Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамические модели
Динамическая модель Э.Б. Тайлора Прежде чем начать разговор о концепции Э.Б. Тайлора, по существу первой собственно культурологической социодинамической модели, необходимо охарактеризовать эволюционизм как главенствующее течение в научном и социальном познании второй половины ХIХ века. В частности, обратить внимание на тот факт, что революционная работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» вышла в том же году, что и работа Э.Б. Тайлора «Первобытная культура» — в 1871 году. Дух той эпохи был пронизан эволюционизмом. После пояснения, что есть эволюционизм и какие в общих чертах он претерпел трансформации, можно непосредственно перейти к описанию динамики в эволюционной модели Э.Б. Тайлора. «Весь мир есть одна страна». Все дикие племена похожи друг на друга. Обитатели озерных жилищ древней Швейцарии могут быть поставлены рядом со средневековыми ацтеками, а североамериканские аджибве — рядом с южноафриканскими зулусами. Это основополагающее утверждение в учении Тайлора. При изучении той или иной цивилизации Тайлор (для него цивилизация и культура понятия тождественные) описывал отдельные виды духовной и материальной деятельности человека с тем, чтобы затем подвергнуть их классификации. Так, среди оружия выделялись: копья, палицы, пращи, луки, стрелы и т.д. Мифы упорядочивались по тематике: солнечного восхода и захода, затмений, землетрясений, связанные с топонимикой. Наличие промышленного производства, сложность политической организации, научные сведения — эти составляющие социальной системы позволяли Тайлору определять уровень культуры народа. Статистические данные об убийствах и самоубийствах, орудиях убийства и отправленных без адреса письмах, свидетельствовали о состоянии нравственности общества. По мысли Тайлора динамика культуры связана с усовершенствованием рода человеческого через развитие нравственности. Изменения внутри одной культуры идут неодинаковыми темпами и разнонаправленно. К примеру, достигший интеллектуальных высот современный англичанин не может лазить по деревьям, подобно дикарю бразильских лесов. Достижениям в одной области сопутствуют потери в другой. В качестве факторов социокультурного процесса Тайлор рассматривает несколько доминант: 1. Деятельность гениальной личности. 2. Деятельность нескольких избранных. 3. Сохранение культурного наследия. Именно наследие рассматривается как наиболее жизнеспособный, продуктивный путь культурного развития. Тайлор считает, что тенденция культурного развития часто напоминает лодку индейца, у которой корма и нос совершенно одинаковы, а потому трудно определить, куда она плывет. Этимологический анализ слов, нахождение древних единых корней в большинстве случаев предполагает и общую пракультуру, поскольку язык является стержневой составляющей любой культуры. Анализ игр, загадок, задач, сказок привел Тайлора к мысли об общности культурных корней всего человечества. Существует единая мировая культура, которая развивается от простого к сложного, от несовершенного к совершенному, от плохого к лучшему, светлому и прогрессивному. Прогресс преобладает над регрессом и является определяющим в культурной динамике. Весь мировой культурный процесс, по Тайлору, можно представить в виде лестницы, где каждый народ в определенное время занимает одну и ту же ступень. Зулус отличается от современного англичанина лишь тем, что занимает более низкую ступень, но пройдет определенное время и он достигнет более высокого уровня. ХIХ век в лице Тайлора породил, пожалуй, последнюю оптимистическую концепцию культурного развития. Все позднейшие теории несли на себе отпечаток декаданса, упадничества и, в той или иной степени, пессимизма.
Динамическая модель О. Шпенглера
Болезненная тяга Шпенглера к одиночеству породила учение об одиноко существующих культурах как замкнутых в пространстве и во времени организмах. Каждая из них, как человек, проживает свою собственную жизнь, где есть своя судьба, взлеты и падения, закат и смерть. Оценка культуры — анализ творческой деятельности составляющих ее людей. Концентрация продуктов данной деятельности в виде научных теорий, произведений искусств, новаторской предметно-практической деятельности позволяет выделять особые, высокие культуры. Таких культур немного, всего восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская), культура майя. Что касается русской культуры, то, по мнению Шпенглера, она лишь зарождается. «Морфология мировой истории» представляет собой опыт универсальной автобиографии, это «жизнь Освальда Шпенглера», растянутое релятивистское пространство с «одновременно» сосуществующими в нем восемью мировыми культурами. Культурфилософская модель копировала модель автобиографическую. «Природу нужно трактовать научно, об истории нужно писать стихи», Шпенглер предполагал изложить мировую историю в виде новелл. «Гете и Ницше — вот два мыслителя, зависимость от которых я чувствую наверняка», у В. Гете О. Шпенглер заимствовал метод (символичность, образность), у Ф. Ницше — постановку вопросов (поиск идеалов и ценностей). По Шпенглеру задача мыслителя заключается в символическом изображении эпохи, в том, как он ее видит и понимает. Он не придумывает, а открывает ее в себе, она идентична его жизни. Динамическая модель О. Шпенглера построена на упорядочивании исторически общих биографических праформ, которые сосредоточены в искусстве, религии, науке, языке. Эти образы (die Gestalt) насквозь символичны и требуют толкования. Дело не в том, что представляют собой конкретные факты истории, а в том, что они означают и обозначают своим явлением. Культура предстает в качестве знаковой системы, позволяющей проникнуть в дух эпохи через толкование образов. Задача Шпенглера —отыскать ступени культур, которые должны быть пройдены в порядке, не допускающем исключения. Таковыми являются следующие фазы изменения: зарождение («весна»), развитие («лето»), расцвет («осень») и закат культуры («зима»), а точнее, наступление цивилизации. Динамическая модель Й. Хейзинги Игровая концепция культуры изложена Й. Хейзингой в книге «Homo ludens» («Человек играющий»), написанной в 1938 году. Здесь содержится гипотеза о природе генезиса человеческой культуры, социального человека как «человека играющего». Именно игра, а не труд была формирующим элементом человеческой культуры. Й. Хейзинга утверждает, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, то она покажется не более, чем игрой. Человеческая культура возникает и развивается в игре, как игра. Игра старше культуры, поскольку животные тоже играют. Признавая игру, признают и дух. Уже в мире животных она ломает границы физического существования. Поскольку животное может играть, оно больше, чем механизм. Игра может быть рассмотрена с двух сторон: как физическая деятельность и нефизическая, с внематериальным элементом. Первая сторона предполагает анализ таких функций игры, как: выход избыточной энергии, потребность в отдыхе, тренировка. Вторая сторона выявляет следующие характеристики игры: игра свободна, эстетична, доставляет удовольствие, лишена заинтересованности (смысл и цель игры внутри, а не вне ее), удовлетворяет идеалам коммуникации — это восторг и напряжение. Игра — это незыблемые правила, ограниченность в пространстве и времени (к примеру, шахматы ограничены доской, футбол — полем, баскетбол — площадкой и т.п.). Культурологический анализ игры сводится к рассмотрению именно этой стороны. Динамика культуры в данной культурологической концепции связана с соотношением «игрового» и «серьезного» элементов в культуре. Культура как целое может выступать лишь во взаимодополнении этих моментов. Смысловая граница между «игрой» и «серьезным» всякий раз у Й. Хейзинги смещается. Пессимистическая тональность его концепции связана с мыслью, что игровое начало в современной культуре истончается, уступая место серьезному. Игровое, как деятельность по правилам, породило культуру, серьезное, как нарушение правил, способно ее разрушить. Динамическая модель культуры Л.Н. Гумилева В мировой истории мы часто сталкиваемся с тем, что периодически на определенных участках Земли идет кардинальная ломка, одни культуры и этносы исчезают, другие возникают. Архаике принадлежат филистимляне и халдеи, македоняне и этруски. Их нет в современной культуре, как когда-то не было англичан и французов, шведов и испанцев. Из этого следует, что у этнических культур есть «начало» и «конец». По мысли Л.Н. Гумилева, каждый новый вид этноса возникает как следствие мутации — внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий, в определенном месте и в определенное время. Процесс этногенеза (культурогенеза) связан с вполне определенным генетическим признаком — пассионарностью. Пассионарность — это признак, возникающий вследствие мутации и образующийся внутри популяции некоторого количества людей, обладающих повышенной тягой к действию. Пассионарии (к примеру, А. Македонский, Наполеон, Ж. д’Арк и др.) стремятся изменить окружающий мир. Они организуют походы, из которых немногие возвращаются, борются за покорение народов или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжению, а любые усилия живого организма связаны с затратами определенного вида энергии, который был открыт и описан В.И. Вернадским и назван им биохимической энергией живого вещества биосферы. Механизм связи между пассионарностью и поведением достаточно прост. У обычного человека энергии ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то в результате деятельности такой личности возникает новая религия или научная теория, появляются пирамида или Эйфелева башня. Вкладывая свою избыточную энергию в новаторское творчество, пассионарная личность вырабатывает новые стереотипы поведения, навязывая их всем остальным и создавая, таким образом, новую культуру. Динамика культуры в концепции Гумилева связана с уровнем пассионарности. Культура проходит ряд закономерных фаз в развитии. Первая фаза — фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Старые этносы, соединяясь в единую сложную систему, выступают основанием для новой культуры. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая расширяясь, подчиняет сопредельные с ней народы. Так возникает новый этнос и новая культура. Наибольший подъем пассионарность достигает в акматической фазе, когда деятельность людей регулируется принципом «быть самим собой», не подчиняясь общим установлениям. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится. Выплеснув излишек пассионарного заряда, люди начинают осмысливать историю. Наступает фаза надлома, которая проявляется во внешнем расцвете культуры. Однако и эта фаза часто заканчивается кровопролитием. После фазы надлома следует инерционная фаза, когда в обществе наступает видимое равновесие. Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. Идет накопление материальных ценностей. Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии (люди с пониженной пассионарностью), которые стремятся уничтожить и беспокойных пассионариев, и даже просто трудолюбивых людей. Наступает фаза обскурации, при которой протекают необратимые процессы распада этнокультурной системы. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся утилитарными ценностями. Последняя стадия этногенеза называется мемориальной, народ еще помнит о своем историческом прошлом и культурных традициях. Когда исчезает память, приходит время гомеостаза (равновесия с природой). Люди начинают жить в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим идеям обывательский покой.
Вывод Социокультурная динамика непосредственным образом связана со структурой культуры. Характеристики структуры, ее особенности, обуславливают специфику трансформационных процессов. Динамическим процессам свойственна цикличность, которая исследуется посредством моделирования культуры.
Вопросы для самоконтроля 1. Под воздействием каких сил происходят социодинамические изменения? 2. Как динамические процессы связаны со структурой культуры? 3. Что представляет собой культура в структурно-функциональном отношении? 4. Что такое культурная диффузия? 5. Какие основные подходы существуют в описании динамики? 6. Почему эмпирическое описание культурной динамики называют пранаучным? 7. Что представляет собой эволюционистский подход к описанию социокультурной динамики? 8. Что такое кондратьевские циклы? 9. К какому этапу развития культурологии относится эволюционная модель Э.Б. Тайлора? 10. Что есть морфология мировой истории по О. Шпенглеру? 11. В чем заключается распад доминантной культурной сверхсистемы по П.А. Сорокину? 12. Что есть социокультурная динамика по Й. Хейзинге? 13. Динамические изменения и пассионарность в модели Л.Н. Гумилева.
Домашние задания 1. Сопоставьте и охарактеризуйте «ядро» и «периферию» культуры. 2. Поразмышляйте над тем, как понятия семиотической парадигмы («текст» и «контекст») соотносятся с понятиями структурно-функционального подхода («ядро» и «периферия»). 3. Опишите механизм социокультурной динамики. 4. Сравните по тенденции развития культурного процесса динамические модели (например, Э. Тайлора и О. Шпенглера). 5. На примере одной из великих культур прошлого (Египта, Индии, Древней Греции или др.) рассмотрите волнообразные изменения социокультурной динамики. 6. Укажите на основную идею концепции мутагенеза Л.Н. Гумилева. Иванченко Г.В. Date: 2015-09-03; view: 532; Нарушение авторских прав |