Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 3





Вопрос №3 (Становление и развитие культурологического знания с периода Античности по эпоху Просвещения)

Представления о культуре возникли задолго до появления самого термина культура, относящегося к периоду римской античности. В русле древнегреческой философской мысли были определены многие культурологические проблемы, которые не утратили своей актуальности и в современной науке. Отличительной чертой этого искусственного мира считалась идея воспитания (пайдейя), которая определяла основное содержание древнегреческой культуры. В целом понятие подразумевало непрерывный воспитательный и образовательный процесс, являвшийся подготовкой к социальной жизни в соответствии с установленными традициями, обычаями, нормами. В сознании древних греков пайдейя являлась основным критерием для противопоставления эллинов далеким от образования и цивилизованной жизни чужеземцам (варварам). Впервые понятие культура было употреблено древнеримским философом III–II вв. до н.э. Катоном в трактате “De agri cultura” по отношению к обработке земли (agricultura). Позднее термин культура в переносном значении использовал Цицерон (“Тускуланскиебеседы”, II–I в. до н.э.). Говоря о возделывании души (cultura animi), он подразумевал высокий уровень духовной зрелости человека, степень развития личностных качеств, его мыслительные и рефлексивные способности. В работе “О происхождении германцев и местоположении Германии” римского историка I–II в. н.э. Тацита осмыслено соотношение представлений о культурности ицивилизованности. Сравнивая уровни культурного развития римлян и германских племен, он показал, что приобщение к благам цивилизации может идти вразрез с духовным совершенствованием людей.

Средневековые представления о культуре обусловливались христианскими догматическими представлениями и связывались с религиозной традицией и культом. Пространство культуры отождествлялось уже не со сферой творческой деятельности человека, а с миром, детерминированным волей Бога. Смысл культуры связывался с духовным совершенствованием человека, сегоспособностью раскрыть свой потенциал любви к Богу через верное служение ему. В трактате “Ограде Божием” Августина Аврелия (IV–Vвв.) представлен своеобразный вариант исторической типологии культуры, основанной на библейских событиях и охватывающей шесть этапов развития человечества.

В культурологической мысли эпохи Возрождения наблюдалось возвращение к античному идеалу гармоничной личности, свободной от идеалов аскетизма и церковной догматики; одобрялось стремление к разумному удовлетворению потребностей души и тела, развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала личности. В становлении культурологического знания существенную роль сыграло гуманистическое движение Ренессанса. Гуманисты Ренессанса, посвятившие себя проблемам человека в разных сферах научного знания и искусства, мало занимались теоретическим осмыслением культуры, но благодаря их активной деятельности возобновилось античное представление о культуре как о результатах образования и свободного творчества человека. В многочисленных теоретических работах Ф. Петрарки впервые осмысляется античность как самостоятельный и полноценный тип культуры, выявляются характерные черты ренессансной культуры, обосновывается идея культурного единства Европы (“О достопамятных вещах и событиях”, “О знаменитых мужах древности”, “О презрении к миру”).

В период Нового времени культура впервые стала предметом самостоятельного теоретического осмысления. Например, Ф. Бэкон связывал культуру со способностью и практическим Умением человека с помощью разума, науки и техники господствовать над природой, а следовательно природу и культуру рассматривал в тесном единстве (“Новый органон”, “О достоинстве и приумножении наук”). Т. Гоббс и Дж. Локк тоже не создали собственно культурологических концепций, но свои философские взгляды на сущность культуры отразили в контексте рассуждений о государстве, науке, религии, языке, искусстве, воспитании. Истоки специальной теоретической разработки проблем культуры связаны с философским наследием итальянского ученого XVII–XVIIIвв. Дж. Вико. В его работе “Основания новой науки об общей природе наций” представлена попытка периодизации историко-культурного развития человечества, в которой автор исходил не из традиционных, библейских принципов священной истории. Выделив три века, имеющие существенные различия в ментальности, социальной и политической организации, правовых и этических представлениях, языковой реальности, он проследил качественные изменения в социокультурной эволюции человечества. При этом в его взглядах наблюдается целостное понимание феномена культуры. Согласно взглядам Дж. Вико, век богов соответствует ситуации


