Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система восприятия времени
Само понятие «время» — продукт нашей системы описания и восприятия мира, основой которой является двойственность, непременное наличия частей целого и раздела между ними, возможность сравнения, уподобления и оценки полученного. Время, совершенно однозначно, воспринимается нами, как непременное свойство материи:там, где появляется материя, для нас — появляется и время.Исключительной особенностью нашего восприятия мира – является восприятие «начала и конца события», «посыла и процесса исполнения», «действия и результата», но не самого процесса. Поэтому и Время (определенный временной промежуток) воспринимается нами лишь как «начало» и «конец» действия, но не как сам «период действий» («само Время»).Время, всегда, воспринимается нами как «фон» для действий, но никогда, как внутренняя структура действий.«Через совершаемые дела» - мы отмечаем тот или иной временн о й промежуток, но Время — не является мерой для наших дел.Восприятие человека — дробно, также как дробны и отделены друг от друга наши состояния и поступки. Такое разделение, для нас, – норма. Поэтому и наше восприятие Времени — тоже дробно. Мы не способны воспринять его непрерывность, потому что это противоречит двойственности нашей системы описания. Время у нас — тоже двойственное (дробное): у «него есть «начало и конец», «прошлое и будущее», «сейчас и потом». Целостного времени, в нашей системе мировосприятия, - не существует: как нет у нас привычки воспринимать непрерывность действия, так нет навыка воспринимать и непрерывность Времени. Необходимо заполнить середину. Воспринять не «начало» или «конец» действия, а «само действие», Оценить не «начало» или «конец» Временного промежутка, а «само Время», котороеприсутствует всегда и во всем, как естественная составляющая любого известного процесса.У животных, птиц, насекомых и рыб - нет ни понятия «времени», ни «мер времени» и соответственно нет эффекта его «ускорения» или «замедления». Если нет системы описания — не может быть и отклонений от известного. Более сложное восприятие мира (отягощенное «размышлениями», «пониманием», «мерами», «оценками» и «нарушениями») – лишено в природе всякого смысла: в ней выживает только простое, динамичное и «одноактовое». У нас же – все наоборот: любое действие – четко определено по цели, оно «начато» и «закончено», нагружено «смыслом» и требует «оценки полученного результата». Восприятие Времени через совершаемые «дела» является нашей исключительной особенностью. Все живое воспринимает Время как факт и действует в нем не задаваясь целями.В чем причина такого восприятия времени? Можно ли и нужно ли изменить его? И самое главное: есть ли конкретный метод, который позволил бы развить способность воспринимать Время в «чистом виде»? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определиться в базовых моментах. Попробовать разобраться в том, что мы вообще знаем о Времени. 9.2. Определенность времени Необходимо признать, что мы привычно воспринимаем Время лишь в качестве меры действий или событий. Наше восприятие Времени всегда приблизительно. Для нас существуют: временн о й промежуток в «час»и «плюс-минус пять минут», которые ничего не решают; период продолжительностью в «год» и «еще несколько дней или часов». Мы способны отметить, что «прошло еще полчаса» или, что «закончился день»… Но в нашей системе восприятия времени не существует временного промежутка в «17 минут»; «14 секунд»; «пяти дней», 3 часов и 26 минут». Причина этого проста — нам это не нужно. Время — это самая абстрактная категория в нашей системе описания, и поэтому у нас нет необходимости определять его более точно» (речь идет не о точности измерений временного промежутка, с этим как раз все в порядке, а о точности восприятия Временных промежутков (соответствие личного восприятия времени и общепринятых, единых мер времени). Ведь то, насколько полноценно человек может использовать силу времени, — определяет эффективность всех его действий). Вторая причина привычного «не-восприятия» времени: отсутствие точки отсчета. Нет начала — нет и длительности процесса: он начинается «нигде» и уходит в «никуда» (границ и какой-либо определенности - нет). Нет точки отсчета — нет и ритма.В нашей системе восприятия и описания мира не существует образа фиксированного начала события, как нет и ощущения его полного завершения. В результате мы не знаем, например, того: сколько времени прошло, сегодня, с момента пробуждения до настоящего времени. Мы говорим: сейчас 20 часов и 15 минут, но ведь это меры общие. Личная точка отсчета может начинаться располагаться где угодно. Для одного к 20 часам и 15 минутам – прошло 10 часов и 5 минут с момента пробуждения, у другого – 15 часов. И эта мера – уже индивидуальна. Момент пробуждения был выбран в качестве точки отсчета совершенно произвольно. В действительности началом может быть выбран любой момент жизни (например, событие, которое произошло 10 лет назад). Мы не воспринимаем само время и поэтому у нас есть только концы без начала: для нас всегда есть время сейчас (сегодня или вчера), но нет восприятия времени прошедшего, как «рабочего объема», которым бы мы владели. Время – просто есть: оно было, а теперь ушло. И всё. Но: то время, которое сейчас «уже ушло» – все равно является нашим: оно наполнено и определено событиями нашей жизни и особенностями нашего восприятия. То, что мы не воспринимаем его – не означает, что оно исчезло. Чем четче определена человеком его собственная мера Времени (личный ритм восприятия временных промежутков), тем проще и точнее он способен отследить тот или иной период времени: он способен заметить «одну минута», «один час» или «один день» от начала до конца. Время, для него, - становится целым. Основным моментом практики владения Временем является непрерывность внимания, от начала и до конца отмеченного промежутка. Например, если было намечено контролировать положение пальцев рук во время ходьбы в течение 15 минут, то именно привлеченное к этому заданию внимание не позволит забыть об этом, контролируя тем самым временной промежуток. Образуется «пара сил», которая позволяет заметить время: непривычное положение пальцев рук – непроизвольно привлекает к ним внимание (например: большой и мизинец — сомкнуты, а указательный, средний и безымянный — выпрямлены), а привлеченное к рукам внимание — не позволяет забыть о положении пальцев. Результатом такого двойного «усилия» является: захват временного промежутка «длиною» в 15 минут. Время, фактически, - присваивается и наделяется личностными характеристиками исполнителя. Нестандартное положение пальцев и обращение внимания — это уловка, которая позволяет сделать использованное в упражнении время – более вещественным. Временной промежуток в 15 минут – становится ощутимым, благодаря тому, что он был нагружен конкретным действием на его проявление.
Date: 2015-09-02; view: 344; Нарушение авторских прав |