Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическая работа
Работа 1. Используя таблицы, схемы и материал лекций, разберите законы Г.Менделя. Вспомните, что признаки, которые находятся под контролем аллелей одного гена, называются простыми, Наследование таких признаков подчиняется законам Менделя и называется моногенным. К моногенно наследуемым признакам человека относятся и некоторые наследственные болезни человека, вызванные мутацией одного гена, например, фенилкетонурия, альбинизм, полидактилия и др. Работа 2. Выполните следующие упражнения: а) Дано скрещивание: АаВвСс х АаВвСс. Признаки менделируют. Расположить гены в хромосомах родителей, написать гаметы, общее расщепление по фенотипу и число разных фенотипов и генотипов от данного скрещивания. б) Дано скрещивание АаВВСс х ааВвСс. Признаки менделируют. Написать гаметы, общее расщепление по фенотипу и число разных фенотипов и генотипов от данного скрещивания. в) Провести анализирующее скрещивание с особью, имеющей генотип АаВВ. Работа 3. Решите задачи на законы Менделя и правила вероятности (см. "Задачи по общей и медицинской генетике", 2001г., №№ 1, 6, 8, 9,13, 15). Алгоритм разбора задачи: 1)выписать условия задачи с использованием генетических символов; 2)определить генотипы родителей; 3)провести скрещивание и рассчитать вероятные генотипы потомства в зависимости от поставленной задачи. 4) выписать ответ. Пример разбора задачи по алгоритму: У человека широкие ноздри доминируют над узкими, а высокая переносица – над низкой. Какой нос могут иметь дети от брака дигетерозиготной женщины и мужчины с узкими ноздрями и низкой переносицей? 1) Записываем условия задачи с использованием генетических символов: А – широкие ноздри а – узкие В – высокая переносица в – низкая переносица 2) Определяем генотипы родителей. В условии задачи сказано, что женщина дигетерозигота, следовательно ее генотип АаВв; Мужчина имеет только рецессивные признаки, значит он по этим признакам гомозиготен – аавв. 3)Определяем вероятные генотипы и фенотипы потомства от данного брака: Р: АаВв х аавв
G: АВ, Ав,аВ,ав ав F1: 1АаВв: 1Аавв: 1ааВв: 1аавв Ш.в. Ш.н. у.в. у.н. 4) С вероятностью по 25% дети могут быть с широкими ноздрями и высокой переносицей, широкими ноздрями и низкой переносицей, узкими ноздрями и высокой переносицей, узкими ноздрями и низкой переносицей. Литература: Основная: 7. Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1. 8. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 9. Лекции по биологии. Дополнительная: 2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005. 3. Косых А.А., Родина Н.Е Задачи по общей и медицинской генетике, Киров, 2001.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальность лечебное дело к практическому занятию по дисциплине биология
Тема: Генотип – эволюционно сложившаяся целостная система генов. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Цель: Изучить формы взаимодействия генов и их значение в становлении фенотипа. Ознакомиться с явлением множественного аллелизма и закономерностями наследования системы АВО и Резус-фактора у человека. Научиться давать заключение о потомстве при различных типах взаимодействия генов. Задачи: 1. Изучить формы взаимодействия генов и их роль в формировании фенотипа. 2. Освоить навыки решения ситуационных генетических задач на взаимодействие генов. Студент должен знать: А) до изучения темы: 1. Виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов. 2. Наследование групп крови системы АВО. Б) после изучения темы: 1. Вероятность проявления признаков в потомстве дигетерозиготных родителей при разных типах взаимодействия неаллельных генов. Студент должен уметь: 1. На основании данных о фенотипах детей сделать вывод о генотипе родителей. 2. Решать задачи на взаимодействие генов. 3. Объяснять генетические механизмы групповой несовместимости крови и резус-конфликта. Содержание занятия: 1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов. 2.Беседа по теме занятия: 1. Особенности наследования признаков человека при разных формах взаимодействия алелельных генов (доминировании, неполном доминировании, кодоминировании, аллельном исключении и межаллельной комплементации). 2. Объясните явление множественного аллелизма на примере наследования групп крови системы АВО. 3. Какова роль доминантного резус – фактора при гибели плода от брака между резус-положительным отцом и резус-отрицательной матерью? 4. Назовите типы взаимодействия неаллельных генов. 5. В чём состоит принцип комплементарного взаимодействия генов? 6. Чем отличается явление доминирования от эпистаза? 7. Объясните сущность «бомбейского феномена». 8. Какое биологическое и медицинское значение имеют явления полимерии, эпистаза и комплементарного взаимодействия генов? 9. Какое расщепление по фенотипу можно ожидать от скрещивания двух гетерозигот, если доминантные гены взаимодействуют по типу а) некумулятивной полимерии; б) по типу кумулятивной полимерии? 10. Каков генетический механизм плейотропного действия гена? Приведите примеры у человека. Date: 2015-09-02; view: 2257; Нарушение авторских прав |