Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущностные характеристики и смыслы культуры





Культурологический подход выделяет следующие основные характеристики культуры (подробнее об этом см. работу Э.А. Ор­ловой).

1. Культура — содержательное наполнение совместной жизни людей.

2. Культура — биологически ненаследуемая информация, мир искусственно созданных людьми явлений.

3. Культура включает в себя предметный мир, мир вещей — то, что, как правило, называется материальной культурой.

4. Культура содержит образцы человеческих отношений: способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, выраженные в сим­волической форме.

5. В рамках культуры формируются технологии: со­циального взаимодействия, материальных объектов, порож­дения и транс­ляции символов и т.д.

К проблеме смыслов культуры нас обращает само понятие культурологии. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает новое качество, которого природный мир не знает — смысл. Проблема смысла или, правильнее сказать, смыслов культуры является одной из ключевых в современном куль­турологическом знании. Это обусловлено тем, что любой материал в ми­ре культуры представляет не столько себя, сколько иное, и смы­словое пространство культуры существует, разворачивается и опи­сывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция «я — другое». Смыслы раскрываются в процессе познания трех взаимосвязанных процессов: ге­не­рации (про­изводства), функ­ционирования и интерпретации.

Вся культура может быть рассмотрена как пространство, в ко­­­тором идут процессы смыслообразования, но в нем одно­вре­менно присутствуют и взаимодействуют между собой ре­зультаты, или продукты этих процессов. Всякий артефакт (то есть искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.) обладает параметрами значений, которые выражены в тех или иных семиотических кодах культуры (подробнее это рассмотрим в те­­ме «Язык культуры»). То есть первоначальное переживание коди­фицируется в культурном смысле, обретая знаковую форму.

Разумеется, научные подходы требуют объективированного, отвлеченного от человеческой индивидуальности измерения культуры. Но культура не только музей или архив, культура и че­ловек — одно целое: культура живет в людях, в их дея­тель­ности, в их чувствах, а люди, в свою очередь, живут в культуре (В. Розин). В куль­туре и через культуру человек способен реализовать то, что заложено в нем Природой и Богом.

Именно такое свойство культуры, как смыслогенез, делает ее сферой самодетерминации личности (В. Библер), ибо только культура является смыслообразующим началом и самого человеческого существования. Отсюда следует, что проблема смыслов культуры актуальна не только для науки, но и для индивидуального самосознания.

Н. Бердяев определял смысл культуры как борьбу вечности со временем. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Именно поэтому закономерностью культуры является увековечивание, непрерывность, пре­емственность.

Таким образом, культура может быть понимаема как система смыслов, в которых она отражается, как в зеркале: смена смыслов означает смену одной культурной эпохи другой.







Date: 2015-09-03; view: 1133; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию