Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема вторая
Сообщения, отвергаемые по причине 1. Что имеется в виду под пропуском в иснаде? Под пропуском в иснаде имеется в виду разрыв в цепи передатчиков иснада, когда кто-либо из передатчиков намеренно или не намеренно опускает имя одного или нескольких передатчиков в начале, конце или середине иснада, что носит явный или скрытый характер. 2. Виды пропуска В зависимости от того, явный или скрытый характер носит пропуск в иснаде, различаются два вида пропусков: а) Явный пропуск: Пропуски такого рода известны как имамам, так и всем прочим людям, занимающимся изучением хадисов. О существовании такого пропуска становится известно ввиду того, что передатчик не встречался со своим шейхом либо потому, что не застал его в живых, либо потому, что он просто не встречался с ним, хотя они и являлись современниками, а это значит, что у него не было от него ни “иджазы”,[65] ни “виджады”.[66] Вот почему исследователю иснадов необходимо знать биографии передатчиков хадисов, включающие даты их рождения, смерти и данные о том, когда именно они занимались поисками хадисов, когда находились в пути, а также разные другие сведения. Знатоки хадисов использовали для обозначения явных пропусков четыре названия, выбор которых определялся местом пропуска или количеством пропущенных имён передатчиков. Имеются в виду нижеследующие названия: 1. المُعَلَّق Му‘алляк. 2. المُرْسَل Мурсаль. 3. المُعْضًل ْ Му‘даль. 4. المُنْقَطِعْ Мункати‘. б) Скрытый пропуск: Пропуски такого рода замечают только искусные имамы, осведомлённые о путях передачи хадисов и недостатках иснадов. Для их обозначения используются два названия: 1. المُدَلَّس Мудалляс. 2. المُرْسَل الخَفِيُّ Мурсаль хафи. Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследование каждого из вышеупомянутых названий. Му‘алляк 1. Определение а) Слово “му‘алляк” (подвешенный) является причастием страдательного залога от глагола “‘алляка” (подвешивать что-то к чему-либо). Иснады этого вида стали называть “подвешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, что делает их похожими на нечто подвешиваемое к потолку или к чему-нибудь ещё. б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков. 2. Виды таких хадисов а) К числу их относятся хадисы, иснады которых пропущены полностью, после чего там может быть сказано следующее: «Посланник Аллаха, , сказал то-то и то-то». б) К числу их относятся и такие хадисы, в иснадах которых пропущены имена всех передатчиков, кроме имени сподвижника или же имён сподвижника и последователя.[67] 3. Пример: Примером такого хадиса может служить сообщение, приводимое аль-Бухари во введении к “Главе, в которой упоминается о бедре”, где сказано: – Абу Муса сказал: «Пророк, , прикрыл свои колени, когда к нему вошёл ‘Усман»[68] Этот хадис является “подвешенным”, поскольку аль-Бухари опустил весь его иснад за исключением имени сподвижника, которым является Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах. 4. Суждение о таком хадисе “Подвешенный” хадис является отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет одному из условий приемлемости, а именно – непрерывности иснада, так как в нём опущено имя одного или более передатчиков, и нам ничего не известно о нём или о них. 5. Суждение о “подвешенных” хадисах, приводимых в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима Суждение о том, “подвешенный” хадис является отвергаемым, относится к абстрактному определению “подвешенного” хадиса, однако если “подвешенный” хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, например в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, то на него распространяется действие особого суждения, о чём можно сказать следующее: улемы занимались исследованием “подвешенных” хадисов, приводящихся в “Сахихе” аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. Лучшим из них был хафиз Ибн Хаджар, собравший эти сообщения в своём труде “Таглик ат-та‘лик”. Мурсаль 1. Определение а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпускающий как бы отпустил иснад, не связав его с известным передатчиком. б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск.[69] 2. Форма такого хадиса В таком хадисе приводятся слова последователя независимо от того, мал он был или стар: «Посланник Аллаха, , сказал то-то», или: «…сделал то-то», - или: «В его присутствии было сделано то-то». Мухаддисы называют хадис “мурсаль”, если он имеет такую форму. 3. Пример В пример можно привести один из хадисов, приводимых в «Книге торговых сделок» «Сахиха» Муслима, где сказано: – Передал мне Мухаммад бин Рафи‘, сказавший: передал нам Худжайн, сказавший: передал нам аль-Ляйс, слышавший от ‘Укайля, слышавший от Ибн Шихаба, слышавшего от Са‘ида бин аль-Мусаййаба, что посланник Аллаха, , запрещал (то, что называется) “музабана”.[70] Са‘ид бин аль-Мусаййаб был одним из выдающихся последователей. Он передавал этот хадис, в котором содержится сообщение о словах пророка, , не упоминая имени того, кто являлся связующим звеном между ним и пророком, . Таким образом, в иснаде этого хадиса опущена его заключительная часть, иначе говоря имя того, кто упоминается до последователя. Это является наименьшей потерей, но бывает и так, что наряду с этим опущено, например, и имя последователя. 4. Какие хадисы факихи и знатоки основ религии относят к разряду “мурсаль”? Хадисы, форма которых соответствует упомянутой нами, мухаддисы относят к разряду “мурсаль”, что же касается факихов и знатоков основ религии, то их подход к этому является более общим. Так, например, любой хадис, в иснаде которого не упоминается один или несколько передатчиков, не следующих друг за другом,[71] они относят к разряду хадисов “мурсаль”, и такого же мнения придерживаются последователи аль-Хатиба. 5. Суждение о таком хадисе В основе своей хадис категории “мурсаль” является слабым и отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет такому необходимому условию приемлемости, как непрерывность иснада. Кроме того, ничего не известно о том передатчике, имя которого опущено, а это значит, что он может и не являться сподвижником, а это значит, что в подобном случае хадис может оказаться слабым. Однако ни лучшие мухаддисы, ни другие улемы не были едины во мнении относительно суждения о хадисах категории “мурсаль” и использовании их в качестве аргументов, поскольку подобный вид разрыва в цепи передатчиков отличается от любого другого. Имеется в виду, что в основном в таких хадисах выпадает имя сподвижника, но все сподвижники отличались справедливостью, и незнание их имён не может причинить никакого вреда. В бльшинстве случаев высказывания улемов о хадисах категории “мурсаль” относятся к одной из трёх нижеследующих групп: а) Слабыми и отвергаемыми считает такие хадисы большая часть мухаддисов, а также многие знатоки основ религии и факихи, выдвигающие в качестве довода отсутствие сведений о положении того передатчика, имя которого в иснаде опущено, так как существует вероятность того, что он сподвижником не являлся. б) Достоверными и пригодными для использования в качестве аргументов считают такие хадисы имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад. Их мнение разделяет и целая группа улемов при том условии, что все передатчики такого хадиса были достойны доверия и передавали хадисы только со слов достойных доверия лиц. Они обосновывали свою точку зрения тем, что последователи заслуживают доверия, и любой из них мог сказать: «Посланник Аллаха, , сказал…», лишь в том случае, если он слышал об этом от достойного доверия человека. в) Его можно считать приемлемым в случае соблюдения определённых условий. Иначе говоря, при соблюдении этих условий такой хадис является достоверным, как считают имам аш-Шафи‘и и некоторые улемы. Речь идёт о соблюдении четырёх условий, три из которых касаются передатчика, а одно – самого такого хадиса: 1. Передатчик должен относиться к числу крупнейших последователей. 2. Называя тех людей, со слов которых он передавал хадисы, он должен называть достойных доверия. 3. Если такого же мнения придерживаются и другие достойные доверия хафизы, он не должен противоречить им 4. Помимо вышеперечисленных трёх условий такой хадис должен удовлетворять также и одному из нижеупомянутых: а) Этот хадис должен передаваться и другим путём, но с указанием имён всех передатчиков. б) Или же он должен передаваться также без указания имени сподвижника другим путём таким человеком, который воспринял знание не от тех людей, которые упоминаются в иснаде первого хадиса. в) Или же по смыслу он должен соответствовать словам сподвижника. г) Или же большинство улемов должно высказываться сообразно смыслу этого хадиса.[72] Если вышеупомянутые условия соблюдены, становится ясно, что иснад такого хадиса и всё то, что его усиливает, является достоверным, и если какое-нибудь достоверное сообщение передаётся одним путём и противоречит этому, мы можем отдать предпочтение первому, по той причине, что оно передаётся многими путями, если объединить их между собой трудно. 6. Хадис категории “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника Здесь имеется в виду сообщение сподвижника, передавшего слова посланника Аллаха, , если сам он не слышал или не видел этого по той причине, что был слишком мал, или принял ислам слишком поздно[73], или отсутствовал. К данному виду относятся многочисленные хадисы таких малолетних сподвижников как Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр и других, да будет доволен ими Аллах. 7. Суждение о хадисе “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника Правильное и распространённое мнение, которого придерживается большинство улемов, состоит в том, что эти хадисы являются достоверными и могут быть использованы в качестве аргументов, поскольку случаи передачи хадисов сподвижниками со слов последователей редки. Если они передавали хадисы с их слов, то поясняли это, если же они не приводили пояснений и говорили: «Посланник Аллаха, , сказал…», это значит, что они слышали это сообщение от другого сподвижника, а раньше мы уже отмечали, что отсутствие имени сподвижника не приносит вреда. 8. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “мурсаль”: а) “Марасиль” Абу Дауда. б) “Марасиль” Ибн Абу Хатима. в) “Джами‘ ат-тахсиль ли-ахкам аль-марасиль” аль-`Аля`и.[74] Му‘даль 1. Определение а) Слово “му‘даль” является причастием страдательного залога от глагола “а‘даля” (утомлять). б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, в иснаде которого пропущены имена двух или более передатчиков подряд. 2. Пример В пример можно привести хадис, который аль-Хаким приводит в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”: Аль-Ка‘наби передал слова Малика, сообщившего, что до него дошло, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, , сказал: [ للمَمْلوكِ طعامُهُ وكِسْوَتُهُ بالمَعْروفِ ] “Невольника (следует обеспечивать) едой и одеждой согласно обычаю, не заставляя его делать то, что ему не по силам”». Аль-Хаким сказал: «Этот хадис относится к категории “му‘даль” по мнению Малика, который назвал его таковым в “Аль-Муватта”».[75] Этот хадис относится к категории “му‘даль” по той причине, что в его иснаде между Маликом и Абу Хурайрой отсутствуют имена двух следующих один за другим передатчиков, о чём нам известно из той версии этого хадиса, которая в “Аль-Муватта” не приводится и в которой сказано: «… слова Малика, передавшего со слов Мухаммада бин ‘Аджлана, передавшего со слов его отца, что Абу Хурайра сказал…»[76] 3. Суждение о таком хадисе Хадисы, относящиеся к категории “му‘даль” являются слабыми, так как в их иснадах есть много пропусков. 4. Сочинения, в которых встречается много хадисов категории “му‘даль” Ас-Суйути сказал[77]: «Хадисы, относящиеся к категориям “му‘даль”, “мункати‘” и “мурсаль”, часто встречаются в нижеследующих сочинениях: а) “Китаб ас-сунан” Са‘ида бин Мансура. б) В сочинениях Ибн Абу-д-Дунйа». Мункати‘ 1. Определение а) Слово “мункати‘” является причастием действительного залога от глагола “инката‘а” (быть прерванным). 2. Объяснение определения б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, иснад которого имеет разрыв любого рода. Имеется в виду любой иснад, имеющий разрыв в любом месте, будь то начало, конец или середина. Таким образом, к этой категории относятся хадисы, относящиеся к категориям “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, однако специалисты по терминологии хадисов более позднего времени выделили хадисы категории “мункати‘”, поскольку по форме они не соответствуют трём вышеупомянутым категориям, и в основном так же подходили к этому знатоки прошлого. Вот почему ан-Навави сказал: «Это чаще всего используется при передаче слов сподвижника людьми, жившими позже последователей, например, в тех случаях, когда Малик передаёт сообщение со слов Ибн Умара».[78] 3. Пример Примером может служить хадис, передаваемый Абд ар-Раззаком, слышавшим от ас-Саури, слышавшим от Абу Исхака, слышавшим от Зайда бин Йусай‘а, слышавшего от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, следующее[79]: «Если вы вручите (власть) Абу Бакру, то (знайте, что) он является сильным и надёжным (человеком)».[80] В середине иснада этого хадиса опущено имя передатчика, а именно – Шарика, который должен был быть упомянут между ас-Саури и Абу Исхаком, поскольку ас-Саури не слышал его от Абу Исхака непосредственно, но слышал его от Шарика, слышавшего его от Абу Исхака. Хадис с разрывом такого типа не соответствует категориям хадисов категорий “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, и поэтому его относят к категории “мункати‘”. 4. Суждение о таком хадисе По общему мнению улемов хадисы, относящиеся к категории “мункати‘”, являются слабыми, поскольку ничего не известно о том передатчике, имя которого в иснаде такого хадиса опущено. Мудалляс 1. Определение слова “тадлис” (утаивание) а) Слово “мудалляс” является причастием страдательного залога от глагола “далляса”, что означает “утаивать недостаток товара от покупателя”. б) В качестве термина слово “тадлис”[81] служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашивания, что по сути своей является подтасовкой. 2. Виды подтасовки Есть два основных вида подтасовки: подтасовка имён передатчиков, упоминающихся в иснаде, и подтасовка имён шейхов. 3. Подтасовка иснада а) Определение: о подтасовке иснада говорят в том случае, когда передатчик передаёт со слов того, кого он слушал, то, чего он не слышал, не упоминая о том, что он слышал это от того, от кого он слышал это на самом деле.[82] б) Объяснение определения. Такое определение подтасовки имён передатчиков, упомянутых в иснаде, подразумевает собой, что передатчик передаёт то или иное сообщение со слов шейха, от которого он слышал несколько хадисов, однако данный хадис, имена передатчиков которого были подтасованы этим передатчиком, он от него не слышал, но слышал его от другого шейха, ссылавшегося на его шейха. При этом имя этого другого шейха не упоминается, а передатчик передаёт с его слов те фразы, которые он мог услышать, например, «он сказал» или «со слов». Передатчик делает это, желая внушить другим, что он слышал это непосредственно от него. Вместе с тем передатчик открыто не заявляет о том, что он слышал от него этот хадис, и не говорит: «Я слышал» или: «Он передал мне», чтобы вследствие этого не стать лжецом. Бывает и так, что передатчик намеренно не приводит имя одного или нескольких других передатчиков. в) Пример: Примером может служить приводимый аль-Хакимом хадис,[83] иснад которого доходит до имени Али бин Хашрама, который сказал: – Ибн Уйаййна сказал нам: «Со слов аз-Зухри.» Его спросили: «Ты слышал его от аз-Зухри?» Он сказал: «Нет, ни от него, ни от того, кто слышал его от аз-Зухри. Это передал мне Абд ар-Раззак, слышавший от Ма‘мара, слышавшего от аз-Зухри». В данном случае Ибн Уйаййна опускает имена двоих передатчиков, отделяющих его от аз-Зухри. 4. Подтасовка с целью выравнивания По сути дела такая подтасовка является одним из видов подтасовки имён передатчиков, упомянутых в иснаде. а) Определение. В данном случае речь идёт о передаче хадиса передатчиком со слов его шейха, после чего передатчик убирает имя другого слабого передатчика, находящееся между именами двух достойных доверия передатчиков, которые встречались друг с другом. Иначе говоря, имеется в виду такой случай, когда передатчик передаёт хадис со слов достойного доверия шейха, слышавшего его от слабого передатчика, который слышал его от достойного доверия лица, и два этих достойных доверия передатчика могли встречаться друг с другом. Человек, прибегающий к подтасовке и слышавший данный хадис от первого достойного доверия передатчика, убирает из иснада имя слабого передатчика, придавая иснаду такой вид, будто он слышал его от достойного доверия шейха, который слышал его от другого достойного доверия лица. С этой целью такой передатчик использует не вполне ясные фразы,[84] выравнивая иснад, в результате чего получается, что все его передатчики достойны доверия.. Этот вид подтасовки является наихудшим, поскольку может быть так, что первый из достойных доверия передатчиков подтасовкой не занимался, но после выравнивания человек, который станет знакомиться с иснадом, увидит, что один достойный доверия передатчик передал его от другого достойного доверия, решит, что он является достоверным, и это введёт его в опасное заблуждение. б) Пример: Примером может служить хадис, приводимый Ибн Абу Хатимом в “Аль-‘Иляль”. Он говорит: «Я слышал от своего отца…», после чего приводит хадис, который Исхак бин Рахавийа приводит со слов Бакыйа, сказавшего: Передал мне Абу Вахб аль-Асади, слышавший от Нафи‘а, слышавшего от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, хадис, в котором сказано: «Не хвалите ислам человека, пока не узнаете, в чём суть его воззрений». Далее он говорит: – Мой отец сказал: «Мало найдётся таких, кто сможет разобраться в этом хадисе, так как достойный доверия Убайдуллах бин Амр передал его со слов слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва, передавшего его со слов достойного доверия Нафи‘а, передавшего его со слов Ибн Умара, передавшего то, что он слышал от пророка, . Убайдуллах бин Амр был известен по своей кунье Абу Вахб и своей нисбе Асади. По этой кунье его называл Бакыйа, связавший его происхождение с племенем бану асад, чтобы его не узнали. Смысл этого состоял в том, чтобы никто не понял, в чём дело, в случае исключения из иснада слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва».[85] 5. Подтасовка имён шейхов а) Определение: Имеется в виду такой случай, когда передатчик передаёт со слов шейха хадис, который он от него слышал, но при этом называет этого шейха таким именем, или куньей, или нисбой, или описывает его с помощью того, что является неизвестным для других, чтобы его никто не узнал.[86] б) Примером могут послужить слова одного из имамов чтецов Корана Абу Бакра бин Муджахида, который сказал: «Передал нам Абдуллах бин Абу Абдуллах…» - имея в виду Абу Бакра бин Абу Дауда ас-Сиджистани. 6. Суждение о подтасовке а) Подтасовка имён передатчиков является весьма порицаемым делом, которое осуждало большинство улемов. К числу тех, кто высказывал порицание этому особенно резко и часто, относился Шу‘ба. Так, например, он сказал: «Подтасовка – брат лжи». б) Подтасовка с целью выравнивания является ещё более отвратительным, чем просто подтасовка, а аль-Ираки даже сказал: «Подобное порочит того, кто занимался этим намеренно». в) Что касается подтасовки имён шейхов, то оно является менее отвратительным, чем подтасовка имён передатчиков, поскольку в подобных случаях утаивающий никого не исключает из иснада, нежелательность же этого объясняется тем, что из иснада выпадает общеизвестное имя одного из передатчиков данного хадиса, а для слушателя усложняется процесс выяснения этого имени. Степень нежелательности такой подтасовки определяется тем, какую цель преследует тот, кто прибегает к подобным методам. 7. Что побуждало передатчиков к подтасовке а) Ниже перечислены четыре причины, побуждавшие передатчиков к подтасовке имён шейхов. 1. Слабость шейха или то обстоятельство, что он не пользовался доверием. 2. Недавняя смерть шейха и то обстоятельство, что наряду с данным передатчиком его слушали и те люди, которые были моложе передатчика и ниже его по своему положению. 3. Возраст шейха, если оказывалось, что он младше того, кто передавал хадис с его слов. 4. Множество передаваемых с его слов хадисов, когда передатчику не нравится, что имя шейха везде упоминается только в одной форме. б) Насчитывается пять причин, побуждавших передатчиков к подтасовке имён передатчиков: 1. Внушение другим мысли о высоте иснада. 2. Пропуск части хадиса, передаваемого со слов такого шейха, от которого передатчик слышал много хадисов. 3, 4, 5. Три первых причины, перечисленные в том пункте, где речь идёт о подтасовке имён шейхов. 8. Есть три причины, в силу которых занимающийся подтасовкой достоин порицания. Ими являются: а) Создание передатчиком ложного впечатления о том, что он слышал хадисы от тех, кого на самом деле не слушал. б) Отказ от исследования и предпочтение того, что является только возможным. в) Его знание о том, что, если бы он упомянул того, сведения о ком он подтасовал, другие были бы недовольны.[87] 9. Суждение о передаче занимающегося подтасовкой Мнения улемов о том, можно ли принимать хадисы, переданные тем, кто занимался подтасовкой, расходятся. Наибольшее распространение получили две точки зрения. а) Такой хадис является абсолютно неприемлемым, поскольку сам факт подтасовки требует отвода. б) Такой хадис требует дифференцированного подхода. 1. Если передатчик открыто заявляет о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача принимается. Это значит, что если он скажет: «Я слышал…» – или нечто подобное, его хадис следует принять. 2. Если же передатчик не делает открытого заявления о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача не принимается. Это значит, что если он скажет: «Со слов…» – или нечто подобное, его хадис принимать не следует.[88] 10. Как распознать подтасовку? Есть два признака подтасовки: а) Заявление об этом самого передатчика, занимавшегося подтасовкой, например в том случае, когда его об этом спрашивают, как было это с Ибн Уйаййной. б) Сообщение об этом одного из сведущих имамов, который основывался на знании, полученном с помощью исследования и изучения. 11. Наиболее известные сочинения о подтасовках и тех, кто занимался подобными вещами Таких сообщений известно множество, а к числу наиболее известных относятся следующие: а) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” аль-Хатиба аль-Багдади.