Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 9
№9 (Культура и личность) Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше. Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах". На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника. На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров. И в первом и во втором случае личность в произведениях личность в произведениях культуры пока еще не выявляется, она впервые находит воплощение в библейских сюжетах, а затем приобретает более четкое проявление в творениях эпохи Возрождения и Просвещения. Создавая своей творческой деятельностью произведение искусства, выдающаяся личность вольно или невольно переносит на продукт своего творчества – роман, художественное полотно, скульптуру, музыкальное произведение т. п. – печать своей личностной индивидуальности. Только индивидуальность помогает подлинному творцу в искусстве, науке, философии, политике, религии ломать устаревшие представления и стереотипы, преодолевать мышление и действие, сковывающие инициативу и энергию людей, вносить новые сюжеты, новые образцы, новые содержания и формы в развитие культуры. Культура, создаваемая творческой деятельностью человека, приняв форму воплощения идеала, замысла в конкретное произведение, будь то роман, опера, скульптура, храм, религиозная доктрина и т. п., сама становится мощным создателем и формирователем личности, важнейшей предпосылкой и фактором социализации личности. Социализация представляет двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения,посредством его активной социальной деятельности. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый ее шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным "Я", ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином, инженером, врачом, писателем и т.п., человек сначала должен стать самим собой (позже американский социолог Ч. Кули назвал это "самостью"). Но если культура ограничится только этим шагом, то сформировавшееся "Я" сможет самовозгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарцисизме, может даже в своем самомнении и самовознесении "переступить закон", т.е. стать преступником. Поэтому, считал Ф.М. Достоевский, необходим второй шаг культуры к человеку, заключающийся в том, чтобы сформировать у него привычку и потребность относится к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путем, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте. Таким образом, социализирующая роль культуры оказывается неразрывно связанной с индивидуализацией – процессом, в котором проявляется избирательность каждой личности в усвоении тех или иных норм или ценностей культуры. Обосновывая решающую роль культуры в социальном становлении индивида, М. Мид сделала вывод: "культура - это источник личности". С точки зрения особенностей включения людей не только в культурную, но и более обширную – социальную, экономическую, политическую, бытовую сферу их деятельности, культурология конструирует иную типологию социокультурных типов личности. Наиболее распространенным из них является специфический тип личности -- модальный. Этот термин употребляется для обозначения наиболее часто встречающегося в обществе на определенном этапе его развития типа личности, воплощающего в себе как бы в усредненном и концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами культуры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий. Наряду с модальным, реально господствующим или превалирующим в обществе существует так называемый базисный тип личности. Характеристика данного типа личности предполагает получение ответа на вопрос: каким критериям должен отвечать индивид, чтобы его деятельностный личностный потенциал с наибольшим эффектом реализовывался в социально зрелом и активном субъекте исторического процесса на определенном этапе социально-экономического, политического и социокультурного развития общества. Выдающиеся творения культуры создают уникальные и творческие личности, но носителем культуры, в конечном счете, выступает не личность, а народ. Именно народ формирует в своей повседневной жизни менталитет-- образ мышления и чувствования, мировосприятия, духовной настроенности, который воплощает в себе национальное своеобразие данного народа, его культуры. А менталитет органично взаимосвязан с национальным характером, представляющим собой совокупность взглядов, оценок, норм, традиций, обычаев и правил поведения, общих для представителей данной национально-этнической общности и ее культуры. Именно своеобразие национально-этнического менталитета и национального характера в наибольшей степени влияют на типологические особенности и характерные черты, свойственные представителям определенного этноса или нации. В зависимости от глубины и силы влияния культуры можно разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоятельств и других людей. Они вечно утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сложившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, политике, спорте и т.д.), что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. Вторую группу составляют такие личности, которые всегда уверены в себе, готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Вопрос 34 .(Античность как тип культуры. Культура Древней Греции) Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции. Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то есть город-государство который объединял город и окружающие земли с селами. Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни. Почти все граждане полисов были грамотными.. Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н.э. театры были уже во все больших греческих городах. "Театр" - греческое слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ".В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. зрителей. В греческих театрах была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене, было хорошо слышно даже в последних рядах. Греки очень любили театры. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы"). В Греции один раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии). За легендой, Олимпийские игры основал знаменитый герой Геракл. В архитектуре греки славились колоннами. У истоков античной культуры была Крито-микенская цивилизация, охватывавшая пространство островов Средиземного и Эгейского моря и материковую часть Греции и развивавшаяся приблизительно в период с 30-12 вв до н.э ЕЕ условным завершением считается Троянская война. Этот период предшестовал формированию древнегреческой народности и связан с постепенным вытеснением догреческого населения. Минойская цивилизация испытала сильное влияние традиций Ближнего Востока и отличалась развитием обособленных дворцово-хозяйственных комплексов во главе с царями-жрецами, являвшихся средоточием государственно-политической и религиозной власти. Крупнейшими культурными центрами были города Кносс, Микены и Троя в Малой Азии. Одним из историко-культурных свидетельств крито-микенского периода, предшествовавшего классической греческой цивилизации, стала критская письменность, основанная на иероглифическом и линейном письме, зафиксированном на печатях, глиняных табличках, ярлыках. В результате изучения линейного письма было установлено, что оно соответствует архаической стадии древнегреческого языка. Сохранившиеся предметы керамики, мелкой пластики, сюжеты фресок свидетельствуют о мифологических и религиозных представлениях эпохи и почитании культа плодородия. После внезапного упадка критской цивилизации в середине II тысячелетия до н.э. миссия основного культурного центра перешла к Микенам,которые не отличались оригинальностью от Крита и во всех сферах культурной деятельности были менее развиты. Гомеровский период -11-9 вв. до н.э.) является началом собственно античной цивилизации и известен как ТЕМНЫЕ ВЕКА древнегреческой культуры, не оставившие после себя никаких письменных свидетельств. Название этой историко-культурной эпохи связано с именем поэта Гомера, который жил позднее и к данному времени не имел прямого отношения, но в своих эпических произведениях отразил его события. Гемеровских период отличается актуальностью идеалов героизма,воинской доблести, патриотизма, слабым осознанием ценности личности. Архаический период (7-6 вв до н.э)характеризуется интенсивным социокультурным развитием, что проявлялось в росте город государств становлении классового общества, разработке демократических принципов правления, зарождении философии и науки, создавших натуралистическую концепцию мира и человека. Значительное увеличение численности населения и недостаток плодородных земель обусловили колонизацию греками побережий Средиземного и Черного морей, что, в свою очередь, активизировало торгово-экономические отношения и культурные контакты с соседними народами. В архаический период активно изменяются ритмы социальной жизни и ощущается утрата актуальности прежних героических идеалов доклассового общества. Наиболее ранними по времени возникновения памятниками древнегреческой письменности явились написанные гекзаметром “Илиада” и “Одиссея”. В атлетическом идеале греков отразилось их поклонение физической красоте, здоровью и силе, от которых во многом зависело могущество государства и успехи военных победе.популярные в Греции спортивные состязания и олимпийские игры были не просто феноменом зрелищной культуры, но и своеобразной демонстрацией физической и боевой готовности, которая выносилась на суд граждан государства. В арархический период зародилось драматического искусство, истоки которого связаны с культом бога Диониса, ставшего символическим обобщением циклических изменений в окружающем мире в образе растерзанного и вновь воскресающего существа. Религиозные празднества, сопровождавшиеся жертвоприношениями, ритуальными импровизациями, танцами и песнопением, заложили основы комедии. В классический период (5-4вв. до н.э) или золотой век, Древней Греции в государстве наблюдается расцвет демократического правления, уделялось внимание образовательной и демографической политике, стали доступны зрелища для всех соц. Слоев. Центром культурной жизни были Афины, на преображение и возвышение которых направлялись лучшие силы и умы архитекторов, скульпторов и художников. Древнегреческая культура этого времени связана с творческой деятельностью философов Сократа, Платона, Аристотеля, а также заложившего рациональные основы медицинского знания Гиппократа. Запрет на астрономические исследования, официально закрепленный афинским законодательством во правления Перикла, отразился на отсутствии единого греческого календаря.
Существенные изменения в социокультурной жизни Древней Греции произошли в эллинистический период конец 4-1в. до н.э.). Его начало совпадает с завоевательными походами Александра Македонского и крушением полисной системы. Отрыв социокультурной жизни от государственно-политических корней и интересов способствовал формированию космополитических идей. отход от общественных идеалов и постепенное вытеснение их интересами и проблемами индивидуального бытия человека отразились в философии и акцентировали внимание на проблемах обособленного и независимого существования личности, противостояние хаосу окружающего мира и социальным структурам,постоянного приспособления к условиям изменяющегося мира. Индивидуалистические тенденции получили отражение в изобразительном искусстве (скульптурные изображения Ники Самофракийской, Гладиатора Боргеза, Венеры Милосской). Афины утратили статус культурного центра, возросла значимость Александрии, способствовавшей активному распространению достояний античной цивилизации в Северной Африке и Азии, а так же синтезу элементов разных культур. Традиции древнегреческой культуры получили дальнейшее развитие в римский период античной цивилизации. История Древнего Рима прослеживается с момента его возникновения в качестве греческого полиса (8 в. до н.э.), но самостоятельная культурная эпоха Рима начинается после его активного вмешательства в государственно-политическую жизнь Греции и превращения ее в свою провинцию Ахая (I в. до н.э.). В период существования Римской республики (VI–I в. до н.э.) в развитии традиций римской культуры важную роль играли племена этрусков. Древнеримская латинская письменность развивается с III в. до н.э. В сфере художественного творчества и религии римская культура не отличалась оригинальностью и самобытностью, так как подражала греческим традициям и эстетическим канонам, заимствовала греческий пантеон богов. Римская религия отличалась формализмом и трезвой практичностью, поскольку от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скурпулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. Римляне обращали большее внимание на внешнюю, обрядовую сторону религии, а не на духовное слияние с божествами, следовательно, религия мало затрагивала чувства верующих. Практицизм римской культуры отразился во внимании не к теоретическому, а к прикладному знанию: агрономии ораторскому искусству и риторике юриспруденции (Катон, Цицерон, Цезарь). Особенности римской культуры определялись завоевательной, воинствующей политикой государства, поэтому ее главными достижениями стали не искусство и философия. В период поздней империи (III–V вв.) произошел значительный спад во всех сферах культурной жизни усилились тенденции деградации и ужесточения нравов. В условиях глубокого духовного кризиса римской цивилизации возникло христианство, привлекшее своими религиозными идеями многие категории населения, разочаровавшегося идеалами римской социокультурной действительности. После потери Римом Восточной части империи в конце 4в еще более обострился кризис в государственно-политической и социокультурой жизни, а в 476 г. Империя была завоевана германскими племенами и закончила свое существование.
Date: 2015-09-03; view: 329; Нарушение авторских прав |