Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Решение ситуационных генетических задач
Алгоритм разбора задачи: 1)выписать условия задачи с использованием генетических символов; 2)определить тип взаимодействия генов; 3)определить генотипы родителей; 4)провести скрещивание и рассчитать вероятные генотипы потомства в зависимости от поставленной задачи. 5) выписать ответ. Пример разбора задачи по алгоритму: Редкий ген а вызывает у человека наследственную анофтальмию (отсутствие глазных яблок). Аллельный ген А обуславливает нормальное развитие глаз. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Мужчина, гетерозиготный по данному гену, женился на женщине с нормальным развитием глаз. Какое расщепление по фенотипу можно ожидать в потомстве? 1) Записываем условия задачи с использованием генетических символов: АА – нормальные глазные яблоки аа – отсутствие глазных яблок Аа – глазные яблоки уменьшены 2) Тип взаимодействия аллельных генов – неполное доминирование. 3)Определяем генотипы родителей. В условии задачи сказано, что женщина имеет нормальное зрение, следовательно ее генотип АА; Мужчина гетерозиготен, значит он имеет генотип – Аа. 3)Определяем вероятные генотипы и фенотипы потомства от данного брака: Р: АА х Аа
G: А А. а F1: 1АА: 1Аа Норма уменьшены 4) С вероятностью по 50% (1:1)могут родиться дети с нормальными глазными яблоками и с уменьшенными глазными яблоками. Работа 1. Решите задачи на взаимодействие аллельных генов: 1. Серповидно-клеточная анемия (изменение нормального гемоглобина А на гемоглобин S) наследуется как неполностью доминантный аутосомный признак. Заболевание у гомозиготных особей приводит к смерти обычно до полового созревания; гетерозиготные особи жизнеспособны, анемия у них чаще всего проявляется субклинически. Интересно, что малярийный плазмодий не может использовать для своего питания S-гемоглобин, поэтому люди, имеющие эту форму гемоглобина, не болеют малярией. а) Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен, а другой гомозиготен по гену нормального гемоглобина? б) Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где оба родителя устойчивы к малярии? 2. При разборе судебного дела об отцовстве установлено, что у ребенка IV группа крови, у матери – II, а у предполагаемого отца – I. К какому выводу должен прийти судмедэксперт? Ответ поясните. 3. Резус- положительная женщина II группы крови, отец которой был резус- отрицательным I группы, вышла замуж за резус- отрицательного мужчину I группы. Какова вероятность того, что ребенок унаследует оба признака отца? Работа 2. Решите задачи на взаимодействие неаллельных генов: 1. У человека нормальный слух определяется комплементарными генами С и Е, один из видов врожденной глухоты – рецессивными аллелями этих генов с и е. От брака мужчины и женщины, страдающих глухотой, все дети имели нормальный слух. 1)Определить генотипы родителей и детей. 2)Определить вероятность рождения больных детей от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей. 2. У тыквы ген А подавляет развитие окраски плодов. Его рецессивный аллель а не мешает окраске развиваться. Ген В определяет желтый цвет плодов, а его рецессивная аллель а – зеленый цвет. Какая окраска плодов будет при следующих скрещиваниях: а) АаВв х АаВв, б) Аавв х ааВВ, в) Аавв х ааВв, г) ааВв х аавв? 3. У душистого горошка ген А вызывает образование пропигмента, а ген В – фермента, под влиянием которого из пропигмента образуется пигмент. Таким образом, для развития пурпурной окраски цветков необходимо присутствие в генотипе обоих доминантных генов. Их рецессивные аалели определяют белую окраску цветков. Два пурпурных душистых горошка, скрещенных между собой, дали 1080 пурпурных и 840 белых потомков. Каковы генотипы родителей и потомства? 4. Допустим, что синяя окраска цветков василька определяется двумя парами неаллельных генов А и В, взаимодействующих по типу кумулятивной полимерии. Их рецессивные аллели определяют белую окраску. При скрещивании двух растений с синей окраской в потомстве оказалось 75 растений с синей окраской цветков и 5 растений с белой окраской цветков. При этом интенсивность окраски варьировала. Каковы генотипы родителей и потомства?
Работа 3. Решите задачу на плейотропное действие гена: 1. У каракульских овец доминантный ген А вызывает развитие серой окраски шерсти. В гомозиготном состоянии этот ген приводит к недоразвитию желудка и гибели ягнят. Рецессивная аллель гена обуславливает развитие черной окраски шерсти. Какое расщепление по генотипу можно ожидать от скрещивания двух серых овец? Дайте характеристику гена. Литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1. 2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3.Лекции по биологии. Дополнительная: 1.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005. 2.Косых А.А., Родина Н.Е Задачи по общей и медицинской генетике, Киров, 2001.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальность лечебное дело к практическому занятию по дисциплине биология
Тема: Сцепленное наследование. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Цель: Изучить основные положения хромосомной теории наследственности, сцепленное наследование и явление кроссинговера. Используя теоретические положения хромосомной теории наследственности, научится делать выводы по наследованию признаков в потомстве при сцеплении генов и кроссинговере. Задачи: 1. Изучить особенности сцепленного наследования признаков. 2. Изучить цитологические механизмы рекомбинативной изменчивости. 3. Освоить навыки решения ситуационных генетических задач на сцепленное наследование и кроссинговер. Студент должен знать: А) до изучения темы: 1. Основные положения хромосомной теории наследственности. 2. Особенности наследования сцепленных признаков. 3. Сущность и биологическое значение сцепления генов и кроссинговера. Б) после изучения темы: 1. Особенности решения задач на сцепленное наследование. 2. Варианты сцепленного с полом наследования у человека. Студент должен уметь: 1. Отличать по результатам анализирующего скрещивания сцепленное наследование от несцепленного. 2. На основании данных о фенотипах детей сделать вывод о генотипе родителей. 3. Решать задачи на сцепленное наследование и кроссинговер. Содержание занятия: 1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов. 2.Беседа по теме занятия: 1. Сформулируйте основные положения хромосомной теории. 2. Что такое группа сцепления? Приведите примеры групп сцепления у человека. 3. В чем состояние явление неполного сцепления генов и каковы его причины? 4. Как по результатам анализирующего скрещивания можно определить характер наследования признаков? 5. Как определяется расстояние между генами в хромосоме и сила сцепления между ними? 6. Назовите особенности наследования признаков, сцепленных с полом. 7. Какие принципы лежат в основе составления генетических карт хромосом? 8. В чем заключаются особенности генетического картирования у человека? Date: 2015-09-02; view: 3378; Нарушение авторских прав |