Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технизированные носители учебной информации
В качестве важного методического средства представления могут служить носители учебной информации, предназначенные для использования с помощью технических средств обучения. Технические средства обучения (ТСО) - средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Использование технических средств обучения предполагает разработку и создание определенных технизированных носителей учебной информации. Рассмотрение данного аспекта методической деятельности предполагает прежде всего выявление совокупности аппаратурных средств, которыми может воспользоваться в ходе занятия преподаватель. Одна из наиболее полных классификаций таких средств обучения дана Т.В. Габай, которая выделяет следующие виды: • аудиторные доски и дополнительные принадлежности; • аппараты статической проекции: графопроекторы, эпипроекторы, диапроекторы и экраны к ним; • аппараты динамической проекции: кинопроекторы, телевизионная аппаратура; • аудиальная аппаратура. Соответственно можно говорить о различных типах методических средств, предназначенных для технизированного представления содержания обучения, и о требованиях к их разработке и изготовлению. Материал, отобранный преподавателем для изображения на доске, должен отвечать следующим требованиям: а) быть простым в графическом отношении; б) допускать выразительное изображение при минимальных ременных затратах; в) быть доступным для восприятия студентами; г) обеспечивать быстрое воспроизведение в конспектах; д) развиваться в процессе объяснения темы занятия. Дополнительные возможности предоставляет преподавателю использование цветного мела и вспомогательных средств построения изображения (циркуль, линейка, треугольник, шаблон и др.) Если учебный материал не укладывается в названные требования, то он может быть подготовлен к применению в ходе занятия с помощью средств статической проекции. Так, графопроекторы ("кодоскопы") проецируют на экран изображение, нанесенное на прозрачные пленки (фолии). На них фломастером или другими пишущими средствами преподаватель выполняет необходимые записи, рисунки. При наложении одного графопозитива на другой можно обеспечить постепенное усложнение изображения. Для изготовления таких слайдов можно привлекать квалифицированного художника-чертежника. Приборы эпипроекции обеспечивают создание на экране Эффективность средств статической проекции требует соблюдение некоторых условий. Экспериментальным путем установлено, что количество проекций (при демонстрации слайдов, диапозитивов, применении кодоскопа) не должно превышать четырех - десяти в течение, одного академического часа, а длительность проекций - не более 15 - 45 сек. Большое значение имеет и структурирование наглядного материала. Так, оптимальное количество основных изображений на диапозитиве колеблется в пределах пяти - семи, что соответствует нормальному объему восприятия. Особенно важным является монтаж материала экспозиции, от которого зависит восприятие его смысла, а также варьирование способов предъявления наглядного материала. Аппараты динамической проекции позволяют преподавателю, осуществлять действия по созданию и демонстрации кино-, видеоматериалов. Учебное кино - фильмы, специально созданные в1 качестве средств обучения, а также научно-популярные, технико-пропагандистские, хронико-документальные фильмы, используемые в учебном процессе. Существует несколько видов классификации современных учебных фильмов: • предметно-тематическая классификация - в зависимости от • возрастная - в зависимости от возраста зрителей, на которых • научно-информационная - в зависимости от объема и уровни По типу педагогической задачи учебные фильмы подразделяются Главное достоинство учебных фильмов, с точки зрения При подготовке материала к демонстрации в ходе занятия преподавателю целесообразно осуществить предварительный просмотр кино- и видеоматериала, составить фильмографический лист демонстрации, в котором указать названия эпизодов, их содержание и время демонстрации. В ходе методического анализа материала необходимо уточнить: соответствие последовательности раскрытия содержания в киновидеоматериале общему замыслу изложения материала в ходе занятия, достаточность длительности демонстрации фрагментов для рассмотрения события и выделения в нем главных признаков, отсутствие смысловых скачков, затрудняющих восприятие содержания. Оптимальная продолжительность демонстрации учебного фильма - не более 10 мин., а общее время использования ТСО на занятии - 20-25 мин. В последнее время в некоторых вузах большое внимание уделяется созданию учебных видеофильмов. Видеофильм представляет собой методическое средство, создаваемое на основе видеосъемки. Его основное преимущество состоит в возможности демонстрировать объективную реальность как достаточно целостную систему. Процесс обучения предполагает обращение к пяти видам объективной реальности: •реальности профессиональной деятельности того специалиста, деятельность которого осваивают студенты; •реальности деятельности того ученого, той науки, на результатах •реальности деятельности представителя "научной практики" в сфере профессиональных интересов специалиста; •реальности педагогической деятельности в сфере преподавания •реальности учебной деятельности студента по освоению данной Соответственно можно говорить о возможности представления в структуре видеофильма таких сюжетов, как: •наиболее значимые с точки зрения данной учебной дисциплины •основные исследовательские процедуры, обеспечивающие •основные формы взаимодействия данного специалиста с другими •образцовые методические приемы лучших педагогов по преподаванию наиболее сложных фрагментов данной учебной дисциплины; •наиболее сложные учебные действия студентов по овладению умениями и навыками, которые предусмотрены составом учебной дисциплины. Основное удобство этих средств состоит в компактности и возможности функционирования даже в не оборудованной специальной аппаратурой аудитории. В любом случае преподавателю следует заранее позаботиться о технической стороне, проверив наличие в аудитории электророзетки, соответствие аппаратуры напряжению в электрической сети, достаточность длины соединительных кабелей для подключения аппаратуры и звуковых колонок, качество звучания и достаточность имеющейся громкости для охвата всей аудитории. 2.3. Компьютерные средства обучения В современных условиях компьютерные средства принято рассматривать в свете новых информационных технологий обучения, которые включают: тренировочные программы, предназначенные преимущественно для закрепления умений и навыков; наставнические программы, ориентированные на усвоение понятий и работающие в режиме, близком к программированному обучению; программы проблемного обучения, ориентированные на обучение решению задач и реализующие непрямое управление; имитационные и моделирующие программы, разработанные, как правило, в режиме игры. На основе обучающих программ создаются компьютерные обучающие системы. Исторически сложилось различение двух типов компьютерных обучающих систем: традиционной и интеллектуальной. В традиционных системах весь процесс решения учеником задачи заранее программируется. В интеллектуальных системах процесс обучения строится на основе диалогового режима взаимодействия человека и компьютера на языке, близком к естественному. В ходе такого диалога может обсуждаться не только правильность тех или иных действий обучаемых, но и стратегия поиска решения, планирование действий, приемы контроля и др. Тем самым достигается индивидуализация обучения на основе создания с помощью компьютера динамической модели учащегося. Системы этого вида позволяют обеспечить распределение управляющих функций между компьютером и обучаемыми, передавая последним по мере формирования учебной деятельности новые обучающие функции и обеспечивая оптимальный переход от учения к самообучению. Система компьютерного обучения включает: техническое обеспечение (компьютер и связанные с ним приборы); программное обеспечение; учебное обеспечение, которое и составляет методическую основу педагогического процесса. В первых моделях компьютерного обучения учебное обеспечение реализовывалось с помощью единой обучающей программы. В качестве основных компонентов таких программ выступали учебные тексты, задания и оценочные шкалы, возможные подсказки обучаемому. По мере усложнения функций, возлагаемых на компьютер, в качестве учебного обеспечения начинают привлекаться программы пользовательского интерфейса, программы для учета истории обучения конкретного ученика, для построения его модели. В современных компьютерных системах процесс обучения поддерживается многими программами. Комплекс программ, выполняющих одну или несколько обучающих функций, называется модулем. Интеллектуальные обучающие системы содержат, как правило, следующие модули: •экспертный модуль; •педагогический модуль, обеспечивающий управление учебной деятельностью; •модуль учащегося; •пользовательский интерфейс. Компьютер может быть использован и как консультант учителя при принятии им решений, относящихся к диагностике обучаемого, оценке учебного материала, выбору метода обучения и др. Одним из компьютерных средств обучения является электронный учебный курс (ЭУК) - целостная методическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Internet, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения. В структуре такого электронного учебника выделяются два уровня. На первом уровне учебник включает: основной теоретический материал, полностью отвечающий требованиям государственного образовательного стандарта; набор упражнений и задач, позволяющий вырабатывать соответствующие мыслительные умения и навыки; средства управления процессом обучения; средства итоговой оценки уровня усвоения базовых знаний. Второй уровень электронного учебника составляют: дополнительный учебный материал, к которому студент может обратиться для углубленного прохождения тем; разделы курса, ориентированные на развитие профессионального интереса и творческого мышления; средства управления учебным процессом. К новым информационным технологиям в высшей школе относятся также: • система мультимедиа - комплекс оборудования, позволяющий • экспертные системы; • системы автоматизированного проектирования; • электронные библиотечные каталоги; последовательное, учебного материала, как правило, теоретического характера. является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от, учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, почерпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро, своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения. В учебно-воспитательном процессе вуза лекция выполняет несколько функций. Важнейшими из них являются: •информационно-познавательная - изложение учебного материала •мировоззренческая - формирование научного мировоззрения, логико-методологическая - формирование творческого мышления •воспитательная - выработка отношения к жизни человека и ее пределами; •методическая - изложение конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублению и закреплению психологических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам. Несмотря на то что каждая лекция должна в определенной мере выполнять перечисленные функции, она призвана решать также и специфические задачи. Поэтому в процессе преподавания психологии учебным планом может быть предусмотрено чтение различных видов лекций: установочной (вводной), учебно-программной, по спецкурсу, обзорно-итоговой. Установочные лекции призваны восстановить ранее приобретенные студентами знания, а также помочь им организовать свою самостоятельную работу по изучению психологии, подготовить их к восприятию более сложных проблем. Учебно-программная лекция является основным видом занятий. Она обеспечивает логику и цельность курса, изложение главных, узловых вопросов психологии. Этот вид лекции, однако, сформировался в период, когда от преподавателя требовалось строго идти по учебной программе, раскрывать все обозначенные в ней вопросы. Лектор вынужден был давать полный объем информации, заложенной в программе, знание которой потребуется от студента на зачете или экзамене. Опыт показал, что чтение подобных лекций создавало у преподавателя психологическую установку на пересказ учебника. В современных условиях такая лекция в большей степени должна быть ориентирована на реализацию логико-методологической и воспитательной функций. Спецкурсы читаются по новым или малоразработанным проблемам психологии, часто остродискуссионным, В ходе учебных занятий могут возникнуть проблемы, знание которых диктуется практическими потребностями или особым интересом студентов. Эти занятия включаются в план как за счет учебного времени, так и за счет резерва. К чтению спецкурсов привлекаются наиболее опытные преподаватели, как правило специалисты в данной области знаний. Обзорно-итоговые лекции читаются на заключительном этапе изучения психологии, чаще перед экзаменационной сессией. В них дается лишь краткий обзор изученного материала. Специфические требования к обзорным лекциям - опора на имеющиеся у студентов знания, показ связи между различными разделами учебного курса, сосредоточение внимания на обобщениях и выводах. Деление лекций на виды не всегда носит линейный характер. У опытного преподавателя в каждой лекции можно найти грани различных ее видов. Главное в том, чтобы каждая лекция была творческим процессом и для преподавателя, и для студента, чтобы она закладывала основы глубокого усвоения сложных проблем, определяла принципы, направления и аспекты дальнейшей аудиторной и внеаудиторной работы обучаемых. Каждый вид лекции, тем более их синтез в одной, требует от преподавателя серьезной подготовки. При подготовке лекции преподаватель руководствуется учебной программой курса психологии, рекомендациями, выработанными предметно-методическими комиссиями. Подготовка к лекции - сложный процесс, включающий несколько этапов: 1)сбор необходимого материала в соответствии с программой; 2)разработку подробного плана (основные вопросы лекции 3)отбор материала для непосредственного использования в 4)определение главных проблем и поиск того, чем можно пробудить 5)составление текста лекции, ее конспекта или других рабочих 6)определение логической последовательности основных положений учебных вопросов лекции; 7)продумывание воспитательных возможностей и форм 8)выбор необходимых ТСО, времени их применения, определе 9)формулирование выводов и рекомендаций для самостоятельной работы. Оформление текста лекции зависит от многих факторов, прежде всего от индивидуальности преподавателя, его научной подготовки, педагогического опыта. Для начинающих преподавателей подробный текст лекции, как правило, необходим. Педагог, имеющий опыт, может ограничиться отдельными записями. Но всегда желательно иметь подборку основных определений (дефиниций), карточки со ссылками на первоисточники, выписки из книг, журналов, газет с фактическим материалом, запись обобщающих формулировок и выводов, вопросы для активизации и т. д. Важным и ответственным моментом в лекции является вступление, призванное заинтересовать и настроить аудиторию на ее восприятие. Опыт педагогической работы показывает, что вступление должно состоять из двух частей. Первая часть - это показ связи с предыдущими темами и раскрытие актуальности читаемой лекции. При этом нельзя увлекаться пространными рассуждениями, а желательно найти несколько четких принципиальных посылок, формулировок, показывающих необходимость и важность рассмотрения учебной темы. Неплохо привести яркие примеры-аргументы. Вторая часть вступления не требует большой затраты времени, но несет существенную методическую нагрузку. Речь идет о краткой расшифровке основных учебных вопросов лекции, формулировании их структурных элементов, выражающих логику размышления и возможный объем знаний по учебному вопросу. Лектор может раскрывать тему не полностью, какие-то положения сознательно опустить, что-то не успеть изложить по времени, и тогда развернутый план вопроса станет своеобразной программой для самостоятельной работы студента. Нецелесообразно во вступлении долго перечислять литературу по теме. Лучше сослаться на программу, где студент найдет рекомендованные к теме обязательные и дополнительные первоисточники, В ходе лекции нужно привлечь внимание только к совершенно новым из них. Важнейшим рабочим документом, в котором развертывается логическая структура лекции, кристаллизируется ее замысел, является план. Создание плана - ответственный творческий акт, несмотря на обсуждение его основных параметров на предметно-методических комиссиях. Практика показывает, что нецелесообразно в лекции освещать все вопросы, положения, включенные в программу. Задача лекции - раскрыть важнейшие вопросы темы, которые недостаточно отражены в имеющейся учебной литературе и представляют наибольшую трудность при изучении. В лекции необходимо учитывать профиль вуза. Проблема профессионализации чтения лекции по психологии заключается не в том, как лучше донести учебный материал до сознания будущих специалистов, а в том, как ввести его в операционную структуру профессионального мышления. Подлинный учет профиля вуза при чтении лекции по психологии раскрывается в полной мере через анализ психологических проблем профессиональной деятельности. В противном случае лектор не выйдет за рамки обычной иллюстративности. Помимо профессиональных интересов преподаватель должен учесть и уровень дидактической готовности обучаемых, которая, как правило, неоднородна. Иногда приходится слышать, что надо ориентироваться на среднего студента. С этим нельзя согласиться. Практика убедительно показывает, что следует стремиться учесть все уровни знаний обучаемых. Для этого требуется: а) излагать абсолютно необходимую суть проблемы, которую должны постичь все; б) развертывать и наращивать содержание, понятное большинству; в) не обходить сложности, тонкости, нюансы, первоначально Изложение материала должно быть ясным, последовательным и доказательным. В ходе лекции преподаватель решает задачу заинтересованного приобщения студентов к сообщаемой информации, увлечения их психологией как особой наукой, практически необходимой специалисту любого профиля. Обучаемый должен почувствовать себя сопричастным к решаемым проблемам, вместе с преподавателем делать соответствующие выводы и заключения. Лекция по психологии должна заставить студентов размышлять, сопоставлять различные точки зрения, иметь строгую логику. Лекция только в том случае будет способствовать развитию творческого мышления студентов, если сам преподаватель покажет образец логического рассуждения. В этом плане сегодня часто говорят о лекции-диалоге как необходимом условии обеспечения творческого процесса обучения и воспитания. Диалог - это поиск истины преподавателем вместе с аудиторией, это размышления, раздумья, которые способствуют активизации познавательной деятельности студентов в процессе лекции. Диалоговая лекция возможна при проблемном изложении материала. Преподаватель в ходе лекции формулирует крупный познавательный вопрос, создает на его основе проблемную ситуацию и вместе с аудиторией ищет пути ее разрешения. При этом в одних случаях предлагается обучаемым высказать свое мнение сразу, непосредственно на лекции и сообща поискать ответ, в других - решить проблему самим во время самостоятельной работы и обсудить ее на очередном семинарском занятии. Заинтересованность студентов лекцией, эффективность и прочность усвоения излагаемого материала зависят во многом от аргументированности и доказательности изложения. Нередко в лекциях допускаются декларативность и назидательность. Лекция же, провозглашающая даже важные и глубокие истины, но не доказывающая их, теряет свою убедительность, более того - воспитывает начетничество, формирует у студентов негативное отношение к предмету. Важную роль в доказательстве истинности содержания лекции играет умелое использование фактического материала. Однако здесь должна быть разумная мера. Нельзя психологические знания сводить к сумме примеров, перегружать ими лекцию. Но психологическую истину не докажешь и одними чистыми абстрактными рассуждениями, без привлечения фактов. Каждый преподаватель встречает определенную трудность при разрешении этого противоречия. Ведь если основной упор сделать на концептуальность природы психологического знания, то можно прийти к абстрактному мудрствованию. И наоборот, увлекшись фактами, можно дойти до примитивизма, свести психологическое знание к обыденным представлениям. Лекционная практика показывает, что отбор фактов следует проводить как по их количеству, так и по качеству. Они должны быть апробированными, запоминающимися и доступными. Фактический -материал должен служить раскрытию практического значения тех или иных психологических положений - принципов, категорий, для анализа событий истории и современности. В изложении такой информации лектор должен быть предельно точным, ибо даже небольшая погрешность и некорректность могут вызвать недоверие к содержанию лекции в целом. Большие возможности для усиления воздействия на студента в ходе лекции по психологии дает умелое использование художественной студентов. Удач глубже раскрывать сущность рассматриваемых явлений. Уместны в лекции афоризмы, мысли выдающихся исторических личностей, юмор, поговорки. Образно-художественное отражение действительности богато различными оттенками, позволяющими выразить мысль наиболее точно и адекватно. На протяжении всей мировой культуры психология теснейшим образом была взаимосвязана с литературой и искусством. Многие произведения поэзии, прозы, драматургии и других видов художественного творчества пронизаны психологической мыслью, раскрывают психолого-художественные темы: макрокосмос (человек во вселенной) и микрокосмос (вселенная в человеке). Произведения литературы отражают сущностные характеристики природного и социального мира, концентрируют типичное и характерное в явлениях и событиях. Эмоционально-художественное и соответственно более эффективное донесение психологических проблем до студентов достигается путем увязывания их с теми или иными образами-сравнениями. Искусство - мощный источник ассоциаций. Заимствование из произведений художественной литературы тех или иных суждений в значительной степени может облегчить труд лектора. Блестящие примеры соединения психологического анализа с художественным осмыслением мира можно найти в работах известного отечественного психолога В.П. Зинченко. Особенно активно он использует произведения известного поэта О.Э. Мандельштама, находя в его поэтических образах метафорические конструкции для построения психологической теории. Одна из книг В.П. Зинченко так и называется "Посох Мандельштама". Не менее интересна в этом отношении и книга В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунова "Человек развивающийся". Нередко отмечаются трудности, испытываемые преподавателями в обеспечении наглядности при чтении лекций по психологии. Сегодня никем не оспаривается достоинство лекций, в которых используются соответствующие технические средства обучения: персональные компьютеры, диапозитивы, диафильмы, фонозаписи, телевидение и др. Основная задача применения технических средств обучения -интенсификация учебного процесса, повышение качества изучения предмета. Применение ТСО позволяет включать в ходе лекции в познавательный процесс наряду со слуховой памятью и зрительную, тем самым способствовать лучшему запоминанию учебного материала. Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Справедливо говорят, что лекция не состоялась, если лектор не сделал обобщающих выводов, не оставил времени на вопросы студентов. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя по учебным вопросам. Формулируются они кратко и лаконично. Целесообразно давать их под запись. Если в конце лекции у студентов не возникнет вопросов, то оставшееся время надо использовать для рекомендаций по самостоятельной работе и подготовке к очередному семинарскому или практическому занятию. Date: 2015-09-18; view: 2030; Нарушение авторских прав |