Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика темы. В своих экспериментах Г.Мендель наблюдал явление полного доминирования одного признака над другим





В своих экспериментах Г.Мендель наблюдал явление полного доминирования одного признака над другим. Однако впоследствии было выяснено, что доминирование не исчерпывает всех случаев взаимодействия аллельных генов. Более того, в начале ХХ века Бэтсон открывает взаимодействие неаллельных генов, а дальнейшее изучение этого вопроса приводит к созданию учения о генотипе как о целостной системе, в которой имеет место сложное взаимодействие всех генов между собой и с внешней средой. Таким образом, развитие любых признаков у особей является следствием сложных взаимодействий между генами. При моногенном наследовании у гетерозиготных организмов фенотипическое проявление данного признака будет зависеть от взаимодействия аллельных генов. Аллельные гены могут взаимодействовать по типу:

1. Полного доминирования - полное подавление доминантным признаком рецессивного у гетерозиготы.

2. Неполного доминирования, когда развитие признака зависит от дозы соответствующего аллеля в диплоидном генотипе.

3. Сверхдоминирования -более сильное проявление доминантного признака в гетерозиготном состоянии по сравнению с гомозиготным.

4. Кодоминирования - проявление в фенотипе у гетерозиготы обоих аллельных генов.

5. Аллельного исключения – в разных клетках гетерозигот фенотипически проявляются разные аллели.

6. Межаллельной комплементации – формирование нормального признака у гетерозиготного организма на основе двух разных мутантных[ (аномальных) аллелей гена.

Важное практическое значение для врача имеет знание закономерностей наследования групп крови по системе АВО. Система групп крови АВО, открытая Ландштейнером в 1900 году, контролируется серией множественных аллелей одного локуса. В человеческих популяциях представлены 4 группы крови системы АВО:

Группа крови Генотипы Антигены Антитела сыворотки
  I0 I0 IАIА; IAI0 IBIB; IBI0 IAIB --- A В А и В α и β β α ---

 

Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю I0, но кодоминантны по отношению друг к другу. Поэтому у людей с 4 группой крови на поверхности эритроцитов имеется и антиген А, и антиген В. Принцип наследования групп крови учитывается при подборе доноров для переливания крови, а также в спорных случаях в судебной экспертизе с целью исключения отцовства.

Не менее важное практическое значение имеет и знание закономерностей наследования системы резус - фактор. У резус - положительных индивидуумов (генотипы RhRh или Rhrh) этот антиген находится на поверхности эритроцитов, у резус - отрицательных (rhrh) он отсутствует. Резус- несовместимость матери и плода, возникающая при развитии в организме резус - отрицательной матери резус - положительного плода, может явиться причиной эритробластоза плода и гемолитической болезни новорождённых.

Большинство признаков организма являются результатом действия не одной пары аллельных генов, а нескольких неаллельных генов или их продуктов. Различают следующие виды взаимодействия неаллельных генов:

1. Комплементарность – развитие определенного признака возможно лишь при наличии в генотипе двух неаллельных доминантных генов, так как каждый из этих генов в отдельности не обеспечивает его развитие.

2. Эпистаз -явление, при котором аллель одного гена подавляет действие аллелей другого гена. Различают два типа эпистаза:

а) Доминантный эпистаз- доминантная аллель одного гена подавляет действие аллелей другого гена.

б) Рецессивный эпистаз- рецессивная аллель одного гена, находясь в гомозиготном состоянии, подавляет действие аллелей другого гена. Примером рецессивного эпистаза у человека является “бомбейский феномен” в наследовании групп крови системы АВО.

3. Полимерия – явление, при котором на развитие одного признака однозначно влияют несколько генов. Такие гены называются полигенами или множественными генами и определяют развитие большинства количественных признаков организма. По типу полимерии у человека наследуется цвет кожи, рост, вес, скорость протекания биохимических реакций, одарённость и т.д. Различают два типа полимерии:

а) Некумулятивная полимерия – проявление признака не зависит от числа доминантных генов. Достаточно одного доминантного гена, чтобы признак проявился.

б) Кумулятивная полимерия - чем больше доминантных генов в генотипе, тем сильнее выражен признак. Так, цвет кожи человека контролируется четырьмя парами неаллельных генов. Чем больше доминантных генов в генотипе, тем пигментация кожи меланином интенсивнее.

Все рассмотренные типы взаимодействия неаллельных генов, так или иначе, видоизменяют классическую формулу 9:3:3:1, установленную Менделем для дигибридного скрещивания. Тем не менее при кажущемся нарушении закона независимого наследования (появление новых классов в расщеплении или уменьшение числа классов), связанного с взаимодействием двух генов, наблюдаемые соотношения в F2 всегда можно свести к классическому 9:3:3:1. Для этого необходимо понять, какие классы объединились и интерпретировать тип взаимодействия генов. В нижеприведенной таблице представлены различные варианты расщепления по фенотипу в дигибридных скрещиваниях при разных формах взаимодействия неаллельных генов.

 

Формы взаимодействия генов Фенотипические Классы Характеристика взаимодействия
1. Комплементарное а) 9: 3: 3: 1 9АВ:3Ав:3аВ:1ав Доминантные аллели имеют самостоятельное фенотипическое проявление. Будучи в генотипе вместе (АВ), они обуславливают новый признак. Каждая из рецессивных аллелей имеет самостоятельное фенотипическое проявление.
б) 9: 6: 1 9АВ:3Ав:3аВ:1ав Доминантные и рецессивные аллели не имеют самостоятельного фенотипического проявления. Только будучи в генотипе вместе (АВ) и (ав), они обуславливают признак.
в) 9: 7 9АВ:3Ав:3аВ:1ав То же
г) 9: 3: 4 9АВ:3Ав:3аВ:1ав Доминантные и рецессивные аллели обладают самостоятельным фенотипическим проявлением.
2.Э пистаз 2.1. Доминантный эпистаз а) 12: 3: 1 9АВ:3Ав:3аВ:1ав Признак подавляется доминантным супрессором (ингибитором).
б) 13: 3 9АВ:3Ав:3аВ:1ав Наблюдается в том случае, если рецессивная подавляемая аллель имеет тот же фенотипический эффект, что и доминантный супрессор.
2.2. Рецессивный эпистаз 9: 3: 4 9АВ:3Ав:3аВ:1ав Аналогичен одному из комплементарных взаимодействий (1г).
3. Полимерия 3.1. Некумулятивная 15: 1 9А1А2:3А1а2:3а1А2:1а1а2 Характер проявления признака не меняется в зависимости от числа доминантных генов в генотипе.
3.2. Кумулятивная 1: 4: 6: 4: 1 1А1А1А2А2 - 1 - 4А Степень выраженности признака зависит от числа доминантных генов.
1а1А2А21А1А2а2 }4-3А
1А1а2а21а1А2А21а1А2а2 }6 - 2А
1а1а2а21а1А2а2 }4 - 1А
1а1а2а2 - 1 без А

 

Плейотропия -влияние одного гена на развитие нескольких признаков организма. У человека известен доминантный ген (ген синдрома Марфана), определяющий признак «паучьи пальцы». Одновременно этот ген вызывает аномалии хрусталика глаза, искривление позвоночника, порок сердца, аневризму аорты и т.д. Другим примером является заболевание - галактоземия. Галактоземия обусловлена рецессивной мутацией гена, кодирующего галактозо-1-фосфатуридилтрансферазу – один из ферментов, необходимых для усвоения клетками молочного сахара, и ведет к слабоумию, циррозу печени и слепоте. Плейотропное свойство многих генов объясняется тем, что первичные продукты этих генов могут участвовать в большом количестве разнообразных биохимических и морфологических процессов.

Date: 2015-09-02; view: 625; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию