Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 12
№12 (Структура и сущность культуры. Культура как система) Морфология культуры – это структурно-функциональная организация культуры. Структурно-функциональный подход предполагает рассмотрение культуры как целостного системного образования, которое отличается сложной и не поддающейся единому определению структурой. Структура культуры отличается внутренней упорядоченностью, согласованностью и взаимодействием ее составных частей. В качестве структурных компонентов культуры выступают вполне самостоятельные и взаимосвязанные сферы культуры и социальные институты, находящиеся между собой в функциональных отношениях: язык, коммуникация, искусство, фольклор, мифология, религия, коммуникация, наука, техника, отрасли хозяйства, медицина, образование, мораль, право, политика и др. Таким образом, выделение разных смысловых уровней культурной системы обусловлено разнообразием творческой деятельности человека: хозяйственной, научной, художественной, религиозной, коммуникативной, политической, правовой, познавательной ит. д. В зависимости от целей жизнедеятельности человека различают материальную и духовную культуру, несмотря на их органическую связь. Материальная культура охватывает содержание и результаты производственной деятельности: орудия труда, архитектурные сооружения, предметы повседневного пользования, продукты питания, транспортные средства и др. Духовная культура является результатом освоения мира человеком и связана с производством знаний, идей, образов, смыслов и символов. Она находит выражение в сферах науки, религии, мифологии, философии, художественного творчества, права, искусства, идеологии, межличностных отношений. В системе культуры различают обыденный и специализированный уровни. Обыденный уровень культуры включает обычную повседневную практику и связан с привычным образом жизни людей. Специализированный уровень культуры является результатом профессиональной деятельности. В любой социокультурной сфере можно выделить оба уровня культуры, существующие параллельно и независимо друг от друга. Пространство культуры включает многообразие культурных форм и артефактов, являющихся органическими элементами структурной организации культуры. Культурная форма представляет собой объект, продукт творческой деятельности человека, обладающий прагматическим или знаково-символическим смыслом и отличительными признаками авторства, указывающими на персональную, историко-культурную или этнонациональную принадлежность. В качестве культурных форм могут выступать предметы материального производства, продукты духовного творчества, коммуникативные и поведенческие акты. Все культурные формы воплощаются во множестве артефактов (лат. ars ‘искусство, искусственность’ + factum ‘сделанное’), которые продолжают жизнь культурных форм и способствуют их возобновлению и популяризации. Артефактами культуры являются репродукции произведений художественного творчества, театральные постановки и экранизации, сюжетные и идейные заимствования, аранжировки и цитирование. Аксиологический подход (греч. axia ‘ценность’) рассматривает культуру как совокупность накопленных человечеством ценностей и порождаемых творчеством ценностных смыслов. Ценности могут отождествляться как с конкретными реалиями, предметами вещественного мира, так и с отвлеченными понятиями. Как уже отмечалось, деление ценностей культуры на материальные и духовные – весьма условно. Различают ценности витальные (жизнь, свобода, безопасность, телесность); предметные (вещи, природные ресурсы); собственнокультурные (художественные); эстетические (стиль, гармония, красота); религиозные (вера, спасение, Бог); субъектные (личностные). Выделяют общечеловеческие ценности, которые обладают универсальным характером и актуальным смыслом на протяжении всей истории человечества (гуманизм, демократия, патриотизм, свобода, любовь, верность, дружба, семья). Существенное влияние на ценностные установки и предпочтения оказывают социокультурные, идеологические, экономические и политические изменения в обществе, обусловливающие трансформацию ценностей и смену культурных парадигм. В зависимости от жизненного опыта, личных убеждений, представлений, предпочтений или стереотипов человек сам определяет свои ценностные ориентиры и в соответствии с ними строит собственную реальность. Обобщенное представление о ценностно-смысловой модели, выступающей в качестве проектируемого ориентира и эталона отдельного индивида и социокультурного окружения в целом, отражается в идеале. Идеалы отличаются относительностью своего содержания и изменчивостью и могут определяться разнообразными субъективными, социальными, конфессиональными и историко-культурными факторами. Составную часть содержания культурной системы образуют культурные универсалии (лат. universalis ‘всеобщий, единый’), охватывающие совокупность общих понятий, отвлеченных категорий, мировоззренческих моделей, стереотипов сознания и поведения, конкретных культурных форм, которые имеют типичный характер и присущи всем историческим, социальным и локальным типам культуры, независимо ни от времени, ни от пространства существования. К универсалиям относятся: социальная иерархия, орудия труда, кулинария, возрастное деление, образование, медицина, вера, мудрость, язык и коммуникативные средства, имена, календарь, юмор, игры, спорт, состязания, танцы, гигиена, религиозные культы и ритуалы, запреты и ограничения, товарно-денежные отношения и т.д. Вопрос 37 (Культура Византии и ее влияние на восточнославянский) Культура ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, самостоятельно развивавшаяся с конца IV в. до времени турецкого завоевания в 15в. Своеобразие парадигмы византийской культуры заключалось в доминировании православной религии и греческого языка в социокультурной жизни, а так же в сохранении преемственности с традициями античной философии и искусства. В сознании византийцев народы западной Европы, несмотря на их христианскую веру, долгое время продолжали оставаться невежественными и грубыми варварами. Византийская культура формировалась в сложных условиях религиозного, богословского, философского и эстетического противоборства. В Византии сформировались каноны православной культуры, распространявшиеся на богослужение, церковную письменность, храмовое зодчество и иконопись, песнопение… Христианско-просветительские тенденции мотивировали развитие искусства рукописной книги, постепенно вытесневшей неудобные для пользования папирусы. В Византии сформировались многочисленные мистические учения о путях единения человека с Богом. Среди них большую известность приобрела аскетическая традиция ИСИХАЗМА (безмолвие), которая в период средневековья была распространена на Ближнем Востоке, в Египте, Малой Азии, а своего расцвета достигла в XIII–XIV вв. в Византии. придавалось особое значение практике созерцательности,внутренней молитве и ОЧИЩЕНИЮ СЕРДЦА. Духовное освоение мира человеком связывалось с постоянным стремлением к возвышенному.Бог являлся абсолютом,проявлением совершенства и мудрости. В контексте европейской средневековой культуры социальная структура общества представлялась в виде 3 основных групп: те, кто молятся (священнослужители); те, кто воюют (воины-феодалы); те, кто трудятся (крестьянство). Соответственно выделялись такие направления культуры, как церковная, народно-языческая, феодально-рыцарская, которые не были абсолютно изолированными сферами, а вступали в сложные отношения между собой и подвергались взаимному влиянию. Рост городов в период Зрелого средневековья способствовал появлению Византийская эстетика развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с тем пыталась снять дуализм земного и небесного, божественного и человеческого, духа и плоти. Не отрицая телесной красоты византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много выше. Большое значение для установления византийского эстетического сознания имело раннехристианское осмысление мира как прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека, как бы “вторичная” по своему происхождению. Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией). В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью. Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности. В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники. В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция, которая возникла в VIв. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира).Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру. Византия была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать “вторым Римом”, т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.
Date: 2015-09-03; view: 312; Нарушение авторских прав |