, которые могут вызвать затруднения, дает советы о путях их преодоления; рекомендует наиболее целесообразные способы организации самостоятельной работы. Проведение индивидуальных консультаций проводится преподавателем в специально отведенное время. В этом случае к нему за помощью могут обратиться как те, кто испытывает трудности в изучении данной темы, так и студенты, которые хотели бы более глубоко разобраться в вопросах семинара. Начинается семинар со вступительного слова преподавателя (5-7 мин.). В нем педагог называет тему семинара, цель, замысел и задачи, обращает внимание на узловые проблемы для обсуждения, указывает порядок проведения занятия. По форме вступительное слово должно быть лаконичным, логически стройным, обладать эмоционально-психологической действенностью. Важнейшей частью семинарского занятия является обсуждение вопросов. В зависимости от формы занятия преподаватель, сформулировав первый вопрос, предлагает выступить желающим или сделать сообщение (фиксированное выступление), заранее подготовленное студентами. Успех семинара во многом зависит от содержания выступлений, докладов, рефератов студентов. Поэтому преподавателю важно определить к ним требования, которые должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль обучаемых. Как показывает опыт проведения семинаров, в выступлениях студентов должны получить отражение теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов и подходов. Выдвинутые теоретические положения должны быть подкреплены фактами, примерами, иллюстрациями из жизни, из достижений науки, искусства. Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Но в любом случае необходимо создавать на нем атмосферу творческой дискуссии, живого, заинтересованного обмена мнениями. Однако дискуссия не самоцель. Она полезна, если способствует глубокому усвоению обсуждаемого вопроса. В ходе семинара важно, чтобы студенты внимательно слушали и критически оценивали выступления товарищей. Руководителю семинара не следует сразу после выступления студента делать ему замечания. Лучше предоставить эту возможность самим участникам семинарского занятия. В методике проведения семинаров по психологии появились некоторые новые тенденции. Сюда в первую очередь надо отнести усиление проблемности проводимых занятий, повышение роли диалога и дискуссии, более активный выход на постановку и обсуждение острых вопросов жизни, отказ все большего числа обучаемых от использования во время выступления подробных записей. Важным элементом семинара является заключительное слово преподавателя. Оно может быть общим - в конце семинара и частным -после обсуждения отдельного вопроса плана семинара. В заключительном слове в конце семинара преподаватель: 1) дает общую оценку прошедшего занятия (уровень 2)осуществляет анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом 3)кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения 4)дает задание на дальнейшую работу. Глубокому и осмысленному усвоению учебного материала способствует дискуссия на семинаре. Дискуссия - метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса. Она требует от студентов напряженной самостоятельной работы, рождает у каждого из них потребность высказать собственную точку зрения, свое мнение по обсуждаемому вопросу. Дискуссия на семинаре возникает разными путями: 1)непроизвольно, стихийно, как реакция на нестрогое изложение 1)планируется и организуется преподавателем. Дискуссия на семинаре должна быть доброжелательной и корректной. Этика дискуссии предполагает, чтобы ее участники проявили принципиальность и последовательность в суждениях, ответственность за свое выступление. Это выражается в научной весомости замечаний и контраргументов, содержательности выражаемой мысли, точности в определении понятий, полноте и правильности изложения мысли оппонента при критическом анализе. В ходе семинара возможны ситуации, когда число желающих принять участие в дискуссии превышает возможности занятия. В этом случае преподавателю приходится решать вопрос о том, кому предоставить слово. Принять правильное решение преподавателю позволяет хорошее знание студентов, уровня их подготовки, активности, психологических особенностей. При дискуссии, готовой перейти в бурную перепалку, надо дать слово более уравновешенному и сдержанному студенту, чтобы направить дискуссию в спокойное русло. Если же требуется подогреть полемический задор, применяется противоположная тактика: слово дается тем, кто способен заострить обсуждение. Преподавателю не следует постоянно вмешиваться в дискуссию, проявлять излишнюю эмоциональность. Но он и не должен быть сторонним наблюдателем. В конце дискуссии преподаватель подводит итоги и рекомендует дополнительную литературу для основательного изучения вопросов, вызвавших полемику. Успешное проведение занятий по психологии во многом обусловлено выбором наиболее рациональной формы проведения семинарского занятия. В практике преподавания психологии в последние годы широкое распространение получили многие формы семинарских занятий. Рассмотрим методику проведения некоторых из них. Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада, проводится на основе заранее разработанного плана, по вопросам которого готовится вся учебная группа. Основными компонентами такого занятия являются: вступительное слово преподавателя, доклад обучаемого, вопросы докладчику, выступления студентов по докладу и обсуждаемым вопросам, заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение психологических проблем наибольшее число обучаемых. Разумеется, при использовании всех средств активизации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов, умелой концентрации внимания на наиболее важных проблемах, умения обобщать и систематизировать высказываемые в выступлениях идеи, сопоставлять различные точки зрения, создавать обстановку свободного обмена мнениями. Данная форма семинара способствует выработке у обучаемых коммуникативных навыков. Тема докладов обычно утверждается кафедрой (предметно-методической комиссией) заранее и включается в планы семинаров. Доклад носит характер краткого (15-20 мин.) аргументированного изложения одной из центральных проблем семинарского занятия. В ходе такого рода семинаров могут быть заслушаны фиксированные выступления по наиболее важным, но трудным вопросам, а также аннотации новых книг или научных статей, подготовленные по заданию преподавателя. Семинар - обсуждение письменных рефератов. На обсуждение 4-часового занятия выносятся, как правило, 1-2 письменных реферата -работы, посвященные какой-либо психологической проблеме. Все студенты учебной группы либо специально выделенные оппоненты знакомятся заранее с рефератом, автор которых в течение 20-30 мин. излагает основное его содержание. После ответа на вопросы и выступления оппонентов развертывается дискуссия по проблемам, поднятым в работе. В конце занятия преподаватель оценивает содержание реферата, методику сообщения автора, а также выступления оппонентов и всех участников семинара. Главный недостаток данной формы занятий состоит в том, что она не стимулирует обстоятельной подготовки к занятию всех обучаемых. Но через разработку рефератов студенты приобщаются к научно-исследовательской работе, поэтому такие занятия целесообразно проводить на старших курсах. Пресс-конференция является одной из разновидностей семинара -обсуждения докладов. По каждому вопросу плана семинара преподавателем назначается группа обучаемых (3-4 человека) в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. Как известно, способность поставить вопрос предполагает подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и квалифицированнее задаются вопросы. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, оценивает работу экспертных групп, определяет задачи самостоятельной работы. Семинар - круглый стол. Данная форма отличается тем, что для участия в семинаре приглашаются специалисты-ученые, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т.п. В процессе коллективной работы вместе с руководителем семинара, с приглашенными специалистами студенты обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать. Для таких семинаров характерны демократичность, активный характер обсуждения вопросов, побудительность к самостоятельному творческому мышлению, связь психологических проблем с практикой жизни. Начинается круглый стол с выступления преподавателя, затем сообщения делают участники семинара (одно-два выступления по 10-12 мин.). После этого специалисты отвечают на вопросы, которые преподаватель получил в процессе подготовки круглого стола и во время его. В ходе обсуждения этих вопросов студенты вступают в диалог с приглашенными специалистами, выражают свое отношение к рассматриваемым проблемам. Специалисты также получают возможность представить свою точку зрения на указанную проблему. Завершается круглый стол подведением итогов преподавателем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на семинаре, организацию, методику, степень участия обучаемых в обсуждении,благодарит гостей. Важным достоинством круглого стола является широкая возможность получить квалифицированные ответы по наиболее актуальным и сложным для самостоятельного осмысления проблемам и высказать, в свою очередь, их понимание студентом. Семинар "малых полемических групп" (семинар-диспут). На таком занятии проверяется способность обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. На обсуждение выносятся, как правило, 2-3 вопроса. В соответствии с ними создаются "малые полемические группы" - по две на каждый вопрос. Одна из них раскрывает суть проблемы (в том числе и нерешенной в науке) и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации. Успех здесь во многом зависит от руководителя семинара, который выступает в качестве режиссера, от его умения создать на занятии психологический комфорт, обстановку свободы и раскованности участников семинара, от строгого соблюдения этики дискуссии. Семинар-диспут требует основательной подготовки от всех его участников, особенно ведущих полемических групп. В заключительном слове преподаватель оценивает результаты дискуссии, работу на семинаре полемических групп и их ведущих, а также каждого участника реминарского занятия в отдельности. Каждая из рассмотренных форм семинарских занятий имеет как сильные, так и слабые стороны, поэтому целесообразно всякий раз выбирать ту форму, с помощью которой можно наилучшим образом достигнуть цели на предстоящем занятии. Надо учитывать, что использование в учебно-воспитательном процессе различных форм семинаров оправдано психологически, поскольку смена характера мыслительной деятельности обостряет интерес у обучаемых к теоретическим проблемам, активизирует их внимание и творческое мышление. Преподаватель имеет право на выбор как формы, так и методики проведения семинарских занятий. 3. Методика проведения практических занятий и тренингов В ходе преподавания психологии возникает возможность, получения психологического знания средствами самой психологии. Для, этого в состав учебного процесса включаются практические занятия. Практические занятия - один из видов учебной работы, направленный на углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. На практических занятиях по психологии могут отрабатываться как различные методы проведения психологических исследований, так и разнообразные методы психологического воздействия. В частности, ряд занятий может быть посвящен освоению практики проведения, психологического тренинга. Под социально-психологическим тренингом (далее - СПТ) Среди непосредственных целей, которые призван достигать, социально-психологический тренинг, отмечают следующие: 1)развитие способности к самопознанию, связываемое с 2)увеличение чувствительности к характеру взаимоотношений в 3)развитие способности вести себя с окружающими в манера 4)развитие диагностических умений в сфере межличностных отношений, умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации, разрешать конфликты и др. Содержание программы СПТ составляется с учетом трудностей в межличностном общении и направлено на коррекцию социальных установок и ценностных ориентации как отдельных участников, так и группы в целом в сторону развития навыков социально приемлемых способов самоутверждения и умений эффективного управления собственным эмоциональным состоянием. При этом социально-психологический тренинг не исключает возможность использования традиционных лекций, семинаров, бесед, но акцент в тренинге делается на использование так называемых активных методов. При всем многообразии существующих классификаций активных методов, последние можно свести к двум большим блокам - групповые дискуссии и игровые методы. Групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по обсуждаемой проблеме. Ее психологическая ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству ведущего, каждый участник тренинга получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же жизненных, в том числе конфликтных, ситуаций. Групповая дискуссия выполняет в ходе тренинга ряд важных функций, являясь универсальным психологическим инструментом для формирования адекватного образа проблемы, его коррекции и в конечном счете изменения социальных установок, ценностных ориентации и стереотипов общения. Среди игровых методов СПТ наибольшее распространение получил метод деловой игры и метод ролевой игры. Данные методы являются наиболее эффективными и предпочитаемыми в тренинговой группе студентов. В деловой игре основное внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях, моделирующих определенный фрагмент учебной деятельности. В ролевой игре предметом освоения "в лицах" выступают закономерности межличностного общения, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и психологические механизмы, влияющие на выбор участниками СПТ конкретного способа разрешения конфликта. По сути, ролевая игра - это та же групповая дискуссия, но "в лицах", где каждому участнику предлагается исполнить роль в соответствии с его собственными представлениями о характере и манере поведения персонажа, а также ситуации, которую предлагается разыграть по ролям. При этом остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей-экспертов, которым предстоит обсудить, кто был достоверней, чья линия поведения была более адекватной, кто был убедительней. После разыгрывания сюжета проводится обсуждение увиденного (например, реализованного в игровой форме способа разрешения конфликта). Цель этого обсуждения - сделать понятными каждому члену группы СПТ взаимоотношения героев ролевой игры, мотивы их поведения, установки и нормы, которым они следуют, особенности их характеров. То есть в ходе обсуждения анализируются точность и адекватность восприятия участниками игры ситуации конфликтного взаимодействия, уместность и адекватность избранных ими способов его разрешения, чем создаются предпосылки для соответствующей их коррекции. Структурно программу тренинга можно разделить на три части: первая часть - вводная (установочно-ориентировочная), вторая часть -формирующая (развивающая), третья - итоговая (проективная). В методическом плане тренинг в рамках данной программы строится как синтез теоретического и эмпирического, основанного на опыте обучения самих студентов. Наиболее оптимальным можно считать такое соотношение между этими частями социально-психологического тренинга, при котором 25% общего времени занятия отводится на теоретическую часть, а 75% - на практическую. Примерная структура типичного занятия социально-психологического тренинга конструктивного конфликтного взаимодействия такова; •саморелаксация; •рефлексия предыдущего занятия; •психотехнические упражнения, направленные на активизацию обучаемых; •групповая дискуссия (беседа с показом, демонстрацией); •психотехническое упражнение (подготовительное к ролевой игре); •ролевая (деловая) игра с обсуждением; •психотехнические упражнения; •"горячий стул" (проводится на занятиях только итоговой части тренинга); • психическая саморегуляция; • домашнее задание. Процесс проведения тренинговых занятий представляет собой особым образом организованное взаимодействие объединенных в группу людей, которое направляется и контролируется ведущим (руководителем) СПТ. Суть усилий руководителя тренинга состоит в том, чтобы его участники посредством анализа своей внешней деятельности (организованного взаимодействия) исследовали бы свою внутреннюю деятельность, которая и определила ее характер и содержание. Вместе с тем решение этой задачи невозможно без интенсификации процесса общения в группе и изменения ее качественного состояния - придания группе свойств коллективного субъекта познавательной деятельности.С точки зрения времени протекания тренинга, группа СПТ проходит своем развитии определенные этапы, которые характеризуются конкретными качественными переменными психологического содержания. Наблюдаемая фазовость в развитии тренинговых групп, соответствующая изменениям качественных психологических характеристик группы, является своеобразным индикатором, сигнализирующим руководителю о необходимости смены стратегии, тактики, психотехнических приемов, адекватных наличному этапу группового развития. Каждой фазе развития группы СПТ соответствуют конкретные методы и психотехнические приемы. 1, "Установочная" ("целевая") фаза начинается с первого общения Ведущим методом на этой фазе СПТ, как правило, является беседа с примерами (демонстрацией). После завершения беседы и ответов на вопросы ведущий должен вынести на обсуждение участников правила поведения в ходе занятий. Итогом такого обсуждения должно стать принятие группой определенного "кодекса поведения участника тренинга". Собственно "установочная" фаза на этом заканчивается, хотя отделить ее от следующей за ней фазы "ориентации" можно, конечно, лишь условно. 2.Фаза "ориентации" предполагает участников тренинга в В целях дальнейшего знакомства и усиления доверия друг к другу с участниками тренинга проводятся такие психотехнические упражнения, как "Представляюсь коллективу", "Интервью", "Восковая палочка" и др. Другая важная сторона фазы "ориентации" - стремление участников СПТ разобраться в том, каким образом содержание их деятельности в группе тренинга связано с их повседневной деятельностью общения. Ведущий должен предложить приемы и методы, с помощью которых можно было бы сориентировать членов тренинговой группы в этой проблеме. В этих целях, как правило, применяется групповая дискуссия, которая становится стержнем фазы "ориентации". 3. На фазе "конфронтации" тренинга наряду с дискуссией проводятся ролевые (деловые) игры, направленные на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Кроме того, руководитель СПТ продолжает наращивать усилия по развитию климата максимального психологического доверия. В этих целях могут быть использованы следующие психотехнические упражнения: "Мое хобби", "Подиум", "Голосуйте за меня" и др. Очень часто на этой стадии осуществляется "снятие масок". То есть на фоне возросшей доверительности в общении участники тренинга контактируют друг с другом по поводу личностно значимых проблем, высказывают свои подлинные мысли и описывают реальные чувства. Эта фаза приводит к возникновению более высокого уровня доверительности в общении, к участникам тренинга возвращается ощущение стабильности. Во многом это связано с началом структурирования группы. 4. На фазе "структурирования и интеграции" тренинга группа уже сложилась в некую общность со своей структурой взаимоотношений, симпатиями и антипатиями, эмоциональными и интеллектуальными связями. Появились некоторые общие для группы характеристики, разделяемые и осознаваемые всеми ее членами. Это выработанные в ходе занятий собственные нормы отношений и групповые ценности, например найденные и зафиксированные совместными усилиями принципы общения и взаимодействия, рассматриваемые как продукт, "произведенный" группой. Совокупность присущих группе характеристик, переживаемых большинством участников как своеобразное "мы-чувство", в свою очередь оказывает еще большее интегрирующее и сплачивающее воздействие на участников СПТ. Добившись такого качественного состояния группы, ведущий имеет теперь возможность гораздо больше внимания уделить собственно содержательной стороне учебно-познавательной деятельности. Именно поэтому ролевые игры становятся на данном этапе ведущим методом проведения занятий СПТ, оттесняя на второй план групповые дискуссии. Источником материала для составления сценария таких игр может служить заранее подготовленный руководителем тренинга "Банк психологических ситуаций". Из психотехнических упражнений наиболее активно применяются такие, как "Змейка", "Молекулы", "Передай эмоцию" и другие, направленные как на дальнейшее сплочение группы, так и на повышение межличностной сензитивности ее членов. В завершение происходит еще одно изменение качественного состояния группы - переход к безоценочному восприятию. Связано это рассматриваемой программе тренинга. Чем выше будут показатели референтное, тем меньше разногласий будет среди членов данного коллектива, а следовательно, ниже окажется и уровень конфликтности в нем. Изменение посредством СПТ социальных установок и ценностных референтных группах неминуемо характеристик членов этих групп стадии возникают относительно новые уппы тренинга. Прежде всего появляются ч и поведения учащихся: высокая степень и внимания друг к другу. Ощущается высокий мания и четко выраженная установка на компромисс и сотрудничество. Другим важным качеством группы становится высокая проницаемость участников тренинга для конструктивной критики. Еще одной существенной характеристикой группы является принятие всеми ее членами в качестве цели тренинга совместной учебно-познавательной деятельности, которая направлена в конечном итоге на повышение компетентности в общении и развитие у учащихся навыков конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Появление v гт/лпы тренинга таких психологических центр усилий руководителя СПТ из осуществляя деятельность комментирования, ведущий тренинга Анализ деятельности руководителя на каждой из фаз СПТ показывает, что технология проведения тренинга включает в себя совокупность его действий, направленных на последовательное решение следующих задач: 1) интенсификацию процесса общения и межличностного 2)интеграцию группы, превращение ее в коллективного субьекта 3)управление познавательной деятельностью группы, развитие 4)коррекцию деструктивных социальных установок и ценностных 4)подготовку группы к переносу полученных знаний, навыков и 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ЦЕЛОСТНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 4.1. Методы обучения в преподавании психологии Любая наука, основы которой изучаются в школе, обладает своими специфическими методами, посредством которых она развивается и складывается. Предмет и методы науки неразрывны. Это находит свое отражение в обучении. Однако методы обучения нельзя отождествлять с методами самой науки или практики. Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания обучения. Методы обучения отличаются от методов исследования прежде всего тем, что они отражают логику изложения добытых знаний, с одной стороны, и логику их усвоения учащимися - с другой стороны. Взаимодействие преподавателя с обучаемыми при реализации любого метода оказывает управляющее воздействие на процесс усвоения не непосредственно, а преломляясь через так или иначе организованную систему переменных учебного процесса. Иными словами, управление обучением опосредуемо закономерностями организации всей учебной ситуации, в которой находятся участники педагогического взаимодействия. В.Я. Ляудис выделяет четыре наиболее значимых фактора учебной ситуации: 1.Объективное содержание учебного предмета, структурированное 2.Система учебных взаимодействий обучаемых с преподавателем 3. Процедуры, организующие процесс усвоения содержания 4. Динамика взаимосвязи указанных переменных на протяжении Под учебно-воспитательной ситуацией следует понимать тот или иной тип взаимосвязи, соотнесения всех указанных выше переменных в динамике их развития в учебном процессе. Данная ситуация и выступает единицей управляющих воздействий педагога, реализуемых с помощью того или иного метода обучения. При разработке методов обучения психологии следует учитывать тот факт, что ученик, который служит объектом воздействия учителя, является одновременно и субъектом, т. е. личностью, от интересов и воли которой зависит ее деятельность в соответствии с воздействием учителя. Если учитель не вызовет у учащихся цели, адекватной его цели, то акт обучения состояться не сможет и метод воздействия не достигнет искомого результата. При этом цель ученика не должна совпадать с целью учителя, она должна только соответствовать ей. Преподавание психологии в школе опирается, прежде всего, на известные в мировой педагогической практике методы обучения. Рассмотрим их более подробно. Методы словесного обучения относятся к числу наиболее распространенных во всех типах школ и системах обучения. Устное изложение знаний учителем является мощным средством, направляющим познавательную и практическую деятельность ученика. Учитель не только передает знания, но и формирует интерес к предмету, обучает анализу и обобщению фактов, умению ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного обучения, применяемые в преподавании психологии в школе: рассказ, беседа, объяснение. Рассказ используется для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть, в свою очередь, проведено другими методами, а также для резюмирования по определенной теме. Ценность рассказа и его главные характеристики заключаются в том, что изложение ведется по четкому логическому плану, последовательно, с вычленением существенного, с применением иллюстраций, кратко, занимательно, эмоционально. Беседа применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся у учащихся представлений и знаний. Предметом беседы являются как наблюдения за феноменами психологической культуры, так и вопросы, требующие уточнения или подробного выяснения. В процессе беседы выявляется имеющийся у учащихся объем знаний, проверяется прочность и сознательность усвоения учебного материала, развивается самостоятельность суждений. Объяснение - важный метод сообщения новых знаний, суть которого в словесном истолковании отдельных понятий и терминов. Объяснение основывается на формулировке темы, кратком раскрытии плана и цели ее изучения и используется прежде, чем учитель переходит к рассказу по новой теме, или в процессе работы с новым учебным материалом. Методом проблемного обучения проводятся практически все теоретические занятия в курсе. Ценность применения данного метода обучения определяется тем, что здесь учащиеся вместе с учителем ставят и решают учебную проблему. Основной путь постановки учебной проблемы - создание проблемной ситуации, признаком которой является переживание, а содержанием - противоречие. Благодаря проблемным и информационным вопросам, а также гибкому обсуждению удается раскрывать сложнейшие темы, такие как "Образ "Я", "Установка", "Творчество". Организацию проблемного обучения рекомендуется вести; г-! столько путем ознакомления с историей возникновения научной проблемы, лабораторией научного поиска, анализом и оценкой научных, сколько при помощи создания реальных проблемных ситуаций с решением конкретных проблемных задач. Основными приемами в данном случае являются проблемные вопросы и эвристическая беседа. Применение метода семантического погружения при обучении психологии связано с тем, что некоторые психологические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически. Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми для психологии и ни один психологический феномен практически невозможно раскрыть, минуя их. Это такие фундаментальные многоуровневые понятия, как "мотивация", "рефлексия" и др. Сразу их не объяснишь. Должно пройти время, нужно вжиться в контекст. Эти понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему не дается дефиниция. Понятие, приобретая контекстное звучание, оказывается встроенным в определенную систему знаний. Потом, когда оно усвоено настолько, что при объяснении феномена школьник вынужден им пользоваться и у него уже появилась потребность его сформулировать, понятие можно раскрывать и определять. Скорее, это уже формулировка для запоминания, удобства изложения мысли и дальнейшего использования. Поскольку это фундаментальные понятия, то их значимость будет увеличиваться пропорционально количеству получаемых знаний о психологических феноменах. Метод проектов заключается в том, что учитель выстраивает программу личностного развития ученика совместно с ним и на основе выявления его личностно значимого интереса. Для его выявления рекомендуется следующий прием. На одном из первых занятий предлагается написать сочинение на тему "Самое-самое". После того как ученики сдадут сочинение учителю, вступить с ними в личный разговор, служащий как бы продолжением этого сочинения. Таким образом, в большинстве случаев обнаруживается личностно значимый интерес ребенка, актуальный для него на данный момент времени. Сферой исследования может быть любая психологическая или педагогическая проблема (запланированная или незапланированная), а также сфера исследовательских интересов учителя. Метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и психологического исследования, дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации. Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний человека и психологических свойств личности, развитием психики а онтогенезе - это источник спонтанного формирования психологической культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности психической жизни человека в естественных для него условиях. Методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности, творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени развитию систематического научного мышления, как экспериментальный метод проверки и доказательства. При изучении психологии все указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно применять методики по исследованию индивидуальных вариаций чувствительности, особенностей внимания, типов памяти, видов мыслительных операций и др. Эти методики логично входят в содержание Программы учебного курса. Методическое обеспечение современного учебного курса "Психология" опирается на лучшие традиции преподавания психологии в школе, заложенные в работах русских психологов дореволюционного и советского периодов. Особую ценность представляли следующие идеи: •о философских основах курса психологии; •соответствии методов преподавания психологии как учебного •построении целостной картины мира учащимися на основе •возможности использования методов науки в качестве методов В итоге, в практику преподавания психологии в школе предлагается ввести методы обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста и работающие непосредственно на задачи развития личности. Некоторые из этой группы методов уже адаптированы или модифицированы авторами Программы к условиям школьного обучения и успешно применяются на практике. К ним относятся:
ГЛОССАРИЙ
•активные групповые методы социального тренинга: дискуссионные •метод творческого самовыражения (через литературное, научное, •методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки); •метод экспрессии. Для решения задач, поставленных в ходе разработки Программы современного учебного курса психологии (см. Юниту 1), были специально разработаны и апробированы четыре метода, получившие названия: метод чтения вслух, метод интроспективного анализа; метод по развитию творческого самочувствия; рефлексивный тренинг. При разработке новых методов, как и при модификации ранее указанных, авторы опирались на принципы, выделенные П.Ф. Каптеревым в качестве основ любого метода, а именно: сообразность метода со свойствами детской натуры; сообразность метода преподавания науки с содержанием и характером этой науки; сообразность метода с личностными особенностями обучаемых детей; сообразность метода с личностью учителя. При работе с каждым из предлагаемых методов важно понимание учителем того, что через их совместную деятельность с подростком тот приобретает и "присваивает" психологическое знание. Ученик и учитель вместе "ищут" его, вместе участвуют в процессе. Понятно, что преподаватель в данном случае является проводником, ведущим,. создает ситуацию, условия, дает символы, информацию. Но при этом и учитель, и подросток вместе приходят к какому-то новому пониманию феноменов окружающего мира, изменяют в своем мировоззрении картину мира и, следовательно, изменяют отношение к ней. Общие установки в преподавании, которые характеризуют суть Программы изучения психологии в школе, необходимо учитывать как при обучении нетрадиционными, так и традиционными методами. Из числа методов, специально разработанных авторами для решения задач курса, более подробно рассмотрим метод интроспективного анализа и метод чтения вслух. Date: 2015-09-18; view: 3982; Нарушение авторских прав |