Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема первая. Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”[10]





Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир” [10]

1. Определение

а) По форме слово المُتَواتِر “мутаватир” является причастием действительного залога, образованным от масдара[11] “таватур” – следование один за другим.

б) Терминологическое значение слова “таватур”: переда­ча сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.

Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передаётся многими передатчи­ками каждого из разрядов его иснада, что позволяет разуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения.

2. Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение

Из пояснений к определению ясно, что к категории “мута­ватир” сообщение можно отнести лишь в том случае, если оно удовлетворяет четырём условиям:

а) Если оно передаётся большим количеством передатчи­ков. Относительно минимального их количества единого мне­ния нет, но в основном считается, что их должно быть не ме­нее десяти.[12]

б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада.

в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сго­вориться между собой с целью фальсификации.[13]

г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств.

Имеются в виду их слова: «Мы слышали…», или: «Мы виде­ли…», или: «Мы прикасались…» Если же в основе их сообще­ний лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории “му­таватир”.

3. Суждение о таком сообщении

Сообщение, относящееся к категории “мутаватир”, заклю­чает в себе такую необходимую или же достоверную информа­цию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, буд­то он сам является свидетелем того, о чём говорится в этом со­общении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все все они должны приниматься, в вы­яснении же подробностей деятельности передатчиков необхо­димости нет.

4. Группы таких сообщений

Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”, под­разделяются на две группы: словесные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма‘нави).

а) “Аль-мутаватир аль-ляфзи” – это такие сообщения, ко­торые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу.

Примером может служить хадис, в котором соообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

] مَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنْ النَّارِ [

«Пусть (приготовится) занять своё место в огне тот, кто на­меренно возвёл на меня ложь», и который передаётся со слов более чем семидесяти сподвижников.

б) “Аль-мутаватир аль-ма‘нави” – это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу.

В пример можно привести хадисы, где сообщается о возде­вании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов о пророке, , в каж­дом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории “мутаватир”, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк, , воздевал руки, позво­ляют отнести их к этой категории с учётом всей совокупности путей передачи этих хадисов.[14]

5. Наличие таких сообщений

Известно немало хадисов, относящихся к категории “мута­ватир”, например хадисы о водоёме пророка, , хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омове­ния, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что пророк, , сказал: «Да порадует Ал­лах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это…», и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (āхāд) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними коли­чество хадисов “мутаватир” очень невелико.

6. Наиболее известные сочинения, посвящённые хадисам, которые относятся к категории “мутаватир”

Улемы уделяли большое внимание собиранию хадисов, от­носящихся к категории “мутаватир”, и составлению из них отдельных сборников с целью облегчения доступа к ним стре­мящимся к знанию. В пример можно привести следующие со­чинения:

а) Разбитое на главы сочинение ас-Суйути “Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира”.

б) “Катф аль-азхар”, также принадлежащее перу ас-Суйу­ти. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдущего.

в) “Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир” Мухаммада бин Джафара аль-Каттани.







Date: 2015-09-02; view: 338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию