Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическая работа. Работа 1.Изучить постоянные микропрепараты:
Работа 1. Изучить постоянные микропрепараты: Ланцетник (Branchiostoma lanceolatum). Тотальный микропрепарат. Под лупой или при малом увеличении микроскопа рассмотреть и зарисовать. На рисунке отметить плавники, метаплевральные складки, мышцы, разделенные на миомеры миосептами; нервную трубку с глазками Гессе, хорду, предротовое отверстие, окруженное щупальцами; глотку с жаберными щелями, печеночный вырост, кишечник, анальное отверстие, гонады, атриопор. Ланцетник. Поперечный срез в области глотки. При малом увеличении микроскопа рассмотреть и зарисовать. На рисунке отметить кожу, миомеры, миосепты, нервную трубку, невроцель, хорду, глотку с жаберными щелями, эндостиль, печеночный вырост, гонады, атриальную полость, целом, метаплевральные сладки.
Работа 2. Изучить внешнее и внутреннее строение строение лягушки (Rana temporaria).
По бокам и позади сердца найдите легочные мешки (их легко узнать по крупноячеистому строению). Изучите строение легочных мешков. Для этого введите конец пипетки в гортань и надуйте легкие. Затем рассмотрите пищеварительную систему: найдите желудок (наиболее широкий отдел), двенадцатиперстную кишку (в ее петле лежит поджелудочная железа), свернутую в петли тонкую кишку, резко расширенную толстую кишку. Затем рассмотрите половую систему самца и самки. Половая система самца включает семенники в виде желто-серых бобовидных тел по бокам позвоночника; на верхнем полюсе каждой половой железы увидите жировое тело ярко-оранжевого цвета; семяпроводы отсутствуют. У самок имеются два крупных зернистых яичника в виде мешков черно-серого цвета, яйцеводы – в виде длинных, сильно извитых, полупрозрачных трубок. Конечный отдел каждого яйцевода впадает в нижний отдел толстой кишки. Найдите орган выделения лягушки – почки. Для этого необходимо отвести кишечник, а у самца отвести и семенники в сторону. Почки лежат по бокам позвоночника в виде узких уплощенных лент темно-красного цвета. От почек начинаются протоки, по которым моча поступает в мочевой пузырь, а затем – в клоаку.
Работа 3. Изучить внешнее и внутреннее строение крысы. Внешнее строение крысы. Усыпленную эфиром крысу положите в ванночку и изучите внешнее строение. Вскрытие крысы. Положите крысу в ванночку спинной стороной вниз и приколите за лапы булавками. Пинцетом захватите кожу внизу живота и сделайте ножницами небольшой поперечный разрез, а затем продольный разрез по средней линии тела до нижней челюсти. После этого сделайте поперечные разрезы кожи на уровне передних и задних конечностей, отведите кожу в стороны и приколите булавками. Затем проделайте то же самое с мышечным слоем. Вскройте грудную клетку. После этого удалите вырезанную грудину с ребрами и рассмотрите расположение внутренних органов. Внутреннее строение крысы. Найдите диафрагму, разделяющую грудную и брюшную полости, и рассмотрите строение органов грудной полости. Найдите трахею, состоящую из хрящевых колец, и место, где она делится на два бронха; занимающие боковые стороны грудной клетки легкие. Рассмотрите сердце, заключенное в перикард. Рассмотрите органы брюшной полости. Пищеварительную систему (пищевод, расположенный слева под диафрагмой объемистый желудок, двенадцатиперстную кишку с поджелудочной железой, тонкий и толстый кишечник, прямую кишку). Справа под диафрагмой увидите красно-бурую печень, разделенную на доли разной величины; слева от жжелудка - уплощенную темно-красную селезенку. Затем рассмотрите органы выделения – почки бобовидной формы, расположенные по бокам позвоночника; от каждой почки отходит мочеточник в виде тонкой трубочки, впадающий в мочевой пузырь. Рассмотрите половую систему. У самца она представлена расположенными в мошонке семенниками, от внутренней стороны которых отходит семяпровод, впадающий в мочеиспускательный канал и образующий перед этим гребенчатой формы вырост – семенной пузырек. У самки рассмотрите яичники, находящиеся на уровне заднего полюса почек, яйцеводы в виде тонких извитых трубочек, двурогую матку и непарное влагалище, расположенное кпереди от конечного отдела прямой кишки. Зарисуйте внутреннее строение крысы. Литература: Основная: 1. Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 2, 2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3. Лекции по биологии Дополнительная:
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальность лечебное дело к практическому занятию по дисциплине биология Тема: Эволюция кожных покровов, пищеварительной и дыхательной системы. Цель: Используя методы сравнительной анатомии, найти черты сходства в строении кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем хордовых животных как отражение единства их происхождения, и черты различия – как отражение прогрессивного и приспособительного характера эволюционного процесса. Изучить строение кожи хордовых животных: ланцетника, рыбы, лягушки, ящерицы, млекопитающего и человека; проследить гомологию в строении пищеварительной и дыхательной систем различных классов хордовых животных и основные направления филогенеза этих систем. Задачи: 1. Изучить строение и основные этапы филогенеза кожных покровов, пищеварительной и дыхательной системы хордовых. 2. Рассмотреть филогенетически обусловленные пороки развития пищеварительной и дыхательной систем. В результате изучения материала студент должен Знать: До изучения темы: 1. Основные эволюционные преобразования кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем. После изучения темы: 1.Онтофилогенетически обусловленные пороки развития кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем. Уметь: 1.По микро- и макропрепаратам дифференцировать строение различных систем органов у низших и высших хордовых (ланцетника, лягушки,крысы). 2.Приводить примеры гомологии органов; 3.Объяснять аномалии развития органов с филогенетических позиций. Содержание занятия: 1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов в каждом. 2.Беседа по теме занятия. Вопросы для обсуждения
Date: 2015-09-02; view: 904; Нарушение авторских прав |