Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методики оценки развивающего эффекта изучения психологии в школе
Разработка подходов к оценке качества усвоения подростком психологических знаний включает два аспекта: дидактический и развивающий. С точки зрения дидактического аспекта важно, чтобы разрабатываемый учебный курс мог органично вписаться в имеющуюся в школьном образовании систему знаний. Учебный курс психологии, давая знания о человеке, должен стать стержневым для осмысленного объединения школьниками отдельных учебных предметов в некоторую целостность. Для этого учебный курс должен быть в методическом плане таким, чтобы он мог встраиваться в школьное расписание и традиционную учебную ситуацию обычной школы. Развивающий аспект заключается в создании внутри учебного процесса специальных условий для развития личности и в связи с этим -использовании технологий личностного роста в учебном процессе. В этом случае формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика. Принципиальное значение для усвоения психологических знаний имеет вовлечение в учебный процесс школьника как активного участника, обучение его конкретным способам выполнения учебно-познавательной и творческой деятельности. Для работы с критериями развития и проверки их надежности и взаимосвязи с показателями эффективности образования необходимо наличие особого инструментария - системы методик, учебных заданий, вопросов, выполняющих контрольно-диагностические функции. Контрольно-диагностическое задание, в отличие от обычного контрольного, направлено не столько на проверку усвоения учебного материала учащимся, сколько на выявление внутренних факторов успеха (неудач) его выполнения, уровня и динамики развития обучающегося. Основными психолого-педагогическими требованиями к контрольно-диагностическим заданиям можно считать следующие положения. 1.Задание должно фиксировать не только результат, но и ха 2.По структуре, содержанию и форме оно не должно воспро 3.Инструкция к заданию должна предусматривать открытое 4.Серии заданий на один и тот же материал должны быть В качестве диагностических средств, кроме тестов достижений, позволяющих характеризовать объем, структуру и качество знаний, целесообразно использовать: • анкеты с прямыми вопросами; •личностные опросники; •экспертные оценки. Привлечение личностью ориентированных методик в качестве диагностических средств позволяет выявлять особенности системы отношений подростка как системы индивидуальных осознанных связей личности с различными сторонами действительности. Эта система выражает его личный опыт, определяет его действия и переживания и является чрезвычайно важным источником информации о продвижении ученика в процессе присвоения психологических знаний. Три основных компонента отношений (познавательный, эмоциональный и поведенческий) выступают во взаимосвязи как между собой, так и с избирательностью, с личностными смыслами, определяя в совокупности способ взаимодействия человека с определенными фактами, объектами и явлениями жизни. Отношение к миру явлений и предметов проявляется в системе ценностей, которой человек привержен, в его оценках, интересах, взглядах, убеждениях, мотивах, поступках и деятельности. Отношения школьника с другими людьми интересны с той точки зрения, что в них формируются определенные свойства личности, усваиваются моральные нормы и ценности и, собственно говоря, реально происходит развитие личности и осуществляется этическая регуляция ее поведения. Отношение к себе имеет большой удельный вес и в обеспечении целостности и единства личности. Отношение к себе дает ключ также к пониманию себя и самопознанию, определяет уровень адекватности поведения, являясь практически основой самосознания и рефлексии. Динамичность системы отношений человека, присущая ей возможность меняться и развиваться в зависимости от опыта, внешних и внутренних условий позволяет педагогу влиять на становление личности конкретного человека, оказывая воздействие на его отношения с миром и с самим собой. Оценить реальный объем и структуру психологических знаний, усвоенных подростком в процессе изучения курса психологии, позволяют методики "Диагностика усвоения знаний" и "Пятиминутка". Методика "Диагностика усвоения знаний" представляет собой матрицу, в которой по вертикали располагаются вопросы (5 вопросов), а по горизонтали - нумерация ответов. Испытуемому предлагается заполнить матрицу в соответствии с инструкцией. Таким образом, на каждый из поставленных вопросов испытуемый дает 5 ответов. 1.Анализ ответов на вопрос "Для чего нужна психология?" 2.Ответ на вопрос "Основные понятия психологии" позволяют 3.Ответы испытуемых на вопрос "Мои основные психологические 4.Ответы на вопрос "Психологические проблемы, мешающие жить 5."Психологические знания и умения, которых мне не хватает". При Данная методика является достаточно информативной, показывая, помимо структуры усвоенных психологических понятий, степень их осознанности и степень включенности приобретенных знаний в личный опыт. Ассоциативный тест "Пятиминутка" является вариантом классического ассоциативного теста, идея которого заключается в том, чтобы на заданные стимулы (в первой серии - "Писатели и поэты", во второй - "Педагогика и психология") испытуемые письменно воспроизвели весь возникающий у них ассоциативный ряд за определенное время (5 минут в каждой серии). Методика позволяет не только выявить продуктивность воспроизведения слов по заданной теме, но также провести анализ семантического пространства, которое формируется появляющимися на стимул ассоциациями. В структуре семантических полей по каждому контексту выделяется семантическое ядро, которое составляют общеупотребительные слова, отражающие социокультурные особенности возраста и репрезентирующие обыденное сознание. Методика "Незаконченные предложения" позволяет выявлять отношение к другим людям: к учителю (другому взрослому), к однокласснику (другому сверстнику), к родителям (отцу и матери).Качественный анализ позволяет все высказывания разделить на три группы по типу эмоциональных реакций: • конструктивные реакции, отражающие ориентацию на саморазвитие, самоутверждение личности, самоопределение, общение со сверстниками, с родителями и учителями; •конфликтные реакции, содержанием которых является чувство вины, недовольство собой и окружающими, агрессия по отношению к членам семьи, школе, друзьям; •нейтральные реакции, которые не позволяют судить об эмоциональном состоянии человека, так как он не смог или не захотел пойти на самораскрытие, отделавшись шуткой или ничего не значащей фразой. При использовании методики "Отношение к учителям" ученики должны продолжить предложение "Когда ко мне приближается мой учитель... ". В целом, у учащихся наблюдается дифференцированное отношение к учителям, строящееся на основе учета подростками специфики межличностных отношений и имеющее выраженную конструктивную направленность. Методика "Отношение к одноклассникам" предполагает продолжить предложение "Люди, с которыми я учусь...", где испытуемые выражают позитивную заинтересованность к одноклассникам, при которой отсутствует противостояние своего собственного "я" сверстнику. Для некоторых учащихся характерно жесткое распределение, строящееся на следующих оппозициях: "хороший - плохой", "за меня - против меня". Отношение к себе. Завершая предложение "Если все против меня, то я...", испытуемые демонстрируют различные типы эмоционального реагирования. Центрация на психологических проблемах заметна не только в ретроспективном взгляде на себя, но и рефлексируется подростками как значимая в будущей жизни. Отношение к родителям. Ученикам предлагается завершить предложение "Если бы мой отец только захотел...". Анализ отношения подростков к родителям показывает, что родители осознаются подростком как люди, обеспечивающие настоящее и будущее. В целом предложенные методики позволяют выявлять целый ряд психологических феноменов. Это и непонимание родителей подростками и подростков родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание разного рода агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Изучение психологических знаний в школе позволяет определенным образом влиять на ситуацию. Подростки, прошедшие обучение психологии в школе, стали менее агрессивными, конфликтными, особенно в ситуации фрустрации, более терпимыми в отношениях с учителями, родителями, сверстниками, более конструктивными по отношению к себе. Находясь в агрессивной среде, они стали вести себя более компетентно и чувствовать себя более защищенно. В целом, подростки становятся другими: приобретают элементарную грамотность в общении, в использовании своих интеллектуальных и личностных ресурсов. Date: 2015-09-18; view: 876; Нарушение авторских прав |