Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и функции культуры





Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.п.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая ста­бильность социокультурной системы, ее воспроизводство, воз­можность трансляции культурного опыта.

Структура культуры и социальная структуры не совпадают в аб­солюте, но, безусловно, корреллируют между собой. Современные исследователи фиксируют тенденции возрастания воздействия культуры на все сферы социальной жизни, на социальную стра­тификацию. Именно в культуре ищут и находят наиболее эффектив­ные инструменты для объяснения соци­альных процессов.

Культура может быть структурирована по разным основа­ниям. Так, если за критерий берется структура общест­венной жизни, то тогда мы говорим о политической, экономической, правовой, религиозной, научной, технической, художественной культуре. Иногда можно обнаружить в этом перечне нрав­ственную культуру и куль­туру межэтнических отношений. Мы полагаем, что нравственная культура в ее ценностном, аксиологическом срезе пронизывает все элементы об­щест­венной жизни, а межэтнические отношения — это именно отношения, и поэтому их следует рассматривать в другом контексте.

Если в качестве критерия рассматривать культуру как специ­фический способ освоения действительности, то сос­тав­ляющими структуры культуры будут являться знания, тех­нологии (умения) и значимости (ценности).

Наиболее обоснованная и логически стройная морфоло­гическая модель культуры предложена Э.А. Орловой (см.: Орлова Э.А. Морфология культуры // Культурология. ХХ век: Словарь. СПб, 1997. С. 293; Орлова Э.А. Культурология как научная и учебная дисциплина (аналитический материал) // Наука о культуре: итоги и перспективы: Науч.-информ. сб. М., 1997. Вып. 2). Такая модель позволяет выявить соотношение универсальных и специфичных характеристик в стро­ении определенной культуры. В структуре культуры выделяются две области: обыденной и специализированной культуры. В спе­циализированной деятельности можно выделить три функ­циональных блока:

культурные аспекты социальной организации (хо­зяй­ственная, политическая, правовая культура);

социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);

каналы трансляции социально значимого опыта (образо­вание, просвещение, массовая культура).

В обыденной культуре выделены аналоги специ­али­зированной деятельности. Так, организационному блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль (нравственность), познавательному блоку — суеверия, обыденная эстетика, «народная мудрость», практическое знание, трансляционному — передача культурного опыта посредством игры, слухов, бесед, советов и т.п. Обыденную культуру человек осваивает в среде его повседневного общения — в кругу семьи, друзей, одноклассников, соседей и т.п., через образцы дея­тельности, поведения, оценивания, обычаи и нравы, а также через средства массовой ком­муникации.

Каждый взрослый человек включен одновременно в профес­сиональную деятельность и в обыденную, повседневную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры, и можно проследить взаимосвязь между этими сферами на уровне личности, выделить факторы, влияющие на изменение тех или иных знаний, навыков и норм. В ряде случаев у человека могут возникать напряжения, связанные с рас­согласованностью, разбалансировкой этих двух сфер. Следует заметить, что и в обществе в целом возникают такого рода напряжения и даже конфликты, и тогда мы фиксируем ситуацию культурного конфликта в системе межкультурной коммуникации. Напря­жения и кон­фликты могут возникать как «по горизонтали», например, между правовой культурой и моралью обыденной жизни, так и «по вертикали», например, между экономической и правовой культурами.

Все более и более важную роль в системе межкультурной ком­муникации играют механизмы распространения продуктов культуры. Сегодня мы живем в технической цивилизации, в которой принци­пиальным образом изменились средства, способы, каналы и технологии передачи культурной ин­формации, влияющие на объемы и скорость этой передачи. Произошла глобализация информационных процессов, прак­тически снявшая вопрос о государственных, политических и иных границах. В новом информационном пространстве выживает только то, что массово востребовано, а таким свойством обладают стандарти­зованные, унифицированные продукты массовой культуры, потре­бителем которой и является человек-масса (Ортега-и-Гассет).


Сказанное не означает, что из структуры культуры по­степенно выпадает культура элитарная. Было бы упрощением представлять массовую культуру однозначно негативно, как чудовище, пожи­рающее в человеке все человеческое (мотив антиутопий Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Р. Шекли, Р. Брэдбери). Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее исключительно в ключе идеологическом, как это было еще совсем недавно. Для того чтобы избежать подобных ошибок, проанализируйте с помощью литературы следующие аспекты проблемы:

социальные процессы, способствующие появлению и раз­витию массовой культуры;

отличие массовой культуры от народной;

влияние технологической революции;

фактор моды в распространении продуктов массовой культуры;

социальные и психологические механизмы массовой культуры;

роль мифологем.

Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к об­ществу. В функ­циональном аспекте культура рассмат­ривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Опираясь на методологию структурно-функционального анализа (Т. Пар­сонс), в культуре как системе можно выделить четыре основных функциональных блока: адаптивный, целе­до­стигающий, интегративный и функции вос­производства культуры и снятия скрытых напряжений. Проана­лизируйте с этой точки зрения следующие функции и постройте их иерархию:

социализации и инкультурации;

ценностная (аксиологическая);

коммуникативная;

познавательная (гносеологическая);

информационная;

деятельностная;

нормативная;

символическая.

Вывод. Итак, культура — явление сложное, много­образное, поэтому изучение и понимание общих законо­мерностей функ­ционирования культуры сопряжено с немалыми трудностями. Обсуждение этих проблем на семинарском занятии под руководством преподавателя поможет сфор­мировать основные, базовые категории и понятия куль­турологии.

Ключевые слова: культура, определение культуры, смыслы культуры, структура, функции.







Date: 2015-09-03; view: 538; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию