Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа. Работа 1.Изучить постоянные микропрепараты:





 

Работа 1. Изучить постоянные микропрепараты:

Ланцетник (Branchiostoma lanceolatum). Тотальный микропрепарат. Под лупой или при малом увеличении микроскопа рассмотреть и зарисовать. На рисунке отметить плавники, метаплевральные складки, мышцы, разделенные на миомеры миосептами; нервную трубку с глазками Гессе, хорду, предротовое отверстие, окруженное щупальцами; глотку с жаберными щелями, печеночный вырост, кишечник, анальное отверстие, гонады, атриопор.

Ланцетник. Поперечный срез в области глотки. При малом увеличении микроскопа рассмотреть и зарисовать. На рисунке отметить кожу, миомеры, миосепты, нервную трубку, невроцель, хорду, глотку с жаберными щелями, эндостиль, печеночный вырост, гонады, атриальную полость, целом, метаплевральные сладки.

 

Работа 2. Изучить внешнее и внутреннее строение строение лягушки (Rana temporaria).

  1. Внешнее строение лягушки. Положите усыпленную эфиром лягушку в ванночку и рассмотрите ее внешнее строение.
  2. Вскрытие лягушки. Положите лягушку в ванночку брюшной стороной вверх и приколите булавками за конечности. Пинцетом приподнимите кожу в нижней части живота и ножницами сделайте небольшой поперечный разрез, затем разрез кожи по средней линии живота до нижней челюсти. На уровне передних конечностей сделайте второй поперечный разрез в обе стороны и отверните кожные лоскуты, прикрепив их булавками. После этого сделайте разрезы мышечной стенки: сначала поперечный разрез внизу живота, затем продольный – по средней линии, до грудины. Грудину осторожно приподнимите пинцетом и отделите от подлежащих тканей, затем осторожно перережьте ее и доведите разрез до нижней челюсти. Сейчас же за грудиной сделайте разрезы вправо и влево; отведите мышечные лоскуты в стороны и изучите внутреннее строение.
  3. Внутреннее строение лягушки. Сначала найдите сердце треугольной формы, лежащее за грудиной. Обратите внимание на сердечные сокращения, их чистоту, трехкамерное строение.

По бокам и позади сердца найдите легочные мешки (их легко узнать по крупноячеистому строению). Изучите строение легочных мешков. Для этого введите конец пипетки в гортань и надуйте легкие.

Затем рассмотрите пищеварительную систему: найдите желудок (наиболее широкий отдел), двенадцатиперстную кишку (в ее петле лежит поджелудочная железа), свернутую в петли тонкую кишку, резко расширенную толстую кишку.

Затем рассмотрите половую систему самца и самки. Половая система самца включает семенники в виде желто-серых бобовидных тел по бокам позвоночника; на верхнем полюсе каждой половой железы увидите жировое тело ярко-оранжевого цвета; семяпроводы отсутствуют. У самок имеются два крупных зернистых яичника в виде мешков черно-серого цвета, яйцеводы – в виде длинных, сильно извитых, полупрозрачных трубок. Конечный отдел каждого яйцевода впадает в нижний отдел толстой кишки.

Найдите орган выделения лягушки – почки. Для этого необходимо отвести кишечник, а у самца отвести и семенники в сторону. Почки лежат по бокам позвоночника в виде узких уплощенных лент темно-красного цвета. От почек начинаются протоки, по которым моча поступает в мочевой пузырь, а затем – в клоаку.

  1. Кровообращение в лапке лягушки. На демонстрации рассмотрите под малым увеличением микроскопа движение крови в капиллярах межпальцевой перепонки задней конечности лягушки.

 

Работа 3. Изучить внешнее и внутреннее строение крысы.

Внешнее строение крысы. Усыпленную эфиром крысу положите в ванночку и изучите внешнее строение.

Вскрытие крысы. Положите крысу в ванночку спинной стороной вниз и приколите за лапы булавками. Пинцетом захватите кожу внизу живота и сделайте ножницами небольшой поперечный разрез, а затем продольный разрез по средней линии тела до нижней челюсти. После этого сделайте поперечные разрезы кожи на уровне передних и задних конечностей, отведите кожу в стороны и приколите булавками. Затем проделайте то же самое с мышечным слоем. Вскройте грудную клетку. После этого удалите вырезанную грудину с ребрами и рассмотрите расположение внутренних органов.

Внутреннее строение крысы. Найдите диафрагму, разделяющую грудную и брюшную полости, и рассмотрите строение органов грудной полости. Найдите трахею, состоящую из хрящевых колец, и место, где она делится на два бронха; занимающие боковые стороны грудной клетки легкие.

Рассмотрите сердце, заключенное в перикард.

Рассмотрите органы брюшной полости. Пищеварительную систему (пищевод, расположенный слева под диафрагмой объемистый желудок, двенадцатиперстную кишку с поджелудочной железой, тонкий и толстый кишечник, прямую кишку). Справа под диафрагмой увидите красно-бурую печень, разделенную на доли разной величины; слева от жжелудка - уплощенную темно-красную селезенку. Затем рассмотрите органы выделения – почки бобовидной формы, расположенные по бокам позвоночника; от каждой почки отходит мочеточник в виде тонкой трубочки, впадающий в мочевой пузырь. Рассмотрите половую систему. У самца она представлена расположенными в мошонке семенниками, от внутренней стороны которых отходит семяпровод, впадающий в мочеиспускательный канал и образующий перед этим гребенчатой формы вырост – семенной пузырек. У самки рассмотрите яичники, находящиеся на уровне заднего полюса почек, яйцеводы в виде тонких извитых трубочек, двурогую матку и непарное влагалище, расположенное кпереди от конечного отдела прямой кишки. Зарисуйте внутреннее строение крысы.


Литература:

Основная:

1. Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 2,

2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

3. Лекции по биологии

Дополнительная:

  1. Эволюционное учение. Учебное пособие для мед. вузов. Косых А.А., Чиркова Л.В.- Киров, 2008.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальность лечебное дело

к практическому занятию по дисциплине биология

Тема: Эволюция кожных покровов, пищеварительной и дыхательной системы.

Цель: Используя методы сравнительной анатомии, найти черты сходства в строении кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем хордовых животных как отражение единства их происхождения, и черты различия – как отражение прогрессивного и приспособительного характера эволюционного процесса.

Изучить строение кожи хордовых животных: ланцетника, рыбы, лягушки, ящерицы, млекопитающего и человека; проследить гомологию в строении пищеварительной и дыхательной систем различных классов хордовых животных и основные направления филогенеза этих систем.

Задачи:

1. Изучить строение и основные этапы филогенеза кожных покровов, пищеварительной и дыхательной системы хордовых.

2. Рассмотреть филогенетически обусловленные пороки развития пищеварительной и дыхательной систем.

В результате изучения материала студент должен

Знать:

До изучения темы:

1. Основные эволюционные преобразования кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем.

После изучения темы:

1.Онтофилогенетически обусловленные пороки развития кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем.

Уметь:

1.По микро- и макропрепаратам дифференцировать строение различных систем органов у низших и высших хордовых (ланцетника, лягушки,крысы).

2.Приводить примеры гомологии органов;

3.Объяснять аномалии развития органов с филогенетических позиций.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов в каждом.

2.Беседа по теме занятия.

Вопросы для обсуждения

  1. Методы изучения филогенеза.
  2. Значение сравнительно-анатомических данных для изучения филогенеза.
  3. Критерии гомологичных и аналогичных органов. Приведите примеры таких органов.
  4. Результатом каких эволюционных преобразований является появление таких органов?
  5. Назовите принципы и способы преобразования органов в процессе эволюции.
  6. Основные направления филогенеза кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем хордовых.






Date: 2015-09-02; view: 904; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию