Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие политического плаката в 1917-25 годах





Из всех жанров плакат быстрее всего откликался на события. Он печатался большими тиражами на разных национальных языках и потому проникал в самые отдаленные уголки страны. Плакат был доступен для малограмотных и вовсе неграмотных, звал на борьбу с врагом в форме, понятной для всех.

Первыми плакатистами этого времени чаще всего были те художники, которые проявили себя в сатирической журнальной графике еще в революцию 1905–1907 годов.

У русского народного лубка плакат первых лет советской власти учился занимательности, яркой декоративности, точности детали.

Революционный плакат создавался в борьбе с коммерческим рекламным плакатом.

В годы Гражданской войны развиваются два типа плаката – героический и сатирический;

Выразителями этих двух направлений были Моор и Дени.

Моору (Дмитрию Стахиевичу Орлову, 1883–1946) принадлежат те политические плакаты, которые стали классикой советской графики: «Ты записался добровольцем?» и «Помоги!» (1921–1922). В последнем, посвященном голодающим в Поволжье

 

Плакаты Дени (Виктора Николаевича Денисова, 1893–1946), сотрудничавшего до революции в «Сатириконе», построены совсем по другому принципу. Они сатиричны, иногда грубо шаржированы, всегда повествовательны, сопровождаются стихотворными текстами: «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала» (1919); «На могиле контрреволюции» (1920); «Кулак-мироед», «Учредительное собрание» (1921) и пр.

Особое место в плакате тех лет занимала новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), в которых большую роль играли М. Черемных, В. Маяковский, Д. Моор. Плакаты типа «Товарищи, не поддавайтесь панике!», «Надо быть готовым!» (оба – 1920), исполненные по трафарету и раскрашенные от руки в два-три цвета, совмещающие на одном листе несколько взаимосвязанных эпизодов и сопровождаемые острым текстом, откликались буквально на все события времени, на самые злободневные вопросы. Они призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, разъясняли события, агитировали за новое в быту. Окна

РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921. Сначала они исполнялись в одном экземпляре, потом стали размножаться до нескольких сотен экземпляров и расклеивались в витринах 47 отделений РОСТА или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах.

Советский политический плакат оказал огромное воздействие на все виды графики, новое содержание получила и газетно-журнальная, и книжная, и станковая, и прикладная графика. Она хотя и не развивалась столь интенсивно, как плакат, но пути ее развития уже наметились именно в этот период. Особое развитие получила сатирическая бытовая графика. С 1922 г. стал издаваться один из многих сатирических журналов тех лет «Крокодил»

 

4. Ленинский план «монументальной пропаганды» и первые скульптурные памятники.

Монументальная пропаганда — это выдвинутая Лениным стратегия развития монументального искусства и его использование в качестве агитационного средства революции и коммунистической идеологии. Этот план в широком масштабе обеспечил скульпторов гос-заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для развития отечественной скульптуры.

По мнению Ленина, монументальное искусство служит для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений.

Памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах и т.п. во всех районах г. Москвы с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будирующие умы и сознание масс.

Уже 12 апреля 1918 г. был подписан декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики»). Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства.

Отделом изобразительных искусств был подготовлен список лиц, которым предполагалось поставить памятники. В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) — всего 69 имен. Кроме памятников отдельным лицам план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. В широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды.


Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Важно отметить, что государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов.

В условиях экономического кризиса 1920-х гг. для полноценной реализации «плана» не хватало финансовых средств. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы (гипс, бетон, дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того, чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н. А. Андреев добавлял мраморную крошку в заполнитель бетона. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он все же оставался трудным для обработки и очень не прочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установления городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда», как отметил Шервуд, была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции. С улучшением хозяйственного положения Советской республики в 1922 г. появляются памятники из прочных материалов, сохранившиеся поныне. Первые пореволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 г.

Широко распространено мнение о том, что в проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды» «не было достигнуто каких-либо выдающихся художественных результатов». Подобный взгляд безусловно субъективен. Большинство работ было выполнено исключительно талантливыми и высококвалифицированными скульпторами, среди которых были и выдающиеся, в будущем всемирно известные мастера: Меркуров, Коненков, Мухина, Карл Зале чьи работы (включая проекты для плана «монументальной пропаганды») высоко ценятся российскими искусствоведами.

Также необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды» может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития отечественной скульптурной школы бесспорно.

О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина: «Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…».

Вера Игнатьевна Мухина участвовала в реализации Ленинского плана монументальной пропаганды. И была признана выдающимся мастером 20 века после того, как монумент «Рабочий и колхозница» был представлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция завершала советский павильон, спроектированный архитектором Иофаном.

 

К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 г. на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный Первой Советской Конституции, через пол года дополненный статуей Свободы. По мнению некоторых исследователей монумент Советской Конституции — одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды». Однако, кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 г. его снесли при расчитске площади. За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград — свыше 15.

 

Сегодня монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако, следует отметить, что перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств (включая литературу, театр и музыку: напр., в организации массовых зрелищ).

 

 

 







Date: 2015-09-18; view: 1568; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию