Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии эффективности качества психологических знаний
В качестве основной цели изучения психологического знания может быть рассмотрено формирование у обучаемых психологической культуры. Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений субъекта. В состав психологической культуры входят такие качества, как: •систематическое самовоспитание; •навыки конструктивного межличностного и делового общения; •навыки психологической саморегуляции; •творческий подход к делу; •умение познавать и реалистически оценивать свою личность. (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Причем индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста той общечеловеческой культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени. Понятие "психологическая культура" как системное многокомпонентное образование может быть раскрыто с точки зрения гносеологического и процессуально-деятельностного аспектов. Гносеологический аспект позволяет выделить в психологическом знании такие составляющие его элементы, как нормы, знания, значения, ценности, символы. Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры, как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении. Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как практическими, так и теоретическими. Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д. Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека. Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику, и организацией деятельности по ее освоению. Этот аспект предполагает решение вопроса о содержании той активности, которая лежит в основе освоения культуры. Введение человека в мир психологической (как и другой) культуры возможно несколькими путями: через репродукцию известного человечеству опыта и через творчество, "открытие" и переживание истины, постижение психологических феноменов, законов, освоение действий в личном опыте, через "инсайты", в специально организованных и приближенных к реальной жизни ситуациях. Анализ показывает, что психологическая культура личности - это реально существующий феномен, охватывающий все сферы личности, сознания и деятельности. Преподавание психологии как учебной дисциплины в школе и в вузе ставит задачу - оценить реальный объем, структуру и качество психологических знаний. Задачу диагностики усвоения психологических знаний мы соотносим с критериями эффективности качества знаний. В качестве критериев могут быть рассмотрены следующие характеристики учебного процесса. 1. Овладение обучающимся не только знаниями, но и Показателями, соответствующими этому критерию, могут выступать следующие умения: •анализировать содержание и структуру текстов различного вида, •сопоставлять различные формы репрезентации (представления) •ориентироваться в структуре учебного задания, взаимосвязях его •сопоставлять собственные оригинальные задания и/или новый, непредъявленный в задании тип задачи. 2. Умение самостоятельно разрабатывать способы учебной работы. собственного опыта. На настоящий момент разработаны следующие показатели оценки способов учебной работы: •доминирующая ориентация обучающегося на отдельные признаки •адекватность задаче и гибкость, динамичность операционального • мотивационная ориентация на открытие новых систем действий и к ним; • контрольное и оценочное отношение обучающегося к процессу этой работы; • потребность и умение учащегося контролировать соответствие образцов и т.п. 3. Умение обучающегося строить целостный образ изучаемого объекта и передавать его содержание другим людям в разнообразных знаковых формах. Этому критерию соответствуют следующие показатели; • наличие взаимосвязи значимых признаков объекта, •наличие в образе субъективного содержания, как бы фиксирующего эмоциональный опыт субъекта; • владение обучающимся различными средствами, 4. Личностно-смысловое отношение учащегося к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности. Показателями, позволяющими анализировать и оценивать такое отношение, являются: непосредственный интерес/безразличие к предмету в целом; •оценка учащимся социальной значимости изучаемого предмета; •оценка обучающимся роли изучаемой дисциплины в его планах на будущее; • эмоциональный комфорт/дискомфорт, переживаемый учеником • наличие/отсутствие "ощибкобоязни" при выражении собственного •потребность в преодолении привычных шаблонов репродуктивного воспроизведения материала; •потребность в использовании и позитивном преобразовании собственного опыта познавательной деятельности: способов учебной работы, знаний, накопленных в ходе обучения или вне его; расширение области совместной учебной работы (с учителем и сверстниками). Проблема качества образования ставит вопрос о преподавании психологии в вузе и школе более широко: насколько эффективным может быть включение этого учебного предмета для всей образовательной системы. Известно, что введение любого нового компонента в систему (либо исключение его) требует пересмотра функционирования всех компонентов этой системы. Введение учебного предмета "Психология", выступая основным средством гуманитаризации высшего и общего среднего образования, предполагает определенные изменения в функциях других учебных дисциплин и функционирования всего образовательного организма в целом. Здесь можно выделить несколько критериев: 1)создание особого психологического климата в педагогическом 2)психологизация процесса обучения; 3)психологизация процесса воспитания. Рассмотрим подробнее каждый из критериев. Показателями работы в рамках первого критерия могут выступать следующие черты: • перестройка методической работы вуза, школы; администрации, родителей (лекции, семинары, деловые игры, тренинги); •перестройка педагогического мышления и стиля общения •изменение профессиональной позиции педагогов по отношению Психологизация процесса обучения означает усиление психологического аспекта в преподавании других дисциплин и организацию методической работы с преподавателями других профилей на основе закономерностей психологии обучения. В школе достаточно естественно можно активизировать человеческий фактор на уроках биологии, географии, физики, литературы и др. Психологизация процесса воспитания предполагает построение системы воспитательных мероприятий таким образом, чтобы она имела ориентацию на проблемы человека и человечества. Проводиться мероприятия могут в разных формах: экскурсии, культпоходы и др. Например, в план воспитательной работы можно включать такие темы: "Город, урбанизация, природа", "Современный мир глазами молодежи", "Разум во Вселенной" и др. Работа в вузе и школе по указанным критериям является необходимой и естественной в рамках гуманитаризации образования. Анализ некоторых результатов обучения психологии в школе позволяет сделать вывод о том, что психология как учебная дисциплина органично встраивается в систему общеобразовательных знаний школьного и вузовского обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся и стимулирует их развитие. Date: 2015-09-18; view: 1011; Нарушение авторских прав |