Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическая работа. Работа 1.Разобрать принципы и значение популяционно-статистического метода исследований в генетике человека
Работа 1. Разобрать принципы и значение популяционно-статистического метода исследований в генетике человека. Записать в альбом математическое выражение закона Харди-Вайнберга. Популяционная генетика изучает взаимодействие факторов, влияющих на распределение наследственных признаков в популяциях. В генетике человека популяцией называют группы людей, занимающих одну территорию в течение многих поколений и свободно вступающих в брак. Методы популяционной генетики основаны на изучении наследственности человека при помощи вариационной статистики и используются в следующих целях: 1. Для изучения генетического состава человеческих популяций: • распространение нормальных и патологических генов в популяции; • определение частоты гетерозиготных носителей патологических генов; • определение фенотипического полиморфизма популяций по нормальным признакам. 2. Для анализа причин изменения генофонда человека и планирования мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия на генетический аппарат факторов окружающей среды. Популящонно-статистический метод включает 3 этапа: 1. Выбор популяции, установление численности выборки, выбор конкретных генетических признаков. 2. Сбор статистического материала путем изучения документации, анкетирования и бесед. 3. Статистический анализ. В основе популяционно-статистического метода лежит закон Харди-Вайнберга (1908 г.). Смысл этого закона заключается в том, что при определенных условиях частоты генов и генотипов в популяции из поколения в поколение не изменяются, т.е. популяция находится в состоянии устойчивого равновесия. Критериями такой «идеальной» популяции являются: 1. панмиксия (свободное скрещивание); 2. неограниченно большое число особей, обеспечивающее возможность свободного скрещивания; 3. отсутствие действия в популяции элементарных эволюционных факторов (мутационного процесса, миграции, дрейфа генов, изоляции и естественного отбора). По формуле Харди-Вайнберга частоты, с которыми встречается в такой популяции доминантный ген «А» и его рецессивная аллель «а», обозначаются буквами р и q и выражаются в долях единицы, а сумма их рА+qа = 1. Соотношение генотипов АА, Аа и аа в популяции выражается формулой: (рА + qа)2 = р2АА + 2рqАа + q2аа. Таким образом, генотип АА встречается в популяции с частотой р2, генотип Аа - с частотой 2рq, а генотип аа - с частотой q2. Зная частоту рецессивного мутантного гена, можно выяснить частоту гетерозиготных носителей данного заболевания. Популяций, полностью отвечающих закону Харди-Вайнберга, в природе не существует. В каждой естественной популяции, в том числе и в популяциях человека, происходят мутационный процесс, миграции и естественный отбор. Однако изменение частот аллелей под действием эволюционных факторов осуществляется в популяциях очень медленно, поэтому можно считать человеческую популяцию условно «идеальной» и использовать закон Харди-Вайнберга для определения ее генетической структуры. Алгоритм решения задачи на определение генетической структуры популяции: 1)Определение частоты рецессивных гомозигот q2аа . 2)Определение частоты рецессивного аллеля qа 3)Определение частоты доминантного аллеля рА. 4)Определение частоты гетерозигот 2рqАа. 5)Определение частоты доминантных гомозигот р2АА. Разберем на примере, как практически определяется генетическая структура человеческих популяций. В городе с населением 96000 человек у 210 обнаружен патологический рецессивный признак, обусловленный генотипом аа. Закон Харди-Вайнберга на основании этих данных позволяет определить генетическую структуру популяции города, несмотря на кажущуюся ограниченность информации. Частота гомозигот по патологическому гену q2(аа) = 210/96000 = 0,0022. Следовательно, частота рецессивного аллеля q(а) = \/ 0,0022 = 0,047. Из формулы рА + qа = 1 находим рА = 1 - qа = 1- 0,047 = 0,953. Зная частоту аллелей, нетрудно, пользуясь формулой Харди-Вайнберга, установить генетическую структуру популяции города, характеризующуюся следующими частотами генотипов: АА = р2 = 0,953 х 0,953 = 0,9082 (90,82%) Аа = 2рq = 2 х 0,953 х 0,047 = 0,0896 (8,96%) аа = q2= 0,0022 (0,22%). Более того, зная общую численность популяции, можно определить число доминантах гомозигот АА и гетерозигот Аа на основании следующих формул: NAA= N х р2 NAа= N х 2 pq, где N - общая численность популяции; NAA - число доминантных гомозигот; NАа - число гетерозигот. Работа 2. Определите соотношения генотипов в студенческой группе (микропопуляции): 1)по способности свертывать язык в трубочку (наследуется по доминантному типу); 2)по наличию приросшей мочки уха (наследуется по рецессивному типу). 1) Определите общую численность студенческой группы; 2) Определите число гомозиготных носителей рецессивного признака; 3) На основании этих данных рассчитайте частоту и число доминантных гомозигот и гетерозигот. Расчет выполните на основании формулы Харди-Вайнберга. 4) Полученные результаты оформите в виде таблицы:
Работа 3. Для закрепления материала по анализу генетической структуры популяций решите следующие задачи. Задача 1 (97). В районе с население 280 000 человек при полной регистрации случаев болезни Шпильмайера-Фогта (юношеская форма амавро-тической семейной идиотии) обнаружено 7 больных. Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу (генотип ss). Определите частоту рецессивного генотипа, вычислив число больных на 1 млн. населения. Задача 2 (100). Группа особей состоит из 30 гетерозигот Аа. Вычислите частоту (р) нормального аллеля А и частоту (q) мутантного аллеля а, выразив частоты в долях единицы и процентах от общего числа аллелей (А + а) в данной группе особей. Задача 3 (106). Галактоземия (болезнь, связанная с отсутствием фермента, расщепляющего молочный сахар) встречается с частотой 7:1000 000 и наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Определите число гетерозигот в популяции. Задача 4 (107). В районе с населением 50 000 человек зарегистрировано 4 больных алькаптонурией (наследование аутосомно-рецессивное). Определите количество гетерозигот по алькаптонурии в данной популяции. Литература: Основная: Биология. В 2 кн. Кн. 2.: Учеб. для мед. спец.вузов под ред. В.Н.Ярыгина.- М., Высшая школа, 2008. Лекции: "Современное эволюционное учение". Дополнительная: 1. Косых А.А., Чиркова Л.В. Эволюционное учение. Учеб. пособие. Киров, 2008. 2. Биология. В 2 кн. Кн. 2.: Учеб. для мед. спец.вузов под ред. В.Н.Ярыгина.- М., Высшая школа,2000.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальность лечебное дело к практическому занятию по дисциплине биология Тема: Общие закономерности эволюции органов и функциональных систем хордовых. Цель: Изучить основные закономерности филогенетических преобразований органов хордовых животных, способы морфо-функциональных изменений органов в процессе фило- и онтогенеза, лежащих в основе формирования пороков развития. Задачи: 1. Изучить основные закономерности эволюции органов. 2. Изучить филэмбриогенезы и ценогенезы. 3 Изучить виды соотносительных преобразований органов в процессе онто- и филогенеза. 4. Приобрести навыки вскрытия лабораторных животных. В результате изучения материала студент должен: Знать: До изучения темы: 1. Характерные особенности и классификацию типа Хордовые. 2. Отличительные особенности строения высших хордовых животных. 3. Основные принципы эволюции. После изучения темы: 1.закономерности морфофункциональных преобразований органов. 2.виды корреляций и координаций. Уметь:
Содержание занятия: 1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов. 2.Беседа по теме занятия. Вопросы для обсуждения
Date: 2015-09-02; view: 2432; Нарушение авторских прав |