Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Менеджмент и лидерство





Менеджмент в библиотеке означает нахождение организационных решений (моделей), которые удовлетворяют информационные потребности населения услугами непроизводственного характера с косвенным экономическим эффектом. Лидерство является ключевым условием предпринимательского управления / менеджмента. Английское «manage» (управлять) и латинское «manus» (рука) – определяют суть лидерства как способность иметь последователей для совместной реализации управленческих решений.

Деловая активность лидера и его последователей реализуется в процессе формирования целесообразных технологических и информационных связей в рамках нелинейных (инновационных) структур. В их числе:

- информационно-сервисный отдел, медиатека, тифлоотдел;

- интернет-представительства библиотек (портал, сайт, блог в социальных сетях, корпоративный сайт);

- служба дорегистрационного обслуживания на библиотечных форумах/блогах;

- отдел цифровых технологий.

1.1 Лидерство: научный подход

Выявлены два научных подхода к определению лидерства.

1. Лидерство рассматривается как единое целое, связанное с понятием сверхпрофессиональной компетентности или креативным менеджментом. Креативность проявляется в творческом подходе к решению нестандартных задач и использованием результатов науки и техники (4; 8).

2. Лидерство характеризуется как одна из компетенций в профиле менеджера (4; 19). Общим для данных подходов служит использование в качестве основы понятия компетентности: способность действовать на основе компетенций или знаний, формирующих персональный «ресурсный пакет» способов профессиональной деятельности.

Природа компетентности представляет собой совокупность двух групп признаков – набор компетенций и перечень ролевых функций. Подобная совокупность системно представлена в «профиле специалиста». Понятие «профиль менеджера» трактуется исследователями на основе соответствия параметров его деятельности международным/национальным стандартам и рекомендациям международных/национальных консорциумов.

В качестве методологической базы построения профиля библиоменеджера использован профиль евроменеджера, выявленный по результатам социологического опроса предпринимателей малого и среднего бизнеса Западной Европы. Профиль евроменеджера включает стандартизированное описание функций с учётом условий и деятельности XXI века. Среди выявленных факторов отмечены в качестве определяющих:

- динамика спроса на руководителей среднего звена при отрицательной динамике населения;

- изменение организационных структур как последствие интеграции и корпоративных связей;

- интерактивный стиль управления, когда владение электронными коммуникациями обеспечивает продуктивное сотрудничество;

- проектная работа международных/межпредметных групп специалистов. Набор компетенций евроменеджера, обеспечивающих его деловую карьеру, проанализирован с учётом материалов учебных дисциплин по библиотековедению, а также тестов профессиональной компетентности библиотекарей-управленцев. Авторские тесты включены в учебно-методическое пособие «Профиль библиотечного менеджера: тесты компетентности» (Самара, 2008).

Сравнительный анализ позволил представить профиль библиоменеджера как блоки компетенций, отобранных с учётом самооценки евроменеджерами, и с возможностями формирования типовыми тестовыми заданиями по разделам менеджмента библиотечно - информационной деятельности (БИД).

Таблица № 1

Профиль библиоменеджера

 

Блоки Группы компетенций евроменеджера Средний балл Примеры-иллюстрации их формирования тестами[*]
  Стратегическая компетентность - глобальное мышление - системное мышление - безопасность отношений   4,5 4,3 3,9 Тест «Корпоративность как технология управления библиотеками»; концепция; стратегический план; структура маркетинговой программы в тесте «Информационный менеджмент».  
  Социальная компетентность - способность работать в международной/межпредметной команде -способность к учебе и нововведениям - способность к разрешению конфликтов - личное обаяние   4,0     4,3 4,1   Бизнес-проект; классификация «менеджеров знаний» в тесте «Информационный менеджмент»; эссе. - тест «Оценка нравственно-психологического климата в коллективе» Тест «Психология управления»
  Функциональная компетентность - способность управленческого решения - выносливость в работе   4,4   3,9 тест «Корпоративность как технология управления библиотеками» Тест «Компетентность … по интерактивному маркетингу» - экспресс-анализ «Качество прошедшего дня»
  Управленческая компетентность - организаторские способности - поведение руководителя - лидерство   4,3 3,4 3,8 - экспресс-анализ «Стиль работы с документами» «Анкета обозначения стратегии проблемы»
  Профессиональная компетентность - университетское образование - опыт линейной и штабной работы - знание как минимум 2-х иностранных языков - формирование международной/межпредметной команды - единый стиль офисной и деловой культуры - семинары/практикумы/мозговые атаки по развитию персонала - работа в большинстве функциональных областей 4,1 4,0 3,7   4,2     3,5   1,7     тест «Компетентность проект-технолога …» тест «Компетентность редактора знаний …» - тест «Технологическая компетентность библиотечного специалиста» - тест «Информационный менеджмент» - тесты «Применение Интернета в библиотеке»

Из данной таблицы следует, что высшую самооценку (свыше 4-х баллов из 5-ти) в арсенале компетенций евроменеджера получили:


- глобальное мышление;

- способность к учёбе и нововведениям;

- организаторские способности и управленческое решение;

- способность формировать международную/межпредметную команду инноваторов.

Лидерство как компонент блока «Управленческая компетентность» оценивается евроменеджерами уровнем – «выше среднего», - наряду со способностью работать в межпредметной команде, поведением руководителя, безопасностью деловых отношений, единым стилем деловой культуры. Самооценка указанных компетенций в диапазоне от 3,4-х до 3,9-ти баллов свидетельствует об отсутствии у респондентов затруднений в выполнении функций с учётом социально- экономических факторов современности.

Для руководителей российских библиотек, в особенности на муниципальном уровне, указанные компетенции представляются наиболее значимыми и требуют исследования лидерства как единого целого в рамках креативного менеджмента.

Термин «лидерство» имеет множество синонимов в различных деловых культурах.

Таблица № 2

Языковые определения лидерства

 

Язык Обозначение «лидер» Особенности перевода
Английский A leader лидер
Французский chef шеф
Немецкий Führer вождь
Русский вождь, правитель предводитель
Японский

Особенности перевода говорят о разных трактовках понятия лидерства. Его аналогов нет в японском, романских языках. В мировой практике утвердилась терминология менеджмента на англоязычной основе.

Здесь слово «лидер» возникло в XIII веке, основы же философии лидерства и власти заложены древнекитайскими мыслителями. По их мнению человек становится лидером не благодаря чертам характера, а в результате активной адаптации к экономической ситуации. Лидерство не сводится к перечню деловых качеств и способностей, а является ролью. Первым европейским исследователем лидерства считается древнегреческий философ Платон, предложивший следующие типы лидеров:

- правители-философы;

- военачальники;

- руководители ремесла и земледелия.


В современной теории допустим спортивный термин определения лидера как «первого на пути» принятия управленческих решений и технологий управления персоналом.

Таблица № 3

Основные роли (типы) лидеров

 

роль характеристика
- организаторы групп Знание психологии малых групп
- исполнители Энергия; личный пример, преодоление барьеров
- дипломаты Коммуникабельность; поручение и оценки «с глазу на глаз»
- организаторы структур Управление системой отделов/секторов/групп

 

Деловая роль лидера предполагает ряд качеств, в том числе: умение работать в команде и брать на себя ответственность; честность, доверие людей; умение мотивировать и вдохновлять сотрудников. Лидерские качества проявляются в равной степени у мужчин и женщин. В малом и среднем бизнесе 40% предпринимателей составляют женщины. В социокультурной сфере доля женщин преобладает (свыше 90%). Исследователи (12) отмечают такие преимущества женщин-лидеров: эффективная работа в команде; забота о ведомых. Мужчины-лидеры более последовательны, лучше мотивируют сотрудников.

Отмечается статусная абберация восприятия лидера, которого персонал воспринимает: - старше на 3 – 4 года; - выше на 10 см.; - властные функции характеризуют лидера как жёсткую и бескомпромиссную личность.

 







Date: 2015-09-18; view: 591; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию