Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советская живопись 1920-х гг. Общая характеристика





Октябрьская революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, явилась переломным этапом в развитии нашего искусства. Впервые в истории в Советской стране все художественные ценности стали достоянием народа.
Уже через несколько дней после Октябрьской революции Советское правительство приняло первое постановление об охране памятников искусства и старины. Был опубликован приказ «о приеме на учет и составлении художественно-исторического каталога всех выдающихся и заслуживающих внимания в художественном и историко-бытовом значении предметов, находящихся в Зимнем и других гос-дворцах».

В начале 1918 года по инициативе Ленина были созданы отделы изобразительных искусств и охраны памятников искусства и старины, начавшие энергичную работу по собиранию произведений искусства и их пропаганде. Было положено начало широкому музейному строительству. Если до Октябрьской революции в стране было около 30 музеев, то в течение 1919—1921 гг. их стало более 200. Музеи активно пополнялись произведениями искусства из национализированных частных собраний.
По всей стране создавались художественные школы, изостудии, широко открывшие двери для всех трудящихся. В 1918 году были открыты первые выставки работ самодеятельных художников. Часто на подписях к картинам рядом с фамилией художника можно было прочесть: «чернорабочий, учился полгода», «токарь по металлу», «слесарь», «крестьянин, шестнадцать лет» и т. д.
Искусство молодой Советской республики развивалось в трудных условиях непримиримой классовой борьбы. Реакционно настроенная часть интеллигенции прилагала все усилия, чтобы саботировать мероприятия советской власти, направленные на развитие социалистической культуры. Под флагом новаторства формалисты призывали к уничтожению всей художественной культуры прошлого, к разрушению музеев, сожжению картин Рафаэля и Леонардо да Винчи. Только тогда, на пустом месте, считали они, можно начать возводить новую, пролетарскую культуру.
Ленин говорил: «Мы должны нагнать то, что было упущено в течение столетий, и мы хотим этого... Революция развязывает все скованные до того силы и гонит их из глубин на поверхность жизни». Но в то же время Ленин указывал: «Мы не должны стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты».
Коммунистическая партия сплачивала художественные силы в борьбе за новое социалистическое искусство.

 

Все мероприятия советской власти после революции в области искусства были направлены на развитие творческой активности советских художников. В этот период наиболее быстро развиваются различные формы агитационно-массового искусства; оно выходит на улицу, обращается к многомиллионным массам трудящихся. В дни праздников впервые улицы и площади стали украшаться большими красочными панно на революционные темы, транспарантами, яркими плакатами.
Действенным средством художественной агитации стали также агитационные поезда и пароходы. В них развозилась агитационная литература, размещались кинопередвижки, выставки, ехали лекторы, докладчики.
Стены вагонов и борта пароходов украшадись яркими, броскими рисунками, карикатурами на представителей старого мира, на врагов трудящихся.
Калинин, совершивший однажды поездку в одном из таких агитационных поездов, потом рассказывал:
«Население обходило его [агитационный поезд] кругом, разбирало картины, спорило между собой, что из себя представляет данный рисунок... Одним словом, эти поезда сразу сблизили с нами местное население».
В оформлении поездов, площадей и улиц принимали участие многие художники. Они получали государственные заказы и работали с огромным творческим воодушевлением. Все виды искусства были поставлены на службу народу.
Наибольшее распространение в эти годы получает искусство боевого политического плаката.
Имена художников-плакатистов В. Дени, Д. Моора, основателей «Окон РОСТА» М. Черемных и В. Маяковского были широко известны в те годы. Такие плакаты, как «Ты записался добровольцем?» Д. Моора, «Учредительное собрание» В. Дени и другие, вошли в золотой фонд советского искусства.

 

Новые задачи встали и перед советской живописью. Надо было отразить величайшие сдвиги, происшедшие в нашей стране, грандиозность революционных событий и героизм их участников, запечатлеть образ вождя революционных масс Ленина.
В 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР), объединившая передовых художников-реалистов. Художники АХРРа поставили вопрос о широкой пропаганде искусства.
«Искусство в массы» — таков был их лозунг. За десятилетний период своего существования АХРР организовал 11 художественных выставок на самые разнообразные темы: «Жизнь и быт рабочих», «Уголок Ленина», «Революция, быт и труд» и мн.другие.
Как видно из названий этих выставок, художников интерес совало все: революционная деятельность Ленина и героическая борьба Красной Армии в гражданской войне, новая жизнь советских людей и быт народов Советского Союза.



С именем Н. А. Касаткина тесно связаны первые успехи бытовой реалистической картины.
Художник Касаткин — один из крупнейших мастеров русского искусства конца 19 — начала 20 века, продолжатель его лучших реалистических традиций. В 20-е годы он активно участвует на выставках Товарищества передвижников. Достаточно сказать, что на сорок седьмой, последней выставке Товарищества, открывшейся в 1922 году, Касаткин представил 64 картины, посвященные жизни рабочих. Он вошел в историю советского искусства не только как хранитель традиций передвижничества, но и как художник, активно включившийся в борьбу за решение новых задач.
В одной из своих речей Касаткин говорил: «Рабоче-трудовое государство ставит во главу угла — труд, его святость, его обязательность. На фундаменте труда строится здание свободы... Нам, художникам революционной России, в настоящем предстоит славить... труд рабочего».
Несмотря на свой преклонный возраст, художник часто посещал заводы, писал этюды в цехах, делал портретные зарисовки рабочих, работниц, рабфаковцев. Он задумал большой цикл произведений под общим названием «Наша комсомольская молодежь» и выполнил к нему ряд портретов. Советское правительство высоко оценило заслуги Касаткина. Ему было присвоено почетное звание Народного художника республики. Он был первым среди художников, удостоенных этого высокого звания.

 

Видную роль в становлении советской живописи сыграло также творчество А. Е. Архипова, работавшего в конце 19 — начале 20 века над картинами на темы крестьянской жизни. В 20-е годы он продолжал создавать портреты людей труда, преимущественно крестьян.


Важное место в развитии бытовой живописи принадлежит художнику Е. М. Чепцову. Его картина «Заседание сельской ячейки» с большой художественной убедительностью и яркостью раскрыла новые черты крестьянской жизни. Она стала этапным произведением в истории советского искусства. Другая его картина «Школьные работники» воссоздавала образы трудовой интеллигенции, сельских учителей, весь свой труд и энергию отдавших благородному делу воспитания молодежи.


Художники АХРРа возродили жанровую живопись, придав ей актуальное звучание, социальную направленность и остроту. В лучших работах были преодолены черты мелочного документализма, натурализма, которые были присущи многим произведениям начала 20-х годов. Во всем этом была огромная заслуга АХРРа.
Художники АХРРа работали во всех жанрах. В эти годы развивается портретное творчество С. В. Малютина, В. Н. Мешкова, И. И. Бродского и других. Они запечатлели образы руководителей нашей партии и государства, героев гражданской войны, деятелей науки и искусства, рабочих и крестьян, советской молодежи.
Такие произведения, как портрет Д. М. Фурманова, созданный С. В. Малютиным… раскрывали лучшие черты советского человека, давали представление о красоте его духовного мира.


Новое появилось и в пейзаже. Правда, он не занимал в искусстве этих лет такого большого места, как жанровая или историческая живопись. Но, тем не менее, художники-пейзажисты стремились отразить изменяющийся облик советской страны, почувствовать дыхание современности, показать великую созидательную деятельность народа. Красочные пейзажи А. А. Рылова, пронизанные солнцем и воздухом, свидетельствовали о радостном, оптимистическом восприятии художником мира, о его любви и чуткости к красоте родной природы.

 


Пафосом возрождения хозяйства страны дышит интересный индустриальный пейзаж Б. Н. Яковлева «Транспорт налаживается».

 

Большой и сложный путь прошло искусство молодой Советской республики. При неустанном внимании и заботе партии и правительства укреплялись принципы социалистического реализма, осуществлялся бессмертный завет В. И. Ленина: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувства, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

 







Date: 2015-09-18; view: 1391; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию