Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема Вторая
Разделение приемлемых сообщений Приемлемые сообщения подразделяются на две группы: действующие и недействующие. Подобное разделение является источником двух видов науки о хадисах, получивших название “точные и отличающиеся друг от друга хадисы”, а также “отменяющие и отменённые хадисы”. Точные المُحْكَم (мухкам) и отличающиеся مُخْتَلِفُ (мухталиф) друг от друга хадисы 1. Определение точного а) Слово “мухкам” является причастием страдательного залога от глагола “ахкама” в значении “делать точно; хорошо”. б) Как термин слово “мухкам” служит для обозначения такого приемлемого хадиса, которому не противоречит подобный ему хадис. К этому виду относится большинство хадисов, что же касается противоречащих и отличающихся друг от друга хадисов, то по сравнению с общим их количеством таких хадисов известно немного. 2. Определение отличающихся (мухталиф) друг от друга хадисов а) Слово “мухталиф” является причастием действительного залога от слова “ихтиляф” (разногласие; расхождение). Под отличающимися друг от друга хадисами подразумеваются те из них, которые противоречат друг другу по смыслу. б) Как термин, фраза «отличающиеся друг от друга хадисы» служит для обозначения таких приемлемых хадисов, которым противоречат подобные им хадисы, когда имеется возможность объединения их между собой. Имеется в виду такой достоверный или хороший хадис, наряду с которым приводится другой хадис, подобный ему по степени и по силе, но внешне противоречащий ему по смыслу, однако при этом обладающие знанием и пониманием способны приемлемым образом объединить их. 3. Пример отличающихся друг от друга хадисов а) Хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: [ لا عَدْوَى وَلا طِيَرَةَ ] «Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха) и не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц…» Этот хадис приводит Муслим. б) Хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: [ فِرَّ مِنْ الْمَجْذُومِ كَمَا تَفِرُّ مِنْ الأسَدِ] «Беги от прокажённого, как убежал бы ты ото льва». Этот хадис приводит аль-Бухари. Внешне два этих достоверных хадиса противоречат друг другу, поскольку первый отрицает возможность заражения иначе как по воле Аллаха, а во втором указывается на возможность заражения. Тем не менее улемы объединяют их между собой, приводя их к согласованию по смыслу во многих отношениях. Ниже упоминается о том из них, который избрал хафиз Ибн Хаджар. 4. Способ объединения Объединить между собой два этих хадиса можно, сказав, что возможность заражения без соизволения Аллаха отрицается и не является чем-то доказанным, так как посланник Аллаха, , сказал: [ لا يُعْدِي شَيْءٌ شَيْئًا ] «Одно не заражает другое».[52] Сообщается также, что один человек возразил пророку, , сказав, что, когда паршивый верблюд оказывается среди здоровых, парша переходит и на них, и тогда пророк, , спросил: [ فَمَنْ أَعْدَى الأوَّلَ ] «А кто же заразил (самого) первого?»[53] Это значит, что Аллах Всевышний вызвал эту болезнь во втором, как вызвал он её и в первом. Что же касается веления убегать от прокажённого, то оно было отдано для того, чтобы перекрыть пути. Это значит, что оно было отдано для того, чтобы не допустить контактов с прокажёнными, в результате чего человек может подумать, что причиной заражения послужила не воля Аллаха, а общение с больным, однако подобные мысли являются греховными. Таким образом, прокажённого было велено сторониться для того, чтобы люди не верили в то, что может привести к греху. 5. Что следует сделать тому, кто встретит два внешне противоречащих друг другу приемлемых хадиса? В подобном случае необходимо сделать следующее: а) Когда существует возможность объединения двух хадисов, обязательно объединить их между собой, как обязательно и применять их на практике. б) Когда никакой возможности объединения двух хадисов не существует, необходимо поступить следующим образом: 1. Если известно, что один из двух этих хадисов является отменяющим, мы должны отдавать ему предпочтение, применять его на практике и оставить отменённый хадис. 2. Если таких сведений нет, нам необходимо отдать одному из этих хадисов предпочтение с помощью одного из путей, которых насчитывается более пятидесяти, а потом действовать в соответствии со смыслом наиболее предпочтительного. 3. Если же не удастся отдать предпочтение ни одному из них, что случается редко, нам следует воздержаться от их практического применения до тех пор, пока не обнаружится преимущество того или другого. 6. Наиболее известные сочинения на эту тему: а) “Ихтиляф аль-хадис” имама аш-Шафи‘и, который первым заговорил об этом и написал первое сочинение по этому вопросу. б) “Та’виль мухталиф аль-хадис” Абдуллаха бин Муслима Ибн Кутайбы. в) “Мушкиль аль-асар” Абу Джафара Ахмада бин Салямы ат-Тахави. Отменяющие ناسِخُ (насих) и отменённые منسُوخِه (мансух) хадисы 1. Определение “отмены” (насх): а) Это слово имеет два значения – “устранение” и “переписывание”. б) Как термин, слово “насх” означает отмену Аллахом прежнего установления на основании более позднего указания. 2. Важность и трудность науки об отмене; наиболее выдающиеся знатоки Умение отличать отменяющие хадисы от отменённых является важным и трудным делом, а аз-Зухри сказал: «Умение отличать отменяющие хадисы от отменённых является для факихов самым трудным». Наиболее известным из знатоков отменяющего и отменённого являлся имам аш-Шафи‘и, который не только лучше всех разбирался в этом предмете, но и начал заниматься им первым. Передают, что имам Ахмад спросил Ибн Вара, который приехал из Египта: «Ты переписывал книги аш-Шафи‘и?» Он ответил: «Нет». Ахмад сказал: «Ты сделал упущение, ибо не могли мы отличить кратко изложенного от истолкованного, а отменяющего хадиса от отменённого, пока не встретились с аш-Шафи‘и». 3. Как отличить отменяющий от отменённого? Отменяющий хадис можно отличить от отменённого с помощью одного из нижеперечисленных признаков: а) С помощью прямого указания посланника Аллаха, . Примером может служить приводимый в “Сахихе” Муслима и передаваемый со слво Бурайды хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: ] نَهَيْتُكُمْ عَنْ زِيَارَةِ الْقُبُورِ فَزُورُوهَا[ «Прежде я запрещал вам посещать могилы, но (теперь) посещайте их». б) С помощью высказывания кого-либо из сподвижников. Так, например, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с последним из двух велений посланника Аллаха, , можно было не совершать омовения после употребления в пищу того, чего касался огонь.» Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Наса’и и ат-Тирмизи. в) С помощью знания истории. В данном случае имеется в виду, что хадис, который передаётся со слов Шаддада бин Ауса и в котором сообщается, что пророк, , сказал: «Прерывается пост и пускающего кровь, и того, кому её пускают»,[54] был отменён хадисом, переданным Ибн Аббасом, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророку, , пускали кровь, когда он находился в состоянии ихрама и соблюдал пост.[55] В некоторых путях передачи хадиса Шаддада бин Ауса указывается, что это было во время завоевания мусульманами Мекки[56], тогда как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал пророка, , во время прощального паломничества[57]. г) То, на что указывает единодушное мнение улемов. Так, например, в одном хадисе сообщается, что пророк, , сказал: [ مَنْ شَرِبَ الْخَمْرَ فَاجْلِدُوهُ ، فَإِنْ عَادَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ] «Подвергните бичеванию того, кто выпьет вина, если же человек вернётся к этому в четвёртый раз, казните его».[58] Имам ан-Навави сказал: «Единодушное мнение улемов указывает на то, что он был отменён». Единодушное мнение не отменяет и не может быть отменено, однако оно служит указанием на отменяющее. 4. Наиболее известные сочинения по данному вопросу а) “Аль-и‘тибар фи-н-насих ва-ль-мансух мин аль-асар” Абу Бакра Мухаммада Ибн Мусы аль-Хазими. б) “Ан-насих ва-ль-мансух” имама Ахмада. в) “Таджрид аль-ахадис аль-мансуха” Ибн аль-Джаузи. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение Тема первая: слабые хадисы. Тема вторая: хадисы, отвергаемые в силу пропусков в их иснадах. Тема третья: хадисы, которые отвергаются в силу выдвижения обвинений против передатчика. Отвергаемое сообщение и причины, в силу которых оно считается неприемлемым 1. Определение Отвергаемым называется такое сообщение, правдивость передатчика которого нельзя считать наиболее вероятной. Причиной является несоответствие одному или более из числа условий приемлемости сообщения, о чём речь шла в разделе о достоверных хадисах. 2. Классификация отвергаемых сообщений и причины их неприемлемости Улемы подразделяли неприемлемые сообщения на множество групп,[59] давая многим из них особые названия. Вместе с тем среди этих сообщений были и такие, которым они не давали особых названий, обозначая их общим названием “слабые” (да‘иф). Если же говорить о причинах неприемлемости хадиса, то их также может быть много, однако в основном они сводятся к двум основным причинам: а) Пропуск в иснаде. б) Отвод передатчика. Обе этих основных причины в свою очередь подразделяются на множество видов, о которых я, если захочет Аллах Всевышний, более подробно поговорю отдельно. Начать же этот разговор следует со “слабых” сообщений, так как “слабое” считается общим названием отвергаемых сообщений. Date: 2015-09-02; view: 339; Нарушение авторских прав |