Практическая работа
Работа 1. Используя таблицы, схемы и материал лекций, разберите законы Г.Менделя.
Вспомните, что признаки, которые находятся под контролем аллелей одного гена, называются простыми, Наследование таких признаков подчиняется законам Менделя и называется моногенным. К моногенно наследуемым признакам человека относятся и некоторые наследственные болезни человека, вызванные мутацией одного гена, например, фенилкетонурия, альбинизм, полидактилия и др.
Работа 2. Выполните следующие упражнения:
а) Дано скрещивание: АаВвСс х АаВвСс. Признаки менделируют. Расположить гены в хромосомах родителей, написать гаметы, общее расщепление по фенотипу и число разных фенотипов и генотипов от данного скрещивания.
б) Дано скрещивание АаВВСс х ааВвСс. Признаки менделируют. Написать гаметы, общее расщепление по фенотипу и число разных фенотипов и генотипов от данного скрещивания.
в) Провести анализирующее скрещивание с особью, имеющей генотип АаВВ.
Работа 3. Решите задачи на законы Менделя и правила вероятности (см. "Задачи по общей и медицинской генетике", 2001г., №№ 1, 6, 8, 9,13, 15).
Алгоритм разбора задачи:
1)выписать условия задачи с использованием генетических символов;
2)определить генотипы родителей;
3)провести скрещивание и рассчитать вероятные генотипы потомства в зависимости от поставленной задачи.
4) выписать ответ.
Пример разбора задачи по алгоритму:
У человека широкие ноздри доминируют над узкими, а высокая переносица – над низкой. Какой нос могут иметь дети от брака дигетерозиготной женщины и мужчины с узкими ноздрями и низкой переносицей?
1) Записываем условия задачи с использованием генетических символов:
А – широкие ноздри
а – узкие
В – высокая переносица
в – низкая переносица
2) Определяем генотипы родителей. В условии задачи сказано, что женщина дигетерозигота, следовательно ее генотип АаВв;
Мужчина имеет только рецессивные признаки, значит он по этим признакам гомозиготен – аавв.
3)Определяем вероятные генотипы и фенотипы потомства от данного брака:
Р: АаВв х аавв
G: АВ, Ав,аВ,ав ав
F1: 1АаВв: 1Аавв: 1ааВв: 1аавв
Ш.в. Ш.н. у.в. у.н.
4) С вероятностью по 25% дети могут быть с широкими ноздрями и высокой переносицей, широкими ноздрями и низкой переносицей, узкими ноздрями и высокой переносицей, узкими ноздрями и низкой переносицей.
Литература:
Основная:
7. Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1.
8. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
9. Лекции по биологии.
Дополнительная:
2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.
3. Косых А.А., Родина Н.Е Задачи по общей и медицинской генетике, Киров, 2001.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».
Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
Методические указания для студентов 1 курса
Специальность лечебное дело
к практическому занятию по дисциплине биология
Тема: Генотип – эволюционно сложившаяся целостная система генов. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Цель: Изучить формы взаимодействия генов и их значение в становлении фенотипа. Ознакомиться с явлением множественного аллелизма и закономерностями наследования системы АВО и Резус-фактора у человека. Научиться давать заключение о потомстве при различных типах взаимодействия генов.
Задачи:
1. Изучить формы взаимодействия генов и их роль в формировании фенотипа.
2. Освоить навыки решения ситуационных генетических задач на взаимодействие генов.
Студент должен знать:
А) до изучения темы:
1. Виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов.
2. Наследование групп крови системы АВО.
Б) после изучения темы:
1. Вероятность проявления признаков в потомстве дигетерозиготных родителей при разных типах взаимодействия неаллельных генов.
Студент должен уметь:
1. На основании данных о фенотипах детей сделать вывод о генотипе родителей.
2. Решать задачи на взаимодействие генов.
3. Объяснять генетические механизмы групповой несовместимости крови и резус-конфликта.
Содержание занятия:
1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов.
2.Беседа по теме занятия:
1. Особенности наследования признаков человека при разных формах взаимодействия алелельных генов (доминировании, неполном доминировании, кодоминировании, аллельном исключении и межаллельной комплементации).
2. Объясните явление множественного аллелизма на примере наследования групп крови системы АВО.
3. Какова роль доминантного резус – фактора при гибели плода от брака между резус-положительным отцом и резус-отрицательной матерью?
4. Назовите типы взаимодействия неаллельных генов.
5. В чём состоит принцип комплементарного взаимодействия генов?
6. Чем отличается явление доминирования от эпистаза?
7. Объясните сущность «бомбейского феномена».
8. Какое биологическое и медицинское значение имеют явления полимерии, эпистаза и комплементарного взаимодействия генов?
9. Какое расщепление по фенотипу можно ожидать от скрещивания двух гетерозигот, если доминантные гены взаимодействуют по типу а) некумулятивной полимерии; б) по типу кумулятивной полимерии?
10. Каков генетический механизм плейотропного действия гена? Приведите примеры у человека.
Date: 2015-09-02; view: 2290; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|