Первобытного натурализма, где господствует мифологическая картина мира, всем управляет религиозная (языческая) традиция, отсутствуют следы цивилизации и развития техники. Век героев связываетя с эпохой аристократического правления, с присущими ей переходом к оседлому образу жизни, развитием цивилизации, абсолютизацией патриархального уклада, культом силы и власти. В этот период обнаруживается тенденция выделения сильных и слабых культур. К числу слабых Вико отнес социокультурные общности, локализованные в неблагоприятном природном, социально-экономическом и политическом окружении, поскольку они находятся в опасности экономических кризисов, захватов, полной гибели или ассимиляции. Век людей отождествляется со зрелыми временами человечества, когда в социокультурной жизни доминируют принципы рационального сознания, цивилизация достигает расцвета, но вместе с тем отчетливо наблюдаются культурные кризисы и падения, которые приходят на смену прогрессу. Именно этот век, по мнению Вико, является реальностью для народов Старого Света.

В эпоху Просвещения была внесена корректива в античное, средневековое и ренессансное понимание культуры и наметилась тенденция к целостном восприятию культуры. Культурологические взгляды Ж.Ж. Руссо органично вплетены в концепцию его просветительской философии и отражены как в теоретических работах, так и в идейном содержании наследия художественной литературы. Проблемной линией трактата “Рассуждение, способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?” (“Рассуждение о науках и искусствах”)является негативная оценка культуры и цивилизации как противоречащих законам естественной природы человека. В процессе преобразования окружающей среды, руководствуясь исключительно разумом и частными интересами, человек испытывает самоотчуждение. Руссо считал, что все сферы социокультурного пространства (государственно-правовая и экономическая системы, наука, искусство, религия) порабощают людей, несут невежество, вводят в заблуждение и опутывают иллюзиями, навязывают извращенное видение мира, гипертрофируют чувства и нравственно развращают. Чувство и интуиция провозглашены просветителем в качестве главного ориентира жизнедеятельности человека, безошибочно направляющего его волю. По убеждениям Руссо, искусство не должно быть отдаленным от обыденной жизни человека, не может служить власти денег и подчиняться несовершенным вкусам заказчика. Истинное искусство, по мнению Руссо, призвано волновать сердца и души людей, воспитывать добродетельность, благородство, доблесть и патриотизм. И.Г. Гердер являлся противником идеи европоцентризма и отмечал значимость культуры народов Азии в становлении западной цивилизации. Критикуя европоцентристские взгляды, он отрицал идею превосходства Запада и подчеркивал роль наследия цивилизаций Древнего Востока в становлении и развитии европейской культуры. Относя письменность к наиболее важным и ценным достояниям культуры и языка народа, Гердер утверждал, что ни одна европейская нация “не может похвастаться собственным алфавитом, и “в этом отношении европейцы – настоящие ”варвары”. И.В. Гёте считал, что смысл и цель культуры заключается в активной творческой и жертвенной деятельности на благо людям, в жажде стремления, в создании идеального общества и формировании гармоничной личности и самообретении человека. Образ Фауста, заимствованный им из сюжета народной легенды, приобрел собирательный, обобщенный смысл и сделал характеристику генотипа европейской культуры, которую О. Шпенглер впоследствии назвал фаустовской за страстное стремление западного человека выйти за пределы настоящего к прошлому и будущему. Ее отличительными чертами являются неудовлетворенность достигнутым, культ науки, перевес рационального начала, высокий уровень активности, прагматичность творческой деятельности, индивидуалистичность. Гёте ратовал за научно-технический прогресс и торжество разума, но как следствие сего этого пророчил засилье бездуховности, о чем свидетельствует создание доктором Вагнером, героем драматической поэмы “Фауст”, искусственного человечка (гомункулуса), лишенного духовного измерения.


Вопрос 28 (Культура Древнего Египта)

Данное греками название Египта связывают с искаженным поэтическим обозначением древнейшего города Мемфиса в то время как сами египтяне называли свою страну черной землей, подчеркивая противоположные пустынным плодородные почвы.

Развитие культуры Древнего Египта охватывает несколько крупных исторических этапов (царств) и переходных эпох между ними, характеризующихся временами социально-экономических, политических кризисов и упадков в культуре: Ранее царство(30-28вв до н.э) Древнее царство (28-23вв до н.э) Среднее царство (21-18 вв до н.э) Новое царство(16-11 вв до н.э) Поздний период (7-4 вв до н.э)

В Древнем Египте активно развивалось научное знание, обусловленное практическими потребностями сельского хозяйства, промышленности и строительства, а также представлениями о загробной жизни (математика, астрономия, химия, медицина). Египтян умели вычислять площадь и объемы, изобрели десятеричную систему счета, солнечный календарь, знаки зодиака, начали делить сутки на 24 часа, освоили тайны бальзамирования.

Неприятие смерти стало отличительной особенностью мировосприятия древних египтян и обусловливалось опытом наблюдения людей за циклическими изменениями в природе постоянное обновление которой убеждало в отсутствии абсолютной смерти. Египтяне не сомневались, что после физической смерти человека возможно продолжение жизни бессмертной души,которая при условии сохранности тела может соединиться с двойником. Важным атрибутом гробницы, именуемой жилищем для вечности, была портретная статуя умершего. Роскошные гробницы и склепы, оснащенные рельефами и росписями на мифологические темы, были доступны только для состоятельных и богатых людей, а пирамиды являлись достоянием и правом только фараонов.


Древнейшим памятником египетской письменности является Книга мертвых”, непосредственно связанная с культом умерших. Ее истокиотносятся к эпохе Древнего царства, когда жрецы начал разрабатывать дляфараонов и представителей знати систему магических формул, заклятий,заговоров, гимнов и молитв, необходимых в загробном мире. Позднее, в период Нового царства, эти тексты были обновлены и дополнены. “Книга мертвых” подразумевает собрание религиозных текстов и изображений, которые должны были сопровождать умершего в загробный мир и являлись для него своеобразной инструкцией. Сюжеты “Книги мертвых” играют важную роль в реконструкции мифологических представлений египтян.

 

Древнейший религиозный культ возник на основе почитания бога солнца и демиурга Атума, который со временем был вытеснен верховным богом Ра и впоследствии стал с ним отождествляться. В эпоху Среднего царства возрастает значимость бога солнца Амона, который первоначально считался покровителем Фив, а затем получил общегосударственный статус.

Фараон XVIII династии Аменхотеп IV (Эхнатон), желая упразднить множество разрозненных религиозных культов провозгласил новый культ Атона (солнечного диска), явившегося воплощением всех богов солнца.

Египетская мифология отличается обилием культов и вариантностью сюжетов. Отличительной чертой египетской мифологии является обожествление многих животных, птиц и пресмыкающихся. Зооморфные черты в изображении многих богов свидетельствуют о влиянии тотемистических представлений древних египтян. Сочетание зооморфных и антропоморфных черт в обликах египетских богов, по нению ученых, является признаком их более позднего происхождения (пример: Баст – богиня радости и веселья, имеющая облик женщины с головой кошки.)

В Египте была разработана система художественных канонов, зафиксированных в письменных текстах и распространявшихся на изображение священных животных, растений, а так же людей в зависимости от их социального положения, возраста, пола. Все произведения египетского изобразительного искусства были линейными и плоскими, лишенными объема, перспективы и светотени.

Завоевание Египта персами обусловили разнообразные миграционные явления в культуре, сопровождавшиеся диффузией египетских, еврейских, арамейских финикийских, персидских и вавилонских традиций. Завоевание египетского государства Александром Македонским способствовало распространению культурных достижений античной цивилизации и эллинизации египетской культуры. Во времена Римской и Византийской империи под влиянием христианства в Египте развивалась коптская культура – письменность и искусство египтян, принявших христианство. Позднее Египет стал органической частью исламского мира и пространством для развития арабо-мусульманской культуры.

 

 







Date: 2015-09-03; view: 465; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию