Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема третья
Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика 1. Что подразумевается под отводом (та‘н)[93] передатчика? Под отводом передатчика подразумевается его отвод языком и отрицательные отзывы о его беспристрастности, религиозности, точности, памяти и внимательности. 2. Причины отвода передатчика Насчитывается десять причин, по которым передатчик может получить отвод. Пять из них имеют отношение к беспристрастности, а пять других – к точности. а) К беспристрастности имеют отношение следующие причины. 1. Лживость. 2. Обвинения во лжи. 3. Порочность. 4. Приверженность к нововведениям. 5. Невежество. б) Отвод по причине недостаточной степени точности может быть вызван нижеперечисленными вещами. 1. Грубыми ошибками. 2. Плохим запоминанием. 3. Небрежностью. 4. Большим количеством ошибок. 5. Несоответствиями передаваемых хадисов с тем, что передавали достойные доверия мухаддисы. Ниже речь пойдёт о категориях хадисов, которые отвергаются в силу одной из вышеупомянутых причин. Начну с наиболее неприемлемых. المَوْضُوع Мауду‘ Если причиной отвода передатчика является возведение им лжи на посланника Аллаха, , то его хадис называется “мауду‘” (подложный; вымышленный). 1. Определение а) Слово “мауду‘” является причастием страдательного залога от глагола “вада‘а” – “уменьшать; унижать”. Хадисы, относящиеся к данному виду, получили такое название в силу их низкого достоинства. б) В качестве термина слово “мауду‘” используется для обозначения измышленной лжи, возводимой на посланника Аллаха, , и приписываемой ему. 2. Суждение о передаче такого сообщения. Все улемы единодушны во мнении о том, что любому человеку, знающему, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача его не сопровождается указанием на его вымышленность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: ]مَنْ حَدَّثَ عَنِّي بِحَدِيثٍ يُرَى أَنَّهُ كَذِبٌ فَهُوَ أَحَدُ الْكَاذِبِينَ [ «Человек передавший с моих слов сообщение, которое сам он считает ложным, станет одним из двух лжецов[94]».[95] 3. Способы, применявшиеся фальсификаторами хадисов а) Фальсификатор мог что-либо сам, после чего снабжал свои слова вымышленным иснадом и передавал другим. б) Второй способ заключался в использовании слов какого-нибудь мудреца или кого-либо ещё, которые также снабжались вымышленным иснадом. 4. Как распознать подложный хадис? Указанием на фальсификацию хадиса могут служить нижеперечисленные вещи: а) Собственное признание фальсификатора в фальсификации: в пример можно привести признание Абу ‘Исмата Нуха бин Абу Марйам в том, что он сфальсифицировал хадис о достоинствах сур Корана сура за сурой, передав его якобы со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими[96]. б) То, что равноценно собственному признанию фальсификатора в фальсификации: примером может служить такой случай, когда передатчика, передающего хадис непосредственно со слов какого-либо шейха, спрашивают о том, когда родился этот шейх, после чего он называет определённую дату, и получается, что смерть этого шейха предшествовала рождению передатчика; при этом данный хадис известен только со слов этого передатчика. в) Данные, полученные в результате изучения биографии передатчика: примером является такой случай, когда передатчик является рафидитом,[97] а в хадисе, который он передаёт, сообщается о достоинствах семьи пророка, . г) Данные, полученные в результате исследования передаваемого сообщения: в пример можно привести тот случай, когда в хадисе используются неправильные фразы, или когда его содержание противоречит тому, что воспринимается с помощью чувств, или тому, о чём ясно говориться в Коране. 5. Причины фальсификации и категории фальсификаторов а - Стремление приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью фабрикации хадисов, побуждающих людей к благу, и хадисов, внушающих страх перед совершением порицаемого. Люди, занимавшиеся фабрикацией таких хадисов, относились к числу отрёкшихся от мира и праведников и являлись наихудшими из фальсификаторов, поскольку люди, доверявшие им, принимали их вымыслы за чистую монету. К числу таких фальсификаторов относился Майсара бин Абд Рабби-хи. В своём труде “Ад-Ду‘афа” Ибн Хиббан сообщает, что Ибн Махди сказал: – Я спросил Майсару бин Абд Рабби-хи: «Откуда ты взял хадисы, в которых говорится, что за чтение такой-то суры полагается такая-то награда?» Он сказал: «Я сам выдумал их, чтобы внушать людям желание».[98] б) Желание поддержать свой мазхаб. В особой мере это относится к последователям тех мазхабов, которые были представлены политическими течениями после начала смуты и возникновения различных политических течений наподобие хариджитов и шиитов. Представители каждого из этих течений фальсифицировали хадисы для поддержки своего мазхаба, примером чего может служить тот хадис, в котором говорится: «Али является лучшим из людей, а сомневающийся в этом впал в неверие». в) Дискредитация ислама. Эти безбожники, не имевшие возможности открыто устраивать козни против ислама, решили пойти таким отвратительным путём и сфальсифицировали целый ряд хадисов с целью искажения и дискредитации этой религии. К их числу относился распятый за свою ересь Мухаммад бин Са‘ид аш-Шами, передававший со слов Хумайда, что тот слышал от Анаса, что пророк, , сказал: «Я – последний пророк, и не будет пророка после меня, если не пожелает Аллах».[99] Хвала и благодарение Аллаху, выдающиеся знатоки сунны дали необходимые разъяснения относительно таких хадисов. г) Стремление снискать милость правителей. Имеется в виду, что некоторые маловеры стремились приблизиться к правителям, выдумывая хадисы, соответствовавшие тем отклонениям, в которые впадали эти правители. Примером может служить сообщение о Гийасе бин Ибрахиме ан-Наха‘и аль-Куфи и повелителе правоверных аль-Махди. Как-то раз, войдя к нему и увидев, что он играет с голубями, Гийас передал хадис с иснадом, доходящим до пророка, , где сообщалось, что он сказал: «Не следует соревноваться ни в чём, кроме того, что касается стрельбы из луков, скачек на животных, имеющих лапы[100] или копыта, или состязаний почтовых голубей», [101] добавив к сказанному пророком, , слова «или состязаний почтовых голубей» ради аль-Махди, который, узнав об этом, велел зарезать голубей и сказал: «Это я подтолкнул его к этому». д) Стремление к материальным благам. Имеются в виду некоторые рассказчики, зарабатывавшие себе на жизнь тем, что они рассказывали людям хадисы, приводя различные удивительные и развлекательные рассказы, чтобы люди слушали их и что-то давали им. К числу таких людей относился, например, Абу Са‘ид аль-Мада’ини. е) Стремление к славе. Имеется в виду стремление прославиться с помощью передачи неизвестных (гариб) хадисов, которых нет в сводах даже крупных мухаддисов. Для того чтобы придать хадисам форму неизвестных и внушить людям желание слушать их, некоторые люди видоизменяли иснады. К числу их относились Ибн Абу Дахийа и Хаммад ан-Насиби.[102] 6. Наиболее известные сочинения о подложных хадисах: а) “Китаб аль-мауду‘ат” Ибн аль-Джаузи. б) “Аль-ля’али аль-масну‘а фи-ль-ахадис аль-мауду‘а” ас-Суйути. в) “Танзих аш-шари‘а аль-марфу‘а ‘ан аль-ахадис аш-шани‘а аль-мауду‘а” Ибн ‘Аррака аль-Кинани. المَتْرُوك Матрук Если причиной отвода передатчика послужило обвинение во лжи, что является второй из вышеупомянутых причин, такой хадис называется “матрук”. 1. Определение а) Слово “матрук” является причастием страдательного залога от глагола “тарака” (оставлять). б) В качестве термина это слово употребляется для обозначения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя передатчика, обвиняемого во лжи. 2. Передатчика могли обвинять во лжи по двум нижеследующим причинам: а) в том случае, когда данный хадис передавался только с его слов и содержание его противоречило известным основоположениям;[103] б) в том случае, когда передатчик был известен как лживый человек, даже если он не допускал лжи при передаче хадисов пророка, . 3. Пример В пример можно привести хадис, который Амр бин Шамир аль-Джу‘фи аль-Куфи аш-Ши‘и передавал по словам Джабира, слышавшего со слов Абу-т-Туфайля, что он слышал, как Али и ‘Аммар говорили: «Пророк, , обращался к Аллаху с мольбами (кунут) во время утренней молитвы, и произносил слова “Аллах велик” в день Арафата после утренней молитвы, и прерывал послеполуденную молитву в последний из дней ташрика».[104] Ан-Наса’и, ад-Даракутни и другие мухаддисы говорили об Амре бин Шамире следующее: «Хадисы, которые он передавал относятся к категории “матрук”».[105] 4. Степень такого хадиса Мы уже отмечали, что наихудшими из слабых хадисов являются хадисы, относящиеся к категории “мауду‘”, более высокое положение занимают хадисы, относящиеся к категории “матрук”, затем – категории “мункар”, затем – категории “му‘алляль”, затем – категории “мудрадж”, затем – категории “маклюб”, а затем – категории “мудтариб”. В таком порядке их расположил хафиз Ибн Хаджар.[106] المُنْكَر Мункар Если причиной отвода передатчика является грубая ошибка, или частое проявление небрежности, или порочность, передаваемый им хадис именуется “мункар”. 1. Определение а) Слово “мункар” является причастием страдательного залога от глагола “анкара” (не признавать). б) Слово “мункар” как термин. Улемы давали хадисам, относящимся к этой категории, различные определения. Ниже приводятся два наиболее известных. 1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявшего небрежность или известного своим нечестием. 2. Это такой хадис, который передавал слабый передатчик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия. 2. Примеры а) Примером, относящимся к первому определению, может служить хадис, который ан-Наса’и и Ибн Маджа передают со слов Абу Зукайра Йахйи бин Мухаммада бин Кайса, передавшего со слов Хишама бин Урвы, передавшего со слов своего отца, слышавшего от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, , сказал: «Ешьте свежие финики вместе с сушёными, ибо, поистине, когда сын Адама ест их, шайтан гневается». Ан-Наса`и сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, и его передавал только Абу Зукайр. Сам он являлся праведным шейхом, со слов которого передавал хадисы Муслим в “Аль-Мутаба‘ат“, однако он не достиг степени таких передатчиков, хадисы которых предположительно являются достоверными в тех случаях, когда никто другой их не передавал».[107] б) Примером, относящимся ко второму определению, может служить хадис, который передал Ибн Абу Хатим со слов Хубаййиба бин Хабиба аз-Заййата, слышавшего со слов Абу Исхака, слышавшего со слов аль-‘Айзара бин Хурайса, слышавшего со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Войдёт в рай тот, кто станет совершать молитвы, и выплачивать закят, и совершит хаджж к Дому, и будет соблюдать пост, и будет оказывать хороший приём гостю». Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нём сообщается, что эти слова произнёс сподвижник, и это известно». 3. Степень такого хадиса Из двух приводимых нами определений хадисов, относящихся к категории “мункар”, следует, что такой хадис относится к виду очень слабых хадисов. المَعْروف Ма‘руф[108] 1. Определение а) Слово “ма‘руф” является причастием страдательного залога от глагола “‘арафа” (узнавать). б) В качестве термина слово “ма`руф” используется в качестве обозначения хадиса, передаваемого достойным доверия лицом и противоречащего тому, что передаёт слабый передатчик. 2. Пример Примером может служить хадис, который был приведен в качестве примера ко второму определению хадисов категории “мункар”, однако он должен передаваться со слов достойных доверия лиц и заканчиваться именем Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, поскольку, приведя хадис, передаваемый со слов Хубаййиба и возводимый к пророку, , (хадис марфу‘) Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нём сообщается, что эти слова произнёс сподвижник, и этот хадис относится к категории “ма‘руф”». المُعَلَّل Му‘алляль Если причиной отвода передатчика послужила ошибка, его хадис именуется “му‘алляль”, и это является шестой из вышеупомянутых причин. 1. Определение а) Слово “му‘алляль” является причастием страдательного залога от глагола “‘алляля” (делать дефектным). б) В качестве термина слово “му‘алляль” используется для обозначения такого хадиса, в котором выявлен недостаток, в результате чего достоверным его признать уже нельзя, несмотря на то что внешне он представляется свободным от недостатков. 2. Определение недостатка (‘илля) Недостатком называется такая скрытая причина, которая делает невозможным признание хадиса достоверным. Из данного определения недостатка (‘илля) следует, что знатоки хадисов считали, что недостаток должен удовлетворять двум условиям: а) Он должен отличаться неясным и скрытым характером. б) Он должен умалять достоинство достоверного хадиса. Если же одно из двух условий не будет соблюдено, например, если недостаток является очевидным или если, несмотря на наличие этого недостатка, хадис всё же является достоверным, тогда такой хадис не относится к категории “му‘алляль”. 3. Важность и тонкость знания о недостатках Знание о недостатках хадисов относится к числу важнейщих и наиболее тонких областей науки о хадисах, так как оно требует умения распознавать такие неясные и скрытые недостатки, что делать это могут только настоящие знатоки, отличающиеся хорошей памятью, опытом и глубоким пониманием. Вот почему глубины этой науки смогли постичь лишь немногие выдающиеся имамы, такие, как Ибн аль-Мадини, Ахмад, аль-Бухари, Абу Хатим и ад-Даракутни. 4. В каком иснаде может быть выявлен недостаток? Речь идёт о таких иснадах, которые внешне удовлетворяют всем необходимым условиям достоверности, поскольку в слабом хадисе искать недостатки не нужно в силу того, что он является отвергаемым и в практических целях не применяется. 5. Что может помочь в определении недостатков? Определению недостатков способствуют нижеперечисленные признаки. а) Передача хадиса единственным передатчиком. б) Расхождения с ним других передатчиков. в) Другие полученные в результате исследования данные, которые присоединяются к тому, о чём говорится в пунктах а) и б). Для знающего наличие вышеупомянутых признаков служит указанием на ошибку передатчика хадиса. Это достигается либо в результате выявления пропуска после имени последователя в конце иснада такого хадиса, который передатчик передаёт как непрерывный, либо в результатет установления того, что иснад доходит только до имени последователя, тогда как передатчик возводит иснад до имени пророка, , либо в результате обнаружения того, что он ввёл один хадис в другой, либо вследствие выявления каких-нибудь других ошибок, что заставляет знающего вынести суждение о том, что данный хадис не является достоверным. 6. Как можно распознать хадис, относящийся к категории “му‘алляль”? Это можно сделать путём сопоставления путей передачи данного хадиса, изучения различий между его передатчиками и сличения уровня их точности, после чего выносится суждение о том, в какой именно версии имеется дефект. 7. Где находится дефект? а) Чаще всего дефекты обнаруживаются в иснаде и имеют отношение к неправильному определению того, к кому именно восходит иснад, а также к таким иснадам, в которых после имени последователя имеется пропуск. б) Меньшее количество дефектов обнаруживается в матнах хадисов. В пример можно привести тот хадис, где отрицается необходимость произнесения слов «С именем Аллаха» во время молитвы. 8. Умаляет ли дефект иснада значение матна? а) Подобный дефект может умалять значение матна, как умаляет он и значение иснада. Примером могут служить такие хадисы, которые считаются дефективными по той причине, что в конце их иснадов после имени последователя имеется пропуск. б) Дефект может умалять значение одного только иснада, тогда как матн такого хадиса продолжает считаться достоверным. Примером может служить хадис, который Йа‘ля бин ‘Убайд передаёт со слов ас-Саури, передавшего со слов Амра бин Динара, передавшего со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: [ الْبَيِّعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا ] «Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом». В данном случае Йа‘ля указывает, что Суфйан ас-Саури передаёт хадис со слов Амра бин Динара, но это ошибка, так как на самом деле речь идёт об Абдуллахе бин Динаре. Что же касается матна этого хадиса, то он остаётся достоверным, несмотря на дефект иснада, выражающийся в подобной ошибке, поскольку достойными доверия являются и Амр бин Динар, и Абдуллах бин Динар, а замена одного достойного доверия передатчика на другого не оказывает отрицательного воздействия на достоверность матна, даже если в иснаде имеется ошибка. 9. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “му‘алляль”: а) “Китаб аль-‘иляль” Ибн аль-Мадини. б) “‘Иляль аль-хадис” Ибн Абу Хатима. в) “Аль-‘иляль ва ма‘рифат ар-риджаль” Ахмада бин Ханбаля. г) “Аль-‘иляль аль-кабир ва-ль-‘иляль ас-сагир” ат-Тирмизи. д) “Аль-‘иляль аль-варида фи-ль-ахадис ан-набавийа” ад-Даракутни. Это сочинение является наиболее полным. Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц Если причина отвода передатчика состоит в том, что его сообщение противоречит сообщениям достойных доверия лиц, что является седьмой из вышеупомянутых причин, то такие сообщения подразделяются на пять видов, а именно хадисы, относящиеся к категориям “мудрадж”, “маклюб”, “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”, “мудтариб” и “мусаххаф”. 1. Если несоответствие заключается в изменении формы иснада или включении хадиса, иснад которого доходит до имени сподвижника, в тот хадис, где приводится ссылка на пророка, , то такой хадис называется المُدْرَج “мудрадж”. 2. Если несоответствие заключается в изменении порядка слов в матне, такой хадис называется المَقْلوب “маклюб”. 3. Если несоответствие заключается в добавлении имени лишнего передатчика, хадис называется المَزِيدِ في متَّصِلِِ الأسانِيد “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”. 4. Если несоответствие заключается в замене одного передатчика другим или в противоречии матна данного хадиса матну хадиса, переданного достойным доверия лицом, в результате чего ни одному из них невозможно отдать предпочтение, такой хадис называется المُضْطَّرِب “мудтариб”. 5. Если несоответствие заключается в изменении фраз матна по форме без изменения их смысла, когда порядок перечисления имён в иснаде остаётся неизменным, такой хадис называется المُصحَّف “мусаххаф”.[109] Ниже каждая из вышеупомянутых категорий хадисов разбирается более подробно. Мудрадж 1. Определение а) Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола “адраджа” (включать что-либо во что-то). б) В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделённое. 2. Виды хадисов категории “мудрадж” Хадисы категории “мудрадж” подразделяются на две группы: хадисы с посторонними включениями в иснад и хадисы с посторонними включениями в матн. а) Хадисы с посторонними включениями в иснад 1. Определение: так именуется хадис, в котором изменена форма иснада. 2. Формы таких хадисов: речь идёт о таких случаях, когда во время передачи иснада передатчик по какой-то причине начинал произносить слова от себя, а кто-либо из слушавших его решал, что сказанное им относилось к иснаду, и в дальнейшем передавал его слова в таком виде. 3. Пример: В пример можно привести рассказ о том, как Сабит бин Муса, известный своим аскетизмом, передавал следующее сообщение: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днём».[110] Причиной этого послужило то, что однажды Сабит бин Муса пришёл к кади Шарику бин Абдуллаху, который диктовал иснад одного хадиса, говоря: «Передал нам аль-А‘маш, слышавший со слов Абу Суфйана, слышавшего со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал…» Произнеся эти слова, Шарик бин Абдуллах умолк, чтобы дать возможность каждому записать его слова, но тут он увидел Сабита и сказал: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днём», – имея в виду самого Сабита, известного своим аскетизмом и благочестием, Сабит же подумал, что эти слова являются матном данного иснада, и в дальнейшем передавал эти слова как хадис. б) Хадисы с посторонними включениями в матн 1. Определение: так называется хадис, в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделённое. 2. Такие хадисы подразделяются на три группы: а) Хадисы, в которых включение относится к началу. Таких хадисов насчитывается немного, но всё же больше, чем хадисов с включениями в середине. б) Хадисы, в которых включение относится к середине. Их насчитывается меньше, чем хадисов первой группы. в) Хадисы, в которых включение относится к концу. Таких хадисов насчитывается больше всего. 3. Примеры таких хадисов а) Пример хадиса, в котором включение относится к началу. Причиной подобного включения могло послужить то, что передатчик говорил нечто такое, доказательством чему должен был послужить хадис, приводимый передатчиком, который не отделил одного от другого, в результате чего тот, кто слышал его слова, решил, что всё сказанное передатчиком является матном хадиса. Примером может служить сообщение, передаваемое аль-Хатибом со слов Абу Катана и Шабабы, которых он отделял друг от друга и которые слышали со слов Шу‘бы, слышавшего со слов Мухаммада бин Зийада, слышавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: [-أسبغو الوضوء - وَيْلٌ لِلأعْقَابِ مِنْ النَّارِ] «Совершайте омовение тщательно. Горе пяткам от мук огня!» Его слова «Совершайте омовение тщательно» являются включением, поскольку принадлежат они Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах. Это становится ясным из той версии этого хадиса, котрую приводит аль-Бухари, передавший со слов Адама, передававшего со слов Шу‘бы, передававшего со слов Мухаммада бин Зийада, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте омовение тщательно, ибо, поистине, Абу-ль-Касим, , сказал: “Горе пяткам от мук огня!”» б) Пример хадиса, в котором включение относится к середине. В пример можно привести хадис, который со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводится в “Книге о начале откровений”. В этом хадисе сообщается, что она сказала: «Пророк, , стал часто уединяться в пещере на горе Хира,[111] занимаясь там делами благочестия», под чем поразумевается поклонение (Аллаху) «в течение многих ночей…»[112] Здесь слова «под чем поразумевается поклонение (Аллаху)» являются включением и относятся к словам передатчика аз-Зухри. в) Пример хадиса, в котором включение относится к концу. В пример можно привести хадис Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, , сказал: [ الطِّيَرَةُ شِرْكٌ وَمَا مِنَّا إِلاَّ وَلَكِنَّ اللَّهَ يُذْهِبُهُ بِالتَّوَكُّلِ] «Гадание по полёту птиц (есть проявление) многобожия, и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим), однако Аллах устраняет это посредством упования». Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Он также сказал: «Я слышал, как о словах “и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим)” Мухаммад сказал: “Я считаю, что эти слова принадлежат Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах”». 4. Возможные причины включений (идрадж) Таких причин насчитывается много, но наиболее известными из них являются нижеследующие: а) Разъяснение того или иного установления шариата. б) Извлечение из какого-нибудь хадиса установления шариата ещё до завершения его передачи. в) Разъяснение какой-нибудь непонятной фразы, которая имеется в матне хадиса. 5. Как можно распознать включение? Указанием на включение служат нижеперечисленные признаки: а) Цитирование включения отдельно в другой версии этого хадиса. б) Цитирование его отдельно кем-либо из осведомлённых имамов. в) Признание самого передатчика, что он включил те или иные слова в текст хадиса. г) Невозможность произнесения тех или иных слов пророком, . 5. Суждение о включении По общему мнению улемов из числа мухаддисов, факихов и прочих авторитетных религиозных деятелей, включать что-либо в хадисы запретно. Исключением являются такие включения, цель которых состоит в толковании какой-нибудь непонятной фразы, имеющейся в матне хадиса, в силу чего к ним прибегал аз-Зухри и другие имамы. 6. Наиболее известные сочинения на эту тему а) “Аль-фасль ли-ль-васль аль-мудрадж фи-н-накль” аль-Хатиба аль-Багдади. б) “Такриб аль-манхадж би-тартиб аль-мудрадж” Ибн Хаджара. Это сочинение представляет собой краткое изложение труда аль-Хатиба аль-Багдади с некоторыми дополнениями к нему. Маклюб 1. Определение а) Слово “маклюб” является причастием страдательного залога от глагола “каляба” в значении “выворачивать наизнанку”. б) В качестве термина слово “маклюб” используется для обозначения такого хадиса, в матне или иснаде которого одно слово заменяется другим, например, когда начало иснада или матна переставлено в конец, или когда конец иснада или матна переставлен в начало, или когда имеются ещё какие-либо перестановки. 2. Классификация таких хадисов Хадисы, относящиеся к категории “маклюб” подразделяются на две основные группы: хадисы с перестановками в иснаде и хадисы с перестановками в матне. а) Хадисы с перестановками в иснаде бывают двух видов. 1. Когда передатчик переставляет вперёд или назад имя другого передатчика и имя его отца, например, когда хадис, передаваемый со слов Ка‘ба бин Мурры, передатчик в результате такой перестановки передаёт со слов Мурры бин Ка‘ба. 2. Когда передатчик заменяет одного из передатчиков на другого с целью превращения передаваемого им хадиса в неизвестный (гариб) хадис. Примером может служить тот случай, когда известный хадис обычно передающийся со слов Салима, передаётся со слов Нафи‘а. Одним из передатчиков, поступавших подобным образом, был Хаммад бин Амр ан-Насиби. Так, например, он передал, что аль-А‘маш передал со слов Абу Салиха, что тот передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: ]فَإِذَا لَقِيتُمْ الْمُشْرِكِينَ فِي الطَّرِيقِ فَلا تَبْدَءُوهُمْ بِالسَّلامِ [ «Если встретите в пути многобожников, не приветствуйте их первыми». Этот хадис относится к категории “маклюб”, поскольку Хаммад произвёл в его иснаде перестановку, передав его со слов аль-А‘маша, тогда как он известен в передаче Сухайля бин Абу Салиха, передавшего его со слов своего отца, передавшего его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и в таком виде Муслим приводит его в своём “Сахихе”. Когда имеет место такой вид перестановки, о передатчике хадиса говорят, что он украл хадис. б) Хадисы с перестановками в матне, которые также бывают двух видов. 1. Когда передатчик переставляет что-нибудь назад или вперёд в одной из частей матна. Примером может служить передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и приводимый Муслимом хадис, в котором говорится о тех семерых, которых Аллах укроет в Своей тени в тот День, когда иной тени, кроме тени Его. не будет. В этом хадисе среди прочего сказано: «…того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его правая рука не ведает, сколько тратит левая…» Некоторые передатчики передавали это место так, а на самом деле он выглядит следующим образом: «…что его левая рука не ведает, сколько тратит правая…»[113] 2. Когда передатчик приставляет матн одного хадиса к иснаду другого или же иснад одного хадиса к матну другого, делая это с целью проверки или же с иными целями. В пример можно привести случай с имамом аль-Бухари и жителями Багдада, которые сделали перестановки в ста хадисах, после чего стали задавать ему вопросы о них с целью проверки его памяти, он же привёл их в первоначальный вид, не допустив ни одной ошибки.[114] 3. О причинах, побуждающих к совершению перестановок Некоторые передатчики могли прибегать к перестановкам по разным причинам. Среди них можно выделить нижеследующие причины. а) Желание придать матну хадиса необычный вид, чтобы внушить людям желание передавать его со слов именно этого передатчика. б) Желание устроить проверку и убедиться в хорошей памяти и точности мухаддиса. в) Непреднамеренные ошибочные действия. 4. Суждение о перестановке а) Если перестановка совершается с целью придания необычного вида матну хадиса, поступать так, безусловно, непозволительно, поскольку это вносит изменения в хадис и так поступали фальсификаторы. б) Допускается перестановка с целью проверки, так как это позволяет убедиться в памяти и способностях мухаддиса. При этом обязательным условием является указание на то, что является правильным, до того, как собравшиеся для слушания хадисов люди разойдутся. в) Если кто-либо совершает перестановку по ошибке или по невнимательности, это, несомненно, является простительным, однако если подобных ошибок совершается много, это значит, что точность такого передатчика должна быть признана неудовлетворительной, а сам он – слабым. Как известно, хадисы категории “маклюб”, относятся к одному из видов слабых и отвергаемых хадисов. 5. Наиболее известные сочинения о таких хадисах а) Книга под названием “Рафи‘ аль-иртийаб фи-ль-маклюб мин аль-асма’ ва-ль-алькаб” аль-Хатиба аль-Багдади. Из названия этой книги ясно, что темой её являются перестановки только в иснадах. Аль-мазид фи муттасиль аль-асанид 1. Определение а) Слово “мазид” (добавленный) является причастием страдательного залога от глагола “зада” (увеличивать); “асанид” – множественное число от “иснад”. б) В качестве термина это словосочетание используется для обозначения добавления ещё одного передатчика к такому иснаду, который явно является непрерывным. 2. Пример Примером может являться хадис, переданный Ибн аль-Мубараком, который сказал: – Передал нам Суфйан, слышавший как Абд ар-Рахман бин Йазид сказал: передал мне Буср бин Убайдуллах, сказавший: я слышал, как Абу Идрис сказал: я слышал, как Василя сказал: я слышал, как Абу Марсад, да будет доволен им Аллах, сказал: я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: ]لا تَجْلِسُوا عَلَى الْقُبُورِ وَلا تُصَلُّوا إِلَيْهَا[ «Не садитесь на могилы и не молитесь (, повернувшись) к ним».[115] 3. О добавлении в данном примере В данном примере имеется два добавления: имя Суфйан и кунья Абу Идрис, а причиной этих добавлений в обоих случаях является ошибка. а) Имя Суфйан было добавлено по ошибке тех, кто передавал этот хадис после Ибн аль-Мубарака, так как несколько достойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Ибн аль-Мубарака, который слышал его от ‘Абд ар-Рахмана бин Йазида, прямо указывали на это. б) Кунья “Абу Идрис”, быда добавлена по ошибке Ибн аль-Мубарака, о чём говорит тот факт, что никто из целого ряда достойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Абд ар-Рахмана бин Йазида, не упоминал Абу Идриса, а некоторые из них прямо заявляли, что Буср слышал этот хадис от Василя. 4. Условия неприемлемости добавления Отвергать добавление и считать его ошибкой передатчика можно лишь тогда, когда такое суждение удовлетворяет двум необходимым требованиям. а) Передатчик, ничего не добавлявший к иснаду, должен отличаться большей точностью, чем тот, кто добавил к нему что-то. б) В том месте, где есть добавление, должно быть ясное указание на то, что передатчик сам слышал это. Если же не соблюдены оба этих условия или одно из них, то правильность добавления считается наиболее вероятной и оно принимается, тогда как иснад, в котором нет этого добавления, считается имеющим скрытый разрыв и относится к категории “мурсаль хафи”. 5. Возражения против утверждения о наличии добавления Против подобного утверждения могут быть выдвинуты два возражения: а) Если в том месте иснада, где должно находиться добавление, добавления нет, но говорится «передают со слов», это значит, что его следует считать прерванным (мункати‘). б) Если передатчик ясно указывает на то, что он слышал данный хадис от какого-либо шейха, возможно, что сначала он слышал это от какого-нибудь человека, слышавшего хадис от этого шейха, а потом слышал его непосредственно от этого шейха. В связи с этим можно сказать следующее а) Что касается первого возражения, то всё обстоит так, как говорит возражающий. б) Что касается второго возражения, то оно может соответствовать истине, однако улемы выносят суждение об ошибочности добавления только в том случае, когда имеются свидетельствующие об этом и полученные в результате исследования данные. 6. Наиболее известные сочинения на эту тему К их числу относится книга “Тамййиз аль-мазид фи муттасиль аль-асанид” аль-Хатиба аль-Багдади. المضطرب Мудтариб 1. Определение а) Слово “мудтариб” является причастием действительного залога от глагола “идтараба” – “быть неясным; приходить в беспорядок”. б) В качестве термина это слово используется для обозначения такого хадиса, который передаётся различными, но равными по силе путями. 2. Объяснение определения Имеется в виду хадис передающийся в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованных критериев предпочтения. 3. При каких условиях хадис следует относить к категории хадисов “мудтариб” Из приводимого выше определения и его объяснения следует, что хадис именуется “мудтариб” только в том случае, если он удовлетворяет двум нижеследующим условиям: а) Если версии данного хадиса отличаются друг от друга настолько, что совместить их друг с другом невозможно. б) Если степень равенства по силе различных версий этого хадиса такова, что ни одной из этих версий нельзя отдать предпочтение перед другой. Если же одна из версий хадиса является более предпочтительной или же их можно совместить друг с другом собой приемлемым образом, то его уже нельзя отнести к категории “мудтариб”, а применять его следует либо в соответствии с наиболее предпочтительной версией, либо с учётом всех его версий при наличии возможности совмещения. 4. Классификация таких хадисов В зависимости от того, в каком именно месте хадиса имеется неясное место, хадисы данной категории подразделяются на неясные по иснаду (мудтариб ас-санад) и неясные по матну (мудтариб аль-матн), однако чаще встречаются хадисы первого типа. а) Хадисы, неясные по иснаду (мудтариб ас-санад). В пример можно привести тот хадис, в котором сообщается, что (однажды) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, я вижу, что ты поседел». (В ответ ему пророк, ,) сказал: [ شَيَّبَتْنِي هُودٌ وأخواتُها] «Седым меня сделала (сура) “Худ” и подобные ей (суры) ». [116] Ад-Даракутни сказал: «Данный хадис относится к категории “мудтариб”, так как он передаётся только со слов Абу Исхака и известно около десяти его версий. Некоторые передатчики передают этот хадис так, что его следует относить к категории “мурсаль”, а в передаче других он приобретает признаки хадиса категории “маусуль”. Одни мухаддисы возводят иснады этого хадиса к Абу Бакру, другие – к Са‘ду, третьи – к Аише и так далее. Все его передатчики достойны доверия, и поэтому отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, а совместить их друг с другом трудно». б) Хадисы, неясные по матну (мудтариб аль-матн). В пример можно привести тот хадис, который ат-Тирмизи передаёт со слов Шарика, передавшего со слов Абу Хамзы, передавшего со слов аш-Ша‘би, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала: – (Однажды) посланника Аллаха, , спросили о закяте, и он сказал: [ إِنَّ فِي الْمَالِ لَحَقًّا سِوَى الزَّكَاةِ ] «Поистине, следует выплачивать с имущества не только закят». Что же касается хадиса Ибн Маджи, передававшего этот тем же путём, то в нём сообщается, что пророк, , сказал: ] لَيْسَ فِي الْمَالِ حَقٌّ سِوَى الزَّكَاةِ [ «Ничего, кроме закята, с имущества выплачивать необязательно». Аль-‘Ираки сказал: «В данном случае неясность[117] не поддаётся истолкованию.» 5. Кто вносит неясность? а) Источником неясности может быть один и тот же передатчик, передающий один и тот же хадис не так, как другие[118]. б) Источником неясности может быть целая группа передатчиков, каждый из которых передаёт данный хадис путём, отличным от других. 6. Причина слабости хадисов категории “мудтариб” Причиной слабости таких хадисов является то, что неясности свидетельствуют о неточности его передатчиков. 7. Наиболее известные сочинения на эту тему К их числу относится книга “Аль-муктариб фи байан аль-мудтариб” хафиза Ибн Хаджара. Мусаххаф 1. Определение а) Слово “мусаххаф” является причастием страдательного залога от глагола “саххафа” – искажать. б) В качестве термина слово “мусаххаф” служит для обозначения такого хадиса, в котором нечто, передаваемое достойными доверия передатчиками подверглось изменению по форме или по смыслу.[119] 2. Важность и тонкость знания о хадисах данной категории Важность этого вида знания состоит в том, что оно позволяет распознавать ошибки, допускавшиеся некоторыми передатчиками. Справляться с задачами такого рода могли только лучшие знатоки хадисов наподобие ад-Даракутни. 3. Классификация хадисов категории “мусаххаф” С учётом определённых факторов улемы подразделяли хадисы категории “мусаххаф” на три нижеперечисленные группы: а) В зависимости от местоположения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются на две нижеследующие группы: 1. Хадисы с искажением в иснаде: Примером может служить хадис, который Шу‘ба передавал со слов аль-‘Аввама Ибн Мураджима. Искажение в иснаде этого хадиса допустил Ибн Ма‘ин, сказавший: «…со слов аль-‘Аввама Ибн Музахима...» 2. Хадисы с искажением в матне: Примером может служить передаваемый со слов Зайда бин Сабита хадис, в котором сообщается, что пророк, , «…находился (ихтаджара) в мечети». Искажение в матне этого хадиса допустил Ибн Ляхи‘а, сказавший: «…пускал кровь (ихтаджама) в мечети…» б) В зависимости от причины искажения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются также на две группы: 1. Хадисы, причиной искажений в которых послужило зрение (таких хадисов насчитывается большинство). Имеются в виду такие хадисы, которые остаются для читателя неясными в силу того, что они были написаны плохим почерком или же по причине отсутствия диакритических точек. Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: ] مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ [ «Пост (человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему шесть (дней в) шаввале, подобен непрерывному посту». Искажение в матне этого хадиса допустил Абу Бакр ас-Сули, передавший слова пророка, , так: ] مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ شَيْئاً مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ [ «Пост (человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему что-то из (дней) шавваля…» Таким образом, он заменил слово “шесть” на слово “что-то”.[120] 2. Хадисы, причиной искажений в которых послужил слух: Имеются в виду такие хадисы, причиной искажений в которых послужил плохой слух передатчика, или удалённость слушавшего хадис от того, кто его передал, или нечто подобное, в результате чего некоторые сходные по форме слова остались для него неясными. Примером может служить один хадис, который передаётся со слов ‘Асима аль-Ахваля. Некоторые передатчики искажали его имя, называя этого передатчика Василь аль-Ахдаб. в) В зависимости от формы или смысла хадисы категории “мусаххаф” также подразделяются на две группы: 1. Хадисы с искажениями по форме. Таких хадисов насчитывается большинство, а примеры их приводились выше. 2. Хадисы с искажениями по смыслу. Имеются в виду такие хадисы, которые передатчики, допускающие искажения, оставляют неизменными по форме, но их толкования указывают на неправильное понимание ими этих хадисов. Примером могут служить слова Абу Мусы аль-‘Анази, который сказал: «Мы - люди, которым была оказана честь, мы – люди из (племени) ‘аназа, обращаясь к которому совершал молитвы посланник Аллаха, ». Говоря это, он имел в виду тот хадис, в котором говорится о том, что «пророк, , совершал молитвы, обратившись лицом к палке с заострённым концом (‘аназа)». Таким образом, он ошибочно считал, что во время молитв пророк, , обращался лицом к их племени, тогда как на самом деле “‘аназа” это короткое копьё, которое втыкается в землю перед человеком, совершающим молитву на открытом месте, для того, чтобы никто не проходил прямо перед ним в это время. 4. Умаляетет ли искажение достоинство передатчика? а) Если передатчик допускал искажения редко, это ещё не умаляет его достоинство в целом, поскольку небольших ошибок и искажений не мог избежать никто. б) Если же передатчик допускал искажения часто, то это свидетельствует о его неточности и легкомыслии и указывает на то, что он занимался не своим делом. 5. Причина допущения передатчиком множества искажений В основном причиной этого являлось то, что передатчик брал хадисы из книг и рукописей, а не воспринимал их от шейхов и учителей. Вот почему имамы предостерегали тех, кто воспринимал хадисы от таких передатчиков, и говорили: «Не следует пользоваться хадисами тех, кто берёт их из рукописей». 6. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мусаххаф”: а) “Ат-тасхиф” ад-Даракутни. б) “Ислах хата’ аль-мухаддисин” аль-Хутаби. в) “Тасхифат аль-мухаддисин” Абу Ахмада аль-‘Аскари. الشَّاذ والمَحْفوظ Шазз и махфуз 1. Определение понятия “шазз” а) Слово “шазз” является причастием действительного залога от глагола “шазза” – быть единственным в своём роде; отклоняться. Таким образом, значением слова “шазз” является “единственный в своём роде”. б) В качестве термина это слово используется для обозначения, хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису того, кто пользуется более высоким авторитетом. 2. Объяснение определения “Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный передатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же беспристрастный передатчик, не отличавшийся большой точностью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подразумевается такой передатчик, которому предпочтение перед первым отдаётся в виду того, что он отличался большей точностью, или же потому, что переданный им хадис передаёт больше передатчиков, или по какой-нибудь иной причине. 3. Где встречаются отклонения? Отклонения могут встречаться как в иснадах, так и в матнах хадисов. а) Примеры отклонений в иснаде: В пример можно привести хадис, который приводят ат-Тирмизи, ан-Наса’и и Ибн Маджа, передававшие его со слов Ибн ‘Уйайны, передавшего со слов ‘Амра бин Динара, передавшего со слов ‘Аусаджа, передавшего со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, , скончался один человек, не оставивший наследников, если не считать своего бывшего раба, которого он некогда отпустил на волю. Ибн Джурайдж и другие мухаддисы передавали этот хадис с таким же иснадом, как и Ибн ‘Уйайна, тогда как Хаммад бин Зайд передавал его со слов ‘Амра бин Динара, передавшего его со слов ‘Аусаджа, что же касается Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он упомянут не был. Ввиду этого Абу Хатим сказал: «Предпочтение следует отдать хадису, переданному Ибн ‘Уйайной». Что же касается Хаммада бин Зайда, то он также отличался беспристрастностью и точностью, но тем не менее Абу Хатим отдал предпочтение тем, кто относился к более многочисленной группе. б) Пример отклонений в матне. В пример можно привести хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи со слов Абд аль-Вахида Ибн Зийада, передавшего со слов аль-А‘маша, передавшего со слов Абу Салиха, передавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «После того, как кто-либо из вас совершит утреннюю молитву[121], пусть ляжет на правый бок». Аль-Байхаки сказал: «В данном случае Абд аль-Вахид противоречит большому количеству людей, которые передавали, что пророк, , только поступал так сам, но не говорил этого. Таким образом, среди таких же достойных доверия передатчиков, каким был аль-А‘маш, один только Абд аль-Вахид передавал этот хадис в таком виде. 4. Махфуз Хадисам, относящимся к категории “шазз”, противопоставляются хадисы, относящиеся к категории “махфуз”. Так называется хадис, противоречащий хадису достойного доверия передатчика и передаваемый тем, кто достоин доверия в большей мере. Пример: Примерами могут служить те два хадиса, которые были приведены в разделе о хадисах, относящихся к категории “шазз”. 5. Суждение о хадисах, относящихся к категориям “шазз” и “махфуз” Общеизвестно, что хадис категории “шазз” является отвергаемым (мардуд), что же касается хадисов, относящихся к категории “махфуз”, то они являются приемлемыми (макбуль). Незнание الجَهالةُ بالرَّاوي (джахаля) о передатчике[122] 1. Определение а) Слово “джахаля” является отглагольным именем от глагола “джахиля” в значении “не знать”. Таким образом, если речь идёт о передатчике, слово “джахаля” означает отсутствие знания о нём. б) В качестве термина слово “джахаля” означает либо незнание передатчика как такового, либо отсутствие необходимых сведений о нём. 2. Причины незнания Можно указать на три возможных причины незнания о передатчике: а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Такими характеристиками, по одной из которых человек получил известность, могут являться имя, или кунья[123], или прозвище, или качество, или ремесло, или происхождение. По той или иной причине о передатчике могут говорить, не упоминая его общеизвестного имени, прозвища или иных характеристик, в результате чего может сложиться впечатление, что речь идет о другом передатчике, а об этом будет ничего не известно. б) Малое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, в силу чего количество тех, кто передавал хадисы с его слов, также является небольшим, и может быть так, что имеется лишь один такой передатчик. в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика, что может объясняться стремлением к краткости или иными подобными причинами. Для обозначения передатчика, имя которого не упоминается используется термин “мубхам” (неопределённый, неясный). 3. Примеры а) Пример большого количества характеристик передатчика: Мухаммад бин ас-Са’иб бин Бишр аль-Кяльби. Некоторые связывают его происхождение с его дедом, говоря: «Мухаммад бин Бишр», – другие называют его «Хаммад бин ас-Са’иб», третьи называют его по кунье – «Абу-н-Надр», или «Абу Са‘ид» или «Абу Хишам», и в результате этого создаётся впечатление, что речь идёт о нескольких людях, хотя это один и тот же человек. б) Пример малого количества хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, и малого количества тех, кто передавал хадисы с его слов: Таким передатчиком является один из последователей по имени Абу-ль-‘Ушара ад-Дарими, со слов которого передавал хадисы только Хаммад бин Салама. в) Пример, касающийся отсутствия ясного упоминания имени передатчика: Примером может служить тот случай, когда передатчик говорит: «Сообщил мне такой-то…» – или: «…шейх…» – или: «…человек…», – или что-нибудь подобное. 4. Определение неизвестного (маджхуль) Неизвестным (маджхуль) передатчик именуется в том случае, когда неизвестен либо он сам, либо его характеристики. Имеется в виду либо передатчик, неизвестный как таковой, либо известный человек, о степени беспристрастности и точности которого ничего не известно. 5. Классификация неизвестных передатчиков Можно сказать, что неизвестные передатчики подразделяются на три группы: а) Передатчик, который неизвестен как таковой (маджхуль аль-‘айн) 1. Определение: Так именуется тот передатчик, имя которого упоминается, однако с его слов передавал хадисы только один передатчик. 2. Суждение о передаваемых им хадисах: Принимать их нельзя, если только не существует соответствующих подтверждений его надёжности. 3. Что может служить подтверждением его надёжности? Подтверждением его надежности может служить одно из двух. а) Подтвердить её может такой передатчик, который не передавал хадисов с его слов. б) Подтвердить её может такой передатчик, который передавал хадисы с его слов при том условии, что он является знатоком науки отвода и подтверждения. 4. Даётся ли хадису, переданному со слов такого передатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, в целом же такие хадисы относятся к категории слабых. б) Передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно (маджхуль аль-халь или мастур) 1. Определение: Так именуется передатчик, со слов которого передавали хадисы не менее двух передатчиков, если его надёжность никем не подтверждается. 2. Суждение о хадисах переданных таким передатчиком: большая часть улемов считает такие хадисы отвергаемыми. 3. Даётся ли хадису, переданному со слов такого передатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, но в целом они относятся к категории слабых. в) “Мубхам”: Несмотря на то, что знатоки хадисов именовали таких передатчиков особым образом, можно считать, что они относятся к числу передатчиков категории “маджхуль”, так как по сути своей они сходны с ними. 1. Определение: Так именуется передатчик, имя которого в иснаде хадиса не названо ясно. 2. Суждение о передаваемых с его слов хадисах: их не следует принимать, пока имя его не будет названо ясно или пока о нём не узнают из хадиса, приводимого другим путём, где оно приводится ясно. Причиной неприемлемости хадисов, передаваемых таким передатчиком, является незнание о нём, поскольку, когда в подобных случаях неизвестно имя человека, неизвестен ни сам он, ни то, насколько беспристрастным он являлся, и поэтому хадисы, переданные им, следует отвергать. 3. Принимается ли хадис, передаваемый таким передатчиком, который относится к категории “мубхам”, из-за использования оборота речи, указывающего на то, что его считают правдивым? Имеются в виду такие случаи, когда тот, кто передаёт хадис с его слов, говорит: «Сообщил мне достойный доверия человек…» Ответ: такой хадис скорее всего также не следует принимать, поскольку такого передатчика может считать достойным доверия лишь тот, кто передавал хадисы с его слов, но не другие мухаддисы. 4. Есть ли у хадисов, передаваемых со слов такого человека специальное название? Да, хадисы, в которых нет ясных указаний на имя кого-либо из передатчиков также называются “мубхам”. 6. Наиболее известные сочинения о причинах отсутствия сведений о передатчиках: а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Этой теме посвящена книга аль-Хатиба аль-Багдади под названием “Мудих аухам аль-джам‘ ва-т-тафрик”. б) Небольшое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика. На эту тему был написан целый ряд книг, которые носят название “Аль-вудхан”. Это означает, что в них перечисляются имена таких передатчиков, со слов каждого из которых хадисы передавал только один человек. К числу таких книг относится и книга “Аль-вухдан” имама Муслима. в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика. Этой теме посвящены книги под общим названием “Аль-мубхамат”, например, “Аль-асма’ аль-мубхама фи-ль-анба’ аль-мухкама” аль-Хатиба аль-Багдади, а также книга под названием “Аль-мустафад мин мубхамат аль-матн ва-ль-иснад” Вали ад-дина аль-‘Ираки. Нововведение البِدَعَة (бид‘а) [124] 1. Определение а) Слово “бид‘а” является отглагольным именем от глагола “бада‘а” – вводить что-либо новое. б) В качестве термина слово “бид‘а” используется для обозначения нового явления в религии после её завершения; иначе говоря, для обозначения того, что было введено в практику в сфере религии после кончины пророка, . 2. Виды нововведений Есть два вида нововведений: а) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии (бид‘а мукаффира). Примером может служить тот случай, когда человек придерживается таких убеждений, которые однозначно свидетельствуют о его неверии. Основное правило состоит в том, что отвергаются хадисы, переданные со слов человека, который отрицает общепризнанные положения шариата, или же со слов того, кто верит во что-либо противоположное[125]. б) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии (бид‘а муфассика). Нововведение такого рода не ставит такого человека вне рамок религии. 3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов человека, который придерживается нововведений а) Если речь идёт о таком нововведении, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии, то хадис, передаваемый с его слов, отвергается. б) Если же дело касается такого нововведения, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии, то правильное мнение большинства улемов состоит в том, что передаваемый им хадис может быть принят, но для этого должны быть соблюдены два нижеследующих условия. 1. Передатчик не должен призывать к тому нововведению, которого придерживается он сам[126]. 2. Он не должен передавать того, что пропагандирует нововведение, которого он придерживается. 4. Есть ли особое название у хадисов, которые передаются со слов лиц, придерживавшихся нововведений? У таких хадисов нет особого названия, в целом же они относятся к категории отвергаемых хадисов, которые могут приниматься только в случае соответствия вышеупомянутым условиям. سوء الحفظ Плохая память[127] 1. Определение передатчика, обладающего плохой памятью Имеется в виду такой передатчик, у которого правильное не перевешивает ошибочного. 2. Категории передатчиков с плохой памятью а) Плохая память может быть присуща передатчику от рождения и проявляться во всех обстоятельствах. По мнению некоторых мухаддисов, хадисы таких передатчиков следует именовать “шазз”. б) Если же провалы в памяти передатчика носят случайный характер либо в силу его почтенного возраста, либо по причине утраты зрения, либо потому, что книги его были уничтожены огнём, то хадис, передаваемый таким передатчиком, именуется “мухталат” (смешанный). 3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов такого человека а) Что касается первого, то есть передатчика, отличительной чертой которого плохая память была изначально, то хадисы, передав Date: 2015-09-02; view: 350; Нарушение авторских прав |