Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. При подготовке к семинарскому занятию следует иметь в виду, что проблема социокультурной динамики — одна из самых сложных и многоплановых в культурологии
При подготовке к семинарскому занятию следует иметь в виду, что проблема социокультурной динамики — одна из самых сложных и многоплановых в культурологии. Многообразие форм, типов, факторов, механизмов культурных изменений, безусловно, превышает объяснительные возможности любой отдельной теории, концепции, подхода. Среди подходов к динамике истории и культуры представлены и линеарные модели (Даламбер, Дидро, Кондорсе, Вольтер, О. Конт, Г. Спенсер, М. Фридмен, К. Ясперс, Ф. Фукуяма), и циклические, восходящие еще к Гераклиту и Платону (в новое время — Дж. Вико, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Д. Кондратьев, Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев), и спиралевидные (Аристотель, Гегель, В.И. Вернадский). В работах, посвященных циклическим процессам в развитии культуры и общества, используется два типа периодичностей. Первый тип — периодичность в наступлении событий (революций, кризисов, открытий). Второй тип — периодическая смена фаз цикла (например, подъем–упадок в промышленности или аналитичность–синтетичность в искусстве). XX век неизмеримо расширил представления о социокультурной динамике. Однако практически все отмечаемые социологами, философами, культурологами тенденции соответствуют общей схеме эволюции материи, отражающей неизбежность прогресса информационных структур. В ряду разнообразных подходов к изучению социокультурной динамики в учебном процессе (в данном издании представлен и другой вариант семинарского занятия, в основу которого положено обсуждение динамических моделей) мы предлагаем информационный. В России основы информационного подхода к культуре были заложены в работе С.Ю. Маслова «Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия». Явления искусства, культуры, социально-психологической сферы общества трактовались этим исследователем через «систему гносеологических предпочтений». Полярные ориентации, связываемые С.Ю. Масловым с проявлениями функциональной асимметрии в мышлении человека, находили свое выражение в следующих показателях: Левополушарный способ мышления: удовлетворенность имеющейся моделью; хорошее отношение к искусственному; склонность к схематизации, к выделению «общего»; применение дедуктивного метода; нацеленность в будущее; нацеленность на поиск средств; поиск истины в диалоге. Правополушарный способ мышления: осознание недостаточной адекватности любой модели; стремление к естественности, первичности; интерес к индивидуальным особенностям, отклонениям от схемы; индукция и интуиция; ахронность или обращенность в прошлое; интерес к целям; индивидуализм творчества. Цикличность смены систем гносеологических, то есть познавательных предпочтений, является одним из проявлений динамики художественной культуры. Единой концепции, непротиворечиво трактующей проявления как коротко-, так и длинноволновых процессов в культуре, пока не существует. Если для работ конца XIX – начала XX века была характерна идея единственности цикла, то впоследствии утвердились представления о множественности циклов, прежде всего экономических. Важнейшей характеристикой социокультурной динамики является темп изменений — и в объективном, и в субъективном измерениях. Объективно фиксируемое ускорение социокультурных процессов первыми отметили историки. Идея сокращения глубинных исторических волн впервые была высказана Фернаном Броделем. В работах Ю. Яковца обосновывается общая закономерность нынешнего периода истории — «учащение ритма истории, сокращение длительности циклов и их фаз, ускорение темпов мирового процесса». Субъективное, переживаемое измерение ярко выражено Х. Ортега-и-Гассетом: «Каждый человек ощущает более или менее ясно соотношение между его личной жизнью и уровнем его века. Некоторые чувствуют себя в современных условиях как потерпевшие кораблекрушение, которые не могут удержаться на поверхности моря. Быстрый темп сегодняшней жизни, сила и энергия, необходимые для нее, пугают и мучают человека старого склада, а страх и боль выражают собою разницу между биением его пульса и пульса нашего времени». Зримость, осязаемость «пульса нашего времени» теоретиками массовой культуры связывается прежде всего с образом мира, формируемым каналами массовой коммуникации. Одной из наиболее разработанных концепций динамической роли массовой коммуникации в современном обществе является концепция культуры А. Моля. Им выделяются четыре доктрины относительно роли СМК и подчеркивается, что это, скорее, не теоретические концепты, а практические линии, которыми руководствуются те, кто определяет политику СМК. Наибольший интерес представляет социодинамическая доктрина, согласно Молю, выдвигающая задачу выражения культуры общества в целом средствами массовой коммуникации. Каждому элементу «социокультурной таблицы» эта доктрина придает некоторый коэффициент, определяемый выбором между «прогрессивными», ускоряющими развитие, и «консервативными», замедляющими его, ценностями. Совокупность постоянно осуществляемых выборов тормозит либо ускоряет динамику культуры. А.С. Дриккером для объяснения причин и механизмов социокультурной динамики выдвигается принцип информационного ускорения. В рамках этой концепции эволюция культурных систем определяется внешними условиями, но опосредованно — через самоорганизацию и адаптацию системы. В процессе развития систем и подсистем культуры меняется их состояние, их сложность: она определяется накоплением информации. Развитие систем стихийно, оно приводит к конкуренции среди самоорганизующихся систем и к отбору. Критерий отбора (с учетом непрерывности эволюции и непрерывности аккумуляции информации), по мнению А.С. Дриккера, должен определяться не абсолютным уровнем информационного запаса, а преимуществом в скорости передачи и накопления информации. Существуют два способа наращивания скорости переработки информации «I»: либо за счет роста скорости передачи информации (плотности информации) в фиксированном канале коммуникации — «с», либо за счет увеличения числа ветвей канала «N»: I = cN. Больших энергетических ресурсов требует второй способ — когда возрастает число адресатов в коммуникационной сети. Увеличение же плотности информации требует относительно меньших ресурсов, и здесь также существует два пути: увеличение посредством расширения эмоциональной полосы или же увеличение посредством усиления отдельного впечатления. Ренессанс, классицизм и реализм XIX века связан с линейностью, замкнутостью и ясностью — характеристиками, сопутствующими передаче эмоциональной информации за счет интенсивности отдельных переживаний; барокко, романтизм, импрессионизм — с живописностью, незамкнутостью, неоднозначностью, соответствующим усложнению эмоциональной картины мира и усилению художественного воздействия посредством расширения полосы. Цикличность смены стилей определяется периодическим исчерпыванием возможностей увеличивать плотность информации в канале генеральным для данного стиля способом. Эти способы чередуются, и время доминирования «ренессансоподобного» и «бароккоподобного» стилей становится все короче в соответствии с принципом ускорения. Проблема новых информационных скоростей в особенности актуальна для XX века. Искусство опережает другие подсистемы культуры, как эстетическое формотворчество идет впереди иных областей общественной практики. Для отдельных видов искусства короче стал сам информационный процесс, этапы протеста–привыкания–забвения стали намного короче по времени. М. Эпштейн в эссе «Парадокс ускорения» утверждает, что в современной культуре «по мере убыстрения всяческих изменений возрастает неизменное, вечностное измерение культуры... мир, достигая высших скоростей, замирает в полете». Эсхатологичность же, по мнению М. Эпштейна, означает не отрицание истории, а высшую степень историчности, «замирание-в-ускорении»: «Эсхатология — это переход истории на скорости, близкие световым, это свечение самой реальности, развоплощение вещества в свет». Но, возможно, эсхатологичность самосознания современной русской культуры объясняется не только новыми информационными скоростями, но и той фазой циклических процессов, в которых культура находится. Говоря о периодической смене доминант в российской культуре, Ю.М. Лотман замечает, что она, «видимо, характеризуется сменой периодов самоизоляции, во время которых создается равновесная структура с высоким уровнем энтропийности. Периоды эти сменяются эпохами бурного культурного развития, повышения информативности (непредсказуемости) исторического движения. Субъективно периоды равновесных структур переживаются как эпохи величия (“Москва — Третий Рим”) и в самоописаниях культуры склонны отводить себе центральное место в культурном универсуме. Неравновесные, динамические эпохи склонны к заниженным самооценкам... и отмечены стремлением к стремительному следованию, обгону культурного центра, который предстает и как притягательный, и как потенциально враждебный». Очевидно, что стабильность неравновесных эпох существенно ниже. Но сам способ поддержания стабильности зависит от типа культуры. В самой общей форме можно сказать, что стабильность традиционных обществ, сопротивляющихся всяким изменениям, поддерживается ориентацией на традицию, ее продолжение в неизменном виде, а сохранение стабильности цивилизации техногенного типа требует ориентации на инновации, на развитие. В традиционном обществе разрушительной силой является инновация, в индустриальном — ее отсутствие, застой, ведущий к разложению общества. Поэтому здесь развитие является условием сохранения стабильности. Отсюда проистекает ее динамизм. В истории почти любой культуры можно обнаружить кризисные периоды. Они связаны с действием негэнтропийных (поддерживающих сложность и разнообразие) механизмов культуры и предельно обостряются тогда, когда их монотонное усиление вызывает разрушительные последствия для среды. В результате, указывает А. Назаретян, «механизмы, обеспечивавшие относительно устойчивое состояние на прежнем этапе, становятся контрпродуктивными и оборачиваются своей противоположностью — опасностью катастрофического роста энтропии. В ряде случаев, когда антропогенный кризис охватывал обширный, социально насыщенный регион, его обитателям удавалось найти кардинальный выход из тупика, достойно ответив на исторический «вызов»...Тогда возрастали удельная продуктивность производства (объем полезного продукта на единицу разрушений), информационный объем индивидуального и социального интеллекта». Таким образом, социокультурная динамика — это система многоплановых, разномасштабных изменений, имеющих целостный и направленный характер, затрагивающих все аспекты социокультурной реальности. Хотя в основе социокультурной динамики лежат закономерности развития любой сложной системы, принципиальной является неполная обусловленность развития культуры внешними условиями и «прошлым» культуры как системы. Присущая человеку свобода выбора может существенно, в особенности в «точках бифуркации» (ветвления), менять траекторию движения социокультурной системы. Развитие мировой культуры может рассматриваться и как дифференциация, ветвление единого древа культуры, и как обогащение, взаимовлияние отдельных, качественно своеобразных культур. Контрольные вопросы 1. В чем сущность циклических представлений о социокультурной динамике? 2. Чем различаются традиционное и постиндустриальное общества? 3. Кто первым разработал теорию длинных экономических волн? В чем состоит ее содержание? 4. Какую роль в социокультурной динамике отводил Л.Н. Гумилев природным факторам? 5. Что нового дает синергетическое видение социокультурной динамики по сравнению с циклическими и волновыми моделями? 6. Каковы узловые исторические события или периоды в развитии мировой культуры по К. Ясперсу? 7. Какие крупномасштабные процессы выступают катализаторами или факторами социокультурных изменений? 8. Чем различаются возможности предсказания в открытых и закрытых самоорганизующихся системах? 9. Неизбежны ли кризисы культуры?
Date: 2015-09-03; view: 623; Нарушение авторских прав |