Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 11





Детская книжная графика 1920-х годов. Общая характеристика.

Произведения Лебедева и его учеников

(Дейнеки, Конашевича и др.)

До 20-х годов разработкой и иллюстрацией детской книги, в основном занимались «Мирискуссники». Новое государство стремилось к воспитании гармонично развитой

личности. Поэтому после 20-х годов ребёнок – самое главное звено в формировании социалистического об-ва. Взлёт и активное развития детской книжной графики.

 

В 1923 году небольшая группа литераторов и мастеров графики объединилась вокруг журнала «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»); позднее все они стали работать в редакции детского отдела Госиздата, организованной в 1924 года. Идейным вдохновитель и руководитель - С. Маршак.. Задача: преодолеть старые традиции детской книги и создать литературу нового типа, способную ввести детей в понимание совершающихся революционных событий, борьбы и строительства Советской страны.

Художникам тоже предстояло создать новый строй изобразительного языка и новые пластические принципы. Художественный отдел редакции возглавил Владимир Васильевич Лебедев; его первыми ближайшими соратниками стали Н. Тырса, Н. Лапшин и В. Ермолаева.

Конкретность, жизненная достоверность изображения и была тем принципиально новым качеством, которое В. Лебедев внес в детскую книжную графику, обратив ее от стилизации к живому и меткому наблюдению реальной натуры.

Проявляется это качество во второй работе В. Лебедева — обширной серии иллюстраций к арабской сказке «Лев и бык», вышедшей вслед за «Елкой» в том же 1918 году. Персонажи вполне реальны; бык и лев, шакал и медведь изображены выразительно и обобщенно. В этих работах В. Лебедев, однако, лишь намечал свои основные принципы художественного оформления детской книги, искал пути ее создания.

В 1922 году сказка Р. Киплинга «Слоненок», илл. В. Лебедевым. Особенность: рисунок построен на сочетании и противопоставлении серых и черных плоскостей, передающих форму и объем изображаемой натуры. «Золотое яичко», «Медведь», «Три козла», «Заяц, петух и лиса» - в технике цветной автолитографии. Цвет становится здесь важнейшим средством образного выражения. Те же принципы развиты в серии работ 1925 года, включающей «Азбуку» (ГИЗ), книжку-альбом без текста «Охота» и четыре книжки со стихами С. Маршака: «Цирк», «Мороженое», «О глупом мышонке» и «Вчера и сегодня» (издательство «Радуга»),

В работах 1925 года, а также— «Багаж» (1926), «Как рубанок сделал рубанок» (1927), «Верхом» (1928) — художественная система В. Лебедева выступает уже во вполне зрелом, сложившемся виде: Желательно, чтобы рисунки в книжках для маленьких, если они иллюстрируют текст, показывали главных персонажей, объясняли их, позволяли множить их действия — фантазировать. Среда, в которой действуют эти персонажи, может быть «объяснена» в меру нужности ее и не должна быть загружена в ущерб персонажам. Страница должна приковывать внимание целиком. Детали прочитываются только после понимания общего замысла.

Выработанная, система была направлена прежде всего против эстетизма, стилизаторства и декоративного украшательства, пышно расцветшего в книжной графике эпигонов «Мира искусства». В противовес последним, художники круга В. Лебедева выдвигали в качестве главной задачи иллюстратора и оформителя не «украшение книги», а раскрытие ее идейного и образного содержания и вместе с тем ее продуманное, четкое конструктивное решение

Тырса Николай Андреевич (1887- 1942)

Оформляя и иллюстрируя, например, «Снежную книгу» Виталия Бианки (1926), Н. Тырса применил и по-своему развил те же творческие принципы, на которых строились лебедевские книжки. Белая книжная страница, едва тронутая синим и коричневым литографским карандашом, становится той средой, в которой действуют персонажи. Строго и последовательно выдержана плоскостность композиции. В самом языке графики Тырсы есть та выразительная и лаконичная конкретность предметной формы, которой всегда добивался и Лебедев.

Н. Тырса — большой живописец, мастер пейзажа и одновременно портретист, с тонким проникновением раскрывающий внутренний мир человеческой личности; именно отсюда, из опыта живописи, исходит своеобразная

Владимир Михайлович Конашевич (1888 –1963)

Иллюстрировать детские книги Конашевич начал совсем случайно. Это было в 1918 году. Его дочери было три года, она жила с матерью на Урале. Владимир Михайлович в Петрограде рисовал для нее картинки на каждую букву алфавита и посылал в письмах. Один из знакомых увидел эти рисунки. Они ему понравились и была напечатана "Азбука в картинках " - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.
С 1920-х гг. его интересы полностью сосредоточились на графике. В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А. Фета (1921), затем к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М. М. Зощенко, К. А. Федина и др.; одним из высших его достижений стали иллюстрации к "Манон Леско" аббата Прево (1931). В станковой графике он заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х гг. - "Павловский парк", "Павловская шпана", "Улица"; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.
С 1930-х гг. Конашевич почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.
Сотрудничая с издательством "Радуга", затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства". Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема. Больше всего его увлекали произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах; среди них выделяется роскошный сборник "Сказки", выпущенный издательством "Academia" в 1935 г. Из-за этой книги Конашевич подвергся, вместе с В. В. Лебедевым, несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги. И хотя он не расставался с живописью, много иллюстрировал и взрослую литературу, детская книга стала главным делом его жизни. Сказки Андерсена, братья Гримм, Ш. Перро, В. Даля, народные сказки - русские, украинские, эстонские, латышские, и еще английские, французские, китайские, африканские, детские песенки разных народов - все они, а некоторые по многу раз иллюстрированы Конашевичем. И Маршак, и Чуковский, и Андерсен были бы совсем другими писателями без «картинок» художника Конашевича. Такого бурного потока разноцветных фантазий никакой другой иллюстратор детской литературе, пожалуй, не подарил.

 

К младшим «лебедевцам» принадлежали Евгений Чарушин, Валентин Курдов, Юрий Васнецов, Владимир Тамби..

 

Date: 2015-09-18; view: 753; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию