Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современное состояние машиностроительного комплекса
Машиностроение является основой всякой экономики. Структура машиностроения очень сложна. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Общее количество крупных и средних предприятий, входящих в машиностроительный комплекс России, составляет 7500. Около 90% российских машиностроительных предприятий акционированы. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы. Предприятиям пока недостает знаний и опыта в применении современных методов менеджмента. Переходя к западным стандартам управления проектами, машиностроители стремятся обучить специалистов новым методам работы, однако отрасли пока не хватает профессиональных менеджеров, ориентированных на новые стратегии развития. В нашей стране машиностроительный комплекс развит недостаточно. Одной из главных проблем машиностроительного комплекса России является старение основных фондов. В ходе приватизации единые научно-технические структуры оказались раздробленными. Опытные производства вышли из состава научно-исследовательских институтов и, как правило, были перепрофилированы. В условиях, когда единственной целью предприятий зачастую становилось выживание, их техническая база, естественно, не обновлялась. В настоящее время 65% оборудования находится в эксплуатации более 12 – 13 лет и является устаревшим. Износ основных фондов по отраслям промышленности значительный и достигает 65% в электроэнергетике, цветной металлургии, химической промышленности. Тенденция изменилась в 2002 году благодаря привлечению инвестиций в модернизацию производств собственниками металлургических, химических предприятий. Однако в машиностроении ещё не наступили лучшие времена. В тоже время по выбытию основных фондов самый высокий процент (5%) наблюдается в машиностроении. Это связано с реорганизацией этой отрасли, многие предприятия которой находятся в процедуре банкротства или ликвидации. Естественно, закрытие предприятий влечёт за собой и распродажу имущества. Отечественные предприятия часто имеют недостаточно ясные представления о финансовом состоянии своего бизнеса. Адекватную поддержку процессам принятия управленческих решений, которые требует комплексного понимания всех деталей финансового положения предприятия, обеспечивают современные системы финансового анализа. По данным статистики, финансовое состояние предприятий машиностроения характеризуется двукратным превышением кредиторской задолженности над дебиторской. Иными словами 75% машиностроительных предприятий являются должниками. Часть долга, приходящаяся на машиностроение, составляет четверть от всей просроченной задолженности в промышленности, и продолжает расти. Ухудшаются показатели финансовой устойчивости производства. Приостановлено строительство либо законсервировано почти 5тыс. объектов. Отрасли машиностроения работают последние годы в условиях дефицита оборотных средств и инвестиций в основной капитал. В итоге сокращается ресурсно-технологический потенциал. Инвестиции в основной капитал в 2005 году составили 207 млрд рублей, из них собственные средства – 47%. Безусловно, машиностроение сталкивается с серьёзными проблемами. Ключевая из них заключается в том, что эффективное использование резервов экономического развития требует огромных капиталовложений. Сегодня величина привлекаемых инвестиций значительно ниже потенциальной инвестиционной ёмкости. Только внутренних инвестиционных ресурсов для реализации стратегических планов в сравнительно короткие сроки не хватит. Россия заинтересована в притоке зарубежных инвестиций. Наиболее актуальная проблема Северо-запада – инвестиции в наукоемкие отрасли промышленности. При должной инвестиционной поддержке большинство предприятий в состоянии выйти на мировые рынки с конкурентоспособной не только по цене, но и по качеству продукцией. На протяжении всего пореформенного периода 56% предприятий ориентировало свой выпуск на платёжеспособный спрос. Ситуация изменилась только в 2002 – 2005 г.г., когда предприятия смогли в большей степени сопрягать динамику выпуска своей продукции с динамикой платёжеспособного спроса. В течение последних двух лет доля совпадений достигает максимума (62%). А доля предприятий, выпуск которых опережает спрос, наоборот, минимума (25%). И то, скорее потому, что поменялась политика управления запасами готовой продукции. Если раньше предприятия старались минимизировать складские накопления, то теперь они всегда стараются иметь запасы, чтобы быть готовыми к непрогнозируемому росту спроса. Основное воздействие на промышленный рост оказывают темпы роста объёма экспорта – 77%. Роль реальных располагаемых денежных доходов существенно ниже – 15%. Минимальное влияние на динамику производства оказывают инвестиции в основной капитал. Их доля не превышает 7%. Эти оценки свидетельствуют о безусловной экспортной ориентации российской экономики. В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция - опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики. Распад единого машиностроительного комплекса СССР на отдельные республиканские блоки резко обострил проблемы машиностроения России, так как одновременно распались внешнеэкономические связи в области торговли машинами и оборудованием, которые отлаживались десятилетиями и благодаря чему сложился определенный баланс в насыщении отраслей народного хозяйства России современной техникой. Сегодня лицо отечественной промышленности определяется низким техническим уровнем материальной базы производственных отраслей, доминированием устаревших индустриальных технологий. Только 6% предприятий можно отнести к инновационно активным. Таблица 1 Структура применяемых передовых технологий
При создании современных производств у нас используются в основном зарубежные технологии. Новые технологии в основном покупаются. На их долю приходится до 90% внедряемых нововведений. Это вовсе не означает, что в стране не производятся качественные программные продукты. Плохо то, что на родине нет условий для реализации «продуктов» труда специалистов – нет системы освоения и тиражирования инноваций. На мировом рынке продолжается тенденция спада спроса на информационные технологии. Спрос на них со стороны машиностроительных предприятий на мировом рынке стагнирует. Представители машиностроительной отрасли пессимистично заявляют о нехватке на рынке принципиально новых решений и технологий, которые позволили бы качественно изменить бизнес-процессы. Сдерживающие факторы те же, что и для предприятий других промышленных отраслей — проблемы с интеграцией ранее установленных систем, которые пока не окупили инвестиций. В России процесс информатизации машиностроительных предприятий, по большому счету, только начинается. Некоторыми успехами пока могут похвастаться только компании-лидеры в авиастроении. В итоге среднегодовые темпы роста мировых инвестиций в производство существенно уступают показателям роста спроса на информационные технологии со стороны здравоохранения, образования и госсектора. Таблица 2 Инвестиций в ИТ на мировом рынке в 2001-2006 гг. (млн. долл.)
Характерно, что в восточноевропейском регионе среднегодовые темпы роста этих секторов за тот же период будут в 2 раза выше — более 8%, хотя также останутся минимальным на фоне других отраслей. За счет внедрения новых программных продуктов машиностроительные компании стремятся к повышению эффективности и росту производительности, оптимизации работы с поставщиками и взаимоотношений с клиентами. Потребности отечественного машиностроения в данный момент формулируются несколько иначе, в первую очередь ввиду явного технологического отставания от Запада. Говоря о тенденциях автоматизации российских предприятий, необходимо учитывать ряд ключевых проблем, актуальных для отрасли. Это неадекватное, по мировым стандартам, ИТ-оснащение, что препятствует повышению конкурентоспособности российских производителей на международном рынке. Серьезным барьером в развитии предприятий отечественного машиностроения долгое время оставалась инфраструктурная необеспеченность, которая в конечном счете препятствует внедрению информационно-технологических инноваций. Сейчас, ввиду несовершенства планирования и доступности разнообразного «железа», широко распространена ситуация несоответствия инфраструктуры текущему состоянию и перспективам развития бизнеса. Помимо ИТ-инфраструктурной недостаточности для отечественных предприятий по-прежнему актуальна проблема локально-очаговой автоматизации. До сих пор распространена ситуация, когда инженеры решают свою частную задачу, добиваясь автоматизации отдельных рабочих мест. А комплексной задачи — автоматизировать операционные процессы в масштабах предприятия — при этом просто не ставится. Ключевая установка российских машиностроительных предприятий на данный момент — комплексная автоматизация производства. Машиностроительный комплекс, имеющий огромное значение для дальнейшего развития экономики России, находится в системном кризисе. Проведение коренного реформирования отрасли машиностроения позволит России выйти на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией и занять на нем выгодную позицию. Это послужит базой для стабилизации экономики и подъема промышленности России в целом. Принципиально важны для реформирования машиностроительного комплекса разработка и внедрение в практику действенного механизма защиты прав собственников и инвесторов в стране и за её пределами. Решение такой задачи поможет сохранить устойчивость прироста производства. Для активизации инвестиционной деятельности предприятий машиностроительного комплекса необходимы следующие государственные меры: усиление государственного контроля, создание условий для оборота ценных бумаг, передача земли в собственность предприятий, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития, политика амортизации основных фондов, льготы на импорт оборудования и его государственный лизинг. Отметим, что для низкорентабельных малооборотных предприятий, к которым относятся многие лидеры отечественного машиностроения по группе «200», наиболее существенными для формирования можно считать лизинг оборудования, а также отмеченные с 2002 года льготы по налогу на прибыль до окупаемости инвестиционных проектов. Определяющую роль в приобретении инвестиционных ресурсов играет рост рентабельности производства и производительности труда работающих на предприятии. Для проведения модернизации производственных мощностей в течении ближайших 10 лет инвестиционные ресурсы для предприятий машиностроения необходимо увеличить в 6 – 8 раз. Но для обеспечения запланированного роста инвестиционной активности отечественных предприятий в первую очередь необходимы резкое повышение рентабельности производства (в 3 – 4 раза) и соответствующий многократный рост производительности труда. Наше машиностроение, к сожалению, ориентировано на текущий, платежеспособный спрос. Предприятиям довольно сложно работать в таких условиях – они не знают тенденции развития будущего спроса и тарифов на свой продукт. Иными словами, организациям до сих пор неизвестны долгосрочные перспективы отрасли. На сегодняшний день все еще нет единой системы, нет последовательности в планировании российского бизнеса. У государства должна быть четкая программа, рассчитанная на развитие и интересы всех предприятий машиностроительного комплекса страны. В машиностроении существуют технологии, которые могут стать источниками качественного экономического роста, долговременного увеличения экспорта. Все они способствуют созданию конкурентоспособной военной продукции, изделий двойного назначения, добывающей, перерабатывающей и обрабатывающей техники. Важнейшей составляющей реформирования предприятий является реструктуризация, которая не должна рассматриваться как способ приведения мощностей в соответствие с существующим платёжеспособным спросом. Date: 2015-09-18; view: 1417; Нарушение авторских прав |