Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 8





 

№ 8 (Культура и цивилизация)

Наряду с культурой базовой категорией культурологии является цивилизация. Происхождение понятия относится к временам римской античности и восходит к лат. civilis ‘гражданский, политический, государственный, вежливый, учтивый’ (лат. civis ‘гражданин’). Определение civilis обозначало включенность человека в общественную жизнь и характеризовало жизнедеятельность и поведение человека, который соблюдал общепринятые нормы и был достойным статуса гражданина империи. В качестве совершенно противоположного по смыслу древние римляне использовали определение idioticus ‘несведущий, необразованный, неграмотный’, указывавшее на пассивность социального поведения человека и низкий уровень его духовного развития. Таким образом, понятие цивилизация формировалось в контексте противопоставления культуры примитивному окружению, невежеству и варварству. В сочинениях многих римских философов термин civilis являлся адекватным значению ‘образованность’ и ‘воспитанность’. В широком смысле цивилизация отождествляется с культурной средой. Под цивилизацией подразумевают качественный уровень и развитое состояние определенного общества, которое выделяется по признакам

историко-культурного, локального, государственного, национального или конфессионального единства и отличается социокультурным своеобразием. В узком смысле термин цивилизация характеризует развитие научно-технического прогресса и обозначает совокупность материальных благ. Цивилизацию отождествляют с удобными и полноценными условиями существования человека, которые создаются благодаря активному преобразованию окружающей действительности. Истоки цивилизации связывают с началом активной хозяйственной деятельности людей в архаических обществах: переходом к производящей деятельности, освоением огня, появлением орудий труда, обработкой земли и приручением животных. Впервые понятие цивилизация появилось в научном обороте в эпоху Просвещения и отождествлялось со стадией прогресса в социокультурном развитии, противоположной архаической дикости. Французский просветитель В.Р. Мирабо в книге “Друг людей, или Трактат о народонаселении” выделил основные признаки перехода социальной организации на стадию цивилизации, к которым отнес: появление благородных нравов, развитие сельского хозяйства и промышленности, торговых отношений и денежного обращения, наличие городов и государственно-политического устройства, письменности, искусства, религии, научного знания. Мирабо считал, что смысл и значимость цивилизации определяются добродетелями, которые она приносит обществу. Ж.Ж. Руссо негативно оценивал феномен цивилизации, считая ее системой искусственных порядков, которые создаются по заранее обдуманному плану избранных и разрушают единство человека с естественной средой. Существенным изъяном цивилизации просветитель считал лежащий в ее основе принцип разделения труда, лишающий человека естественной свободы и порождающий зависимость от социальных отношений. В философской мысли цивилизацию нередко связывают с триумфом материального потребления и, противопоставляя культуре, считают источником бездуховности, эрой деградации и упадка в обществе. В работе “Закат Европы” О. Шпенглер в одном из значений определил цивилизацию как заключительный этап развития культуры, которая, достигнув высокого уровня научно-технического развития, переживает свой старческий возраст. Он отождествлял цивилизацию с неизбежной судьбой культуры и к основным симптомам ее старения отнес урбанизацию, победу техники над духовностью, засилие рационализма, секулярные тенденции в обществе, десакрализацию искусства. Именно на этапе своего заката, по мнению Шпенглера, в начале ХХв. Оказалась западная культура, вступив в стадию цивилизации, и ее гибель неизбежна. Ф. Ницше отождествлял цивилизацию с эпохой бунтующего зверя-человека. Представители неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) проводили различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и потребительского отношения к миру. З. Фрейд вообще не выявлял различий между понятиями культура и цивилизация. Американский исследователь С. Хантингтон придавал цивилизации статус надэтнического образования – “наивысшей культурной общности людей и самого широкого уровня культурной идентичности”, которая определяется “как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей. Отличительной особенностью глобальной политики современности С. Хантингтон назвал ситуацию столкновения цивилизаций: “В этом новом мире наиболее масштабные, важные и опасные конфликты произойдут не между социальными классами, бедными и богатыми, а между народами различной культурной идентичности. Внутри цивилизаций будут случаться межплеменные войны и этнические конфликты”. Он отметил, что в современном мире сосуществуют восемь самодостаточных цивилизаций (западная, мусульманская, китайская, японская, индуистская православная, латиноамериканская, африканская), на границах которых отчетливо выявляются несоответствия и контрасты, являющиеся главной причиной соперничества, конфликтов и столкновений. Столкновения цивилизаций, по мнению С. Хантингтона представляют величайшую угрозу миру во всем мире, и будущее человечества зависит от внимания и сотрудничества между ними, иначе все они “погибнут поодиночке”.


Вопрос 33 .(Становление традиций японской культуры)

Японская культура начала формироваться более двух тысячелетий назад. Согласно философской концепции культуры К. Ясперса, Япония наряду с Германскими и славянскими народами позднее всех была втянута в орбиту осевого времени.

Синтоизм является самой древней религиозной традицией Японии, развившейся на основе обожествления сил природы и почитания культа КАМИ (духов и божеств) которые в соответствии с преданиями способствовали возникновению различных природных и социальных явлений. Понятие синто буквально обозначает путь множества ками. Согласно мифологическим воззрениям, Японские острова и предки японцев были созданы божествами ками. Синтоизм в отличие от других религий характеризуется искренним поклонением природе и отсутствием сложных философских абстракций. Постепенно синтоизм синтезировал в себе черты и положения конфуцианства, даосизма и буддизма. Религиозные представления древних японцев отличались значимостью культа предков, которых рассматривали в качестве источника божественной благодати. В Японии предками считаются только прародители по отцовской линии, которые положили основу роду и от которых зависит судьба потомков. Древнейшими письменными источниками по японской мифологии являются составленные в начале VIII в. “Кодзики” (“Записки о делах древности”) и “Нихонги»

Географическое положение Японских островов в дальнейшем обусловило внешнюю политику самоизоляции древнего государства от внешнего мира, получившую символическое название сакоку (страна на замке). Отличительной чертой японской культуры является прочная связь индивида с социальными структурами, значимость иерархичности и церемониальности в традиционном укладе, коммуникативных отношениях, этических представлениях и языке.

 

Японская культура испытала сильное китайское влияние. Это отразилось в заимствовании китайской модели централизованного государства, китайской иероглифической системы письма, а на основе которой был разработан японский алфавит и адаптирован к собственной грамматической структуре японского языка. На китайском языке создавались многие произведения древней японской письменности.

Японское искусство отличается особой эстетической чувствительностью, выражения душевных переживаний, тяготением к отражению гармонии человека с окружающим миром. Природа является основной темой поэзии и изобразительного искусства и при этом сама предстает в качестве средоточия божественного начала.

Созерцательное отношение к окружающему миру, сакрализация и мистификация природы отражены в отличающейся философскими глубинами поэзии Сайгё Фудзивара (XII в.), Сикиси-найсинно. Поэти еский жанр пятистишия танка, зародившийся в недрах японского народного песенного творчества, является своеобразным символическим уподоблением микромодели мира. Самая ранняя поэтическая антология второй половины 8в «Манъёсю» содержит не только танка, но и не ограниченные размером ДЛИННЫЕ ПЕСНИ.

Классический стиль в японском искусств достиг расцвета в хэйанскую эпоху (IX–XII вв.), получившую свое название по главному культурному центру Хэйан (Киото) Эстетические каноны отличалисьгармоничностью, утонченностью, уравновешенностью и отразились в декоре дворцов, садов, содержании миниатюр.

Дзэн как разновидность буддизма в Японии делает пристальный акцент на занятиях медитацией. Дзэнское мировосприятие, основанное на присущем ему видении внутренней сущности вещей и ставшее преобладающим стилем жизни, охватило разные аспекты японской культуры, начиная с изобразительного искусства и оканчивая боевым мастерством.

 







Date: 2015-09-03; view: 294; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию