Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие и индивидуальные меры времени
Смена времен года, солнечные и лунные циклы, секунды, минуты, часы и дни — могут пониматься как внешние, общемировые ритмы. Это — меры общепринятого Времени, те шаблоны,которые были однажды выбраны как средство коммуникации. Каждый человек живет в своем ритме, и этот личный ритмво многом определяется физическим состоянием на данный момент. Личный ритм нарабатывается годами. Он достаточно устойчив и может измениться лишь в критической ситуации. Если лишить человека привычных условий жизни, то он или внесет личный ритм в новые условия, тем самым, изменив их; или изменит личный ритм, на более соответствующий новым условиям. Покой или чрезмерная активность, полная тишина или громкие звуки, полутьма или яркий свет – изменяют восприятие человека. Можно понимать особенности нашего восприятия как специфичность личного восприятия времени. Индивидуальное восприятие времени связано и определяется личными характеристиками человека (особенностями его анатомии и физиологии). Можно сделать вывод об относительности восприятия времени каждым человеком. Состояние болезни, чрезмерные физические и эмоциональные перегрузки, голод — способны значительным образом повлиять на восприятие человеком привычных временных промежутков.
9.5. Человек и Время. Воспринимая мир в категориях двойственности, мы не способны воспринимать время, вне этих категорий. Мы не можем воспринимать время, не наделяя его свойствами «физических объектов мира». Как в свое время пришлось признать у света одновременно два свойства (и волны и частицы), так и время – демонстрирует два противоположных признака: оно и статика, и динамика. Мы постоянно наблюдаем то, как проявляются его статичная и динамичная составляющие. Именно «двойственность» врени не позволяет делать каких-либо выводов о его свойствах. Мы способны лишь констатировать факты его двойственной природы. Мы лишь способны констатировать, что: «в этом случае» — проявилась его статичная составляющая, что выразилось в замедлении внешнего времени, а «в этом» — динамичная, что, субъективно, проявилось в ускорении внешнего времени. Собственно, «ускорение» и «замедление» внешнего времени – и есть проявления Инь-Ян свойств. Всегда присутствуют два проявления, но та конкретная ситуация с которой столкнулся человек усиливает «одно» проявление и ослабляет «другое», хотя оба они одинаково сильны и представлены в равной степени. Вне наблюдателя, объекта или ситуации — время уравновешено и, его составляющие, - не проявлены. Вне материи – нет ни времени, ни тем более, понятия его проявлений, точно так без наблюдателя – нет ни объекта, ни ситуации. С этого момента категория времени сознательно начинает рассматриваться с двух, совершенно противоположных позиций. Такой подход обоснован тем, что невозможно о времени сказать что-либо определенное. Цель двойного подхода — определиться в структуре времени. Возможно, что недоступное при рассмотрении с позиций «одного» станет более понятно при постановке двойных вопросов. Во избежание противоречий будут рассматриваться общеизвестные проявления свойств времени. С одной стороны: время воспринимается как нечто внешнее. Оно воздействует на физический объект, постепенно уничтожая его. То есть с этой позиции действие времени — разрушающее. С другой: время — это естественное свойство «самого объекта». Своего рода «внутренняя бомба», с которой он появляется и которая его в итоге уничтожает. С одной стороны: нести в себе механизм разрушения — абсурд. С другой: из миллиона икринок — только одна выживет и станет той рыбой, которая умрет своей смертью. Все остальные 9999.999 — рассчитаны на смерть, ради этой одной. Одна из миллиона — логика жизни. И меньше нельзя, и больше нельзя. Иначе баланс будет нарушен. С одной стороны: время не имеет ни формы, ни скорости, ни ритма, ни длительности. С другой: мы воспринимаем время только через собственную систему мер и весов. Мы наделяем время свойствами объекта: скоростью и продолжительностью (чуть ли не сроком существования), говоря: «оно — есть» или «его — нет», «было и прошло», его «много и мало». С одной стороны: мы определяем прошедшее время по износу объектов. С другой: не видим самого процесса изнашивания объекта, замечая только начало или конец его свойств. С одной стороны: внешнее время (минута, сутки, год) — неизменно. С другой стороны: личное восприятие времени переменно: стресс, боль, нагрузка, ожидание — ускоряют или замедляют субъективное восприятие хода «внешнего времени». С одной стороны: привычные дела не позволяют обратить внимание на что-либо кроме необходимого: мы не замечаем ни хода времени, ни его непрерывного влияния на нас. С другой: неожиданные смены ситуации позволяют заметить его. В измененной ситуации — внимание переключается с повседневности на восприятие других проявлений объектов. С одной стороны: изменяется только наше субъективное восприятие времени внешнее время — остается неизменным. С другой: мы не замечаем того, что меняется именно наш внутренний ритм и наша личная скорость, явно отмечая при этом изменение внешнего времени. С одной стороны: нет объекта — нет и Времени. В Вечном — нет и не может быть различий: Объект — представляется как область нестабильности и не способен выдержать вечности, «выживает» только монотонность и однородность. С другой: появляется объект — появляются свойства и Время.
С одной стороны: время воспринимается как одно из свойств объекта. С другой: объект воспринимается как граница раздела между временем до его появления и временем после его исчезновения. Объект — это своего рода «область нестабильности времени». Есть объекты с разными свойствами — есть и различные по продолжительности области времени. С одной стороны: объект через свои свойства проявляет собственное время: оно становится более осязаемым. С другой: объект — это помеха для вечности и «вневремения». Время, начавшись вместе с объектом — непрерывно уничтожает его. В итоге полного распада объекта — исчезает и его время. Все вновь становится никаким. В этом смысле время — «инструмент» по преодолению различий. С одной стороны: проявление времени через объект — однозначный факт. С другой стороны: зачем проявлять время через объект? Есть ли в этом необходимость? С одной стороны: мы видим, что проявления — есть. С другой: мы не понимаем того, «зачем они нужны»(?), постепенно скатываясь к понятию Высшей силы, которая «решила» «проявить себя», создав мир, в котором мы живем. Что за сила? Что значит «решила»? Что значит «проявила себя» и собственно, зачем? Это вопросы, на которые искать ответы совершенно бесполезно. Ответы будут всегда, и они всегда будут разными. Это истощающий путь, подобный поиску «смысла жизни», «цели бытия», «осознания», «понимания» и «любви». Он не приносит ни спокойствия, ни сил, только истощение и опустошение от очередного «истинного понимания». С одной стороны: время представляется как энергия связи между элементами структуры. Заканчивается время, и элементы больше не сдерживаются ничем: структура приходит в движение, теряя индивидуальность. Нет упорядоченности — нет и объекта. С другой: нет элементов — нет и энергии связи. Элементы объекта — «направляют» и связывают ее, дают точку приложения силы. Можно провести аналогию с мышцами и связками тела, которые понимаются как физическое проявление энергии связи и скелетом — как элементом структуры. Именно мышцы и связки превращают разрозненные части в единую динамическую структуру. Нет связи (нет мышц) — структура рассыпается, становясь неидентифицированной, в прямом смысле — «никакой» (скелет распадается на отдельные кости: «не связанные кости — это уже не скелет»). Нет точек прикрепления (нет скелета) — мышца не способна функционировать. Нет точек прикрепления для мышцы — и ее функция становится невозможна. Только единство сил (единство элементов и силы связи) формирует целостную, способную функционировать, систему. С одной стороны: мы видим, как предмет постепенно разрушается, но не учитываем время как действующий фактор. С другой стороны: мы видим, как явление развивается и, опять же, не называем время как фактор действия. С одной стороны: Время неявно присутствует в любом явлении как его начало, развитие и конец. С другой: мы воспринимаем лишь определенные этапы и не способны заметить динамику процесса. Есть вехи, но нет перехода между ним. Есть элементы структуры, но неощутимы силы связи.
9.6. Феномен ускорения времени. Время однозначно введено в нашу систему восприятия мира как неизменная составляющая любого процесса. Как и все остальное, Время воспринимается нами в категориях двойственности: «начало-конец»; «долго-кратко»; «быстро-медленно». Можно говорить, время представляется и воспринимается нами как производная двух исходных сил (инь и ян). Всепроникающее влияние сил инь и ян — мы определяем, как то или иное свойство времени, как тот или иной феномен времени: его замедление, ускорение илиостановку. Как и любой объект или явление — время остается никаким до тех пор, пока мы не начали его замечать. Как только мы обращаем на него внимание (спешка, ожидание, интерес), в нем начинает проявляться двойственность нашего восприятия: время сразу обретает скорость и длительность, становится достаточно вещественным, превращаясь из «фона» для действия — в структуру самого действия.Возможно, что чисто человеческий феномен восприятия «ускоренного или замедленного хода времени» есть не что иное, как прямое проявление статичнойили динамичной составляющей времени. Или, скорее, вхождение человека в динамичную или статичную область времени: время и не ускоряется, и не замедляется — это мы воспринимаем события медленнее или быстрее, захватывая то динамичную его составляющую, то статичную. С другой стороны, можно говорить, что человек становится быстрее, потому что сливается с динамичной составляющей времени. Поэтому для него все вокруг становится медленнее. И наоборот: если он сливается со статичной составляющей времени — все вокруг для него ускоряется. Таким образом, возникает противоречие, требующее однозначного разрешения: действительно ли само время бывает быстрым (ян) и медленным (инь) или это мы бываем быстрыми и медленными? В первомслучае подразумевается, что «в структуре времени» есть «быстрые» и «медленные» потоки, а мы лишь входим в ту или иную уже существующую его составляющую и, соответственно, воспринимаем внешнее быстрым (или наоборот — медленным). Аналогия с человеком, который находится на борту плывущей по течению лодки и смотрит при этом на берег, где движутся люди, как по ходу течения рек, так и против него. Во втором случае рассматривается момент зависимости восприятия скорости хода времени, от активности протекающих в человеке процессов. Так, если в человеке «активнее быстрые процессы» — внешнее время, для него субъективно замедляется, а если «активны медленные процессы» — внешнее время ускоряется. Первое или второе? Все-таки ближе представления о монотонности мира и различного восприятия человеком его проявлений. Мир — «никакой. Это мы видим в нем «ритмы», «скорости» и «размеры», в силу особенности нашего аппарата восприятии. Это мы — становимся быстры, и поэтому все вокруг замедляется (но при этом не видим «более быстрого»). Это мы — становимся медлительны, и все вокруг нас становится ускоряется (но «более медленное» — недоступно для нас). Важно другое: в человеке протекают быстрые и медленные процессы. Физически они проявляются через характер движений, тембр голоса, тип фигуры, силу, скорость и продолжительность реакций. Внешние проявления – можно менять. Изменяя внешнее, мы способны повлиять на сами процессы: стимулируя активные процессы (например, совершая активные движения-ян) — мы ускоряем личное время — и замедляем внешнее, стимулируя пассивные процессы (совершая плавные движения-инь) — мы замедляем личное время и ускоряем внешнее. Для того чтобы совершить переход от теоретических положений к практическим методам – требуется однозначно ответить на несколько основных вопросов, которые относятся к личному восприятию времени. С каким именно состоянием человека связано его восприятие ускорения или замедления внешнего времени? Можно ли намеренно развивать состояние восприятия «замедления» или «ускорения» внешнего времени? Как связано восприятие «хода времени» с восприятием информации, интенсивностью ощущений, активностью движений или неподвижностью? Ответ: есть только субъективное восприятие человека. Соответственно только он сам может говорить о субъективном ускорении или замедлении времени: он волнуется, с нетерпением ждет, и внешнее время для него — замедляется; он активен, увлечен, сосредоточен на одном — и внешнее время для него —летит. Само время – не меняется. Перемены идут только в личном восприятии времени. Возможно, что ключевым моментом в этих крайних состояниях является состояние узости темы: если человек сосредоточен на одном (поглощен темой) и в этом есть динамика — внешнее время идет быстро, если же информация бесполезна — интереса нет, динамики нет и внешнее время – замедляется. Динамику состояния можно понимать как процесс получения информации: у человека есть потребность в новом, есть силы, желание и «время», чтобы углубить свои знания, достаточно знаний для того, чтобы воспринять новое, есть источник информации, отвечающий его требованиям. Интересно рассмотреть само состояние рассогласования внешнего и личного времени Состояние увлеченности и поглощенности темой. Состояние «суженности темы» характерно тем, что существует всего одна привязка(тема должна быть достаточно специфичной). Все остальные темы – на данный момент несущественны и буквально выведены из «поля внимания» («куба внимания»). В этом состоянии человек действительно «с головой» погружается в новое дело, не видя ничего вокруг. Внешнее время, для него, движется быстро, а личное, в этот момент,- замедленно. Он искренне удивляется, что по его «внутренним часам» прошло не более получаса, а по «общественным» — не один час. Тотальное поглощение одной темой, замедляет восприятие личного времени, и субъективно кажется, что внешнее движется быстрее. Интересно, что: человек в этом состоянии не замечает ни хода внешнего времени, ни движения времени личного. Состояние ожидания. В этом случае — все наоборот. Итог ожидания — неизвестен. Поступающей информации — нет. Все известно, привычно, нет ничего привлекающего внимание, есть только ожидание, которое не зависит ни от чего. Все те события, которые не относятся к теме переживаний — не имеют смысла. Нет ритма, нет динамики, нет перемен – нет и ощущения движения времени. В состоянии ожидания человек очень четко воспринимает ход и внешнего, и личного времени. Можно говорить, что: личное время «заинтересованного» – замедлено, соответственно внешнее — ускорено; личное время «ожидающего» – ускорено, соответственно внешнее — замедлено. Для того чтобы выработать метод изменения восприятия личного времени — требуется привязка к интенсивности восприятия: повышение интенсивности восприятия: субъективно, ускоряет внешнее время; снижение интенсивности восприятия: субъективно, замедляет внешнее время; обилие воспринимаемой информации — ускоряет внешнее время и замедляет личное; недостаток воспринимаемой информации — ускоряет личное и замедляет внешнее время; воспринимая и выполняя привычные действия — лишь подтверждаешь привычное же восприятие времени; намеренно замечая незнакомые или непривычные свойства привычных объектов — получаешь возможность так или иначе изменять субъективное восприятие хода внешнего времени.
Date: 2015-09-02; view: 350; Нарушение авторских прав |