Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №2. Вопрос №2 ( Понятие культуры
Вопрос №2 (Понятие культуры. Основные подходы к определению ее сущности) Исходной и вместе с тем базисной категорией в системе культурологии является понятие культуры. Но в связи с тем, что в культуру включают все, что создано человеком – книги и одежду, симфонии и обычаи, правила поведения и прохладительные напитки, традиции и современные хит-парады, а также все то, что и как делает человек – одевается, питается, общается, трудится, влюбляется и т.д., понятие "культура" становится очень многогранным. Первоначальным, исконным значением слова культура (лат. cultura) является его отождествление с обработкой земли и культивированием растений. Понятие культуры этимологически восходит к латинскому глаголу colere ‘обрабатывать, возделывать, разводить, обитать, заботиться, деятельно осуществлять, почитать, уважать’. Библия рассматривает способность индивида к преобразующей творческой деятельности в качестве одной из черт божественного подобия в духовной сущности человека и согласно божественному замыслу, труд и творчество возвышают человека над всеми земными созданиями и играют созидательную роль в его жизни. Поэтому одни исследователи выделяют в культуре деятельность созидателей культурных ценностей (деятельностный подход). Другие выдвигают на передний план аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть, прежде всего, система идеалов, ценностей и норм. Третьи говорят о культуре как нормативно-регулирующей системе, поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение людей (нормативная интерпретация). Четвертые акцентируют внимание на знаково-символической стороне культуры, рассматривая ее как систему коммуникаций. Пятые определяют культуру как передаваемую небиологическим путем коллективную память человечества, совокупность создаваемых и передаваемых из поколения в поколение знаний, умений, навыков, традиций и ценностей. Парадоксальность ситуации заключается в том, что и первые, и последующие оказываются по-своему правы. Дело в том, что культура – это и специфически человеческая деятельность, которой не существует в животном мире, это и совокупность ценностей, это и нормативно-реглирующая система, это и многое другое. Поэтому к началу XXI столетия сложилось свыше 500 определений культуры, каждое из которых выражает одну из множества граней этого сложного и вместе с тем целостного, динамично развивающегося социального феномена. Если дать обобщающее определение культуры, учитывающее наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность, содержание и роль в развитии человека и общества, то оно принимает следующую форму. Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире. В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной и весьма разветвленной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных фактора: 1)деятельность общественного человека, осуществляемая в определенной совокупности конкретно-исторических отношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей; 2)возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность достижений общества, опредмеченных в материальных и духовных ценностях; 3) процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность. Вопрос 27.( Специфика арабо-мусульманской культуры.) Арабо-мусульманская культура формировалась в среде семитских племен, населявших Аравийский полуостров и находившихся на низком уровне социокультурного развития. Древнейшими центрами арабской культуры были оазисы, в которых кочевые племена занимались скотоводством, развивали ремесла и вели торговлю. В языческий период арабской культуры существовало множество разрозненных культов, препятствовавших объединению племен. Накануне возникновения ислама (VII в.) племена, населявшие Аравийский полуостров, находились в состоянии социально-экономического кризиса, сопровождавшегося упадком караванной торговли в Мекке, разложением родоплеменного строя и началом классового общества, а также переходом племен к оседлому образу жизни междоусобными конфликтами. В условиях обострения внутренних противоречий и разрушения традиционных социальных отношений стала актуальной необходимость консолидации арабских племен и формирования единого государства путем объединения многочисленных племенных культов в единую религию арабов – ислам. В процессе своего становления и развития ислам вобрал в себя мифологические представления и религиозные традиции кочевых языческих племен и оседлого населения Аравийского полуострова, а также испытал сильное влияние иудаизма, христианства, зороастризма и культурных традиций разных народов Ближнего Востока. Ислам как строгая монотеистическая религия сложился в процессе проповеднической деятельности пророка Мухаммеда, получившего,согласно мусульманскому преданию, Священное Откровение и создавшего мусульманскую общину (Умма). Главной идеей ислама является отказ от идолопоклонства и покорение единому и неделимому богу Аллаху, не имеющему конкретного образа и не допускающему его изображения. Первоисточником ислама является Коран (араб. кур’ан чтение вслух, наизусть’), составленный после смерти пророка Мухаммеда на основе его проповедей и излагающий основные положения вероучения. Коран состоит из 114 сур расположенных по степени убывания длины и делящихся на законченные фразы. В отличие от библейских текстов, Коран не подвергался тщательной литературной обработку,поэтому его стиль отличается мозаичностью,тематической несогласованностью внутри отдельных глав, речевой неоднородностью обращений к верующим. По своему содержанию Коран представляет собой совокупность мифологических сказаний, легенд и преданий, отражающий религиозный взгляд на окружающий мир и сущность поведения которые регламентируют правовые, нравственные, семейно- брачные отношения мусульман. Вторичным источником религиозной информации в исламе является Сунна состоящая их хадисов (рассказов о жизни и поучениях Мухаммеда и его сторонников) объединенных в канонические сборники. Самым многочисленным направлением в исламе является суннизм приверженцы которого наряду с Кораном признают священный авторитет Сунны. Ислам оказывает существенное влияние на разные стороны социокультурной,государственно-политической,личной и семейной жизни арабоязычных народов. Особенности жизнедеятельности и нормы поведения мусульман определяются Кораном и шариатом (путь) – сводом закрепленных Кораном и Сунной предписаний, запретов и разрешений. Культовая сторона мусульманской жизни предполагает соблюдение обязательных ритуальных предписан, или пяти столпов веры которые включают акт исповедания (покорения), ежедневную пятикратную молитву, пост в девятый месяц лунного календаря рамазан, ежегодную милостыню, паломничество в святые места в Мекке и Медине, связанные с жизнью и проповедничеством Мухаммеда. К числу самых общих вопросов имеющих немалое значение для повседневной жизни мусульман, относится вопрос о пище. В категорию запрещенных входят свинина, насекомые, хищные звери и птицы, кровь, алкоголь, мясо задушенных и убитых недопустимыми способами животных. Под влиянием идей строгого монотеизма в арабо-мусульманской культуре изобразительное искусство не является основным средств выражения религиозных идей и представлений. В связи со строгим запретом на изображение, отождествляющимся с идолопоклонством, иконопись, портретная живопись и скульптура совершенно не получили развития. Их отсутствие компенсируется искусством каллиграфии, книжной миниатюры и арабески, которые обладают глубоким символическим смыслом отражают красоту и гармонию созданного Аллахом мира. Недостаток пластических жанров искусства в мусульманской культуре восполняется также за счет изящной арабской и персидской поэзии, популярным жанром прозы были приключенческие рассказы и анекдоты. Под влиянием традиций разных народов возник сборник сказок “Тысяча и одна ночь”. Под влиянием античной научной традиции в арабской культуре развивалось математическое, астрономическое медицинское знание. Арабский мир включил в себя крупные культурные центры Ближнего Востока и Северной Африки, оставивших наследие народов Месопотамии и Египта, и освоил античные и восточные традиции. Крупнейшим центром арабской культуры в Европе стала Андалузия со своим известными городами Кордовой, Севильей, Толедо, Громадой
Date: 2015-09-03; view: 666; Нарушение авторских прав |