Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа





Работа 1. Используя таблицы, схемы и материал лекций, разберите законы Г.Менделя.

Вспомните, что признаки, которые находятся под контролем аллелей одного гена, называются простыми, Наследование таких признаков подчиняется законам Менделя и называется моногенным. К моногенно наследуемым признакам человека относятся и некоторые наследственные болезни человека, вызванные мутацией одного гена, например, фенилкетонурия, альбинизм, полидактилия и др.

Работа 2. Выполните следующие упражнения:

а) Дано скрещивание: АаВвСс х АаВвСс. Признаки менделируют. Расположить гены в хромосомах родителей, написать гаметы, общее расщепление по фенотипу и число разных фенотипов и генотипов от данного скрещивания.

б) Дано скрещивание АаВВСс х ааВвСс. Признаки менделируют. Написать гаметы, общее расщепление по фенотипу и число разных фенотипов и генотипов от данного скрещивания.

в) Провести анализирующее скрещивание с особью, имеющей генотип АаВВ.

Работа 3. Решите задачи на законы Менделя и правила вероятности (см. "Задачи по общей и медицинской генетике", 2001г., №№ 1, 6, 8, 9,13, 15).

Алгоритм разбора задачи:

1)выписать условия задачи с использованием генетических символов;

2)определить генотипы родителей;

3)провести скрещивание и рассчитать вероятные генотипы потомства в зависимости от поставленной задачи.

4) выписать ответ.

Пример разбора задачи по алгоритму:

У человека широкие ноздри доминируют над узкими, а высокая переносица – над низкой. Какой нос могут иметь дети от брака дигетерозиготной женщины и мужчины с узкими ноздрями и низкой переносицей?

1) Записываем условия задачи с использованием генетических символов:

А – широкие ноздри

а – узкие

В – высокая переносица

в – низкая переносица

2) Определяем генотипы родителей. В условии задачи сказано, что женщина дигетерозигота, следовательно ее генотип АаВв;

Мужчина имеет только рецессивные признаки, значит он по этим признакам гомозиготен – аавв.

3)Определяем вероятные генотипы и фенотипы потомства от данного брака:

Р: АаВв х аавв

 

G: АВ, Ав,аВ,ав ав

F1: 1АаВв: 1Аавв: 1ааВв: 1аавв

Ш.в. Ш.н. у.в. у.н.

4) С вероятностью по 25% дети могут быть с широкими ноздрями и высокой переносицей, широкими ноздрями и низкой переносицей, узкими ноздрями и высокой переносицей, узкими ноздрями и низкой переносицей.

Литература:

Основная:

7. Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1.

8. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

9. Лекции по биологии.

Дополнительная:

2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.

3. Косых А.А., Родина Н.Е Задачи по общей и медицинской генетике, Киров, 2001.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальность лечебное дело

к практическому занятию по дисциплине биология

 

Тема: Генотип – эволюционно сложившаяся целостная система генов. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Цель: Изучить формы взаимодействия генов и их значение в становлении фенотипа. Ознакомиться с явлением множественного аллелизма и закономерностями наследования системы АВО и Резус-фактора у человека. Научиться давать заключение о потомстве при различных типах взаимодействия генов.

Задачи:

1. Изучить формы взаимодействия генов и их роль в формировании фенотипа.

2. Освоить навыки решения ситуационных генетических задач на взаимодействие генов.

Студент должен знать:

А) до изучения темы:

1. Виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

2. Наследование групп крови системы АВО.

Б) после изучения темы:

1. Вероятность проявления признаков в потомстве дигетерозиготных родителей при разных типах взаимодействия неаллельных генов.

Студент должен уметь:

1. На основании данных о фенотипах детей сделать вывод о генотипе родителей.

2. Решать задачи на взаимодействие генов.

3. Объяснять генетические механизмы групповой несовместимости крови и резус-конфликта.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов.

2.Беседа по теме занятия:

1. Особенности наследования признаков человека при разных формах взаимодействия алелельных генов (доминировании, неполном доминировании, кодоминировании, аллельном исключении и межаллельной комплементации).

2. Объясните явление множественного аллелизма на примере наследования групп крови системы АВО.

3. Какова роль доминантного резус – фактора при гибели плода от брака между резус-положительным отцом и резус-отрицательной матерью?

4. Назовите типы взаимодействия неаллельных генов.

5. В чём состоит принцип комплементарного взаимодействия генов?

6. Чем отличается явление доминирования от эпистаза?

7. Объясните сущность «бомбейского феномена».

8. Какое биологическое и медицинское значение имеют явления полимерии, эпистаза и комплементарного взаимодействия генов?

9. Какое расщепление по фенотипу можно ожидать от скрещивания двух гетерозигот, если доминантные гены взаимодействуют по типу а) некумулятивной полимерии; б) по типу кумулятивной полимерии?

10. Каков генетический механизм плейотропного действия гена? Приведите примеры у человека.

Date: 2015-09-02; view: 2196; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию