Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 7





№7 (Основные культурологические школы) (Интернет)

Обобщая известные данные, можно выделить несколько Основных школ и направлений в культурологии. Например, Натурфилософское направление возникло на основе рационалистической традиции в исследовании культуры в эпоху Просвещения. Первоначально идеи французских просветителей - Вольтера, Дидро, Даламбера - базировались на признании коренного отличия культуры от природы. Они выдвинули тезис: «Культура - антитеза натуры, вторая природа человека». Английские и французские просветители, прежде всего, уделяли внимание «духу народа» и находили его проявления в специфике порядков, социальных институтов, нравов, обычаев и т. д. Фактически речь шла об особенностях жизни наций, сформировавшихся в Европе в Новое Время. Отождествляя нацию с государством, а общество с политическими формами правления, просветители ставят социально-политическую задачу достижения идеала «совершенного государства», что возможно через исправление отношений между ним и гражданином на пути «совершенствования разума», т. е. осознания общественного интереса как собственного. Таким образом, жажда счастья естественна, как любое природное явление. Следовательно, что угодно природе, то угодно и разуму. Немецкое Просвещение во главу угла ставило проблемы нравственного воспитания человека, уделяя при этом особое внимание содержанию социальных традиций, через освоение которых уже появившийся на свет человек как бы рождается во второй раз как культурное существо. Традиции отражают закономерную связь вещей в мире. Поэтому человек и культура рассматриваются как высшие звенья природной эволюции. Вполне естественно, что концепции культуры такого рода получили название Натуралистических.

В отличие от них, Идеалистические Концепции Культуры принадлежат к рационалистической традиции в исследованиях просветителей. Они созданы в начале ХIХ века в рамках немецкой Классической философии Канта, Гегеля, Фихте и Шеллинга. Их авторы исходили из того, что сущность культуры не может быть обнаружена на уровне эмпирического существования человека, под которым понималась обыденная жизнь буржуазного индивида. Сущность культуры в этом контексте проявляет свой сверхчувственный характер, что требует для её познания специального теоретического анализа. Так, И. Кант полагал, что культура также противоречива, как и сущность человека. Он одновременно принадлежит двум мирам: миру природы, естественной необходимости, поскольку руководствуется в своей деятельности рассудком, и миру свободы, независимости от природы, поскольку индивидуум обладает разумом. Путь к культуре – это восхождение личности к свободе. Высшая цель культурного развития – соблюдение каждым морального императива: «поступай по отношению к другим так же, как бы ты хотел, что бы они относились к тебе». Это дает возможность стать свободным. Г. Гегель в свою очередь развивает мысль о том, что достижение свободы, а следовательно, и культуры кроется в действиях человечества как целого рода, а не отдельного человека.

Марксистская Концепция Культуры Основана К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине ХIХ века в рамках диалектико-материалистической традиции. Она посвящена созданию системы научного знания о человеке и его мире и основывается на трех методологических принципах. Во-первых, Идеи Материализма – признание существования объективного мира предметов, имеющих субъектный источник происхождения, то есть созданных человеком артефактов. Во-вторых, Мир Культуры Создается Трудом. Его особый общественный характер построен на том, что результаты деятельности одних субъектов становятся предпосылками для творчества других. В итоге любой предмет превращается в посредника между людьми, становится носителем общественных отношений. В-третьих, ведущим принципом марксизма является Историзм. По мнению Маркса, абстрактной культуры не существует. Кроме того, марксисты считали, что внутри национальной культуры существует множество субкультур. По их мнению, доминирующей в классовом обществе является культура правящих кругов. Однако наряду с нею сосуществуют оппозиционные и маргинальные субкультуры: пролетарская, крестьянская, мещанская, патриархальная, колониальная и некоторые другие. Поэтому в культурной сфере происходит постоянная борьба культур. Она является отражением социальных противоречий, классовых и внутриклассовых антагонизмов.

Позже, в конце ХIХ века, возникли и получили широкое распространение уже в ХХ веке Модернистские и иррационалистические Концепции Культуры. Они явились результатом осмысления глубочайшего кризиса классической буржуазной европейской культуры и представляют собой широкий спектр разнообразных попыток радикального пересмотра мировоззренческих и методологических принципов решения назревших проблем, выдвинутых просветителями и их последователями. В ХХ веке стало очевидным, что постулаты классической буржуазной культуры уже не могут обеспечить должный уровень ценностной регуляции человеческой жизни. Мир человека оказался неизмеримо более многообразным и противоречивым, чем предполагали просветители. Мировые войны и многочисленные социальные революции вызвали недоверие к человеческому разуму, не сумевшему предотвратить кровавые конфликты или хотя бы минимизировать их негативные последствия. Поэтому развитие цивилизации поставило вопрос о сохранении культуры как непреходящего арсенала творчества, временами превращая её в свою противоположность. Если в основе культуры лежит не разум, то и проникнуть в её тайны можно лишь иррациональным путем. Так, Шпенглер видел задачу исследователя в постижении истории как совокупности образов культур, каждая из которых может быть постигнута физиогномически1, по аналогии с живой человеческой душой. С помощью вживания, наблюдения, сравнения, непосредственной внутренней уверенности, точной чувственной фантазии можно интуитивно познать сущность культуры. Шпенглер понимает созидание культуры как акт, родственный гениальному художественному творчеству в его романтическом толковании. Структуруалистское Направление Также выросло из нерационалистической традиции в исследовании культуры. Оно возникло в 20-е годы ХХ века как реакция против экспансии психологизма в исследованиях культуры и получило наибольшее распространение в середине ХХ века во Франции. Наиболее глубоко и последовательно оно проявилось в трудах К. Леви-Строса, Р. Барта, Ж. Лакана и некоторых других, когда они стали претендовать на универсальность и непогрешимость своих идей. Культура стала пониматься ими как всеохватывающая знаковая система, созданная людьми для общения друг с другом. Главное при её осмыслении – разгадать тайну рождения смысла, на основе которого и происходит общение. Для понимания структурализма показателен идейный путь Леви-Строса. Начав с этнографического анализа ментальной жизни и социального устройства первобытных племен, он приходит к выводу, что вся первобытная культура построена по принципу бинарных оппозиций: природа и культура, растительное и животное, теплое и холодное, светлое и темное и т. д. Опираясь на теорию информации, он поставил задачу найти общее для всех культур и народов. По его убеждению, такой универсалией является гармония чувственного и рационального начал. Она, к сожалению, утрачена современной европейской культурой и осталась только на уровне первобытного мифоло-гического мышления.

Постструктуралистические Концепции являются продолжением идейной эволюции классического структурализма. Они основаны на критике положений её классиков и заключаются в том, что структуры – это конечные, объективно существующие данности и задавать вопрос об их происхождении неправомерно. Все структурные элементы культуры они предлагают рассматривать в историческом контексте. Так, Фуко доказал, что комплекс знаний, которые кажутся нам извечными и само собой разумеющимися истинами, на самом деле историчен и прошел долгий и тернистый путь становления. Он исследовал не историю теорий, а формирование неявных, молчаливо принимаемых концептуальных допущений, на которых основывается знание. Оказалось, что оно имеет нормативный характер, является воплощением стратегии власти, надзора и оценки, грубого насилия и чувственных побуждений. Деррида раскрыл противоречивость даже исходных смысловых структур классического знания. Он сделал вывод о том, что претендующая на абсолютную самоочевидность традиция европейского рационализма мыслить о мире и человеке, исходя из понятия бытия как присутствия, неправомерна. Делёз в этой связи предлагает новое прочтение «книги культуры», считая, что определенности культурных смыслов, которые нужно прочесть, отнюдь не заданы заранее. Они каждый раз заново порождаются событиями, парадоксальны, а потому теорию о них можно построить только как серию парадоксов.

Экзистенциональные Концепции также выросли из иррационалистической традиции в исследованиях культуры. Они абсолютизируют её субъективную сторону и возникают в первой половине ХХ века в странах Европы и США. Яркими представителями этого направления по праву считают таких мыслителей, как Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Марсель и некоторых других. Они полагают, что исходным пунктом в исследовании культур являются противоречия непосредственной данности человеческого существования, то есть экзистенции. Человеческое существование и развитие проявляется уже в результате употребления основных понятий: любовь, простота, ясность, красота, жизнь, смерть, абсурд, трагизм, смысл жизни и некоторые другие. Направленность на «другое» – интенциональность, по мнению Сартра, лежит в основе воображения как сути творчества культуры. Сознание человека спонтанно творит из себя образы, в которых он постоянно проецирует себя в то, что не есть он и отрицает то, чем он является. Культура становится ареной постоянного возникновения и преодоления разрыва между прошлым, настоящим и будущим. В обыденных ситуациях человек не задумывается над смыслом своей жизни. Только в результате больших психологических потрясений, пограничных ситуаций перед ним открывается великая диалектика жизни и смерти или абсурдность существования по Камю. В целом экзистенционализм пытается преодолеть идущее от эпохи Просвещения противопоставление культуры и природы, человека и социума, а также стремится создать гармонически развитую личность, где снимаются все основные внешние и внутренние противоречия.

 

Вопрос 32 .(Культура древнего Китая.)

Китайская культура формировалась с рубежа III–II тысячелетий до н.э. в условиях постепенного преодоления племенной и этнической раздробленности и государственно-политической консолидации. Ее отличительной чертой было изначальное стремление к закрытости.

Древнекитайская цивилизация складывалась благодаря преемственности разных историко-культурных эпох (Шан, Чжоу, Цинь, Хань) и представляла собой разновидность ирригационной культуры с общей административно- хозяйственной системой, поддержание которых предполагало деспотический характер власти.

С правлением династии Чжоу связан прорыв китайской культуры в осевое время, сопровождавшийся существенными изменениями в культурной картине мира китайцев, в частности становлением и развитием религиозно- философских учений конфуцианства и даосизма. Название Китай происходит от имени империи Цинь, хотя эндоэтноним китайцев (хань) объясняется названием династии Хань.

В мифологическом сознании древних китайцев закрепилась органическая связь человека с окружающей природой, что выражается в почитании гор, камней, водной стихии. Китайская концепция сакрального пространства отличается тем, что священным считается весь мир. Прямым подтверждением тому является практика фэн-шуй, основанная на представлении о том, что земля пронизана энергетическими потоками, и всем,кто живет в местах их слияния,обеспечены здоровье и удача. Обожествляется и дух природы и умерших людей и почитается культ предков.

Культ неба (тянь) является важнейшей категорией древнекитайских мифологических и религиозных представлений, и о его давнем почитании свидетельствует еще одно название Китая- Тянься. Хотя По разным космогоническим версиям вселенная возникла из изначального хаоса (хунь- тунь) или из Великого предела, разделившегося на две космические силы инь и ян, а согласно еще одному варианту – на небо и землю, результатом брачного союза которых стали разнообразные природные субстанции. Кроме того, в мифологических представлениях небо выступает в образе создателя людей и императора. Пять первоначал (металл, дерево, вода, огонь, земля) являются формами существования жизненной энергии ци, порожденными союзом ян и инь. В древнекитайских представлениях ян и инь выступают в качестве противоположных и в тоже время всегда выступающих в парном сочетании начал, символизирующих бинарное членение мира. Ян обозначает мужское и светлое, активное, творческое начало, юг, жизнь, солнце, а инь – женское, темное, пассивное начало, север, смерть, луну. Позднее ян стали считать воплощением неба, а инь отождествляли с землей.

К наиболее древним литературным памятникам(развитие происходит со 2-ого тыс. до н.э)относятся “Шуцзин” “Ицзин” “Шицзин” представляющие собой тексты мифологического, исторического, культового и поэтического содержания. В IV–III вв. до н.э. в южном царстве Китая возник поэтический жанр чусские строфы, представителем которого был Цюй Юань – самый ранний китайский поэт, автор “Девяти элегий”, поэм “Грусть отшельника” и “Вопросы к небу”. Важным событием в развитии китайской культуры стало появление поэтических жанров фу и юэфу(народных песен) На развитие китайской письменности также существенно повлияли религиозно-философские учения конфуцианство и доасизм.

Учение Конфуция (VI–V вв. до н.э.) возникло в период государственно- политической раздробленности Китая и предполагало разработку проекта стабилизации общества и возрождения патриархальных принципов социальной организации. В конфуцианстве преобладает рациональное начало, утверждается патриотизм, первостепенная роль человеколюбия, справедливости и благопристойности, но вместе с тем отражаются этноцентристские установки мыслителя, основывающиеся на идее абсолютизации и превосходства китайской культуры. Учение Конфуция изложено в книге “Беседы и суждения”.

Неотъемлемым компонентом китайской культурной традиции является даосизм – направление религиозной философии, основные положения которой отражены в трактате “Дао дэ цзин” Основателем даосизма считается Лао-цзы. Даосизм впитал элементы разных народных верований, но его главной категорией является дао (путь). В трактате сказано, что все существующее произошло от дао, чтобы затем, совершив круговорот, снова в него вернуться. Дао недоступно чувственному восприятию и не поддается выражению. Смысл человеческого существования состоит в постижении дао, живя в единстве с природой и поддерживая гармонию мира. Рост цивилизации, активная общественная, государственно-политическая и творческая деятельность человека, войны и насилие считаются нарушением законов дао. В даосизме существуют оккультно-мистические направления, где большое внимание уделяется вопросам психорегуляции и оздоровления, которые достигаются благодаря специальным дыхательным и гимнастическим упражнениям, способствующим пробуждению и созерцанию высшего духовного начала.

Важную роль в пространстве китайской культуры сыграл буддизм, который добавил новые измерения в религиозную жизнь Китая, и его национальной формой стал чань-буддизм. Ему пришлось состязаться с конфуцианством даосизмом. Конфуцианство подчеркивало важность семьи и гармоничных отношений преданности и заботы, а монашеский буддизм общине выше семьи и государства.

 

Date: 2015-09-03; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию