Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема первая





О передатчике и условиях приемлемости
его сообщений

1. Введение

Поскольку хадисы посланника Аллаха, , дошли до нас через передатчиков, то именно по ним прежде всего необ­ходимо судить о достоверности или недостоверности того или иного хадиса. Вот почему знатоки хадисов уделяли передатчи­кам большое внимание, ставя приемлемость их передачи в за­висимость от соблюдения ряда точных условий, что указывает на дальновидность, здравость мышления и правильность мето­дологии авторитетных мухаддисов.

Уровня требований, предъявлявшихся ими к передатчику и к приемлемости хадисов и сообщений, представители ни од­ной религии не достигли и в наше время, несмотря на то что оно считается временем передовых методов и научного под­хода, поскольку они не предъявляют передатчикам сообщений ни столь высоких, ни даже более скромных требований. Мно­гие сообщения, передаваемые официальными агентствами но­востей, никак не подтверждаются и не могут восприниматься как полностью достоверные в силу того, что их передатчики остаются неизвестными, а «бедствием сообщений являются только передатчики», и часто недостоверность этих сообщений выявляется уже через самое короткое время.

2. Условия приемлемости сообщений передатчика

Все выдающиеся мухаддисы и факихи сходились на том, что передатчик должен отвечать двум основным требованиям.

а) Он должен был отличаться честностью или же спра­ведливостью (‘адаля): под этим подразумевалось, что пере­датчик должен был являться взрослым, разумным и свободным от пороков мусульманином, ничем не запятнавшим своё имя.

б) Он должен был отличаться точностью (дабт): под этим подразумевалось что хадисы, передаваемые передатчиком, не должны были расходится с тем, что сообщали достойные до­верия лица, а сам передатчик не должен был отличаться плохой памятью, допускать грубые ошибки, проявлять небрежность или часто домысливать от себя то, о чём в хадисе не говорится.

3. Что являлось критерием честности?

Критерием честности может служить одно из двух:

а) Прямое указание на это одним или более из числа знато­ков науки и подтверждения.

б) Распространённость и известность. Это значит, что если передатчик известен своей честностью среди улемов, отзывав­шихся о нём с похвалой, этого достаточно, и он не нуждается в том, чтобы на это указывал кто-либо из знатоков критериев подтверждения. Имеется в виду известность таких людей как имамы Малик, Абу Ханифа, Ахмад и аш-Шафи‘и, а также та­ких известных улемов как Суфйан ас-Саури, Суфйан бин ‘Уй­айна, аль-Ауза‘и и целого ряда других.

4. Что является критерием точности?

О точности передатчика судят по тому, соответствуют ли передаваемые им сообщения сообщениям достойных доверия и отличавшихся точностью передатчиков. Если в основном их сообщения совпадали друг с другом, он считается точным, а в редких случаях противоречия нет ничего страшного. Если же его сообщения часто противоречат сообщениям авторитетных передатчиков, считается, что точности ему не хватает, и его сообщения в качестве аргументов не используются.

5. Принимаются ли отвод и подтверждение без соответствующих объяснений?

а) Если говорить о подтверждении (та‘диль), то как прави­ло оно принимается и без упоминания причин, так как в силу их многочисленности перечислить эти причины было бы за­труднительно, ведь подтверждающему придётся говорить: «Он не сделал того-то, он не совершил того-то», или же говорить так: «Он делает так-то и так-то».

б) Что же касается отвода (джарх), то он принимается только с соответствующими пояснениями, поскольку приведе­ние их трудностей не представляет, а также потому, что люди по-разному подходят к вопросу о критериях отвода, и кого-либо из передатчиков могут отвести на основании того, что основанием для этого служить не может.

6. Считается ли достаточным основанием для отвода или подтверждения мнение одного человека?

Правильно считать, что мнение, высказанное даже одним человеком, считается достаточным основанием для отвода или подтверждения.

7. О том случае, когда передача одного и того же человека в силу определённых причин с одной стороны заслуживает отвода, а с другой — подтверждения

В подобных случаях предпочтение отдаётся отводу, если причины его объясняются.

8. Суждение о том случае, когда честный передатчик передаёт сообщение со слов того или иного лица

а) Правильное мнение большинства знатоков состоит в том, что передачу сообщения того или иного лица честным пере­датчиком не следует рассматривать в качестве подтверждения этого сообщения, но высказывались и другие мнения.

б) Действия и фетвы улема, соответствующие тому или иному хадису, ещё не могут считаться суждением о его досто­верности, а такие поступки улема, которые противоречат со­держанию хадиса, ещё не говорят о том, что он является не­достоверным и не бросают тень на его передатчиков.

9. Суждение о передаче того, кто принёс покаяние за нечестивые поступки.

а) Передача того, кто принёс покаяние за нечестивые по­ступки, принимается.

б) Не принимается передача такого человека, который при­нёс покаяние за ложь, имевшую отношение к хадисам послан­ника Аллаха, .

10. Суждение о передаче того, кто взимал плату за передачу хадисов

а) Некоторые, например, Ахмад, Исхак и Абу Хатим счита­ли, что передачу такого человека принимать не следует.

б) Некоторые другие, например, Абу Ну‘айм аль-Фадль бин Дукайн считали, что передачу такого человека принимать можно.

в) Абу Исхак аш-Шайзари вынес фетву, в соответствии с которой тем, кому передача хадисов мешает зарабатывать деньги на содержание тех, кого они должны содержать, разре­шается брать плату за передачу хадисов.

11. Суждение о передаче того, кто известен излишней снисходительностью[152], или слушал чтение другого и повторял за ним слова хадиса, или часто проявлял невнимательность

а) Не принимается передача того, кто был известен излишней снисходительностью при слушании или передаче хадисов. Имеются в виду люди, которые не придавали значению тому, что во время слушания они могли заснуть, или передавали хадисы без необходимой сверки.

б) Не принимается передача того, кто передавал хадисы, слушая, как их читает другой. Имеется в виду такой случай, когда передающему хадис читают что-либо, а он передаёт это, не зная о том, что услышанное им к данному хадису отноше­ния не имеет.

в) Не принимается передача того, кто часто проявлял не­внимательность при передаче хадисов.

12. Суждение о передаче того, кто передал и забыл:

а) Определение: имеется в виду такой шейх, который не помнит того, что его ученик передавал с его же слов.

б) Суждение о его передаче.

1. Отклонение: Переданное им отклоняется в том слу­чае, когда он решительно отвергает передаваемое им, говоря: «Я этого не передавал», или: «Он возводит на меня ложь», или что-нибудь подобное.

2. Приемлемость: Примером может служить тот случай, когда он испытывает сомнения относительно отрицания, гово­ря: «Я не знаю этого», или: «Я не помню этого», или нечто по­добное.

в) Может ли отклонение хадиса считаться основанием для дискредитации шейха или ученика? Не может, поскольку ни один из них не заслуживает отвода в большей степени, чем другой.

г) Примером может служить хадис, который приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Его передал Раби‘а бин Абд ар-Рахман, слышавший от Сухайля бин Абу Салиха, слышав­шего от своего отца, слышавшего от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , выносил решения на основании клятвы истца и одного свидетеля. Абд аль-Азиз бин Мухаммад ад-Дараварди сказал:

– Этот хадис передал мне Раби‘а бин Абу Абд ар-Рахман, ссылавшийся на Сухайля, однако когда я встретил самого Су­хайля и спросил его об этом хадисе, он не признал его. Тогда я сказал: «Раби‘а передал мне с твоих слов то-то», после чего Сухайль стал говорить: «Передал мне Абд аль-Азиз, что Раби‘а передал ему, что я передал ему, что Абу Хурайра, да будет до­волен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , ска­зал то-то».

д) Наиболее известным сочинением на эту тему является книга под названием “Ахбар ман хаддаса ва насийа” аль-Хатиба.

Date: 2015-09-02; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию