Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическая работа на кафедре





Центральная роль в организации методической работы принадлежит кафедре. Содержание методической работы направлено в конечном счете на достижение учебных целей, закрепленных в учебных программах и тематических планах. Учебная программа - документ, определяющий научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименование и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных

занятий.

Тематический план изучения дисциплины основывается на учебной программе и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Тематический план - документ, конкретизирующий содержание и организацию изучения дисциплины, который включает перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается кафедрой. В него оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания.

Методическая работа кафедры представляет собой целостную систему форм и методов, планомерно и целенаправленно применяемых основными организационно-методическими структурами кафедры и преподавателями в целях повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, научной организации педагогического труда и совершенствования методического мастерства преподавателей. К основным задачам методической работы кафедры могут быть

отнесены:

•организация и проведение научных исследований по вопросам преподавания отдельных дисциплин и внедрение их результатов в учебный процесс;

•совершенствование методики проведения всех видов учебных занятий, использование активных форм и методов обучения;

•разработка учебно-методических и дидактических материалов;

•обобщение и анализ результатов изучения учебных дисциплин
кафедры, оперативное принятие мер по совершенствованию методики преподавания;

•разработка учебных и тематических планов, учебных программ,
структурно-логических схем изучения дисциплин;

• повышение научного и профессионального мастерства

преподавателя;

•сбор, обобщение и анализ отзывов о профессиональной
деятельности выпускников, разработка предложений по устранению
недостатков в организации учебно-воспитательного процесса.

Методическая работа планируется на учебный год самостоятельным разделом в общем годовом плане кафедры и детализируется в месячных планах. В плане обычно указываются тематика заседаний кафедры, показных, открытых и пробных занятий, вопросы, связанные с повышением научного уровня профессорско-преподавательского состава, работой учебно-методического кабинета.

Основными формами методической работы кафедры являются:

• заседания кафедры;

• методические конференции и совещания;

• методические занятия - показные, открытые, пробные, а также
лекции, доклады, сообщения по вопросам методики;

• разработка и совершенствование учебно-методических

материалов;

• совершенствование материально-технического обеспечения

учебного процесса;

• проведение педагогических экспериментов и внедрение их

результатов;

• изучение и реализация в учебном процессе требований
руководящих документов и передового педагогического опыта;

• проведение контроля учебных занятий.

Ведущей формой учебно-методической работы являются заседания кафедры. Они проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания посвящаются вопросам совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы со студентами, подготовки научно-педагогических и научных кадров, повышения квалификации личного состава кафедры. Здесь же рассматриваются вопросы выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, результаты контроля учебных занятий. Делаются доклады по теоретическим проблемам, научные доклады и сообщения по результатам диссертационных исследований, обсуждаются монографии, статьи и работы, подготовленные к изданию. Кафедра подводит итоги стажировок и командировок преподавателей, заслушивает вопросы методического руководства самостоятельной работой студентов.

В интересах решения указанных задач на кафедре организуется методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, включающее два основных компонента - теоретический и практический. В рамках теоретической составляющей осуществляется выработка единой системы методической работы, создаются основные

планирующие документы:

• тематические планы и программы по дисциплинам кафедры;

• структурно-логические схемы преподавания учебных дисциплин;

• планы семинарских и практических занятий, индивидуальных

собеседований;

•тематика курсовых, контрольных работ и рефератов;

•наглядные пособия, дидактические материалы для ТСО и ЭВТ,
В соответствии с планом редакционно-издательской деятельности

профессорско-преподавательским составом кафедры создаются учебно-методические пособия, вырабатываются методические рекомендации по изучению отдельных тем и проведению различных

видов учебных занятий.

В ходе практической работы ведущей формой становится контроль учебных занятий, который осуществляется руководящим составом вуза, заведующими кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями в целях определения содержания и оценки организации и методического уровня занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего занятие. Результаты контроля рассматриваются на совещаниях руководящего состава вуза с участием заведующих кафедрами, на заседаниях кафедр.

Для реализации методической работы по отдельным учебным дисциплинам на кафедрах создаются предметно-методические комиссии (ПМК). В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную работу по соответствующим дисциплинам, а также преподаватели смежных учебных дисциплин и представители руководства. На предметно-методических комиссиях решаются

следующие задачи:

• обобщение и анализ содержания, методики и качества

преподавания учебной дисциплины;

• подготовка предложений по созданию тематических планов,
учебных программ, планов семинарских и практических занятий;

• разработка учебно-методических материалов по учебным
дисциплинам.

Основные вопросы деятельности предметно-методических комиссий обсуждаются на их заседаниях. Решения ПМК отражаются в журнале.

Работа кафедры по методическому обеспечению преподавания учебной дисциплины строится исходя из учебной программы. В качестве структурной единицы представления содержания учебной дисциплины выступает тема. Соответственно все элементы обеспечения разрабатываются применительно к содержанию и задачам изучения каждой темы. Опыт работы кафедр показывает, что в качестве основных средств методического обеспечения преподавания учебной дисциплины могут быть использованы:

•нормативные документы, регулирующие профессиональную
деятельность выпускника, с выделением тех положений, которые
раскрывают связь изучаемой дисциплины с этой деятельностью; дополнительные учебные и учебно-методические тексты (пособия) по темам, наиболее значимым с точки зрения специфики профессиональной подготовки в вузе;

•справочно-информационные и учебно-методические материалы
для углубленного изучения наиболее сложных тем;

•банк профессионально важных ситуаций деятельности и учебно-
познавательных задач;

•материалы для формирования образа специалиста и ценностного
отношения к будущей профессиональной деятельности;

•объекты учебно-материальной базы - приборы для диагностики,
методики обследования;

•средства наглядности для представления учебного материала в масштабах учебной аудитории;

•раздаточный материал (в том числе планы семинаров, практических занятий, задания для самостоятельной работы и др.);

•технизированные носители учебной информации (слайды, кино-и видеофильмы, аудиозаписи и др.);

•компьютерные (мультимедийные) обучающие средства;

•средства обратной связи и контроля (вопросы для подготовки к
зачету, экзамену, экзаменационные билеты).

Кафедра вуза разрабатывает и структурирует эти методические средства и делает их приемлемыми для использования в учебном процессе.

Date: 2015-09-18; view: 3430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию