Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутриорганизационная интернет-деятельность
Реализуется как на официальных сайтах, так и на личных блогах. На сайте Тольяттинской библиотечной корпорации заявлены два форума по темам: «Лучший библиотекарь 2010 года» и «Считаете ли вы удобной новую систему обслуживания?». Участие в форумах на сайте ТБК (4-6 комментариев в месяц) – комплиментарно. Аналогичная ситуация в дискуссии «Информационная грамотность в школьной библиотеке» на страницах блога «Миры школьных библиотек г. о. Тольятти» [bibliot. бlogspot. com]. Более популярна среди сетевого сообщества - «Библиошкола для библиотекарей-блоггеров» [biblioskola blogspot. com,], представляющая интересы городского объединения школьных библиотекарей. В переписи библиотечных блогов приняли участие 150 библиотекарей, работающих с читателями-школьниками в различных регионах России. Востребованной оказалась дискуссия по теме «Кто инициатор создания вашего блога?», предложенной заведующей методическим отделом ЦГБ г. Арзамаса - Ириной Огневой, создателем блога «Библиомания». В дискуссии принимают участие 28 библиотекарей из регионов Поволжья, Урала, Западной Сибири. Определены следующие достоинства блоггерской деятельности: - комментирование и ведение блога дисциплинирует письменную речь, оттачивает мысли, учит высказыватся экспромтом, способствует саморазвитию; - обеспечивает признание СМИ и за пределами региона; - в отличие от официального сайта даёт творческую независимость; - ведение блога – работа, совпадающая с хобби «для души». Лидерами блоггерства становятся библиотекари: - прошедшие сертифицированное обучение по грантам патронирующих фондов; - ведущие блог не менее двух лет; - получающие финансовую и техническую поддержку директора библиотеки, а также родственников и друзей. Проблемы библиотекарей-блоггеров проявляются: - в осознании «серости и унылости» личного блога, поскольку он «никому не нужен»; - отсутствии признания со стороны директора и коллег («ни премий, ни грамот, ни повышения в должности»; - дополнительные обязанности совмещаются с основными функциями методиста, библиографа, оформителя, специалиста по обслуживанию, ответственного за материально-техническое оборудование - «нужно определить статус блога в библиотеке». Проблемы в создании блога испытывают библиотекари филиалов: - не прошедшие сертифицированную специализацию; - не вовлечённые в командную работу проектных групп. Сотрудники региональных библиотек, стремящиеся понять потенциал веб 2.0 и овладеть его основными инструментами, получают поддержку своих руководителей. Ведущий библиотекарь методического отдела НБ Сам ГТУ – Валерия Александровна Кольцова - в течение двух месяцев осваивала в рабочее время общедоступные программы по созданию флэш-анимации и скринсерверов. Результатом усилий является «Видеореклама ресурсов НБ» на сайте университета. Директора ряда региональных библиотек вводят надбавки за Интернет-деятельность (веб1.) в размере 25-35% от основного оклада; за веб2.0 – 50%. Весомый вклад в модернизацию библиотек Самарского региона в рамках Стратегии развития информационного общества Российской Федерации вносят библиотеки – методические центры: СОУНБ, СОЮБ, СОДБ, ТБК, Самарская областная библиотека для слепых (СОБС). Ведущими библиотеками инициированы: – Портал библиотек Самарской области [lib. smr. ru portal], проекты по созданию новых информационных ресурсов в виртуальном мире. В их числе: - «Сводный каталог периодических изданий» (СОУНБ и Библиотека Автограда); - «Электронный читательский билет»; - «Перевод в электронную версию краеведческих изданий Самарской области (1860 – 1940 г.г.) и обеспечение доступа к ним; - «Сводный электронный каталог библиотек региона». Указанные проекты, а также множество веб-акций находят поддержку и партнёрское соучастие свыше 150 организаций и учреждений. В их числе: - общественные организации (АНО «Молодёжная организация студентов Тольятти – МОСТ», «Культурно-лингвистическая региональная организация «Альянс Франсез Самара», Самарская епархия, Поволжский культурный центр финно-угорских народов, Благотворительный фонд В. Потанина; - коммерческие структуры (Патентное бюро «Петрова и партнёры», ООО «Бизнес-сувенир», Книготорговая компания «Метида», НПО «Информсистема»); - лидеры общественного мнения в социокультурной сфере (Л.А. Пархоменко, художник, искусствовед, редактор газеты «Московский художник»; А. Н. Миронова, кинодокументалист, режиссёр, призёр международных фестивалей). Ежегодный Публичный Отчёт о работе СОУНБ и церемония награждения Дипломом «Партнёру библиотеки» освещаются в СМИ, на Портале библиотек Самарской области. Признание общественной репутации СОУНБ различными социальными группами влияет на внебюджетное финансирование библиотек региона. Правительством Самарской области выделены 62 млн. руб. на модернизацию муниципальных и областных библиотек в 2011 году. На порядок увеличено финансирование «ретроконверсии корпоративного электронного каталога и корпоративной каталогизации» (с 1,5 млн. руб. в 2010 году до 13 млн. руб. в 2011 году). Впервые в истории новой России финансируется (1,5 млн. руб.) деятельность Центра формирования профессиональных компетенций библиотечных специалистов региона и отдела цифровых технологий. СОУНБ отмечена благодарностью Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Самарской области, ГБУ «Агенством по реализации молодёжной политики» - «за помощь в организации и проведении областной чат-конференции «Чтим прошлое, живём настоящим, верим в будущее». 17 специалистов библиотеки удостоены стипендии Губернатора Самарской области за высокие достижения в профессиональной деятельности. Директор СОУНБ, Заслуженный работник культуры Российской Федерации – Лидия Алексеевна Анохина – представила к стипендии 4-х молодых специалистов, компетентных в работе с цифровой информацией, влияющих на Интернет-сообщества в сети «В контакте» в интересах библиотеки. Участие в работе проектной группы по теме «Ресурсы Интернет по культуре, образованию, здравоохранению и медицине» (грант Президента РФ) обеспечивает молодым стипендиатам «интеллектуальный рост и признание в профессиональном и сетевых сообществах». Сайты ведущих региональных библиотек (Рубрика «Конкурсы») информируют библиотечных специалистов о грантах, предоставляемых, в том числе, на веб-деятельность. Библиотекарям, испытывающим трудности в финансировании проектов и устранении пробелов в своей веб-компетентности, предлагается участие в таких конкурсах, как: - Конкурс на лучшую социальную рекламу о пользе чтения (премия 30 тыс. руб. и стажировка в фирмах по социальной рекламе); - Премия Союзного государства на 2011 – 2012 годы. Критерии отбора проектов - «общественная значимость вклада в укрепление сотрудничества России и Беларуси в области культуры, литературы и искусства. - Лидеры Интернет-деятельности библиотек указывают на необходимость систематического просмотра сайтов потенциальных грантодателей в целях расширения участия в инновационных проектах. Подобные возможности предоставляет участие в Конкурсе голосования Интернет-экскурсантов на лучший сайт «Юным гражданам губернии» [www.sam.gub.duma.ru]. По условиям конкурса Дума городского округа Самары выделяет гранты на «обучение в высшей школе государственного администрирования в МГУ им. М. В. Ломоносова». Социальная составляющая веб-усилий библиотек является результатом партнёрских отношений участников проектных команд. Стимулирование инноваций сотрудников требует от руководителей индивидуальной эмоциональной, профессиональной и финансовой поддержки в рамках «Программы развития персонала» и «Программы планирования карьеры потенциальных лидеров Б2.0». Персоналу служб электронных коммуникаций предстоит обучение сетевому диалогу с пользователями, особому клиповому искусству высказывания. В сетевых акциях региональных библиотек собеседниками пользователей выступают юристы, журналисты, писатели. Один из немногих образцов диалога с участием библиотекаря выявлен в Гостевой книге Новосибирской ОУНБ [http://ngonb.ru/gb/]. Своевременные ответы размещаются на вопросы пользователей: о местонахождении книги в библиотеке; об условиях МБА из регионов России; об ухудшении культуры обслуживания читателей вследствие «нервозности и суеты» в поведении библиотекарей. В других библиотеках проблемы пользователей, заявленные в Гостевой книге, решаются за пределами электронных коммуникаций. Вслед за структурными и компетентностными изменениями лидерам региональных библиотек предстоит разработать ряд организационных документов, в том числе: «Положение о партнёрстве» с учётом вклада каждого участника и различий в оплате труда специалистов родственных и технических профессий; Квалификационные требования к специализациям Библиотекаря2.0 с учётом зарубежной практики (18). Интернет- деятельность библиотек в ближайшее время расширит спрос на таких специалистов, как: библиотекарь по сетевому обслуживанию; библиотекарь отдела обслуживания с персональным блогом; блоггер сетевого каталога публичной библиотеки; специалист службы коммуникации в чате, видиоконференции; координатор по Интернет-посещаемости библиотек; специалист по сетевому этикету; менеджер стратегического планирования веб-акций библиотеки. Лидеры библиотечных сообществ организуют электронные коммуникации преимущественно с молодыми поколениями социокультурной и образовательной сфер. Собственными усилиями и в партнёрстве с различными участниками информационного сектора библиотекари-инноваторы специализируются как блоггеры, веб-библиографы, веб-методисты, электронные коммуникаторы. Библиотекари 2.0 обеспечивают общественную репутацию библиотек, поддержку органов государственного управления и патронирующих фондов.
ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА ВЕБ-ПОВЕДЕНИЯ: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ Модель менеджера информационных ресурсов, представленная в первой главе данного пособия, содержит аспекты информационно-коммуникативной компетентности, в том числе: - лидерство; - системное мышление; - способность работать в международной / межпредметной команде; - формирование команды; - способность к учёбе и нововведениям; - единый стиль деловой культуры. В качестве определяющего фактора реализации указанных компетенций отмечен - интерактивный стиль управления, когда владение электронными коммуникациями обеспечивает продуктивное сотрудничество с Интернет-сообществами и их лидерами. Сайты региональных библиотек отождествляют интересы виртуальных посетителей с интересами культурного сообщества. Рубрика «Конкурсы» информирует библиотечных специалистов о грантах, представляемых, в том числе, на веб-деятельность. Социальная составляющая веб-усилий библиотек является результатом партнёрских отношений проектных команд. Деловое партнёрство с помощью электронных коммуникаций требует определённого уровня веб-культуры, следования постулатам и нормам сетевого этикета, выработанного лидерскими группами сетевых сообществ. Цель данной главы состоит в характеристике проблем формирования веб-культуры специалистов и подходов к их решению (раздел 5.1). Раздел 5.2 включает схемы и алгоритмы шагов от менеджера до лидера, реализуемые в практике преподавания Самарской государственной академии культуры и искусств (Институт информационно-коммуникационных технологий). Исследователи отмечают, что готовых моделей подготовки лидеров не существует (35). Организаторы развития персонала в библиотечных сетях разрабатывают собственные модели лидерства на основе состязательности инновационных команд, внутренних грантов, доплат за веб-деятельность, премирования. Американская библиотечная ассоциация курирует Программы по лидерству в проекте «Библиотека будущего», созданной в виртуальной реальности и обеспечивающей её обитателей информационными услугами и ресурсами (18., с. 45). Целью экспериментального проекта «веб 2.0» является организация пространства «для коммуникации и распространение контента в блогах, вики, мультимедиа», создание сетевых сообществ и участие в группах социальных сетей в интересах библиотек. «Библиотека будущего» - результат партнёрских отношений международных групп библиотекарей и исполнительного директора. Проект формирует и поддерживает следующие лидерские черты: быстрая реакция, гибкость, коммуникабельность, честолюбие, новаторство.
5. 1 Научные проблемы веб-культуры Среди проблем, которые решают специалисты по менеджменту, информатике, библиотековедению, выделены: - концепция профессионального пространства, включающая способы поддержки профессионального и интеллектуального развития специалистов с лидерским потенциалом; - проблема степени виртуальности библиотекарей -лидеров в составе сетевых команд разработчиков инновационных проектов; - стратегия фильтрации информационного потока, формирующего Библиотеку проекта; - система ценностей профессионального сообщества, в том числе, постулаты и нормы сетевого этикета / сетикета. Необходимость постоянного освоения профессионального пространства и наращивание степени личной виртуальности социологи обосновывают взаимосвязью «интернетовского образа жизни» и планирования карьеры молодых поколений специалистов. Отмечается разрушение прежних представлений о пожизненном трудоустройстве, автоматическом продвижении по карьерной лестнице. Новая структура информационного рынка услуг представлена бизнес-проектами социальной направленности. Каждая профессиональная задача в меняющихся условиях требует новых знаний. Специалисты по информационному менеджменту предлагают молодым поколениям соответствовать необходимой степени виртуальности, преодолев «туман бесконечного количества информации, который маскирует знание»(33., с.1). Выделяются два уровня виртуальности: «инфоэлитарное» и «поп-культурное». Оба уровня объединяют умения транспортировать данные с высокой скоростью и отличают объём и эксклюзивность информации. «Инфоэлитарии» различают понятия «информация» и «знание» и учитывают два значения латинского слова «informatio». Первое – обозначение, второе – объяснение, интерпретация. Компетентным специалистам предстоит соответствовать обоим значениям термина. Подобный уровень характерен для выступления на круглом столе по дисциплине «Корпоративные библиотечно-информационные сети». Студент, работающий администратором сайта СОЮБ (0,5 ставки), выделил проблему создания корпоративного информационного ресурса Челябинской области: - отсутствие единого формата программного обеспечения пяти проектов ОУНБ (ИРБИС, МАРК, LIBERMEDIA, БИБЛИОТЕКА, формат Электронного Архива). Остальные участники обозначили проекты Челябинской ОУНБ, ограничившись островками доступной информации, в то время как аналитика, контекст, осмысление оказались для них второстепенными. Неспособность структурировать и анализировать информационный поток сетевая элита связывает с «поп-культурным восприятием информации» и считает его приверженцев носителями низкого статуса в профессиональной среде(2). К признакам информационной поп-культуры отнесены: - хаотичность достоверного знания при отсутствии теоретических предпосылок вычленения профессиональных проблем; - слабое структурирование информации; - неумение различать стереотипы профессиональной деятельности; - стилевые погрешности авторского текста как последствие переоценки сетевого субкультурного диалекта. Несмотря на признаки «поп-культуры» студенты с учебным и трудовым опытом интерактивной деятельности относят себя к «электронной элите», поскольку превосходят рядового библиотекаря доинтернетной эры и его услуги предоставления информации из бумажных источников: «Если приходится ждать больше 5-ти секунд, я перехожу на другой сайт». При этом не учитывается степень эксклюзивности информации, определяемой статусом автора электронного ресурса в профессиональной среде. Так, для характеристики проектных команд в библиотеках Самарского региона, студентка-дипломница с опытом веб-обслуживания в оздоровительном центре считает приемлемой рубрику «PR, бренд-менеджер, рекламист» на сайте – «ukazka. ru». Не учитывается пользовательский адрес данного ресурса – школьники, - то есть «ценностный вакуум» заполняется информацией, объединяемой не смысловым анализом, а соответствием тематике. «Поп-культурное восприятие» не позволяет оценить оригинальность рыночной классификации информационно-библиотечных услуг, предложенной экспертом – заведующим кафедрой менеджмента Омской государственной экономической академии Л. К. Бобровым, автором статьи, опубликованной в журнале «Научные и технические библиотеки»(2001, №3). Ценностный вакуум по проблеме стратегического планирования приводит к игнорированию практической ценности метода портфельного анализа. Недооценка проблемы консалтинговой деятельности библиотекарями – студентами заочного обучения приводит к многословной пафосно-комплиментарной характеристике тематики и форм работы с читателями «получившими высокую оценку общественности» Преодолеть стереотипы профессиональной деятельности и заполнить ценностные пробелы позволяют схемы – алгоритмы экспертных оценок, публикуемые преподавателями кафедры библиотековедения СГАКИ. Так, по аналогии с образцом, слушатели Факультета дополнительного образования выполняют «индивидуальный мозговой штурм» стратегической проблемы: выбор конкурса инновационного проекта (19., с. 29). Поскольку молодые специалисты нередко используют бесплатные веб-сайты как единственное средство получения первичных источников, они нуждаются в способе оценки качества и доступности веб-сайтов. Данная задача решается в ходе экспертной оценки Интернет-представительств корпоративных БИС по критериям актуальности, сложности, объективности, точности, сервиса(15., с.37). В Приложении №8 дана схема экспертной оценки культуры веб-поведения менеджера библиотечно-информационной деятельности (БИД). Схема включает основные постулаты веб-поведения сетевой элиты и, прежде всего, владение «сетевой латынью» сжатого текста на основе личной виртуальности и аргументации с использованием статистического анализа. Нормой сетевого этикета является следование структуре клипового высказывания: формат 3 – 5 строк, без придаточных предложений, со ссылкой на авторитеты для данной сетевой группы. Наряду с «сетевой латынью» оценке подвергается также «субкультурный диалект» молодых поколений в Сети с его достоинствами и недостатками. Положительно оценивается стремление избегать фразёрства и декларирования, негласный запрет на повелительное наклонение и пафос. Недостатки связаны с чрезмерным использованием неологизмов, жаргона, неэтичных суждений. Алгоритм экспертной оценки «Веб-культура менеджера БИД» как инструмент формирования и проявления лидерских качеств имеет целью: - овладеть сетевым форматом высказывания / комментария, соответствующего постулатам и нормам сетикета; - выполнить самотестирование культуры веб-поведения; - составить резюме об уровне сетевой культуры в профессиональной среде. Date: 2015-09-18; view: 299; Нарушение авторских прав |