Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии эффективности качества психологических знаний





В качестве основной цели изучения психологического знания может быть рассмотрено формирование у обучаемых психологической культуры. Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений субъекта. В состав психологической культуры входят такие качества, как:

•систематическое самовоспитание;

•навыки конструктивного межличностного и делового общения;

•навыки психологической саморегуляции;

•творческий подход к делу;

•умение познавать и реалистически оценивать свою личность.
Психологическая культура включает в себя как образованность

(обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Причем индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста той общечеловеческой культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени.

Понятие "психологическая культура" как системное многокомпонентное образование может быть раскрыто с точки зрения гносеологического и процессуально-деятельностного аспектов. Гносеологический аспект позволяет выделить в психологическом знании такие составляющие его элементы, как нормы, знания, значения, ценности, символы. Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры, как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании,

поведении.

Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как практическими, так и теоретическими. Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных зна­ках, жестах и словах, одежде и т.д. Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека. Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику, и организацией деятельности по ее освоению. Этот аспект предполагает решение вопроса о содержании той активности, которая лежит в основе освоения культуры. Введение человека в мир психологической (как и другой) культуры возможно несколькими путями: через репродукцию известного человечеству опыта и через творчество, "открытие" и переживание истины, постижение пси­хологических феноменов, законов, освоение действий в личном опыте, через "инсайты", в специально организованных и приближенных к реальной жизни ситуациях.

Анализ показывает, что психологическая культура личности - это реально существующий феномен, охватывающий все сферы личности, сознания и деятельности. Преподавание психологии как учебной дисциплины в школе и в вузе ставит задачу - оценить реальный объем, структуру и качество психологических знаний. Задачу диагностики усвоения психологических знаний мы соотносим с критериями эффективности качества знаний. В качестве критериев могут быть рассмотрены следующие характеристики учебного процесса.

1. Овладение обучающимся не только знаниями, но и
метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях. Например, приемами и
средствами усвоения учебного материала, "открытия" нового знания,
переработки информации, данной в разных формах репрезентации.
Такое знание способствует не только усвоению учебного материала, но
и овладению методами самоконтроля и самокоррекции.

Показателями, соответствующими этому критерию, могут выступать следующие умения:

•анализировать содержание и структуру текстов различного вида,
преобразовывать для разных задач определенный текст,
контролировать порождение собственного текста;

•сопоставлять различные формы репрезентации (представления)
учебного материала, выбирать оптимальную форму собственного ответа
или решения задачи, используя при этом различные формы во
взаимосвязи;


•ориентироваться в структуре учебного задания, взаимосвязях его
компонентов: инструкции, образцов заданного материала, требуемого
результата;

•сопоставлять собственные оригинальные задания и/или новый, непредъявленный в задании тип задачи.

2. Умение самостоятельно разрабатывать способы учебной работы.
В этих способах представлены усвоенные в процессе обучения приемы
работы с материалом и результаты накопления обучающимся

собственного опыта. На настоящий момент разработаны следующие показатели оценки способов учебной работы:

•доминирующая ориентация обучающегося на отдельные признаки
изучаемых явлений или на системы признаков того или иного предмета
(в нашем случае - психологической реальности);

•адекватность задаче и гибкость, динамичность операционального
(операционально-исполнительного) компонента при работе
обучающегося с материалом;

• мотивационная ориентация на открытие новых систем действий и
операций в процессе обучения и сохранность положительной мотивации

к ним;

• контрольное и оценочное отношение обучающегося к процессу
своей работы над материалом; прогнозирование учащимся результатов

этой работы;

• потребность и умение учащегося контролировать соответствие
используемых им средств для решения стоящей перед ним задачи,
выбор необходимых для этого правил, формул, приемов, предписаний,

образцов и т.п.

3. Умение обучающегося строить целостный образ изучаемого объекта и передавать его содержание другим людям в разнообразных знаковых формах. Этому критерию соответствуют следующие показатели;

• наличие взаимосвязи значимых признаков объекта,
обеспечивающей целостность образа;

•наличие в образе субъективного содержания, как бы фиксирующего эмоциональный опыт субъекта;

• владение обучающимся различными средствами,
обеспечивающими выражение содержания образа не только в усло­
виях самостоятельного выполнения задания, но и в ситуации совместной
работы с одноклассниками.

4. Личностно-смысловое отношение учащегося к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности. Показателями, позволяющими анализировать и оценивать такое

отношение, являются:

непосредственный интерес/безразличие к предмету в целом;

•оценка учащимся социальной значимости изучаемого предмета;

•оценка обучающимся роли изучаемой дисциплины в его планах

на будущее;

• эмоциональный комфорт/дискомфорт, переживаемый учеником
при предъявлении ему нового для него, нестандартного задания или
вида работы, при возникновении сомнений, трудностей и т.п.;

• наличие/отсутствие "ощибкобоязни" при выражении собственного
мнения, точки зрения, возникшего сомнения;

•потребность в преодолении привычных шаблонов репродуктивного воспроизведения материала;

•потребность в использовании и позитивном преобразовании собственного опыта познавательной деятельности: способов учебной работы, знаний, накопленных в ходе обучения или вне его; расширение области совместной учебной работы (с учителем и сверстниками).

Проблема качества образования ставит вопрос о преподавании психологии в вузе и школе более широко: насколько эффективным может быть включение этого учебного предмета для всей образовательной системы. Известно, что введение любого нового компонента в систему (либо исключение его) требует пересмотра функционирования всех компонентов этой системы.


Введение учебного предмета "Психология", выступая основным средством гуманитаризации высшего и общего среднего образования, предполагает определенные изменения в функциях других учебных дисциплин и функционирования всего образовательного организма в целом. Здесь можно выделить несколько критериев:

1)создание особого психологического климата в педагогическом
и ученическом коллективах, ориентированного на ценности и идеал
гуманистической психологии и педагогики;

2)психологизация процесса обучения;

3)психологизация процесса воспитания.

Рассмотрим подробнее каждый из критериев. Показателями работы в рамках первого критерия могут выступать следующие черты:

• перестройка методической работы вуза, школы;
•психолого-педагогическое просвещение преподавателей,

администрации, родителей (лекции, семинары, деловые игры, тренинги);

•перестройка педагогического мышления и стиля общения
коллектива преподавателей;

•изменение профессиональной позиции педагогов по отношению
к обучаемым (субъект-субъектное отношение).

Психологизация процесса обучения означает усиление психологического аспекта в преподавании других дисциплин и организацию методической работы с преподавателями других профилей на основе закономерностей психологии обучения. В школе достаточно естественно можно активизировать человеческий фактор на уроках биологии, географии, физики, литературы и др.

Психологизация процесса воспитания предполагает построение системы воспитательных мероприятий таким образом, чтобы она имела ориентацию на проблемы человека и человечества. Проводиться мероприятия могут в разных формах: экскурсии, культпоходы и др. Например, в план воспитательной работы можно включать такие темы: "Город, урбанизация, природа", "Современный мир глазами молодежи", "Разум во Вселенной" и др.

Работа в вузе и школе по указанным критериям является необходимой и естественной в рамках гуманитаризации образования. Анализ некоторых результатов обучения психологии в школе позволяет сделать вывод о том, что психология как учебная дисциплина органично встраивается в систему общеобразовательных знаний школьного и вузовского обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся и стимулирует их развитие.







Date: 2015-09-18; view: 1011; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию