Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь динамики со структурой культуры
При раскрытии этого вопроса необходимо акцентировать внимание на следующих положениях. Социокультурная динамика представляет собой процесс изменений в культуре и человеке под воздействием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) сил. Эти изменения непосредственно связаны с характеристиками структуры культуры. В структуре культуры различают ядро и периферию. Такое представление структуры весьма условно, поскольку невозможно четко дифференцировать указанные основные структурообразующие элементы культуры. Периферия — результат культурных диффузий, инокультурных заимствований, а также противоречий внутри культуры. Атрибутивными (неотъемлемыми) характеристиками периферии являются инновационность (новообразовательные процессы) и подвижность, восприимчивость самой культурной «ткани». Периферия — динамический слой, производное ядра, это «пограничная область» культуры, где формируются проблемные ситуации актуальной культуры, составляющие ее потенциальное содержание. Понятие «ядро» включает в себя прежде всего традиции, сосредоточенные в определенных культурных пластах, мало подверженных изменениям, это ценностные и поведенческие стереотипы, обеспечивающие устойчивость общества. Так, религия и право — консервативны, а искусство и наука — более динамичны. Структура ядра статична. Культурные инновации, находящие благоприятную почву для распространения на периферии, переходят в менее лабильные части культуры, захватывают ядро и трансформируют или коренным образом видоизменяют главную ценность. По П.А. Сорокину количественный предел для смены доминирующей ценности составляет от 40 до 48 % не верящих в главную ценность. Если определять динамику культуры через отношение освоенного к неосвоенному, то освоенным здесь будет ядро, а неосвоенным соответственно периферия (более подробно о проблеме границ культуры см.: Кондаков И.В. К теории пограничных процессов // Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., 1989). В современном культурологическом знании механизм динамики представляют в виде алгоритма: функционирование — накопление противоречий — кризисная ситуация — разрешение = возникновение новой социокультурной системы. Это не единственный способ рассмотрения механизма социокультурной динамики, существуют и другие интерпретации, которые условно могут быть обозначены как: мифологическая, религиозная, философская. Им предшествовало эмпирическое описание внутрикультурного и межкультурного взаимодействия и функционирования, которое может быть рассмотрено в качестве пранаучного культурологического знания. Это еще неупорядоченная информация о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, носящая, по преимуществу, описательный характер, не выходящая на уровень теоретических обобщений. Следующей, уже вполне научной парадигмой, считают эволюционистскую, известными представителями которой являются: в Англии — Г. Спенсер, Э.Б. Тайлор, Д. Фрейзер; в Германии — А. Бастиан, Ю. Липперт; во Франции — Ш. Летурно; в США — Л.Г. Морган. Основополагающие идеи эволюционизма достаточно просты. «Это идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры; выведение законов развития этих явлений культуры из психических свойств индивида» (см.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978. С. 29). Единообразие мировой социокультурной динамики предполагает интегрированность всех культур в единую систему и наличие у последней жесткой структуры. Наряду с несколько упрощенной версией эволюционизма, стремящейся каталогизировать, упорядочить эмпирические культурные факты и представляющей социокультурный процесс в виде прямой, в ХVIII–ХIХ веках появляются исследования, в которых предпринимается попытка глубокого философского осмысления культурной эволюции человечества. Работы Иоганна Готфрида Гердера и Иоганна Форстера заложили основы для современного культурантропологического знания, не мыслимого вне философского анализа. И. Форстер ставил вопрос об активном приспособлении племен и народов к своей естественной среде, рассматривал культурное творчество как ответ несовершенного и природно ущербного человеческого существа на вызовы природы, задавался вопросом о самопознании через познание других как одной из главных целей антропологии (см.: Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995. С. 15–16). Эти же проблемы, но более детально, были проработаны И. Гердером в его знаменитом труде «Идеи к философии истории человечества» (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977). На антропологическом этапе развития наук о культуре был сделан гигантский скачок, суть которого заключается в фиксации природного и культурного единства человеческого существования. Во-первых, культура рассматривалась как функция приспособления человека к окружающему природно-климатическому ареалу. Во-вторых, тезис о «познании себя через познание других» означал признание равенства всех людей, что и послужило определению этого философского направления как гуманистического.
Date: 2015-09-03; view: 477; Нарушение авторских прав |