Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструментарий общедоступных библиотек





 

В регионах России общедоступные библиотеки формируют модели информационно-библиотечных услуг/продуктов(ИБУ/П) приоритетным группам пользователей в режиме реального времени. Модели реализуются усилиями лидерских команд специалистов, взаимосвязанных и дополняющих деятельность друг друга.

САЙТЫ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК. Модель Б2.0 наиболее полно реализована корпоративным сайтом «Библиотека 2.0 школ Хабаровского края» [http: live. bibnout. ru]. Сайт создан и поддерживается командой из 24-х библиотекарей и педагогов, лидирующих в предоставлении комплекса наукоёмких ИБУП учащимся школ, родителям, преподавателям.

В числе услуг общей адресности:

- каталог образовательных ресурсов сети Интернет;

- электронные учебники;

- виртуальная справочная служба «Спроси библиотекаря»;

- портал «Музеи Якутии»;

- веб-альбомы по краеведению;

- общедоступные альбомы Google. С учётом молодёжных предпочтений и субкультуры формируются рубрики, адресованные школьникам: «Шпаргалки по онлайновым читалкам книг»; «Имя России 2011 года»; «Фотокамчатка». Сетевые сообщества по интересам привлекает участие в пяти форумах. Наиболее посещаем форум «Презентация «Русь белокаменная» (ежемесячно до 50 подписчиков и полутора тысяч комментариев). Лидеров «второго веба» обьединил форум «Проект «Открытые книги для открытого мира» по созданию вики-учебника». Проект сопровождают до ста комментариев учителей – ежемесячно. Среди участников форумов и чатов не редки и школьники. Так, на чате библиотекарей в качестве новинки представлена информация об открытии отель-библиотеки в Таиланде. Девятиклассник Артём прокомментировал данный факт как «интересную идею! Только в Нью-Йорке такой отель-библиотека был открыт несколько лет назад».

Таким образом, Б2.0 школ Хабаровского края влияет на сетевое сообщество региона. О признании (учителями, школьниками, родителями, библиотекарями) свидетельствуют посещаемость и комментарии пользователей.

Большинство региональных библиотек не располагают ресурсами блог-технологий и обеспечивают своё веб-присутствие через интерактивные сайты деловых партнёров.

Подобный подход характерен для Самарской областной юношеской библиотеки [СОЮБ www.soub. ru]. На сайте представлена информация об электронных ресурсах библиотеки: -полнотекстовые и мультимедийные базы данных (ПБД, МБД) на цветных оптических дисках: «Чеховиана», «К 30-летию Грушинского фестиваля», «Rock vorever».

Электронные документы выдаются пользователям в медиацентре и на абонементе библиотеки. Сайт наполнен хорошо структурированной и иллюстрированной рекламной информацией о библиотечных акциях: «Время читать», «Поэтический ринг», «Дельфийские игры». Интерактивные сервисы представлены виртуальной справочной службой и Гостевой книгой. Гостевые отзывы зачастую носят «парадно-комплиментарный» характер и не стимулируют диалог пользователей с библиотекарями в виртуальном пространстве.

Информационная реклама дублируется на сайтах в организационном окружении СОЮБ. В их числе:

- порталы органов государственного управления (Министерства культуры Самарской области, Общественной палаты; портал «Роскультура.RU.»; портал «Samara 24.RU”);

- порталы общественных творческих организаций («МОЗГОРИЛЛА» - открытый блог об индустрии перевода»; «Независимый литературный портал «РЕШЕТО», Портал «Клуб небуквального перевода»);

- порталы культурно-образовательных учреждений («Портал библиотек Самарской области», Портал «Школа №3 г. Чапаевска»). Присутствие СОЮБ на сайтах организационного окружения способствует имиджу библиотеки как культурно-интеллектуального центра для молодёжи. Вместе с тем, статичная информационная реклама не становится частью сетевого взаимодействия. Подобные возможности предоставляет, например, Портал школы №3 г. Чапаевска [ http: // shkola3- chp. ucoz. ru], на форумах которого обсуждаются темы, предложенные информационной рекламой СОЮБ. В рамках акции «Время читать» участники форума обмениваются информацией о доступе к мультимедийным учебникам: «…скачал бесплатно «Землеведение», «Полярные области планеты». Мой девиз: кто не работает, тот поломался».

Среди комментариев школьников, наряду с информационно-оценочными высказывались юмористические суждения в стиле подростковой субкультуры: «- я обожаю сумрак и зомби автоматы и ножики Ферги. Она для тех кто обожает позвучнее вникнуть black eyed peas дабы все кругом или прониклись или погибли».

Отказ от языковых норм и знаков препинания при несомненной эрудиции автора свидетельствуют об игровом поведении. Однако, ни школьный библиотекарь, ни инициаторы темы форума в СОЮБ не комментируют читательские предпочтения участников, поскольку не имеют практики виртуального диалога с учётом сетевого этикета разных сообществ. На профессиональных встречах обсуждались пути решения данной проблемы, предложенные директором Самарской областной детской библиотеки (СОДБ) – Еленой Анатольевной Канигиной: разработать сценарий интерактивной игры; сформулировать варианты отзывов библиотекарей в стиле фэнтези, русской былины, русского рока, то есть, использовать схему компьютерной игры для стимулирования диалога и влияния на читательский выбор подростка.

Компенсацией отсутствия интерактивного диалога библиотекарей с пользователями на официальных сайтах являются личные библиоблоги в социальной сети «В контакте». Лидерами СОЮБ организуются группы по интересам в рамках общероссийских акций «Дельфийские игры», «Время читать», «Литературная весна» [http://v kontakte. ru club 12 81 58 22]. Сетевое сообщество читателей «женского романа» создано заведующей отделом автоматизации СОЮБ Мариной Александровной Рыбалко. Блоггер указала в круге личных литературных предпочтений классическую социальную фантастику и современную российскую прозу (Курт Воннегут, Евгений Гришковец). Представлена коллекция лучших романов о любви из фондов СОЮБ: от Джейн Остин до Дины Рубиной. Блог информирует также о саунтреках, аудиозаписях экранизаций романов для скачивания. Свыше 1,5 тысяч посещений в год свидетельствуют об общественной репутации блоггера в сетевом сообществе. Молодёжную интернет-аудиторию привлекает рубрика «Флэш-моб по нашему» в группе по интересам Елены Александровны Марьиной, заведующей читальным залом СОЮБ. Приглашения к участию в социально полезных экологических, спортивных акциях г. Самары находят отклик в виртуальной среде (до 80-ти посещений ежемесячно).

Личные страницы в социальной сети ведут студенты СГАКИ, специализирующиеся в менеджменте информационных ресурсов. В резюме отмечаются и литературные предпочтения: Джон Толкиен «Последний лист кисти Нигля», Билл Гейтс «Бизнес со скоростью мысли». Подобные рубрики влияют на консолидацию групп по интересам. Значительная часть муниципальных библиотек (МИБС) в регионах России не имеют сайтов, а большинство из имеющихся соответствуют традиционному Интернету (веб.1) в его облегчённом варианте. Причины связаны с нехваткой ресурсов и пробелами в компетенциях по их формированию. Трудный, но доступный для неспециалиста путь избирается библиотекарями-блоггерами. Примером может служить «Библионюша», - блог библиотекаря ЦБ Новоанненского района Волгоградской области. В первые месяцы после создания в 2010 году блог располагает скромными результатами (5 – 10 посещений ежемесячно). На страницах блога размещается информация о культурных событиях района:

- презентация книг о родном крае;

- выставка картин художницы – землячки;

- тематические вечера («Учительский вальс», «Казачья удаль»). Предлагаются для обсуждения события литературной жизни России, такие как «Кому теперь принадлежит премия «Большая книга 2010 года?» Информация о номинантах премии – П. Басинском и А. Иличевском – дополнена перечнем их произведений в фонде ЦБ. Иллюстративный материал блога (цветные фоторепортажи, фотографии картин и книг авторов-земляков) являются результатом освоения библиотекарем общедоступной шаблон-технологии в Google.

Интерактивные и мультимедийные элементы присущи сайту Тольяттинской библиотечной корпорации (ТБК), объединяющей 20 муниципальных библиотек [http:// cls. tgl. ru ]. Доступ пользователей к электронному каталогу осуществляется в тестовом режиме. Снижение затрат на комплектование фонда в 2010 году на 57% повлияло на уменьшение числа читателей (на 2-3%). В то же время увеличилось количество виртуальных пользователей и составило 39 тыс. человек. Среди них лидируют группы – «школьники» и «учащиеся ссузов». Выдача электронных документов составила 1,5% от общей книговыдачи. Информационно-сервисный отдел ТБК в рамках проекта МАРС реализует электронную доставку документов через систему «Взаимопомощь». Веб-библиографы развивают навигаторскую функцию с помощью интерактивных пособий, размещаемых в рубрике «Наши издания». Востребованность веб-пособий иллюстрируется популярностью электронного календаря, выпущенного к юбилею А.П. Чехова (свыше 1 тыс. скачиваний).

На формирование социальных отношений ТБК с сетевыми пользователями направлены форумы (5) по темам: «День памяти», «Фотогалерея», «Тольяттинские писатели», «Литературная угадайка» (1550 посещений), «Право для читателя» (около 2-х тыс. посещений). Популярность форумов определяется:

- партнёрством с книготорговыми организациями, выделяющими книжные новинки для призов победителям литературных викторин; -еженедельными бесплатными консультациями юриста в стенах библиотеки и на форуме «Право для читателя» (10-12 посещений ежедневно). Жители г. о. Тольятти получили возможность напрямую общаться с библиотеками ТБК через систему «Контакты» на её сайте. Интернет-представительство ТБК постоянно модернизируется в рамках проектной деятельности её сотрудников. Страница сайта «Экологическая страна» отмечена по итогам общероссийского конкурса «Библиотеки – экологической науке и просвещению» - «за вклад в воспитание экологической грамотности и культуры молодёжи». Дипломом Самарской губернской Думы награждена ЦБ им. В. Татищева – «за 1 место в областном конкурсе «Библиотека – центр правовой информации». Интерактивность, мультимедийность как признаки сетевой культуры присущи директору ТБК Валентине Алексеевне Юсуповой. На сайте ТБК постоянно размещаются видеоклипы с поздравлениями директором жителей Тольятти (читателей, сотрудников) с государственными праздниками. Директор ТБК участвует в форуме городского портала «Дежурный по городу» [tlttimes. ru ]. Веб – присутствие ТБК в виртуальной среде и продуктивный диалог с сетевыми пользователями обеспечиваются партнёрскими отношениями директора ТБК с юридическими, риелтерскими, гостиничными фирмами, региональными СМИ, книготорговыми организациями.

При поддержке Попечительского совета ТБК В. А. Юсупова инициировала прокурорскую проверку и отмену платности оформления читательского билета, введённой мэрией г. Тольятти. Активное участие ЦБ им. В. Татищева в организации мастер-класса по гостиничному сервису и туризму заслужило благодарность и поддержку Департамента потребительского рынка и предпринимательства.

Признание профессиональным сообществом подтверждается вкладом В. А. Юсуповой в разработку продвинутых образцов практики управления библиотеками как члена и участника:

- Ассоциации Российских Библиотечных Консорциумов (АРБИКОН);

- Клуба библиотечных менеджеров Самарской области;

- -ежегодной конференции Всероссийского библиотечного конгресса.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ. Многоплановая Интернет-деятельность отражается на сайте Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ), который ежегодно посещают свыше 110 тыс. пользователей электронных ресурсов.[www. lib. smr. ru] Электронные ресурсы собственной генерации, обеспечивающие посещаемость сайта, включают:

- электронный каталог книг и периодики (около 380 тыс. записей);

- собственные БД с общим объёмом свыше 619 тыс. записей;

- копии электронного архива Самарской студии кинохроники (более 2-х тыс. экз. фильмов).

Ресурсы Интернет представлены:

- онлайновым доступом к полнотекстовым информационным ресурсам крупнейших библиотек, научно-исследовательских учреждений и институтов страны. В их числе:

- электронная библиотека диссертаций РГБ;

- коллекция Научной электронной библиотеки [eLIBRARY. RU ];

- подписка на отечественную научную периодику в электронном формате (более 80-ти наименований).

Имиджевым элементом Интернет-деятельности СОУНБ является «Виртуальная справочная служба», ежегодно наращивающая объём выполненных справок: за последние два года их количество увеличилось со 157 до 204 справок. В 2010 году служба стала доступна на Социальном портале государственных услуг. Данное новшество расширило круг пользователей через социальные киоски, размещённые в каждом муниципальном образовании Самарской области. Посетителями «Виртуальной справочной службы» стали 25 тыс. человек, знакомящихся преимущественно с архивом выполненных справок. Ежедневная пропускная способность веб-библиографа фиксирована:

«Сегодня можно задать 5 вопросов. Ответ на запрос выполняется в течение 3-х – 5-ти рабочих дней и размещается в архиве выполненных справок». В настоящее время заявленные рамки запросов представляются достаточными и будут расширены вслед за ростом числа пользователей социальных киосков. Вместе с тем, неоперативность виртуальной справочной службы – очевидна.

Виртуальный совет читателей выстраивает взаимодействие с гражданским обществом с учётом пожеланий по формированию фонда библиотеки и оперативной связи с пользователями. Посетители Гостевой книги предлагают: передать в дар - библиотеки, полученные по наследству; опубликовать результаты областного конкурса «О подвиге! О доблести! О славе!»; обсудить возможности пополнения фондов сельских библиотек. Наиболее востребованы Интернет-сообществом мероприятия в рамках областных акций: «Время читать», «Виват студент! Виват библиотека!», «Культура губернии в лицах». Размещаемые на официальном сайте в рубрике «Акции» материалы о деятельности Литературных мастерских, конкурсов, турниров, - привлекают до 450 тыс. посетителей.

На расширение Интернет-аудитории влияет вновь созданный отдел - Галерея «Новое пространство» - и её веб-присутствие на сайте и в социальных сетях. Среди значимых событий:

- фотовыставка «Культура губернии в лицах», проведённая Самарским отделением Союза журналистов России и Фотообъединением областного Союза журналистов;

- литературный турнир «Библиотека открывает таланты» (Самарская областная писательская организация и Областная организация молодых литераторов);

- историко-документальная выставка «Грани творчества: наука и искусство», посвящённая литературному, музыкальному и иному творчеству научно-технической интеллигенции (в партнёрстве с филиалом Российского государственного архива научно-технической документации).

Выставочная деятельность Галереи «Новое пространство» и другие акции СОУНБ широко обсуждаются на страницах Галереи в социальной сети [vkontakte. ru lib 761 474 03]. Комментировались:

- серия флэш-мобов «Время читать» с участием 400 жителей Самары;

- фотоконкурс «Самарский взгляд 2010» -«… для наших фотографов, что «Оскар»…;

- яркие статьи региональных журналистов о культурных акциях областной столицы;

- выпуск цветного оптического диска «Запасная столица» с отражением фактов и событий истории г. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны.

 

Date: 2015-09-18; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию