Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет № 11Детская книжная графика 1920-х годов. Общая характеристика. Произведения Лебедева и его учеников (Дейнеки, Конашевича и др.) До 20-х годов разработкой и иллюстрацией детской книги, в основном занимались «Мирискуссники». Новое государство стремилось к воспитании гармонично развитой личности. Поэтому после 20-х годов ребёнок – самое главное звено в формировании социалистического об-ва. Взлёт и активное развития детской книжной графики.
В 1923 году небольшая группа литераторов и мастеров графики объединилась вокруг журнала «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»); позднее все они стали работать в редакции детского отдела Госиздата, организованной в 1924 года. Идейным вдохновитель и руководитель - С. Маршак.. Задача: преодолеть старые традиции детской книги и создать литературу нового типа, способную ввести детей в понимание совершающихся революционных событий, борьбы и строительства Советской страны. Художникам тоже предстояло создать новый строй изобразительного языка и новые пластические принципы. Художественный отдел редакции возглавил Владимир Васильевич Лебедев; его первыми ближайшими соратниками стали Н. Тырса, Н. Лапшин и В. Ермолаева. Конкретность, жизненная достоверность изображения и была тем принципиально новым качеством, которое В. Лебедев внес в детскую книжную графику, обратив ее от стилизации к живому и меткому наблюдению реальной натуры. Проявляется это качество во второй работе В. Лебедева — обширной серии иллюстраций к арабской сказке «Лев и бык», вышедшей вслед за «Елкой» в том же 1918 году. Персонажи вполне реальны; бык и лев, шакал и медведь изображены выразительно и обобщенно. В этих работах В. Лебедев, однако, лишь намечал свои основные принципы художественного оформления детской книги, искал пути ее создания. В 1922 году сказка Р. Киплинга «Слоненок», илл. В. Лебедевым. Особенность: рисунок построен на сочетании и противопоставлении серых и черных плоскостей, передающих форму и объем изображаемой натуры. «Золотое яичко», «Медведь», «Три козла», «Заяц, петух и лиса» - в технике цветной автолитографии. Цвет становится здесь важнейшим средством образного выражения. Те же принципы развиты в серии работ 1925 года, включающей «Азбуку» (ГИЗ), книжку-альбом без текста «Охота» и четыре книжки со стихами С. Маршака: «Цирк», «Мороженое», «О глупом мышонке» и «Вчера и сегодня» (издательство «Радуга»), В работах 1925 года, а также— «Багаж» (1926), «Как рубанок сделал рубанок» (1927), «Верхом» (1928) — художественная система В. Лебедева выступает уже во вполне зрелом, сложившемся виде: Желательно, чтобы рисунки в книжках для маленьких, если они иллюстрируют текст, показывали главных персонажей, объясняли их, позволяли множить их действия — фантазировать. Среда, в которой действуют эти персонажи, может быть «объяснена» в меру нужности ее и не должна быть загружена в ущерб персонажам. Страница должна приковывать внимание целиком. Детали прочитываются только после понимания общего замысла. Выработанная, система была направлена прежде всего против эстетизма, стилизаторства и декоративного украшательства, пышно расцветшего в книжной графике эпигонов «Мира искусства». В противовес последним, художники круга В. Лебедева выдвигали в качестве главной задачи иллюстратора и оформителя не «украшение книги», а раскрытие ее идейного и образного содержания и вместе с тем ее продуманное, четкое конструктивное решение Тырса Николай Андреевич (1887- 1942) Оформляя и иллюстрируя, например, «Снежную книгу» Виталия Бианки (1926), Н. Тырса применил и по-своему развил те же творческие принципы, на которых строились лебедевские книжки. Белая книжная страница, едва тронутая синим и коричневым литографским карандашом, становится той средой, в которой действуют персонажи. Строго и последовательно выдержана плоскостность композиции. В самом языке графики Тырсы есть та выразительная и лаконичная конкретность предметной формы, которой всегда добивался и Лебедев. Н. Тырса — большой живописец, мастер пейзажа и одновременно портретист, с тонким проникновением раскрывающий внутренний мир человеческой личности; именно отсюда, из опыта живописи, исходит своеобразная Владимир Михайлович Конашевич (1888 –1963) Иллюстрировать детские книги Конашевич начал совсем случайно. Это было в 1918 году. Его дочери было три года, она жила с матерью на Урале. Владимир Михайлович в Петрограде рисовал для нее картинки на каждую букву алфавита и посылал в письмах. Один из знакомых увидел эти рисунки. Они ему понравились и была напечатана "Азбука в картинках " - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.
К младшим «лебедевцам» принадлежали Евгений Чарушин, Валентин Курдов, Юрий Васнецов, Владимир Тамби..
|