Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 13





№13 (Закономерности культурной динамики)

Понятие культурная динамика обозначает изменения, которые происходят в системе культуры под влиянием внешних и внутренних факторов и сопровождаются эволюционированием, трансформацией, модернизацией, ассимиляцией или полным исчезновением культурных феноменов. По характеру и содержанию изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными (закономерными) и революционными (внезапными). Роль механизмов, обусловливающих особенности и темпы развития культуры выполняют традиции и инновации, и от степени соотношения которых во многом зависит качественное содержание культуры. Например, основу народной культуры составляют традиции, а главным показателем элитарной культуры является ее инновационность. Традиции представляют собой устойчивые явления в социокультурном пространстве, охватывающие повседневность, хозяйственный уклад и материальную культуру, способы и средства коммуникации, стереотипы поведения и самосознания, особенности мировосприятия, обычаи, верования и др. Ситуация длительной статичности традиций и неподвижности ценностно-смыслового содержания культуры характеризуется как социокультурный застой. Его причиной может быть господство идеологических и религиозных догм в пространстве культуры, результатом чего становится консервация традиции и искусственная закрытость для модернизации заимствований. Такое состояние культуры было характерно для эпохи средневековья и советского периода. Наряду с социокультурным застоем различают ситуацию устойчивости традиций, в которой традиции в отдельных сферах жизнедеятельности людей (религия, язык, искусство) отличаются стабильностью и образуют прочную основу культуры или находятся с инновациями в сбалансированных отношениях. Концепции циклического развития культуры основываются на идее круговорота и множественности цивилизаций в истории культуры.

Российский ученый ХIХ в. Н.Я. Данилевский отождествлял культурную динамику со сменой самодостаточных культурно-исторических типов (“Россия и Европа”). Каждый культурно-исторический тип он отождествлял с уникальной и самобытной цивилизацией и уподоблял живым организмам, поскольку культуры проходят аналогичные с развитием растений стадии зарождения, роста, цветения, плодоношения, увядания и смерти. Притом период роста – самый продолжительный, а цветения и плодоношения – относительно короткий. Н.Я. Данилевский различал в жизненном цикле всех культурно - исторических типов этнографический этап, совпадающий с этногенезом и формированием самобытной основы культуры; государственный, связанный с созданием государства как главной направляющей силы в развитии культуры; цивилизационный, являющийся кульминацией творческой деятельности народа и характеризующийся цветением и плодоношением культуры. К числу прошедших полный цикл развития он отнес египетский, китайский, древнесемитский (ассирийско-вавилонско-финикийский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (арабский), германо-романский (европейский) культурные типы. Перуанскую (инков) и мексиканскую (ацтеков) культуры Н.Я. Данилевский отнес к незавершенным, так как они погибли результате завоевания в Америки европейскими колонизаторами, а славянский тип определил как проходящий стадию становления. Наряду с перечисленными положительно-деятельными типами он различал народы-разрушители, к которым причислил гуннов, монголов, турок. Н.Я. Данилевский считал, что особенности всех культурно-исторических типов определяются характером творческой деятельности, которую он классифицировал по четырем группам: религиозная, собственно культурная (научная, художественная, промышленно-техническая), политическая, общественно-экономическая. От разнообразия форм творчества, составляющих содержание культуры, во многом зависит степень расцвета и продолжительности развития культуры. Культуры Древнего Востока (Египет, Китай, Вавилония, Индия, Иран) названы подготовительными, поскольку они отличались синкретичностью сфер культурной деятельности. К одноосновным типам отнесены еврейская (религиозная), греческая (художественная), римская (политическая) культуры. Примером двухосновного типа является германо-романская (европейская) цивилизация, отличающаяся успехами в политической и собственно культурной деятельности (преимущественно научной и промышленной). Данилевский возложил надежду на то, что славянский культурно-исторический тип культуры, достигнув своего совершенства, впервые в истории синтезирует в себе все стороны деятельности и станет многоосновным типом. О. Шпенглер также, как и Н.Я. Данилевский, представлял культуры живыми организмами, которые ограничены в сроке жизни, проходят этапы детства, юности, зрелости и старости (“Закат Европы”). Все они имеют индивидуальный образ, могут развиваться диахронно (последовательно во времени) и синхронно (сосуществовать в одномвременном пространстве). Таким образом, О. Шпенглер выделил восемь полностью развившихся культурных типов: древнеегипетский, вавилонский,китайский, индийский, античный (аполлоновский), арабский (магический), западноевропейский (фаустовский), майя. Русско-сибирская культура определена автором как молодая, еще не сформировавшаяся культура. Отрицая идею всемирной истории, философ утверждал, что каждая из культур отличается обособленностью и замкнутостью, обладает неповторимой душой, тайным языком, символическим своеобразием собственными стилевыми законами. Кризис культуры О. Шпенглер связывал с кульминацией научно-технического прогресса, т.е. цивилизацией. Он сопоставлял культуру и цивилизацию, как живое тело душевности и застывшую мумию. Представителем концепции круговорота локальных цивилизаций был английский исследователь А.Дж. Тойнби, автор многотомного сочинения “Постижение истории” судьба цивилизаций во многом зависит от законов и ритмов исторического и социального развития. В первоначальном варианте он выделил 21 тип цивилизации, но после доработки было оставлено только тринадцать развившихся цивилизаций: среднеамериканская, андская, шумеро-аккадская, египетская, эгейская (минойская), индийская, цивилизация Древнего Инда, китайская, сирийская, античная, православная ортодоксальная, западная, исламская. А.Дж. Тойнби, определяя цивилизацию как устойчивую совокупность территориальных, религиозных и политических характеристик, считал, что цивилизации зарождаются и существуют не вследствие благоприятных условий, а благодаря постоянным усилия человека и активности творческого меньшинства. Развитие локальных цивилизаций охватывает стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. В соответствии с законом вызова-и-ответа, культурный прогресс зависит то соответствующего ответа на импульс внешних обстоятельств. Наряду со стимулами человеческого окружения, к которым ученый причислил миграцию, удары и давления, выделены такие факторы природной среды, как бесплодная и новая земля. Когда сила вызова превышает возможности социокультурной общности и творческий потенциал оказывается исчерпанным, цивилизация приходит в упадок. О ее закате свидетельствуют социальные политические кризисы, войны и конфликты, снижение творческой активности, распад языка, трансформация ментальности, потеря самобытности. В социокультурной стабилизации Тойнби не абсолютизировал роль технического роста, а возлагал большую надежду на интегрирующую роль и спасительную миссию мировых религий. Американский ученый русского происхождения П.А. Сорокин отождествлял историко-культурное развитие со сменой социокультурных суперсистем, каждая из которых отличается собственными ценностными доминантами, соответствующей моделью личности и после окончания цикла своего развития переходит в другой культурный тип. Он выделил три типа культуры, которые волнообразно движутся и чередуются, независимо ни от каких факторов, пока не исчерпают свой энергетический потенциал. Идеациональный тип культуры, согласно классификации П.А. Сорокина, основывается на идее сверхчувственности, созерцательности, на принятии Бога в качестве абсолютной ценности и высшей цели, стремлении к его активному постижению, определяется религиозным характером творческой деятельности, глубоким символизмом искусства. Этот тип культуры был характерен для европейского средневековья до конца XII в., Древнегреческого общества VIII–VI вв. до н.э., древнеиндийской культуры брахманистского и буддийского периодов. Чувственный (сенситивный) тип характеризуется доминированием материально-чувственного, рационального и светского начал в культуре. Сущность культуры и искусства определяется утилитарным характером и ориентированностью на чувственно-плотские наслаждения. Переход к чувственному типу культуры стал наиболее очевиден в европейском обществе с XVI в., а расцвета достиг на рубеже XIX–XX вв. Идеалистический тип культуры отличается переходностью, гармонией духовного и чувственного, религиозного и светского, взаимодополняемостью горнего и дольнего, ориентированностью одновременно на Бога и человека. Образ идеалистической культуры, по мнению П.А. Сорокина, был присущ европейскому обществу XIII–XIV вв. и древнегреческой действительности V–IV вв. до н.э. Л.Н. Гумилев отрицал цикличность в качестве закономерности культурной динамики и отстаивал принцип импульсивного развития культуры. Согласно его теории, основой этногенеза и главным источником культурного творчества является энергия пассионарности (лат. passio ‘претерпевание, страдание, страсть’). Он отождествлял культуру с жизнедеятельностью этносов, которая зависит от степени распределения и расходования энергии момента своего зарождения (“Этногенез и биосфера с Земли”). Определяющим моментом в истории этносов является роль отдельных личностей (Наполеон, Александр Македонский, протопоп Аввакум, Ян Гус, Жанна Д’Арк и др.), обладающих невероятной активностью и способных потреблять чрезвычайно много энергии, что в результате приводит к состоянию пассионарного перегрева и быстрому старению этноса. Различия культур отдельных народов Л.Н. Гумилев объяснял количеством энергетического потенциала, получаемого извнешней среды, а также степенью влияния физиобиопсихических, хозяйственных, социальных и природных факторов, обусловливающих многообразие культур. Гумилев считал, что однородная ландшафтная среда препятствует быстрому развитию культуры, но в тоже время обеспечивает стабильность этнической культуры, а разнородное природное окружение стимулирует культурные изменения. Среди разных способов взаимодействия с природой он выделил приспособление к природным условиям и их изменение, при этом, на его взгляд, многочисленные радикальные преобразования природного окружения обусловливают смену культурного типа. Одним из аспектов динамики культуры является диффузия (лат. diffusio ‘растекание, расширение, проникновение’), охватывающая процессы пространственного перемещения культурных явлений и достижений. В качестве факторов культурной диффузии могут выступать этническое пограничье, смешанные раки, колонизация, завоевания, бытовые контакты населения, торговля, миграция, туризм, миссионерская деятельность, подражание, глобальная коммуникация и др. Процесс взаимного влияния культур, сопровождающийся восприятием одной культурной системой элементов другой, изменением специфики культуры, синтезом традиций или ассимиляции, обозначается понятием аккультурация (гл. acculturation). Диффузионизм как теоретическая модель историко-культурного процесса возник во второй половине XIX в. И активно развивался в начале ХХ в. Главным содержанием историко-культурного процесса представители диффузионизма признавали явления культурного контакта столкновения заимствования, трансплантации культур. Идеи диффузионизма были впервые сформулированы в работах немецкого ученого Ф. Ратцеля, изучавшего явления культуры в соотношении с конкретной географической средой. В рамках диффузионизма возникла теория культурных кругов, основанная на идее распространения культурных явлений из одних локальных общностей в другие (Л. Фробениус).

Представители теории диффузионизма придавали большое значение изучению конкретных культурных связей между народами. Недостатком этой культурологической концепции был преувеличение роли заимствований в культуре принципиальный отрыв явлений культуры от активной творческой деятельности человека как творца культуры. Со второй половины ХХв. Получила распространение синергетическая модель культурной динамики, которая основывается на идее самоорганизации простых социокультурных систем, т.е. их трансформации в более сложные и устойчивые состояния. Синргетическая концепция допускает нелинейный вариант развития культуры, предполагающий разнообразные пути и темпы динамики. Неустойчивые состояния, из которых системы могут эволюционировать по разным непредсказуемым направлениям, обозначаются понятием бифуркация (лат. bi-furcum ‘точка раздвоения ветвей’).

 

Вопрос 38. (Культура эпохи Возрождения.)

Культура эпохи Возрождения формировалась в достаточно сложных и противоречивых условиях трансформации феодальных отношений в обществе и перехода к Новому времени, поэтому одновременно сохраняла преемственность с традициями средневековья и отличалась содержательно новыми явлениями. Ренессансные тенденции в итальянской культуре начинают развиваться уже на рубеже XIII–XIV вв., а в целом эпоха Возрождения в европейской культуре15-16вв. В культуре восточных славян Возрождение не получило такого размаха во всех сферах социокультурной жизни, как во многих европейских странах, но оно тоже отличалось гуманистическим движением.

Понятие Ренессанс (фр. Renaissance) восходит к итальянскому термину rinascita (лат. renasci ‘возрождаться’), который обозначал возобновление утраченных традиций античности, расцвет гуманитарного знания и искусства после средневекового упадка в культур.

Основными факторами, обусловившими раннее возникновение ренессансной культуры в Италии, стали наличие многочисленных городов, являвшихся культурными центрами, развитая многоуровневая система образования, непосредственная связь с наследием античной цивилизации Древнего Рита. В развитии итальянской ренессансной культуры выделяют следующие этапы: Предвозрождение, или П оторенессанс (конец XIII в – Дученто; XIV в. – Треченто); Раннее Возрождение (XV в. – Кватроченто); Высокое Возрождение (16 в- Чинквеченто)

В культуре итальянского Возрождения античность была осмыслена и высоко оценена как самостоятельная историко-культурная эпоха, заложившая фундаментальные основы европойской цивилизации.

Определяющим принципом ренессансной культуры стал АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, утверждающий неограниченные возможности и творческий потенциал человека, подчеркивавший значимость свободы и достоинства личности, способствовавший осознанию и усилению авторского начала в творчестве.

Понятие ГУМАНИЗМ отождествлявшейся не только с человечностью и человеколюбием, но и с духовной культурой в целом, стало своеобразным символом ренессансной культуры и главной целью образования. В Италии формировались научные основы гуманитарного знания. Гуманисты вели преподавательскую деятельность на самых многолюдных философских факультетах, вносили изменения в содержание образования, способствуя его секуляризации и сближению с жизнью. Кульминация гуманистического движения, охватившего Флоренцию, Рим, Милан, Неаполь и другие города, пришлась на эпоху Кватроченто.

Основу программы развития ренессансной культуры в Италии составил феномен studia humanitatis – комплекс гуманитарных дисциплин, возникший в результате реформирования традиционной системы семи свободных искусств. Традиционные дисциплины тривиума получили новые идейно- содержательные акценты: в риторике отстаивался свободный подход к пониманию принципов ораторского искусства, грамматике придавался базовый статус в образовании, логика (диалектика) приобретала инструментальный характер. В новый комплекс гуманитарных наук вошли также история, педагогика, этика (моральная философия), поэтика.

Ренессансные представления о личности обусловили разработку новой художественной концепции человека, направленной на возрождение идеалов чувственной красоты и пантеистических тенденций в понимании прекрасного. Гуманистические искания в культуре Возрождения сопровождались реформированием эстетических канонов в итальянском искусстве. Воплощению гуманистических и героических идеалов человека в разных жанрах и формах искусства способствовало развитие монументальных форм живописи и скульптуры, станковой живописи и портретного жанра, обращающихся к индивидуальному началу, подчеркивающих пластическую выразительность и драматизм образов, величие человека как предмета божьего творения. Благодаря нововведениям итальянских художников альтернативой сложной технике мозаики стало искусство фрески, позволявшее точнее передавать образы и сохранять динамику изображений, впервые была создана отдельно стоящая статуя. Стремление к гармонизации отношений человека и природы выразилось в художественном освоении анатомического строения человека, разработке законов пропорции цветовых экспериментах и использовании светотени (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.).

Гуманистические тенденции не обошли стороной и поэтическое творчество, в котором мир человека стал главным предметом внимания. Данте Алигьери являлся знаковой фигурой Проторенессанса и по праву считается ренессансным поэтом-титаном, впервые обратившимся к творчеству на живом языке итальянского народа. Первые литературные попытки Данте отражены в книге “Новая жизнь”.

В “Книге песен” Ф. Петрарки, написанной на итальянском языке и посвященной своей возлюбленной Лауре, раскрывается глубина внутреннего мира человека, драматизм переживаний и интимных чувств к женщине, возносится гимн любви к человеку.

Северное Возрождение является более поздним этапом ренессансного движения, охватившего европейский регион, который расположен в северном от Италии направлении (Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Англия, Франция). Использование термина Возрождение по отношению к культуре стран Северной и Западной Европы достаточно условно, так как по сравнению с Италией здесь ренессансные явления в культуре были связаны не с восстановление античных традиций, а с религиозным движением Реформации. В отличие от итальянского ренессанса культура Северного Возрождения характеризовалась большей устойчивостью средневековых традиций интересом к нравственной стороне личности, сомнением в гармонии мира, человека и природы.

Реформация стимулировала развитие письменности на национальных языках, поскольку протестанты стремились обеспечить прежде всего доступность Библии для верующих. Начало этому положила религиозно-просветительская деятельность М. Лютера, который перевел и издал Новый и Старый Заветы на немецком языке.

Распространение печатной книги привело к разрушению представлений о привилегированности знаний, стимулировало появление муниципальных библиотек,доступных для граждан.

В распространении духовного опыта протестантский тип культуры придавал большое значение проповедничеству, делавшему упор на слушание и работу ума.

Среди крупнейших европейских гуманистов известен нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский, который внес большой вклад в развитие христианского просвещен я, гуманистической литературы философско-богословской и педагогической мысли, издательской деятельности.

Истинный путь человека к духовной жизни Эразм Роттердамский видел в развитии и совершенствовании своих естественных сил и способностей, в практическом, действенном осуществлении благочестия и нравственности. Французский гуманист М. Монтень, автор “Опытов”, причислял жизнь и здоровье к важнейшим ценностям человека, которые люди нередко отдают “в обмен на известность и славу – самые бесполезные, ненужные и фальшивые из всех монет, находящихся у нас в обращении” Монтень к тому же заметил, что умышленно терзать, уродовать и калечить свое тело недопустимо, поскольку “наше тело призвано служить не только нам, но также и Богу, и другим людям” Монтель видел мало хорошего в чрезмерном усердии и корпении человека над изучением книг, поскольку безрассудная страсть к науке порождает меланхолию, препятствует общению с людьми и отталкивает от других более полезных занятий.

Важным явлением немецкой гуманистической культуры эпохи Возрождения стали адресованные широкому кругу людей народной книги 15-16 вв, которые издавались, как правило, без указания автора.

В искусстве Северного Возрождения главное внимание акцентировалось не столько на эстетической стороне, сколько на религиозно-этических и эмоционально-чувственных аспектах. В отличие от итальянской живописи, стремившейся к изображению идеального, живопись Северного Возрождения больше реагировала на актуальные для того времени проблемы социокультурной действительности.

Х. Босх в картине “Корабль дураков” в ренессансном духе выразил впечатления от современной ему действительности. Здесь изображена вереница дураков разных сословий и профессий, которые собираются отплыть в ЦАРСТВО ГЛУПОСТИ: шут, монахи, бездельники, пьяницы и разгульники. Согласно средневековой традиции, судно с пирующими и развратниками, отступившими от правил христианской жизни, плывет прямо в ад. Эта картина логически вписывается в контекст литературной темы глупости, которая была начата в книге “Корабль дураков” немецким писателем-гуманистом С. Брантом и продолжена в “Похвале Глупости” Эразма Роттердамского.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию