Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обзор концепций и методов
В 1940-1950 гг. было сделано два выдающихся открытия в области концептуализации детских психозов, наиболее серьезных эмоциональных расстройств детского возраста. Первое принадлежит Лео Каннеру (Leo Kanner, 1943), который доказал, что многие непонятные симптомы укладываются в схему, которую он назвал ранним инфантильным аутизмом (early infantile autism). Это относительное редкое расстройство, при котором дети в крайней степени изолированы и равнодушны к внешнему миру. Они обычно избегают смотреть в глаза окружающим или смотрят как будто «сквозь вас». Аутистические дети демонстрируют также ряд других симптомов, включая трудности с речью. Около половины из них не говорят вообще, для тех же, кто говорит, часто бывает характерна эхолалическая речь — бессмысленное повторение услышанных звуков. Когда такого ребенка спрашивают: «Как тебя зовут?», ребенок отвечает: «Как тебя зовут?» (Lovaas, 1973). Если врачи внимательно следят за проявлениями симптомов этого расстройства, они, как правило, могут диагностировать его довольно рано, до начала второго года жизни ребенка. Другой значительный шаг вперед в области диагностики детских расстройств был сделан Маргарет Малер. Начиная с небольшой сноски в своей статье 1949 г., Малер стала описывать и систематизировать признаки расстройства, проявляющегося на 3-м или 4-м году жизни, либо чуть позже. В этом случае дети устанавливают отношения с людьми, которые заботятся о них, но боятся отделить себя от этих отношений. Они «ходят хвостом» за матерью, испытывая страх перед самостоятельным продвижением во внешний мир. Пользуясь как метафорой биологическим термином «симбиоз», Малер назвала это расстройство симбиотическим психозом (symbiotic psychosis) (Mahler, 1968, p. 72-75). С точки зрения Малер, такие нарушения — не просто странное поведение, но отклонение от нормального развития. Как показано в табл. 13.1, Малер утверждает, что нормальное развитие начинается с нормальной аутистической фазы, когда ребенок сфокусирован на своем внутреннем состоянии и отторгает большинство стимулов, поступающих извне. Затем следует нормальная симбиотическая фаза, когда ребенок обращает больше внимания на внешние ощущения, но сохраняет при этом иллюзию, что он и его мать — единое целое. Затем, при поддержке матери, ребенок становится все более независимым, особенно когда начинает ходить. В случае аутизма, как считает Малер, ребенок не может полностью выйти из нормальной аутистической фазы. В случае симбио-тического психоза, ребенок проходит через симбиотическую фазу и выходит из нее, однако не извлекает из отношений данной фазы необходимого ему основополагающего чувства комфорта и поддержки. Когда он становится более независимым существом, то некоторая степень отделенности от матери внушает ему такое сильное чувство дискомфорта, что он начинает отчаянно пытаться восстановить иллюзию симбиотического единства. Малер полагает, что симбиотический психоз, который проявляется позже, чем аутизм, имеет больше вариаций, и дети, страдающие этим расстройством, могут иногда регрессировать к аутистическому состоянию (р. 14-22,71-81). Отличительной чертой работы Малер было ее постоянное стремление формулировать, проверять и пересматривать свои идеи на основе наблюдений отношений «мать—младенец» в реальной жизни. Таблица 13.1. Фазы развития, согласно теории Малер Возраст Фаза Основные особенности От рождения Нормальный Ребенок сфокусирован до 1 месяца аутизм на своем внутреннем психологическом состоянии. 5 месяцев симбиоз на внешние стимулы, но при этом находится под влиянием иллюзии, что он и мать есть одно целое. Отделение/индивидуация От 5 до 9 месяцев От 9 до 12 месяцев От 12 до 15 месяцев От 15 до 24 месяцев От 24 до 30 месяцев Дифференциация Ранняя практическая фаза Практическая фаза Возобновление отношений Начало развития постоянства объектов Ребенок, сидя на коленях матери, отклоняется назад, чтобы изучать ее и окружающий мир, как бы «вылупляется из яйца». Использует мать, как базу для своих исследований. Исследует мир со смелым и радостным оживлением. Осознает, что все-таки нуждается в матери, но тем не менее продолжает стремиться к независимости. Создает у себя внутренний образ матери и может функционировать отдельно от нее. Многие из мыслей, касающихся симбиотического психоза, появились у Малер в результате совместной с Мануэлем Фьюрером (Manuel Furer) работы в терапевтической игровой комнате для детей с психическими нарушениями и их матерей. Концепции нормального развития, разработанные Малер, которые являются предметом нашего внимания в этой главе, также возникли, большей частью, из наблюдений за отношениями матерей и их детей в обстановке игровой площадки. С 1959 по 1968 г. Малер и ее ассистенты наблюдали, со стороны и в непосредственном контакте с ними, 38 нормальных пар «мать—ребенок» в специально устроенном игровом помещении. Это помещение включало в себя часть, где матери могли сидеть, читать, пить кофе и разговаривать и откуда они могли в то же время свободно видеть и контролировать своих детей, пока те играли. Дети, как правило, начинали участвовать в этом проекте в возрасте от 2 до 5 месяцев и покидали игровую площадку, когда им было около 3 лет. Наблюдения (в том числе, отснятые фильмы, семейные интервью и визиты в дома) анализировались довольно неформально, — в основном, путем обсуждения в группе коллег, — без привлечения точных статистических методов. Кроме того, наблюдатели сосредоточивали внимание преимущественно на стадиях, которые проходит ребенок, продвигаясь из симбиотической фазы к достижению независимости, а не на самой симбиотической фазе. Гипотезы Малер относительно ранних фаз, нормального аутизма и симбиоза по большей части основаны на работе с детьми и взрослыми, страдающими психическими отклонениями, и на наблюдениях других исследователей (Bergman, 1999, р. 6; Mahler, Pine, & Bergman, 1975, pp. 39,223-271). Материал сделанных Малер наблюдений за нормальными детьми и их отношениями с матерью исключительно богат, и итог этой грандиозной работы подведен в ее книге «Психологическое рождение младенца» (The Psychological Birth of the Human Infant), опубликованной в 1975 г., (книга была написана в соавторстве с Фредом Пайном и Энни Бергман). Книга рассказывает нам увлекательную историю о том, как ребенок естественным путем выходит из состояния симбиоза и становится отдельным, независимым индивидуумом. Рассмотрим теперь всю последовательность фаз, выделенных Малер, более детально. Date: 2015-09-02; view: 335; Нарушение авторских прав |