[89] б) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” Бурхан ад-дина бин аль-Халяби (это сочинение опубликовано). в) “Та‘риф ахль ат-такдис би-маратиб аль-маусуфина би-т-тадлис” хафиза Ибн Хаджара (это сочинение тоже опубликовано). Мурсаль хафи 1. Определение а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпускающий как бы отпустил иснад, не стал связывать его с известным передатчиком. Что же касается слова “хафи” (скрытый), то оно является антонимом слова “джали” (явный). Таким образом, эта категория хадисов “мурсаль” не относится к числу явных, и их можно распознать только благодаря исследованию. б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле данный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такие слова, которые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственно от него, либо от того, кто слышал его от этого человека, например: «Он сказал…» 2. Пример В пример можно привести тот хадис, который Ибн Маджа передаёт со слов Умара бин Абд аль-Азиза и в котором сообщается, что Укба Ибн Амир передал, что пророк, , сказал: [ رَحِمَ اللَّهُ حارِسَ الحَرَسِ] «Да помилует Аллах охраняющего охраняющих».[90] Дело в том, что Умар не встречался с Укбой, о чём аз-Зайй сообщает в “Аль-Атраф”. 3. Как можно распознать такой хадис? Хадисы, относящиеся к категории “мурсаль хафи”, можно распознавать одним из трёх способов: а) Благодаря указанию одного из имамов на то, что данный передатчик не встречался с тем лицом, со слов которого он передаёт данный хадис, или же никогда его не слушал. б) Благодаря собственному заявлению такого передатчика о том, что он не встречался с тем лицом, со слов которого он передаёт данный хадис, или же ничего от него не слышал. в) Наличие такого же хадиса, но передаваемого другим путём, если в его иснаде между именем данного передатчика и именем того, со слов которого он передал хадис, упоминается имя ещё какого-нибудь передатчика. Относительно третьего способа среди улемов наблюдались разногласия, поскольку он может относиться к категории хадисов “с добавлением к непрерывному иснаду”. 4. Суждение о хадисе, относящемся к категории “мурсаль хафи” Такой хадис является слабым, поскольку он относится и к категории “мункати‘”, и если разрыв его является явным, то суждение о нём должно быть таким же, как и суждение о хадисах категории “мункати‘”. 5. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мурсаль хафи”. Таким сочинением является “Китаб ат-тафсиль ли-мубхам аль-марасиль” аль-Хатиба аль-Багдади. المُعَنْعَن “Му‘ан‘ан” и المُؤَنَّن “му’аннан” 1. Определение хадиса категории “му‘ан‘ан” а) Слово “му‘ан‘ан” является причастием страдательного залога от глагола “‘ан‘ана” – передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов». б) В качестве термина слово “му‘ан‘ан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика «Такой-то передал со слов такого-то…» 2. Пример В пример можно привести тот хадис, который приводит Ибн Маджа и в котором говорится: Передал нам Усман бин Абу Шайба, который сказал: Передал нам Му‘авийа бин Хишам, который сказал: Передал нам Суфйан со слов Усамы бин Зайда, передавшего со слов Усмана бин Урвы, передавшего со слов Урвы, передавшего, что Аиша сказала: – Посланник Аллаха, , сказал: ] إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى مَيَامِنِ الصُّفُوفِ [ «Поистине, Аллах и ангелы[91] Его благословляют (стоящих) в рядах справа».[92] 3. Являются ли иснады таких хадисов непрерывными (муттасиль) или в них есть разрывы (мункати‘)? Правильным является мнение, согласно которому иснад такого хадиса является непрерывным, если соблюдён ряд условий. общепризнанными из них являются два условия 1. Передатчик, передающий что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, не должен относиться к числу занимавшихся подтасовкой. 2. Встреча передатчика, передававшего что-либо со слов другого человека с этим человеком, должна относится к разряду возможных событий. Нижеперечисленные условия относятся к числу тех, относительно обязательности которых существовали разногласия. 1. Установленность факта встречи: соблюдение этого условия считали необходимым аль-Бухари, Ибн аль-Мадини и некоторые другие исследователи. 2. Продолжительность общения: это считал необходимым Абу-ль-Музаффар ас-Сам‘ани. 3. Общеизвестность того, что данный передатчик передавал хадисы со слов такого-то: это считал необходимым Абу Амр ад-Дани. 4. Определение хадиса категории “му’аннан” а) Это слово является причастием страдательного залога, образованным от глагола “’аннана“ – «говорить “что”». б) В качестве термина слово “му’аннан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика: «Передал нам такой-то, что такой-то сказал…» 5. Суждение о хадисе вида “му’аннан” Наиболее распространённое мнение заключается в том, что слово “что” подобно выражению “передают со слов”, а передатчик, использующий его, мог слышать то, что он передаёт, при условии соблюдения вышеупомянутых условий. Date: 2015-09-02; view: 367; Нарушение авторских прав |