Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема первая. Классификация приемлемых сообщений
Классификация приемлемых сообщений С точки зрения различий по своему положению приемлемые сообщения подразделяются на две основные группы: достоверные الصَّحِيح (сахих) и хорошие الحَسَن (хасан). Сообщения каждой из этих групп в свою очередь подразделяются на две группы: достоверные (хорошие), как таковые, и достоверные (хорошие), считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. В целом все приемлемые сообщения подразделяются на нижеперечисленные четыре группы: 1. Достоверные сообщения как таковые. 2. Хорошие сообщения как таковые. 3. Достоверные сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. 4. Хорошие сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследование каждой из этих четырёх групп. Достоверное сообщение 1. Определение а) Слово “сахих” (истинный, подлинный, правильный; здоровый) является антонимом слова “саким” (неправильный; больной). По отношению к состоянию тела это слово употребляется в прямом смысле, а по отношению к хадисам и прочим вещам - в переносном. б) В качестве термина слово “сахих” служит для обозначения такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля). 2. - Объяснение определения В приведенном нами определении упоминаются такие вещи, наличие которых необходимо для того, чтобы хадис считался достоверным. Имеются в виду нижеследующее. а) Непрерывность иснада: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика. б) Добросовестность (‘адаля) передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса являлся разумным совершеннолетним мусульманином и не был ни нечестивцем, ни непорядочным человеком. в) Точность передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса абсолютно точно запоминал или записывал хадисы. г) Отсутствие отклонений, под которыми подразумеваются такие случаи, когда достойный доверия передатчик передаёт хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного ещё более достойным доверия лицом. д) Отсутствие недостатков: это значит, что хадис не является дефективным; недостатком (‘илля) является такая скрытая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным. 3. Условия, которым должен удовлетворять такой хадис Из объяснения определения видно, что для признания хадиса достоверным необходимо, чтобы он удовлетворял пяти условиям: характеризоваться непрерывностью иснада, беспристрастностью и точностью передатчиков, отсутствием недостатков и отсутствием отклонений. Если хадис не удовлетворяет хотя бы одному из этих пяти условий, он не может именоваться достоверным. 4. Пример Примером может служить хадис, приводимый аль-Бухари в его “Сахихе”, где говорится: – Абдуллах бин Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада бин Джубайра бин Мут‘има, что его отец сказал: «Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха, , читал суру “Гора”» [31] Этот хадис является достоверным в силу следующих причин: а) Его иснад является непрерывным, так как каждый из его передатчиков слышал его от своего шейха. б, в) Все его передатчики отличались беспристрастностью и точностью, и именно так характеризовали их знатоки науки отвода и подтверждения. 1. Абдуллах бин Йусуф был достойным доверия и отличался точностью. 2. Малик бин Анас являлся имамом и хафизом. 3. Ибн Шихаб аз-Зухри был факихом и хафизом, которому, по общему мнению, была присуща высочайшая точность. 4. Мухаммад бин Джубайр был человеком, достойным доверия. 5. Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, являлся сподвижником. г) В этом хадисе нет никаких отклонений, поскольку ни одно более сильное сообщение ему не противоречит. д) В этом хадисе нет никаких недостатков. 5. Суждение о достоверном хадисе По общему мнению мухаддисов и уважаемых знатоков основ религии и факихов, обязательно применять его на практике. Он относится к числу доводов шариата, и мусульманин не может отказываться от его практического применения. 6. Есть ли уверенность в том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех иснадов? Наиболее распространённым является мнение о том, что ни один иснад нельзя с уверенностью назвать самым достоверным из всех, поскольку различия в степенях достоверности определяются тем, в какой мере иснад удовлетворяет условиям достоверности, однако редко встречаются такие иснады, которые в полной мере соответствуют всем этим условиям. Ввиду этого лучше всего воздержаться от заключений о том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех. Тем не менее известно, что отдельные имамы делали утверждения такого рода, хотя и очевидно, что каждый из них отдавал предпочтение тому, что он считал наиболее сильным. Ниже приводятся примеры иснадов, являющихся, по мнению некоторых мухаддисов, наиболее достоверными: а) То, что передал аз-Зухри со слов Салима, слышавшего это от своего отца.[32] Сообщается, что такое мнение высказывали Исхак бин Рахавийа и Ахмад. б) То, что передал Ибн Сирин со слов Убайды, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах.[33] Сообщается, что такое мнение высказывали Ибн аль-Мадини и аль-Фалляс. в) То, что передал аль-А‘маш со слов Ибрахима, слышавшего это от ‘Алькамы, слышавшего это от Абдуллаха, да будет доволен им Аллах.[34] Сообщается, что такое мнение высказывал Ибн Ма‘ин. г) То, что передал аз-Зухри со слов Али бин аль-Хусайна, слышавшего это от своего отца, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что такое мнение высказывал Абу Бакр бин Абу Шайба. д) То, что передал Малик, слышавший от Нафи‘а, слышавшего это от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Сообщается, что такое мнение высказывал аль-Бухари. 7. В каком труде впервые были собраны только достоверные хадисы? Первым таким трудом стал “Сахих” аль-Бухари, а затем – “Сахих” Муслима. Эти своды являются наиболее достоверными книгами после Корана. Согласно единодушному мнению улемов, обе эти книги следует считать образцовыми. а) Какой из этих сборников является более достоверным? Более достоверным и полезным является “Сахих” аль-Бухари, так как иснады всех хадисов, собранных аль-Бухари, отвечают самым высоким требованиям, предъявляемым к иснаду, а их передатчики заслуживают доверия в большей степени. Кроме того, в “Сахихе” аль-Бухари есть такие извлечения[35] по фикху и такие мудрые мысли, которых нет в “Сахихе” Муслима. б) Все ли достоверные хадисы вошли в сборники аль-Бухари и Муслима и ставили ли они перед собой такую задачу? Аль-Бухари и Муслим включили в свои сборники не все достоверные хадисы и не ставили перед собой подобной задачи. Аль-Бухари сказал: «Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, но многие достоверные хадисы не были включены, чтобы не делать его длинным».[36] Муслим же сказал: «Я включил сюда не все имеющиеся у меня достоверные хадисы, включив только те из них, относительно достоверности которых высказывалось единодушное мнение».[37] в) Много или мало достоверных хадисов осталось невключёнными в сборники аль-Бухари и Муслима? 1. Хафиз Ибн аль-Ахрам сказал: «Они не включили лишь малую часть», - однако другие были с ним не согласны. 2. На самом деле они не включили в свои сборники очень многое. Передают, что аль-Бухари сказал: «…а ещё больше достоверных хадисов я не включил». Сообщается также, что он сказал: «Я наизусть помню сто тысяч достоверных хадисов и двести тысяч недостоверных».[38] г) Сколько хадисов насчитывается в каждом из этих сборников? 1. Аль-Бухари: всего в его “Сахихе” приводится семь тысяч двести семьдесят пять хадисов с учётом повторяющихся, а без учёта их – четыре тысячи. 2. Муслим: всего в его “Сахихе” приводится двенадцать тысяч хадисов с учётом повторяющихся, а без учёта их – около четырёх тысяч. д) Где можно обнаружить все остальные достоверные хадисы, которые не вошли в сборник аль-Бухари и Муслима? Они собраны в таких надёжных и известных книгах, как “Сахих” Ибн Хузаймы, “Сахих” Ибн Хиббана, “Мустадрак” аль-Хакима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и, “Сунан” ад-Даракутни и аль-Байхаки и других сборниках. Однако одного только наличия хадиса в какой-нибудь из этих книг недостаточно; необходимо наличие указаний на их достоверность. Исключение составляют собой книги тех, кто ставил себе целью собрать только достоверные хадисы, примером чего может служить “Сахих” Ибн Хузаймы. 8. Несколько слов о “Мустадраке” аль-Хакима, “Сахихе” Ибн Хузаймы и “Сахихе” Ибн Хиббана а) “Мустадрак” аль-Хакима представляет собой огромный сборник, в котором его составитель приводит достоверные хадисы, удовлетворяющие условиям либо обоих шейхов,[39] либо одного из них, но не вошедшие в “Сахихи” аль-Бухари и Муслима. Кроме того, он включил в свой сборник ряд хадисов, называемых им достоверными, несмотря на то что они не удовлетворяют условиям ни одного из двух шейхов, и указал, что иснады их являются достоверными. Иногда же он приводит отдельные хадисы, которые достоверными не являются, но указывает на это обстоятельство. Подчас аль-Хаким подходит к критериям отбора хадисов не слишком строго, называя тот или иной хадис достоверным, если он удовлетворяет его условиям, вследствие чего отобранные им хадисы необходимо исследовать и выносить о них суждения, соответствующие их состоянию. Изучением содержания сборника аль-Хакима занимался аз-Захаби, правильно классифицировавший большинство хадисов, однако эта книга нуждается в дальнейшем изучении. б) “Сахих” Ибн Хиббана. Классификация хадисов в этой книге не соответствует общепринятым нормам, поскольку, с одной стороны, она не разбита на главы, с другой же – хадисы в ней не классифицированы по именам сподвижников, передавших эти хадисы, и поэтому Ибн Хиббан дал ей и другое название – “Ат-такасим ва-ль-анва‘” (Деление и виды). Найти нужный хадис в его книге очень затруднительно, и поэтому один из более поздних знатоков[40] разбил её на главы. Подчас он проявляет излишнюю снисходительность, называя тот или иной хадис достоверным, однако в этом отношении он не является таким снисходительным, как аль-Хаким.[41] в) “Сахих” Ибн Хузаймы. Этот сборник занимает более высокую ступень по сравнению с “Сахихом” Ибн Хиббана, так как является серьёзным исследованием, а его составитель может отказаться считать хадис достоверным из-за любого сомнительного слова в его иснаде.[42] 9. Извлечения (мустахраджат) из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима а) Предмет извлечения. Здесь речь идёт о том, что какой-нибудь мухаддис берёт один из сборников хадисов и приводит его хадисы, снабжая их собственными иснадами и следуя при этом не тем путём, которым следовал его составитель, имевший с ним одного и того же шейха или шейха шейха. б) Наиболее известные извлечения из двух “Сахихов”. 1. “Извлечение” из “Сахиха” аль-Бухари Абу Бакра аль-Исма‘или. 2. “Извлечение” из “Сахиха” Муслима Абу ‘Аваны аль-Исфараййини. 3. “Извлечение” из обоих “Сахихов” Абу Ну‘айма аль-Исбахани. в) приводили ли составители “Извлечений” те же матны хадисов, что и составители обоих “Сахихов” во всех случаях? Их составители не всегда приводили абсолютно идентичные матны по той причине, что они неизменно использовали те же фразы, которые они слышали от своих шейхов, чем и объясняется наличие небольших отличий в отдельных случаях. То же самое можно сказать и о словах таких старых авторов, как аль-Байхаки, аль-Багави и им подобных, которые писали: «Этот хадис приводит аль-Бухари», – или: «Этот хадис приводит Муслим», – несмотря на наличие расхождений по смыслу и по форме с отдельными хадисами из “Сахихов” обоих шейхов. Смысл их слов: «Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим», состоит в том, что они приводили основу данного хадиса[43]. г) Можем ли мы передать какой-нибудь хадис из числа этих “Извлечений”, относя их к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима? С учётом всего вышеизложенного никто не должен передавать ни один хадис из “Извлечений” или вышеупомянутых книг, указывая, что его приводит аль-Бухари или Муслим, ни при каких обстоятельствах за исключением двух случаев: 1. Когда он приводит данный хадис с целью сопоставления его с той его версией, которую приводит аль-Бухари или Муслим. 2. Когда составитель извлечения или другого сочинения говорит: «Оба они приводили его в таком виде». д) Польза “Извлечений” из обоих “Сахихов”. “Извлечения” из обоих “Сахихов” являются весьма полезными. Полезные аспекты трудов такого рода ас-Суйути перечисляет в своём сочинении “Ат-тадриб”.[44] 1. Высота иснада[45], так как если бы составитель “Извлечения” передал какой-нибудь хадис точно таким же путём, каким передавал его аль-Бухари, то количество имён передатчиков в иснаде такого хадиса было бы больше, чем в том же хадисе, который приводится им в “Извлечении” 2. Повышение степени достоверности, так как во фразах некоторых хадисов имеются дополнения и добавления 3. Приобретение хадисом силы благодаря множеству путей его передачи: польза этого состоит в том, что можно отдать предпочтение той или иной версии в случае возникновения противоречий. 11. Степени (маратиб) достоверных хадисов Мы уже отмечали, что некоторые улемы приводили иснады, которые они считали наиболее достоверными. На основании этого и при условии, что иснад удовлетворяет всем прочим условиям достоверности, можно сказать, что достоверные хадисы разделяются по степеням. а) Высшей степенью достоверности отличается такой хадис, который передаётся с наиболее достоверным иснадом, например хадис, переданный Маликом, слышавшим его от Нафи‘а, слышавшего его от Ибн Умара. б) Более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов людей, заслуживавших доверия в меньшей степени, чем вышеупомянутые передатчики, например хадис, переданный Хаммадом бин Саламой, который слышал его от Сабита, слышавшего его от Анаса. в) Ещё более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов тех, кто заслуживает доверия в меньшей степени, чем предыдущие передатчики, например хадис, переданный Абу Салихом, который слышал его от своего отца, слышавшего его от Абу Хурайры. Есть и другая классификация хадисов, которые по степени достоверности делятся на семь классов: 1. Хадисы, которые считали достоверными и аль-Бухари, и Муслим (высшая степень достоверности). 2. Хадисы, которые считал достоверными только аль-Бухари. 3 Хадисы, которые считал достоверными только Муслим. 4. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности обоих шейхов, но не приводятся ни одним из них. 5. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности аль-Бухари, но не приводятся им. 6. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности Муслима, но не приводятся им. 7. Хадисы, которые считают достоверными другие имамы, например Ибн Хузайма и Ибн Хиббан, но не удовлетворяющие условиям обоих шейхов. 12. Условия аль-Бухари и Муслима Ни аль-Бухари, ни Муслим не формулировали никаких иных условий, кроме тех, которые являлись общепринятыми и касались критериев достоверности хадисов, несмотря на то что улемы, занимавшиеся глубоким изучением этого вопроса, считали, что вышеупомянутые условия были сформулированы именно обоими шейхами или одним из них. Суть лучшего из сказанного об этом сводится к тому, что условия обоих шейхов или одного из них формулируются следующим образом: хадис должен передаваться теми передатчиками, которые упоминаются в обоих “Сахихах” или же в одном из них именно так, как делают это оба шейха, передавая хадисы с их слов. 13. Значение выражения “муттафак ‘аляй-хи” (согласованный) Когда знатоки хадисов называют какой-нибудь хадис “согласованным”, это значит, что оба шейха считали данный хадис достоверным и мнение их разделяют все. 14. Обязательным ли условием является то, что достоверный хадис должен быть редким (‘азиз)? На самом деле это обязательным условием не является в том смысле, что у достоверного хадиса не обязательно должно быть два иснада, поскольку и в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, и в других сборниках приводятся достоверные хадисы, являющиеся неизвестными (гариб). Хорошие (хасан) хадисы 1. Определение а) По форме это слово является прилагательным от слова “хусн” (красота). б) Терминологическое значение: улемы по-разному определяли значение термина “хороший” ввиду того, что он занимает среднее положение между достоверным и слабым, а также потому, что некоторые из них давали определение лишь одной из двух его частей. Ниже я привожу определение хафиза Ибн Хаджара аль-‘Аскалани которое представляется мне наиболее подходящим из всех: «Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все передатчики которого от первого до последнего отличались добросовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передали его безо всяких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля)». 2. Суждение о хорошем хадисе Подобно достоверным хадисам, хорошие хадисы можно приводить в качестве доводов, несмотря на то что такой же силой эти доводы обладать не будут. Вот почему их приводили в качестве аргументов все факихи, применявшие их на практике, и за использование их в качестве аргументов выступало большинство мухаддисов и знатоков основ религии. 3. Пример хорошего хадиса В пример можно привести один из хадисов, приводимых ат-Тирмизи: – Передал нам Кутайба: Передал нам Джа‘фар бин Суляйман ад-Дуба‘и, слышавший от Абу Имрана аль-Джауни, слышавший, как Абу Бакр бин Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Я слышал, как (однажды) перед лицом врага мой отец сказал: “Посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, врата рая находятся в тени мечей» ”». [46] «Этот хадис является хорошим по той причине, что из четырёх передатчиков его иснада все являются достойными доверия (сикат), кроме Джа‘фара бин Суляймана ад-Дуба‘и,[47] который в этом отношении характеризуется как хороший пере-датчик, в силу чего и хадис в целом является не достоверным, а хорошим». 4. Степени хороших хадисов Подобно тому, как достоверные хадисы различаются по степеням достоверности, так и хорошие хадисы различаются по степеням. Аз-Захаби выделяет две таких степени: а) Высшая степень, примером чего являются такие хадисы, которые Бахз бин Хаким передавал со слов своего отца, слышавшего их от его деда, и такие хадисы, которые Амр Ибн Шу‘айб передавал со слов своего отца, слышавшего их от его деда, и такие хадисы, которые Ибн Исхак передавал со слов ат-Тайми, а также подобные им сообщения из числа именующихся достоверными и являющихся наиболее близкими к достоверным. б) За ними следуют такие хадисы, которые одни улемы считают хорошими, а другие – слабыми, примером чего может служить хадисы, передаваемые со слов аль-Хариса бин Абдуллаха, Асима бин Дамра, Хаджжаджа бин Артата и им подобных. 5. О месте таких слов мухаддисов, как «хадис с достоверным иснадом» или «хадис с хорошим иснадом» а) Слова мухаддисов: «Это хадис с достоверным иснадом» – являются указанием на то, что этот хадис занимает более низкую ступень, чем тот, о котором говорят: «Это – достоверный хадис». б) Точно так же хадис, о котором говорят: «Это хадис с хорошим иснадом», занимает более низкую ступень, чем тот, о котором говорят: «Это – хороший хадис». Объясняется это тем, что у хадисов с достоверным или хорошим иснадом, может быть матн, у которого есть какие-либо отклонения или недостатки. Таким образом, когда мухаддис говорит: «Это – достоверный хадис», он ручается нам за то, что данный хадис удовлетворяет всем пяти необходимым условиям достоверности. Если же он говорит: «Это хадис с достоверным иснадом», это значит, что он ручается нам за то, что данный хадис удовлетворяет только трём необходимым условиям достоверности. Иначе говоря, он ручается нам за непрерывность иснада этого хадиса, а также за добросовестность и точность его передатчиков, но не ручается за то, что в этом хадисе нет никаких отклонений и недостатков, поскольку сам мухаддис в этом не удостоверился. Однако, если надёжный знаток хадисов ограничивается словами: «Это хадис с достоверным иснадом», не упоминая ни о каких недостатках этого хадиса, ясно, что матн его также является достоверным, поскольку основой является отсутствие недостатков и отклонений. 6. Смысл выражения «хороший достоверный хадис», употреблявшегося ат-Тирмизи и другими мухаддисами Внешне это выражение представляется неясным, поскольку хороший хадис занимает не столь высокое положение как достоверный, и поэтому возникает вопрос: как же можно объединять между собой хадисы, относящиеся к разным категориям? На этот вопрос, касающийся смысла выражения ат-Тирмизи «хороший достоверный хадис», улемы давали разные ответы, но лучшим из них является сказанное хафизом Ибн Хаджаром, с чем был согласен и ас-Суйути. Вкратце суть его слов сводится к следующему: а) Если у хадиса имеется не менее двух иснадов, то выражение «хороший достоверный хадис» означает, что данный хадис является хорошим, если принимать во внимание один иснад, и достоверным, если принимать во внимание другой. б) Если же у хадиса есть только один иснад, то выражение «хороший достоверный хадис» означает, что хорошим его считают одни люди, а достоверным – другие. Таким образом, ат-Тирмизи, использовавший подобное выражение, как бы указывает либо на то, что суждения улемов об этом хадисе отличались друг от друга, либо на то, что сам он не отдал предпочтения ни тому, ни другому суждению. 7. Классификация хадисов в сочинении аль-Багави “Аль-масабих”[48] В своей книге “Аль-масабих” имам аль-Багави использует свои особые термины. Так, например, он называет “достоверными” все те хадисы, которые входят в “Сахихи” аль-Бухари и Муслима или в один из них, а ”хорошими” – хадисы, входящие в “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и. Подобная терминология отличается от общепринятой среди мухаддисов, поскольку в четырёх вышеупомянутых сборниках под названием “Сунан” есть и достоверные, и хорошие, и слабые, и отвергаемые хадисы. Вот почему Ибн ас-Салах и ан-Навави обращают внимание на это обстоятельство, а читателю книги “Аль-масабих” следует помнить, что имам аль-Багави вкладывает особый смысл в такие термины как “достоверный” или “хороший”. 8. Книги, в которых встречается много хороших хадисов Улемы не составили специальных сборников хороших хадисов, подобных сборникам хадисов достоверных, однако есть книги, в которых приводится много хороших хадисов. К числу наиболее известных таких книг относятся: а) “Джами‘” ат-Тирмизи, известный также как “Сунан” ат-Тирмизи и являющийся основой для изучения хороших хадисов. В этом сборнике приводится множество хороших хадисов, благодаря чему они и приобрели известность. б) “Сунан” Абу Дауда. В “Послании к жителям Мекки” Абу Дауд отмечает, что в своей книге он приводит как достоверные, так и подобные им и близкие к ним хадисы. Он разъясняет те места, которые являются очень слабыми, а то, о чём ничего не говорится, считается годным для использования в качестве аргумента. Таким образом, если мы обнаружим в его книге такой хадис, который Абу Дауд не называет слабым, а ни один из имамов не называет достоверным, это значит, что Абу Дауд считает его хорошим. в) “Сунан” ад-Даракутни. В этой книге ад-Даракутни приводит много хороших хадисов. Достоверное сообщение, считающееся таковым в силу существования других хадисов 1. Определение Таковым является сообщение, которое само по себе относится к категории хороших, если оно передаётся ещё и другим подобным или более сильным путём. Достоверными в силу существования других хадисов эти сообщения были названы ввиду того, что достоверным благодаря одному только своему иснаду такое сообщение не считается, а рассматривается в качестве такового только в силу существования одного или нескольких других сообщений. 2. Степень такого сообщения Степень такого хадиса выше степени хорошего хадиса как такового, но ниже достоверного как такового. 3. Пример Примером может служить следующий хадис: – Мухаммад бин Амр передал со слов Абу Саламы, что Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха, , сказал: ]لَوْلا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي لأمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ صَلاةٍ [ «Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой».[49] Ибн ас-Салах сказал: «Мухаммад бин Амр бин Алькама относится к числу людей, известных своей правдивостью и нравственной чистотой, однако он не отличался точностью передачи, и некоторые даже считали его слабым передатчиком по причине плохого запоминания. Другие же считали его достойным доверия, так как он был правдивым и уважаемым человеком, и с учётом этого переданный им хадис является хорошим. Если учесть и то, что хадисы с его слов передаются и другими путями, то наши опасения, которые вызваны тем, что он плохо запоминал, развеиваются, небольшие недостатки благодаря этому устраняются, а иснад хадиса, как и сам хадис, возвышается до степени достоверного»[50]. Хорошее сообщение, считающееся таковым в силу существования других хадисов 1. Так именуется передающийся многими путями слабый хадис при том условии, что слабым его считают не по причине нечестия или лживости передатчика. Из этого определения следует, что слабый хадис может возвыситься до степени хорошего, который считается таковым в силу существования других хадисов, в двух нижеследующих случаях. а) Когда он передаётся не одним путём при том условии, что другие пути являются подобными ему по силе или более сильными. б) Когда причиной слабости является либо плохая память его передатчика, либо разрыв в его иснаде, либо отсутствие сведений о его передатчиках. 2. Степень такого сообщения Сообщение, считающееся хорошим в силу существования других хадисов, занимает более низкое положение, чем хорошее само по себе. Из этого следует, что если хорошее само по себе сообщение противоречит сообщению, считающемуся хорошим в силу существования других хадисов, то предпочтение отдаётся первому. 3. Суждение о таком хадисе Такие сообщения относятся к числу приемлемых, которые могут использоваться в качестве довода. 4. Пример В пример можно привести хадис, который приводит и считает хорошим ат-Тирмизи, передавший его со слов Шу‘бы, слышавшего от Асима бин Убайдуллаха, слышавшего от Абдуллаха бин Амира бин Раби‘а, слышавшего от своего отца, что, когда одна женщина из племени бану фазара вышла замуж, получив в дар сандалии, посланник Аллаха, , спросил её: ]أَرَضِيتِ مِنْ نَفْسِكِ وَمَالِكِ بِنَعْلَيْنِ [ «Довольна ли ты таким свадебным подарком, несмотря на своё положение и богатство?» Она сказала: «Да», и он дал разрешение на этот брак. Ат-Тирмизи сказал: «сообщения об этом передаются также со слов Умара, Абу Хурайры, Аиши и Абу Хадрада». Асим считается слабым передатчиком из-за его плохой памяти, однако ат-Тирмизи определяет этот хадис как хороший в силу того, что он передаётся и другими путями. Отдельное приемлемое сообщение, подкреплённое косвенными доказательствами. 1. Введение Последним видом обзора приемлемых сообщений являются сообщения, подкреплённые косвенными доказательствами, то есть тем, что выступает в качестве дополнения к тем требованиям, которым должно удовлетворять приемлемое сообщение. Эти дополнительные указания, сочетающиеся с приемлемым сообщением, придают ему больше силы, выделяют его среди прочих приемлемых сообщений, не отвечающих подобным дополнительным указаниям, и делают его более предпочтительным по сравнению с ними. 2. Виды таких сообщений Существуют разные виды сообщений, подкреплённых косвенными доказательствами. Наиболее известными из них являются следующие: а) Те сообщения, которые приводят в своих “Сахихах” аль-Бухари и Муслим и которые нельзя отнести к категории “мутаватир”. Эти сообщения подкреплены различными косвенными доказательствами, к числу которых относятся: 1. Высокий авторитет аль-Бухари и Муслима как знатоков хадисов. 2. Их авторитетность в том, что касается выделения достоверных хадисов из числа прочих. 3. То обстоятельство, что улемы принимали их сборники, поскольку одно это больше способствует передаче знания, чем множество путей передачи таких сообщений, которые нельзя отнести к категории “мутаватир”. б) Известные сообщения, если они передаются различными путями, ни в одном из которых нет слабых передатчиков и недостатков. в) Сообщение, приводимое целым рядом крупнейших мухаддисов и не являющееся неизвестным (гариб). Примером может служить такой хадис, который приводит имам Ахмад, передавая его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и передаёт его со слов имама Малика. Таким образом, имам Ахмад наряду с другими передаёт его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и также наряду с другими передаёт его со слов имама Малика. 3. Суждение о таких сообщениях Сообщения такого рода являются более предпочтительными, чем любое приемлемое сообщение из числа отдельных сообщений. Если же сообщение, подкреплённое косвенными доказательствами, противоречит другим приемлемым сообщениям, то предпочтение отдаётся ему. Date: 2015-09-02; view: 328; Нарушение авторских прав |