Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Менеджмент и лидерство
Менеджмент в библиотеке означает нахождение организационных решений (моделей), которые удовлетворяют информационные потребности населения услугами непроизводственного характера с косвенным экономическим эффектом. Лидерство является ключевым условием предпринимательского управления / менеджмента. Английское «manage» (управлять) и латинское «manus» (рука) – определяют суть лидерства как способность иметь последователей для совместной реализации управленческих решений. Деловая активность лидера и его последователей реализуется в процессе формирования целесообразных технологических и информационных связей в рамках нелинейных (инновационных) структур. В их числе: - информационно-сервисный отдел, медиатека, тифлоотдел; - интернет-представительства библиотек (портал, сайт, блог в социальных сетях, корпоративный сайт); - служба дорегистрационного обслуживания на библиотечных форумах/блогах; - отдел цифровых технологий. 1.1 Лидерство: научный подход Выявлены два научных подхода к определению лидерства. 1. Лидерство рассматривается как единое целое, связанное с понятием сверхпрофессиональной компетентности или креативным менеджментом. Креативность проявляется в творческом подходе к решению нестандартных задач и использованием результатов науки и техники (4; 8). 2. Лидерство характеризуется как одна из компетенций в профиле менеджера (4; 19). Общим для данных подходов служит использование в качестве основы понятия компетентности: способность действовать на основе компетенций или знаний, формирующих персональный «ресурсный пакет» способов профессиональной деятельности. Природа компетентности представляет собой совокупность двух групп признаков – набор компетенций и перечень ролевых функций. Подобная совокупность системно представлена в «профиле специалиста». Понятие «профиль менеджера» трактуется исследователями на основе соответствия параметров его деятельности международным/национальным стандартам и рекомендациям международных/национальных консорциумов. В качестве методологической базы построения профиля библиоменеджера использован профиль евроменеджера, выявленный по результатам социологического опроса предпринимателей малого и среднего бизнеса Западной Европы. Профиль евроменеджера включает стандартизированное описание функций с учётом условий и деятельности XXI века. Среди выявленных факторов отмечены в качестве определяющих: - динамика спроса на руководителей среднего звена при отрицательной динамике населения; - изменение организационных структур как последствие интеграции и корпоративных связей; - интерактивный стиль управления, когда владение электронными коммуникациями обеспечивает продуктивное сотрудничество; - проектная работа международных/межпредметных групп специалистов. Набор компетенций евроменеджера, обеспечивающих его деловую карьеру, проанализирован с учётом материалов учебных дисциплин по библиотековедению, а также тестов профессиональной компетентности библиотекарей-управленцев. Авторские тесты включены в учебно-методическое пособие «Профиль библиотечного менеджера: тесты компетентности» (Самара, 2008). Сравнительный анализ позволил представить профиль библиоменеджера как блоки компетенций, отобранных с учётом самооценки евроменеджерами, и с возможностями формирования типовыми тестовыми заданиями по разделам менеджмента библиотечно - информационной деятельности (БИД). Таблица № 1 Профиль библиоменеджера
Из данной таблицы следует, что высшую самооценку (свыше 4-х баллов из 5-ти) в арсенале компетенций евроменеджера получили: - глобальное мышление; - способность к учёбе и нововведениям; - организаторские способности и управленческое решение; - способность формировать международную/межпредметную команду инноваторов. Лидерство как компонент блока «Управленческая компетентность» оценивается евроменеджерами уровнем – «выше среднего», - наряду со способностью работать в межпредметной команде, поведением руководителя, безопасностью деловых отношений, единым стилем деловой культуры. Самооценка указанных компетенций в диапазоне от 3,4-х до 3,9-ти баллов свидетельствует об отсутствии у респондентов затруднений в выполнении функций с учётом социально- экономических факторов современности. Для руководителей российских библиотек, в особенности на муниципальном уровне, указанные компетенции представляются наиболее значимыми и требуют исследования лидерства как единого целого в рамках креативного менеджмента. Термин «лидерство» имеет множество синонимов в различных деловых культурах. Таблица № 2 Языковые определения лидерства
Особенности перевода говорят о разных трактовках понятия лидерства. Его аналогов нет в японском, романских языках. В мировой практике утвердилась терминология менеджмента на англоязычной основе. Здесь слово «лидер» возникло в XIII веке, основы же философии лидерства и власти заложены древнекитайскими мыслителями. По их мнению человек становится лидером не благодаря чертам характера, а в результате активной адаптации к экономической ситуации. Лидерство не сводится к перечню деловых качеств и способностей, а является ролью. Первым европейским исследователем лидерства считается древнегреческий философ Платон, предложивший следующие типы лидеров: - правители-философы; - военачальники; - руководители ремесла и земледелия. В современной теории допустим спортивный термин определения лидера как «первого на пути» принятия управленческих решений и технологий управления персоналом. Таблица № 3 Основные роли (типы) лидеров
Деловая роль лидера предполагает ряд качеств, в том числе: умение работать в команде и брать на себя ответственность; честность, доверие людей; умение мотивировать и вдохновлять сотрудников. Лидерские качества проявляются в равной степени у мужчин и женщин. В малом и среднем бизнесе 40% предпринимателей составляют женщины. В социокультурной сфере доля женщин преобладает (свыше 90%). Исследователи (12) отмечают такие преимущества женщин-лидеров: эффективная работа в команде; забота о ведомых. Мужчины-лидеры более последовательны, лучше мотивируют сотрудников. Отмечается статусная абберация восприятия лидера, которого персонал воспринимает: - старше на 3 – 4 года; - выше на 10 см.; - властные функции характеризуют лидера как жёсткую и бескомпромиссную личность.
Date: 2015-09-18; view: 591; Нарушение авторских прав |