Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 4
№4. (Понимание культуры в европейской философской мысли 19 – 20 вв.) Качественно новым этапом актуализации вопросов культуры стало осмысление ее сущности и закономерностей функционирования в проблемном поле немецкой классической философии. Осмысление проблем культуры в философской концепции И. Канта тесно связано с поиском универсальной модели жизнедеятельности человека, в основе которой – нравственный долг культивировать свои природные задатки. Культурологические мысли Канта отражены во многих его философских сочинениях, среди которых особенно важными являются “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения” и др. Среди множества целей всего человечества самой глобальной и в тоже время конечной, по утверждению философа, должна стать культура, а статус культурного человека может получить только индивид, руководствующийся в своих действиях не инстинктом, а законами морали (категорическим императивом). Обретение культуры возможно только в условиях свободы от власти природных инстинктов. Реализацию культурного потенциала человека Кант связывал с развитием его естественных сил: духовных (управляемых разумом), душевных (связанных психикой), телесных (движимых необходимостью постоянного преднамеренного оживления в человеке животного). Духовное совершенствование человека Кант отождествлял со способностью “поднять культуру своей воли до самого чистого добродетельного образа мыслей, когда закон становится также мотивом его сообразных с долгом поступков”. По мнению Канта,“моральное воспитание человека должно начинаться не с исправления нравов, а с преобразования образа мыслей и с утверждения характера”. В философской концепции Г.В.Ф Гегеля культура отождествляется с поступательным движением истории человечества, в котором происходит саморазвитие абсолютного духа и раскрывается творческий потенциал человека и общества (“Феноменология духа”, “Лекции по философии истории”, “Лекции по эстетике” и др.). Гегель подчеркивал глобальность мирового историко-культурного процесса, протекающего с неотвратимой неизбежностью. Главным принципом европейского духа Гегель назвал разум, “достигший своего самосознания, в такой мере доверяющий самому себе, что он уже не допускает, чтобы что-либо было для него непреодолимым пределом, и который поэтому посягает на все, чтобы во всем обнаружить свое присутствие”. Во второй половине XIX в. развивается философия жизни – неклассическое направление в европейской философии, отстаивавшее свой собственный взгляд на сущность культуры. В разработку этой философской концепции внесли существенный вклад идеи А. Шопенгауэра, В. Дильтея, но, пожалуй, ее самым колоритным представителем был Ф. Ницше. Главной ценностью жизни Ницше провозгласил характерную для всего живого волю к власти, которая составляет главное условие свободного творчества и развития культуры, которая может развиться только на почве жизни. Нетворческое большинство, или маленькие (лабиринтные) люди, по мнению Ницше, лишены воли к власти и обладают лишь волей к вещам. Для них культура представляет собой убежище, способ выживания и защиты с помощью благ цивилизации, силы разума, системы норм и запретов, которые отгораживают людей от потока жизни, подавляют свободу, подчеркивают никчемность и боязнь выжить в естественном потоке существования. Ф. Ницше отождествлял религию с упадком культуры, назвал христианство роковым несчастьем, распространившим проповедь смирения и духовного порабощения, отмечал иллюзорную сущность христианской морали с ее сплошным категорическим императивом. Идеалом человека истинной культуры для Ницше был метафоричный образ сверхчеловека – личности свободного гения, возвысившегося над толпой силой великого независимого духа, способного возненавидеть и преодолеть собственную узость путем самотворения. Сверхчеловек не приемлет никаких запретов на естественные поступки, отрицает мораль толпы, обладает свободой духа и героизмом, бесстрашием и жаждой деятельной любви, одержим страстью саморазрушения в себе твари для созидания творца. Он всегда руководствуется принципом любви к превратностям судьбы, принимая жизнь со всеми ее перипетиями. Культура истинных людей может стать реальностью только для человека, способного к философской рефлексии и самопознанию, обладающего мужеством и желанием заглянуть за пределы самого себя “Каждый избранный человек инстинктивно стремится к своему замку и тайному убежищу,где он избавляется от толпы, от многих, от большинства…”. По мнению Ницше, мир культуры сверхчеловека – это удел сильного и деятельного человека, необходимое условие для завоевания себе права на создание новых ценностей. По убеждению Ницше, искусство является подлинной реальностью, непосредственно соприкасающейся с жизнью и призванной спасти человечество от упадка. В книге “Рождение трагедии из духа музыки” (“Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм”) Ницше рассуждал о двух универсальных началах в культуре (дионисийском и аполлоническом), которые одновременно являются полярными, противоборствующими и взаимодополняющими друг друга. Ницше считал, что высшей гармонии дионисийское и аполлоническое начала достигли в досократовской культуре древних греков, которые ближе всего были к глубинам и избытку жизни. Дионисийское начало – жизнеутверждающее и в тоже время связано с трагическим переживанием жизни, динамичное, иррациональное, стихийное, неуправляемое, ассоциируется с миром опьянения и дикими порывами, не знает никакой ценности, кроме упоения жизнью, выражается через стихию звуков и обращено к слуху, находит выражение в трагедии и музыке. Аполлоническое начало – оптимистичное созерцательное, рациональное, статичное, холодное, индивидуалистичное, связано с гармонией, чувством меры, спокойствием, ассоциируется с миром сновидений и отражается в пластических формах искусства. Миссию примирения двух начал и возможность восстановления их единства Ницше возлагал на сверхчеловека. В марксистской теории культура рассматривалась как вторичное образование в социальной системе (надстройка) и в силу своего достаточно узкого понимания отождествлялась преимущественно с духовной сферой жизни человека и общества, творческой деятельностью людей. Согласно марксистскому учению, судьба культуры определяется, прежде всего, степенью развития экономических отношений. Следовательно, духовная культура считалась полностью зависящей от уровня материального производства. С конца XIXв. культурологические исследования активно осуществлялись в рамках западной антропологической науки, выработавшей множество методологических подходов к изучению культуры давшей изобильный материал для изучения культурных традиций народов мира. Антропологи-эволюционисты обосновывали культурные различия народов разными ступенями их социокультурного развития, хотя и не отрицали роль природной среды в формировании облика культуры. Американскими и европейскими учеными XIX – начала XX вв. осуществлялась разработка универсальных моделей культуры, в которые включалась совокупность компонентов, общих для всех культурных систем, но имеющих специфические исторические и этнонациональные формы проявления. В процессе изучения разнообразия мировой культуры наличие общих схем построения культуры объяснялось психическим единством людей, закономерностями реакции человека на разнообразные стимулы окружающего мира и условия жизни. Ученые обосновывали независимость универсальных моделей культуры от природных, социально-экономических и государственно-политических факторов.
Вопрос 29. (Культура Древней Месопотамии.) Ранние цивилизации Востока начали формироваться на рубеже IV–IIIтысячелетий до н.э. Их возникновению способствовали переход племен к оседлости, развитие скотоводства и земледелия, основанного на искусственном орошении почвы. Наряду с развитием сельского хозяйства и промышленности становление древних цивилизаций стимулировалось возникновением городов-государств и их политической организации, появлением торгово-денежных отношений, письменности, искусства, религии, научного знания. В долина рек Тигр и Евфрат в конце IV тысячелетия до н.э. сформировалась древнейшая в истории человечества цивилизация, преемственно развивавшаяся народами на протяжении нескольких тысячелетий. Основы культуры Месопотамии заложили древние племена неизвестного происхождения, шумеры и семитские племена аккадцы, создавшие в начале III тысячелетия до н.э. ранние города-государства и достигшие огромных успехов в развитии материальной культуры. С момента образования единого царства Шумера и Аккада в период правления Саргона происходила постепенная ассимиляция шумеров аккадскими племенами, а их культурные традиции продолжали развитие в мифологии, письменности, изобразительном искусстве. Аккадцы освоили и приспособили для своего языка шумерскую систему рисуночного письма и создали словесно-слоговую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. В системе мифологических представлений и религиозных верований народов Месопотамии особое значение имел культ воды, почитание которой обусловливалось особенностями природного окружения: с одной стороны, значимостью для плодородия и поддержания жизни, с другой – страхом перед ней как мощной и разрушающей стихией. Поклонение небесным светилам, связывавшихся с выражением воли сверхъестественных сил, повлияло на развитие астрологических представлений, астрономических и математических знаний: определялись закономерности повторения солнечных и лунных затмений, возникла шестидесятеричная система счета времени, разрабатывались методы определения площадей и объемов. Мифологические представления народов Месопотамии отразили полную зависимость человека от природных стихий, посылающих им непредсказуемые разливы рек, разрушающие дамбы и затопляющие посевы, проливные дожди, создающие препятствия для жизнидеятельности. Человек видел свое предназначение в покорении окружающей действительности и служении богам. Смерть для народов Месопотамии отождествлялась с полным разрушением личности, поэтому основными желаниями человека были достойная жизнь, свобода от болезней, богатое потомство. Мифология народов Междуречья характеризуется отсутствием систематизированного пантеона завершенностью. Наиболее читаемыми в Шумере божествами являлись Энлиль (бог ветра, воздуха и всего пространства, по своим функциям приближавшийся к верховному богу), Энки (владыка вод), Нинмах (богиня плодородия), Ан (бог неба и прородитель богов), Инанна (богиня войны, любви, покровительница женщин), Возвышение Вавилона способствовало почитанию Мардука и приданию ему статуса верховного божества. В ассирийский период определяющее значение в государственно-политической и религиозной жизни имел культ Ашшура – бога войны. Древнейшим памятником шумерской и аккадской письменности являются известные устной традиции с III тысячелетия до н.э. эпические сказания о мифологическом герое Гильгамеше. Поскольку в Междуречье основным строительным материалом был необожженный кирпич, то в силу его недолговечности архитектурные постройки практически не сохранились. Многие распространенные в Месопотамии архитектурные формы положили основу античному зодчеству (купола, арки, сводчатые потолки). В вавилонский период появились культовые постройки зиккураты, представлявшие собой многоступенчатые вежи со святилищем. В Ассирии преобладали не храмовые постройки, а дворцовые сооружения,отличавшиеся монументальностью и подчеркнутой роскошностью. Искусство народов Месопотамии отличалось преобладанием светского содержания, информационной и материальной сущности.
Date: 2015-09-03; view: 396; Нарушение авторских прав |