Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методическая работа на кафедреЦентральная роль в организации методической работы принадлежит кафедре. Содержание методической работы направлено в конечном счете на достижение учебных целей, закрепленных в учебных программах и тематических планах. Учебная программа - документ, определяющий научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименование и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий. Тематический план изучения дисциплины основывается на учебной программе и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Тематический план - документ, конкретизирующий содержание и организацию изучения дисциплины, который включает перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается кафедрой. В него оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания. Методическая работа кафедры представляет собой целостную систему форм и методов, планомерно и целенаправленно применяемых основными организационно-методическими структурами кафедры и преподавателями в целях повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, научной организации педагогического труда и совершенствования методического мастерства преподавателей. К основным задачам методической работы кафедры могут быть отнесены: •организация и проведение научных исследований по вопросам преподавания отдельных дисциплин и внедрение их результатов в учебный процесс; •совершенствование методики проведения всех видов учебных занятий, использование активных форм и методов обучения; •разработка учебно-методических и дидактических материалов; •обобщение и анализ результатов изучения учебных дисциплин •разработка учебных и тематических планов, учебных программ, • повышение научного и профессионального мастерства преподавателя; •сбор, обобщение и анализ отзывов о профессиональной Методическая работа планируется на учебный год самостоятельным разделом в общем годовом плане кафедры и детализируется в месячных планах. В плане обычно указываются тематика заседаний кафедры, показных, открытых и пробных занятий, вопросы, связанные с повышением научного уровня профессорско-преподавательского состава, работой учебно-методического кабинета. Основными формами методической работы кафедры являются: • заседания кафедры; • методические конференции и совещания; • методические занятия - показные, открытые, пробные, а также • разработка и совершенствование учебно-методических материалов; • совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса; • проведение педагогических экспериментов и внедрение их результатов; • изучение и реализация в учебном процессе требований • проведение контроля учебных занятий. Ведущей формой учебно-методической работы являются заседания кафедры. Они проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания посвящаются вопросам совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы со студентами, подготовки научно-педагогических и научных кадров, повышения квалификации личного состава кафедры. Здесь же рассматриваются вопросы выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, результаты контроля учебных занятий. Делаются доклады по теоретическим проблемам, научные доклады и сообщения по результатам диссертационных исследований, обсуждаются монографии, статьи и работы, подготовленные к изданию. Кафедра подводит итоги стажировок и командировок преподавателей, заслушивает вопросы методического руководства самостоятельной работой студентов. В интересах решения указанных задач на кафедре организуется методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, включающее два основных компонента - теоретический и практический. В рамках теоретической составляющей осуществляется выработка единой системы методической работы, создаются основные планирующие документы: • тематические планы и программы по дисциплинам кафедры; • структурно-логические схемы преподавания учебных дисциплин; • планы семинарских и практических занятий, индивидуальных собеседований; •тематика курсовых, контрольных работ и рефератов; •наглядные пособия, дидактические материалы для ТСО и ЭВТ, профессорско-преподавательским составом кафедры создаются учебно-методические пособия, вырабатываются методические рекомендации по изучению отдельных тем и проведению различных видов учебных занятий. В ходе практической работы ведущей формой становится контроль учебных занятий, который осуществляется руководящим составом вуза, заведующими кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями в целях определения содержания и оценки организации и методического уровня занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего занятие. Результаты контроля рассматриваются на совещаниях руководящего состава вуза с участием заведующих кафедрами, на заседаниях кафедр. Для реализации методической работы по отдельным учебным дисциплинам на кафедрах создаются предметно-методические комиссии (ПМК). В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную работу по соответствующим дисциплинам, а также преподаватели смежных учебных дисциплин и представители руководства. На предметно-методических комиссиях решаются следующие задачи: • обобщение и анализ содержания, методики и качества преподавания учебной дисциплины; • подготовка предложений по созданию тематических планов, • разработка учебно-методических материалов по учебным Основные вопросы деятельности предметно-методических комиссий обсуждаются на их заседаниях. Решения ПМК отражаются в журнале. Работа кафедры по методическому обеспечению преподавания учебной дисциплины строится исходя из учебной программы. В качестве структурной единицы представления содержания учебной дисциплины выступает тема. Соответственно все элементы обеспечения разрабатываются применительно к содержанию и задачам изучения каждой темы. Опыт работы кафедр показывает, что в качестве основных средств методического обеспечения преподавания учебной дисциплины могут быть использованы: •нормативные документы, регулирующие профессиональную •справочно-информационные и учебно-методические материалы •банк профессионально важных ситуаций деятельности и учебно- •материалы для формирования образа специалиста и ценностного •объекты учебно-материальной базы - приборы для диагностики, •средства наглядности для представления учебного материала в масштабах учебной аудитории; •раздаточный материал (в том числе планы семинаров, практических занятий, задания для самостоятельной работы и др.); •технизированные носители учебной информации (слайды, кино-и видеофильмы, аудиозаписи и др.); •компьютерные (мультимедийные) обучающие средства; •средства обратной связи и контроля (вопросы для подготовки к Кафедра вуза разрабатывает и структурирует эти методические средства и делает их приемлемыми для использования в учебном процессе.
|