Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа. I. Изучить по фотографиям нормальный кариотип человека, Денверскую и Парижскую классификацию хромосом





 

I. Изучить по фотографиям нормальный кариотип человека, Денверскую и Парижскую классификацию хромосом.

По фотографиям познакомьтесь с методами классификации и индивидуализации хромосом. На фотографии 1 и 2 представлены хромосомные наборы мужчин и женщин согласно Денверской классификации 1960 г. По этой классификации все хромосомы располагаются в определенном порядке и составляют семь групп: А, В, С, D, E, F,G. Кроме того, выделены половые хромосомы ХY и ХХ. Недостатком Денверской классификации является трудность идентификации хромосом внутри группы.

С помощью дифференциальных окрасок выявлена неоднородность линейной структуры хромосом (фото 3, 4, 5, 6). В связи с этим предложена новая номенклатура хромосом человека - Парижская (Paris conferens, 1971), и на основе избирательной окраски разработаны карты линейной дифференцированности хромосом человека (фото 7, 8). Обозначение линейной структуры хромосом строится на следующих принципах: каждая хромосома рассматривается как непрерывная совокупность сегментов независимо от из окраски; хромосомные плечи, обозначаемые латинскими буквами р (короткое плечо) и q (длинное плечо), подразделяются на районы (region), границами которых служат регулярно наблюдаемые четкие морфологически маркеры (landmarks), а районы в свою очередь - на сегменты (lands) - участки хромосом, четко отличающиеся от соседних по интенсивности окраски. Районы и сегменты нумеруются арабскими цифрами, от центромеры к теломере, отдельно для каждого плеча. По этой системе обозначение индивидуального сегмента включает информацию о хромосоме, плече и районе, в котором он находится. Так, символ 1р22 означает второй сегмент в районе 2 короткого плеча аутосомы 1. С помощью методов дифференциального окрашивания в настоящее время в кариотипе человека определена локализация многих онкогенов (фото 9).

II. Митоз в клетках корешка лука. При большом увеличении микроскопа рассмотреть и зарисовать интерфазную клетку и клетки, находящиеся на разных стадиях деления: профаза, метафаза, анафаза и телофаза (см. практикум с. 26, раб 18).

III. Модификации митотического цикла. Изучить строение политенных хромосом из слюнных желез личинок насекомых (Chironomeus tentans). Одной из модификаций митотического цикла является политения – повторная (многократная) репликация молекул ДНК, приводящая к увеличению их числа в хромосомах более чем в 2 раза. При этом не происходит деления ядра и цитоплазмы, а число хромосом сохраняется диплоидным.

Для изучения политенных хромосом используйте готовый микропрепарат или приготовьте временный препарат из слюнной железы мотыля. Для этого необходимо поместить личинку на предметное стекло, придерживая одной препаровальной иглой, отделить головку. Выделить стекловидное тельце железы, окрасить ацет-орсеином (1 капля) и рассмотреть на малом и большом увеличении микроскопа. На микропрепарате можно увидеть гигантскую многонитчатую (политенную) хромосому в виде длинной ленты. По длине хромосомы отчетливо видны поперечные чередующиеся светлые и темные диски (хромомеры) разной толщины, что создает впечатление поперечной исчерченности. Препарат зарисовать.

IV. Митотический индекс в гепатоцитах регенерирующей печени.

1. На микропрепарате печени крысы при увеличении микроскопа 10 х 40 подсчитать среднее число гепатоцитов в 3-х полях зрения (N).

2. Рассчитать число полей зрения (N), необходимое для вычисления митотического индекса (МИ): 4000: М = N.

3. Подсчитать количество митотически делящихся гепатоцитов в полях зрения (а).

4. По количеству митозов (а) вычислить МИ (количество митотически делящихся клеток на 1000 гепатоцитов) по формуле:

; где а – число митозов в полях зрения.

5. По результатам составить таблицу:

Число полей зрения Число митозов Расчет
50 и т.д.   МИ = 1000 гепатоцитов; а = 4000 гепатоцитов (%)
Всего: а  

 

Литература:

Основная:

1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008. т.1, р.-5.1-5.5.

2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

3.Лекции

Дополнительная:

1.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальность лечебное дело

к практическому занятию по дисциплине биология

 

Тема: Способы размножения организмов. Гаметогенез. Мейоз. Биологическая сущность и цитологические основы полового размножения.

Цель: Изучить способы размножения организмов, научиться различать этапы созревания половых клеток. Добиться четкого понимания генетического смысла мейоза.

Задачи:

1. Сравнить механизмы и значение полового и бесполого размножения.

2. Изучить этапы гаметогенеза и их цитологическую характеристику.

3. Проследить образование сперматозоидов по периодам гаметогенеза и фазам мейоза у особи с заданным генотипом.

4. Изучить на микропрепаратах строение яичника, семенника и сперматозоида млекопитающих.

Студент должен знать:

А) до изучения темы:

1. Сущность и биологическое значение полового и бесполого размножения.

2. Этапы гаметогенеза и мейоза.

3. Особенности мейоза, обеспечивающие генетическое разнообразие потомства.

4. Особенности развития и строения половых клеток.

Б) после изучения темы:

1. Подробную цитогенетическую характеристику этапов гаметогенеза и мейоза.

2. Особенности строения половых желез млекопитающих (яичник и семенник), зоны гаметогенеза.

Студент должен уметь:

1. Интерпретировать цитологическую картину событий мейоза, обеспечивающих редукцию числа хромосом и рекомбинацию наследственного материала.

2. Определять разные стадии гаметогенеза и мейоза по микропрепаратам.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов.

2.Беседа по теме занятия:

  1. Сравнительная характеристика способов размножения организмов.
  2. Этапы гаметогенеза.
  3. Период созревания. Характеристика мейоза и его генетическое значение.
  4. Развитие и строение мужских и женских половых клеток.

 

Date: 2015-09-02; view: 1099; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию