Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор концепций и методов





В 1940-1950 гг. было сделано два выдающихся открытия в области концептуализации детских психозов, наиболее серьезных эмоцио­нальных расстройств детского возраста. Первое принадлежит Лео Каннеру (Leo Kanner, 1943), который доказал, что многие непонят­ные симптомы укладываются в схему, которую он назвал ранним инфантильным аутизмом (early infantile autism). Это относитель­ное редкое расстройство, при котором дети в крайней степени изо­лированы и равнодушны к внешнему миру. Они обычно избегают смотреть в глаза окружающим или смотрят как будто «сквозь вас». Аутистические дети демонстрируют также ряд других симптомов, включая трудности с речью. Около половины из них не говорят вообще, для тех же, кто говорит, часто бывает характерна эхолалическая речь — бессмысленное повторение услышанных звуков. Когда такого ребенка спрашивают: «Как тебя зовут?», ребенок от­вечает: «Как тебя зовут?» (Lovaas, 1973). Если врачи вниматель­но следят за проявлениями симптомов этого расстройства, они, как правило, могут диагностировать его довольно рано, до начала вто­рого года жизни ребенка.

Другой значительный шаг вперед в области диагностики дет­ских расстройств был сделан Маргарет Малер. Начиная с неболь­шой сноски в своей статье 1949 г., Малер стала описывать и систе­матизировать признаки расстройства, проявляющегося на 3-м или 4-м году жизни, либо чуть позже. В этом случае дети устанавлива­ют отношения с людьми, которые заботятся о них, но боятся отде­лить себя от этих отношений. Они «ходят хвостом» за матерью, ис­пытывая страх перед самостоятельным продвижением во внешний мир. Пользуясь как метафорой биологическим термином «симби­оз», Малер назвала это расстройство симбиотическим психозом (symbiotic psychosis) (Mahler, 1968, p. 72-75).

С точки зрения Малер, такие нарушения — не просто странное поведение, но отклонение от нормального развития. Как показано в табл. 13.1, Малер утверждает, что нормальное развитие начинается с нормальной аутистической фазы, когда ребенок сфокусирован на своем внутреннем состоянии и отторгает большинство стимулов, по­ступающих извне. Затем следует нормальная симбиотическая фаза, когда ребенок обращает больше внимания на внешние ощущения, но сохраняет при этом иллюзию, что он и его мать — единое целое. Затем, при поддержке матери, ребенок становится все более незави­симым, особенно когда начинает ходить.

В случае аутизма, как считает Малер, ребенок не может полнос­тью выйти из нормальной аутистической фазы. В случае симбио-тического психоза, ребенок проходит через симбиотическую фазу и выходит из нее, однако не извлекает из отношений данной фазы необходимого ему основополагающего чувства комфорта и поддер­жки. Когда он становится более независимым существом, то неко­торая степень отделенности от матери внушает ему такое сильное чувство дискомфорта, что он начинает отчаянно пытаться восстановить иллюзию симбиотического единства. Малер полагает, что симбиотический психоз, который проявляется позже, чем аутизм, имеет больше вариаций, и дети, страдающие этим расстройством, могут иногда регрессировать к аутистическому состоянию (р. 14-22,71-81).

Отличительной чертой работы Малер было ее постоянное стремление формулировать, проверять и пересматривать свои идеи на основе наблюдений отношений «мать—младенец» в реальной жизни.

Таблица 13.1. Фазы развития, согласно теории Малер


Возраст


Фаза


Основные особенности


От рождения Нормальный Ребенок сфокусирован

до 1 месяца аутизм на своем внутреннем

психологическом состоянии.
От 2 до Нормальный Ребенок больше реагирует

5 месяцев симбиоз на внешние стимулы,

но при этом находится под влиянием иллюзии, что он и мать есть одно целое.

Отделение/индивидуация


От 5 до 9 месяцев

От 9 до 12 месяцев От 12 до 15 месяцев От 15 до 24 месяцев

От 24 до 30 месяцев


Дифференциация

Ранняя

практическая фаза Практическая фаза

Возобновление отношений

Начало развития

постоянства

объектов


Ребенок, сидя на коленях матери, отклоняется назад, чтобы изучать ее и окружающий мир, как бы «вылупляется из яйца».

Использует мать, как базу для своих исследований. Исследует мир со смелым и радостным оживлением. Осознает, что все-таки нуждается в матери, но тем не менее продолжает стремиться к независимости. Создает у себя внутренний образ матери и может функционировать отдельно от нее.


Многие из мыслей, касающихся симбиотического психоза, появи­лись у Малер в результате совместной с Мануэлем Фьюрером (Manuel Furer) работы в терапевтической игровой комнате для детей с психи­ческими нарушениями и их матерей. Концепции нормального разви­тия, разработанные Малер, которые являются предметом нашего вни­мания в этой главе, также возникли, большей частью, из наблюдений за отношениями матерей и их детей в обстановке игровой площадки. С 1959 по 1968 г. Малер и ее ассистенты наблюдали, со стороны и в непосредственном контакте с ними, 38 нормальных пар «мать—ребе­нок» в специально устроенном игровом помещении. Это помещение включало в себя часть, где матери могли сидеть, читать, пить кофе и разговаривать и откуда они могли в то же время свободно видеть и контролировать своих детей, пока те играли. Дети, как правило, на­чинали участвовать в этом проекте в возрасте от 2 до 5 месяцев и покидали игровую площадку, когда им было около 3 лет. Наблюде­ния (в том числе, отснятые фильмы, семейные интервью и визиты в дома) анализировались довольно неформально, — в основном, путем обсуждения в группе коллег, — без привлечения точных статистичес­ких методов. Кроме того, наблюдатели сосредоточивали внимание преимущественно на стадиях, которые проходит ребенок, продвига­ясь из симбиотической фазы к достижению независимости, а не на самой симбиотической фазе. Гипотезы Малер относительно ранних фаз, нормального аутизма и симбиоза по большей части основаны на работе с детьми и взрослыми, страдающими психическими отклоне­ниями, и на наблюдениях других исследователей (Bergman, 1999, р. 6; Mahler, Pine, & Bergman, 1975, pp. 39,223-271).


Материал сделанных Малер наблюдений за нормальными деть­ми и их отношениями с матерью исключительно богат, и итог этой грандиозной работы подведен в ее книге «Психологическое рожде­ние младенца» (The Psychological Birth of the Human Infant), опубли­кованной в 1975 г., (книга была написана в соавторстве с Фредом Пайном и Энни Бергман). Книга рассказывает нам увлекательную историю о том, как ребенок естественным путем выходит из состоя­ния симбиоза и становится отдельным, независимым индивидуумом. Рассмотрим теперь всю последовательность фаз, выделенных Ма­лер, более детально.







Date: 2015-09-02; view: 335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию