Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обяза­тельных платежей является долгой и обязанностью каждого





Права человека неотделимы от его обязанностей. В статье 12 Конституции Республики Казахстан говорится, что иностран­ные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конститу­цией, законами и международными договорами. Это положение согласуется со статьей 29 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только возможно свободное и пол­ное развитие личности.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны пла­тить налоги наравне с гражданами Республики Казахстан.

Налог есть обязательный безвозмездный взнос денежных средств органам государства в законодательно установленных размерах и в заранее указанные сроки. Никто, кроме государ­ства, не вправе вводить и взимать налог. Вводя налог, государ­ство выступает в качестве субъекта политической власти, наде­ленного правом устанавливать налоги. В соответствии со стать­ями 54 и 61 Конституции Республики Казахстан право устанав­ливать Налоги принадлежит Парламенту.

Налоги существуют столько же лет. сколько существует го­сударство. Для государства установление и сбор налогов — не­обходимость, т.к. оно не может существовать без денег, собира­емых посредством налогов. По сути, налоги есть благо для об­щества: за их счет содержатся государственные органы, аппа­рат, действует государственный механизм, поддерживаются со­циальные программы. Бенжамии Франклин, один из «отцов-основателей» американской государственности, афористически за­метил: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги».

Несмотря на многовековую историю взимания налогов, мно­гочисленные научные разработки по вопросам как их экономи­ческого, так и правового порядка, вопрос о понятии «налог» продолжает оставаться спорным. Некоторые определяют налог как «установленный государством в лице уполномоченного орга­на в одностороннем порядке и в надлежаще правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход госу­дарства, проводимый субъектом налога в определенные сроки и в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквива­лентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивает­ся мерами государственного принуждения».

Кроме налогов существуют и другие обязательные платежи, формирующие доходы государства — сборы, платы, государ­ственная пошлина, таможенные платежи. Все эти выплаты ус­тановлены Кодексом Республики Казахстан «О налогах и дру­гих обязательных платежах в бюджет», введенным в действие I января 2002 г.

Налог — это денежный платеж в виде одностороннего уста­новления государства, т.е. оно не требует согласования с нало­гоплательщиком. Налог имеет обязательный характер. С уста­новлением налога и при наличии условий, предусмотренных его конструкцией, у плательщика порождается конкретное фи­нансовое обязательство перед государством, в силу которого плательщик обязан отдать государству определенную сумму де­нег. Неисполнение этой обязанности влечет изъятие этих денег в принудительном порядке и привлечение этого субъекта к ус­тановленной ответственности.

Сборы — разовые платежи, они являются относительно экви­валентным платежом. Уплатив сбор, субъект получает опреде­ленное право или разрешение государства на совершение како­го-либо действия.

Уплата налога носит для субъекта платежа принудительный характер; вступление же липа в отношение с государством по поводу уплаты сбора носит для него добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству за тем. что обусловлено уплатой сбора. Например, лицо обращается в соответствующий государственный орган с заяв­лением о выдаче лицензии на право занятия определенным видом предпринимательской деятельности. Само обращение но­сит сугубо добровольный характер, однако для выдачи лицен­зии необходимо выплатить лицензионный сбор, который лишь В силу этого приобретает характер обязательного платежа.

Плата — есть возмездные и эквивалентные платежи, кото­рые совершаются в пользу государства за пользование объекта­ми государственной собственности.

Государственная пошлина — это обязательный платеж, взима­емый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами. Пошлина — это самый древний вил обязательных платежей. Объясняется это удобством их взимания — плательщику либо довольно сложно избежать уплаты пошлины (например, дорожные пошлины), либо он сам заинтересован В ее уплате, т.к. взамен получает какую-нибудь


государственную услугу.

Отличие сбора от пошлины н том. что пошлина является до­ходом государства, В сбор — доходом той организации, которая оказала услугу ее плательщику. Поэтому в старину по класси­ческой теории налогообложения пошлину называли фискаль­ной таксой, а сбор — чиновничьей таксой. Пошлина взыскива­ется вне зависимости от стоимости оказываемых плательщику услуг; размер сбора зависит от стоимости услуги. Поэтому в экономическом смысле сбор не является доходом — он лишь покрывает издержки по оказанию услуги.1

Налог представляет собой безвозвратное изъятие денежных средств, те они не будут возвращены субъекту адресно, но они используются на благо всего общества. Налоги и сборы возвращаются. в конечном счете, населению в виде бесплатного обра­зования, бесплатною здравоохранения, материальной помощи и других видов социальной помощи, в частности, инвалидам, детям, студентам, многодетным и другим категориям граждан. Доходы от взимания налогов направляются на обеспечение рас­ходной части государственного бюджета.

Государство становится собственником чужих денег на ле­гитимных основаниях, т.к. налог устанавливается только в пра­вовой форме. Для того, чтобы установить налог, государство должно принять соответствующий правовой акт.

Все виды налогов установлены в Кодексе *0 налогах и дру­гих обязательных платежах в бюджет», принятом в 2002 г. Со­гласно статье 60 в Республике Казахстан существуют следующие виды налогов: корпоративный подоходный, индивидуальный подоходный, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги и специальные платежи недропользователей, социальный, зе­мельный, транспортный, имущественный. Согласно статье 61 данного Кодекса существуют следующие виды сборов: сборы за государственную регистрацию юридических лиц; индивидуаль­ных предпринимателей; прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним; радиоэлектронных средств и высокочастотных уст­ройств; механических транспортных средств и прицепов; морс­ких, речных и маломерных судов; гражданских воздушных су­дов; лекарственных средств; проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан; сборе аукционов; гербо­вый сбор; лицензионный сбор за право занятия отдельными ви­дами деятельности; сбор за выдачу разрешения на использова­ние радиочастотного спектра телевизионным и радиовещатель­ным организациям.

Согласно статье 62 установлены следующие обязательные пла­ты: за пользование земельными участками; за пользование вод­ными ресурсами поверхностных источников; за загрязнение окружающей среды; за пользование животным миром; за лес­ные пользования; за использование особо охраняемых природ­ных территорий; за использование радиочастотного спектра; за пользование судоходными водными путями; за размещение на­ружной (визуальной) рекламы.

Статья 64 устанавливает следующие виды таможенных платежей; таможенная пошлина, таможенные сборы, плат, сборы.

Установить новый налог может только Парламент (либо Президент Республики Казахстан в предусмотренных Консти­туцией случаях) путем внесения дополнении в Кодекс. Все дру­гие конструкции введения обязательных платежей налогового характера являются незаконными.


Плательщиками подоходного налога в Казахстане выступа­ют и юридические, и физические лица.

Налоги делятся на общегосударственные и местные. Осно­вания для деления определяются двумя факторами: кем уста­новлен налог (центральный или местный орган) и в какой бюд­жет он поступает (центральный или местный).

В Республике Казахстан к общегосударственным относятся подоходный налог с юридических и физических лиц; налог на операции с ценными бумагами; специальные платежи и налоги С недропользователей.

К местным налогам и сборам относятся земельный налог; на­лог на имущество юридических и физических лиц; налог на транспортные средства; сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юриди­ческих лиц; сборы за право занятия отдельными видами деятель­ности; сбор с аукционных продаж.

Самым массовым является подоходный налог, он относится к той категории налогов, которые принято именовать прямыми.

Прямые налоги — это обязательные платежи, которые взима­ются с субъекта налогообложения, являющегося одновременно ею фактическим плательщиком (носителем налога). К ним от­носятся, кроме подоходного, и налоги на имущество.

При косвенном налоге субъект налогообложения переклады­вает бремя налога на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Это налог на добавлен­ную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС и акцизов выступает прода­вец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку данные налоги включаются в его цену.

Под сборам обычно понимается платеж, установленный за­конодательством, вносимый предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило, за услуги, оказываемые государственными органами. Видами сборов яв­ляются г ос ударственная пошлина, таможенная пошлина. К мест­ным сборам относятся, в частности, сборы с владельцев собак на уборку территории, за выдачу различных документов.

При уплате обязательных налогов, сборов, платежей предус­мотрены и ЛЬГОТЫ. Так, льготы по самому распространенному, подоходному налогу имеют отдельные категории налогоплатель­щиков. Подоходный налог не распространяется, в частности, на доходы от процентов по государственным ценным бумагам; сто­имость имущества, полученною в виде дарения или наследования. а также в виде гуманитарной помощи; государственные пенсии, стипендии и пособия, алименты на детей и иждивенцев, единовременные выплаты и материальную помощь, оказывае­мые за счет республиканского и местных бюджетов.

Уплата налогов и сборов обеспечивается рядом государствен­ных органов. К ним относятся Налоговый комитет. Налоговая полиция Министерства финансов Республики Казахстан. Их деятельность направлена на своевременное и правильное взыс­кание налогов, неналоговых платежей и сборов. Обеспечению законное т содействуют судебные органы. В Республике Казах­стан действует судебный порядок принудительного взыскания налогов с физических лиц и административный — с юридичес­ких лиц.


За нарушение налогового законодательства предусматрива­ются финансово- правовая. административно-правовая и уголов­но-правовая ответственность.

Финансово-правовая ответственность установлена за неудер­жание налога у источника выплаты, за просрочку уплаты нало­гов, за несвоевременное представление декларации, за заниже­ние налогов текущих платежей и объектов налогообложения и другие милы неисполнения налогового обязательства налогопла­тельщиком, обеспечивается начислением пени, приостановле­нием расходных операции по банковским счетам, ограниче­нием в распоряжении имуществом в счет налоговой задол­женности налогоплательщика. Кроме того, налоговые орга­ны после применения к налогоплательщику способов обес­печения исполнения, не выполненного в срок налогового обя­зательства вправе применять меры принудительного взыскания налогов в следующем порядке: за счет денег, находящихся на банковских счетах; за счет наличных денег; за счет дебиторов; за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества; принудительного выпуска дополнительной эмиссии акций (ст. 49).

Адмннистратнвно- правовая ответственность предусмотрена статьями 205—219 Кодекса Республики Казахстан «Об админист­ративных правонарушениях (КоАП). введенного в действие 30 января 2001 гола. Так. например, административная ответ­ственность предусматривается за нарушение сроков постанов­ки на налоговый учет в налоговом органе; сокрытие объектов налогообложения; занижение сумм налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет; невыполнение налоговым агентом и

22*

иными уполномоченными органами обязанности по удержанию и перечислению налогов; выписки фиктивного счета-фактуры; нарушение правил ввоза, транспортировки, производства, хра­нения и реализации подакцизных товаров; невыполнение закон­ных требований органов налоговой службы и их должностных тип и др.

Уголовная ответственность установлена УК РК за наруше­ние порядка и правил маркировки подакцизных товаров марка­ми акцизного сбора, подделку и использование марок акцизно­го сбора (ст. 208); уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов (ст. 214); уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 221): уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 222) и др.







Date: 2015-09-03; view: 877; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию