Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа. I. Строение и развитие половых клеток:





I. Строение и развитие половых клеток:

а) Срез яичника млекопитающего (кошки). При малом увеличении микроскопа рассмотреть и зарисовать зрелый фолликул (Граафов пузырек). На рисунке отметить стенку фолликула, состоящую из нескольких рядов фолликулярных клеток; полость, заполнеМетафазанную жидкостью, яйценосный бугорок и овоцит первого порядка (см. практикум, с. 230, раб. 200).

б) Срез семенника млекопитающего (крысы).

На микропрепарате сначала на малом, затем на большом увеличении микроскопа изучите строение семенника млекопитающего. На препарате найдите последовательные стадии развития сперматозоидов. Наружный слой стенки семенного канальца составляют сперматогонии, следующие за ними внутрь канальца клетки - сперматоциты 1-го порядка составляют зону роста. Далее идет зона созревания, которую составляют сперматоциты 2-го порядка и сперматиды. Внутри семенного канальца видны сперматозоиды. Препарат зарисуйте.

На демонстрационной микропрепарате рассмотрите семенник лягушки.

в) Половые клетки самца крысы. При большом увеличении микроскопа рассмотреть и зарисовать сперматозоиды (см. практикум, с. 230, раб 198).

г) Сперматозоиды человека. На демонстрационном микропрепарате изучите строение сперматозоида человека.

II. Самостоятельно выполните следующие упражнения:

1. Особь имеет генотип АаВв. Проследите образование сперматозоидов по периодам гаметогенеза и фазам мейоза, указав число хромосом и нитей ДНК на стадии сперматогонии, интерфазы-I, пахинемы профазы-I, метафазы-I, анафазы-I, интерфазы-II и зрелого сперматозоида.

2. Сколько разных типов гамет возникает у особи с генотипом:

а) ААВВ; б) ААВВСС; в) ААВвСс; г) АаВвСс?

3. Напишите формулу для расчета количества разных типов гамет.

4. Запишите и запомните следующие положения:

а) в гамете находится половинное число хромосом и генов;

б) в гамете из каждой пары хромосом содержится по одному гомологу;

в) хромосомы из разных пар комбинируют равновероятно.

 

Литература:

Основная:

  1. Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008. т.1, р.-5.1-5.5.
  2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
  3. Лекции по биологии

Дополнительная:

  1. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальность лечебное дело

к практическому занятию по дисциплине биология

 

Тема: Коллоквиум «Биология клетки. Репродукция клеток».

Цель: Проверить теоретическую подготовку студентов по биологии клетки и умение использовать теоретические данные для решения конкретных ситуационных задач.

Задачи:

1.Оценить уровень теоретических и практических знаний студентов по биологии клетки.

Студент должен знать:

1. Сущность и субстрат жизни, уровни организации живого.

2. Клеточную теорию и ее значение для медицины.

3.Особенности молекулярно-генетической организации и строения про- и эукариотической клетки.

4. Структурную организацию и функции органоидов клетки.

5. Основные молекулярно-генетические процессы клетки, их особенности у про- и эукариот.

6.Жизненный цикл клетки и его особенности для разных клеточных популяций.

7. Характеристику периодов и фаз митотического цикла.

8. Способы деления клетки, их сущность и значение.

9.Структурную организацию метафазных хромосом.

10.Этапы и особенности гаметогенеза.

11. Виды и способы размножения организмов.

Студент должен уметь:

1.Интерпретировать цитологическую картину событий митоза и мейоза.

2. Решать задачи с использованием генетического кода.

Содержание занятия:

Письменные ответы на теоретические и практические вопросы по биологии клетки.

2.Беседа по теме занятия:

1).Биологические системы, их фундаментальные свойства. Эволюционно обусловленные уровни организации жизни. Элементарные единицы, элементарные явления на различных уровнях организации жизни.

2).Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена, ее основные положения. Современное состояние клеточной теории.

3).Типы клеточной организации. Строение про- и эукариотических клеток. Гипотезы происхождения эукариотических клеток (симбиотическая, инвагинационная).

4).Клеточная оболочка, ее структуры. Молекулярная организация и функции биологической мембраны. Виды транспорта веществ.

5).Структура ДНК. Модель Дж. Уотсона и Ф. Крика. Свойства и функции наследственного материала.

6).Самовоспроизведение генетического материала. Репликация ДНК.

7).Организация наследственного материала у про- и эукариот. Классификация нуклеотидных последовательностей в геноме эукариот (уникальные, среднеповторяющиеся, высокоповторяющиеся).

8).Ген, его свойства. Особенности организации генов про- и эукариот. Генетический код как способ записи наследственной информации, его свойства.

9).Химический состав хромосом. Уровни спирализации (компактизации) хроматина. Нуклеосомная нить, хроматиновая фибрилла, интерфазная хромонема, метафазная хроматида.

10).Митотический (пролиферативный) цикл клетки. Фазы митотического цикла, их характеристика и значение.

11).Митотическая активность тканей по характеру клеточной пролиферации. Нарушение пролиферации при опухолевом росте.

П еречень практических навыков:

1.Умение работать с микроскопом (изучение препаратов при малом и большом увеличении).

2.Умение изготовить временные микропрепараты растительных и животных клеток.

3.Анализ электронограмм (умение определять основные структурные компоненты животных клеток и анализировать их ультраструктуру).

4. Решение задач с использованием генетического кода.

 

Литература:

Основная:

1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008. т.1, р.-5.1-5.5.

2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

3.Лекции по биологии

Дополнительная:

1.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальность лечебное дело

к практическому занятию по дисциплине биология

 

Тема: Закономерности моногенного наследования признаков при моно-, ди- и полигибридных скрещиваниях.

Цель: Изучить закономерности наследования, установленные Менделем и научиться использовать полученные теоретические знания для анализа наследования менделирующих признаков человека при решении генетических задач.

Данное занятие является вводным в общую генетику и служит основой для изучения генетики человека. Полученные знания и навыки необходимы для рассмотрения генетических вопросов на медико-биологических, клинических и гигиенических кафедрах.

Задачи:

1.По учебным плакатам и схемам разобрать закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем.

2.По учебным плакатам разобрать цитологические основы законов Менделя.

3.Познакомиться с правилами вероятности в решении медико-генетических задач.

4.Приобрести навыки решения задач на законы Менделя и правила вероятности.

Студент должен знать:

а) до изучения темы

1. Генетическую символику и генетическую терминологию.

2. Основные закономерности наследования, установленные Менделем.

3. Цитологические основы моно- и дигибридного скрещивания.

4. Правила вероятности.

б) после изучения темы:

1. Моногенно наследуемые признаки человека.

2. Особенности решения задач при погибридных скрещиваниях.

Студент должен уметь:

1. Решать задачи на моно- и полигенное наследование.

2. Прогнозировать вероятность проявления в потомстве человека нормальных и патологических признаков.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов.

2.Беседа по теме занятия:

1. Дайте определение понятий «наследование» и «наследственность».

2. Какие гены называются аллельными и за развитие каких признаков они отвечают?

3. Что такое гибридологический метод исследования и каковы его возможности?

4. В чем заключается суть законов Г.Менделя?

5. Каковы цитологические основы законов Менделя?

6. Почему законы Г.Менделя носят статистический характер?

7. Назовите условия менделирования признаков и приведите примеры таких признаков у человека.

8. Какое скрещивание называется анализирующим и почему? Приведите примеры. Значение анализирующего скрещивания в генетическом анализе

Date: 2015-09-02; view: 1303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию